ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ



ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕТСКИХ СПОРТИВНЫХ ШКОЛ ЧЕРЕЗ КАЗНАЧЕЙСКОЕ ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА

Кандидат экономических наук Е.Н. Подшибякина
Комитет по образованию Администрации Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург

Комитет финансов и его структурные подразделения - районные финансовые управления, осуществляют финансирование расходов ДСШ в соответствии с Законом Санкт-Петербурга о бюджете города на соответствующий финансовый год и поквартальным распределением расходов.

Роль казначейства для исполнения бюджета, по нашему мнению, заключается в экономии государственных средств. Например, до создания казначейства Комитет финансов отправлял деньги, для того чтобы отремонтировать детскую спортивную школу к новому учебному году, на счет Комитета по образованию или на счет территориальных управлений образованием в зависимости от подчиненности ДСШ, далее главные распорядители средств направляли деньги по учреждениям. ДСШ расплачивались с организациями, делавшими ремонт. То есть деньги проходили через три-четыре инстанции и такое же количество банков. В каждой инстанции и в каждом банке они на несколько дней задерживались. Средний срок прохождения денег составлял 20-30 дней. Теперь бюджетными деньгами будет распоряжаться казначейство. Оно не будет посылать деньги для ремонта в Комитет по образованию или в территориальные управления образованием, или в детские спортивные школы, а будет напрямую отправлять их строительной организации, делающей ремонт. Теперь деньги будут идти не месяц, а 1-2 дня. Закупку мебели, транспорта, договоры с подрядчиками - все это будет оплачивать также казначейство в соответствии с предоставленными договорами и актами выполненных работ. Кроме того, нецелевое расходование средств бюджета резко сократится.

Задача казначейства - не просто контролировать правильность расходования бюджетных средств, но и провести анализ - где деньги работают в полную силу, а где попросту "проедаются" без всякой отдачи.

Обобщая различные мнения о новой форме финансирования системы образования Санкт-Петербурга, можно прийти к следующим выводам. К числу положительных эффективных показателей относятся:

- создание вертикально-интегрированного финансового механизма стабилизации единого образовательного пространства;

- легализация всех поступающих в сферу образования ресурсов, прозрачность всех финансовых потоков;

- концентрация местных бюджетных средств в органах казначейства и установление новых правил режимов счетов;

- формирование механизмов привлечения дополнительных финансовых и материальных средств;

- рационализация и повышение эффективности использования всех ресурсов, как бюджетных, так и внебюджетных;

- контроль (государственный и общественный) за поступлением и использованием финансовых, материальных и человеческих ресурсов;

- роль казначейства заключается в экономии государственных средств;

- нецелевое расходование средств бюджета резко сокращается;

- создаются дополнительные рабочие места в бюджетном секторе для персонала казначейства;

- ослабляется позиция планово-финансовых отделов органов управления образованием, так как казначейство работает напрямую с каждым учреждением и одновременно повышается профессиональная квалификация работников бухгалтерий, осваивается новая культура финансовых отношений;

- достигается одноразовое незначительное увеличение бюджетных средств за счет их объединения с внебюджетными средствами.

К отрицательным показателям относятся следующие:

- снижается общая рыночная ориентация учебных заведений, так как ограничена возможность оперативного управления своей хозяйственной деятельностью;

- усиливается "бюджетное иждивенчество" и растут все виды бюджетных затрат, ибо чем "больше планируемые затраты, тем больше бюджет учебного заведения";

- снижается функциональная эффективность внебюджетных средств, ибо они покрывают текущие издержки учебного процесса;

- сокращаются все виды хозяйственных отношений с социальными партнерами, поскольку перспектива каждый раз убеждать казначейство в целесообразности контактов отпугивает партнеров;

- резко снижаются возможности для найма высококвалифицированного персонала, так как размерность доплат и надбавок надо каждый раз согласовывать с казначейством.

В целом введение нового порядка породило широкий круг проблем и сложностей на фоне заявленных конструктивных целей укрепления бюджетной сферы, таких как:

- ослабление конкурентных позиций государственных учреждений перед негосударственными образовательными организациями;

- сокращение многоуровневости и многоканальности финансирования учреждений, ослабление мотивации к финансовому менеджменту и маркетингу.

В силу указанных противоречий введение нового порядка наталкивается на определенное противодействие, обусловленное различными причинами: финансово-экономическими, администартивно-управленческими и социально-экономическими.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: