|
ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ (КОМАНДЫ) В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА Кандидат педагогических наук, и.о. доцента М.В. Сахарова Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Москва Проблемы спортивной подготовки в том или ином аспекте решались и решаются специалистами различных областей научного знания о человеке: физиологии и спортивной морфологии, психологии, биохимии и биомеханики, педагогики, гигиены и др. Теория и методика подготовки спортсменов по видам спорта (например, теория и методика лыжного спорта, теория и методика баскетбола и т.д.) определяют основные направления и методические подходы к подготовке в конкретной спортивной специализации со всеми присущими ей специфическими признаками. Теория и методика спорта и спортивной тренировки взяли на себя сложную интегрирующую роль по объединению всей совокупности накопленных знаний, дающих научно обоснованные принципы и закономерности тренировки, методические подходы и технологии подготовки, в том числе на основе данных физиологии, психологии, биохимии мышечной деятельности и многих других. В настоящее время при разработке системы подготовки спортсменов или команды уже нельзя ориентироваться лишь на одну конкретную область знаний, необходимы знания из различных областей науки, позволяющие оптимально использовать все то новое и прогрессивное, что накопила в себе наука о спорте и смежные с ней области научного познания. Поэтому уже сейчас можно видеть широкое внедрение все новых технологий в теорию и особенно практику спорта. К ним можно отнести и компьютерные технологии, и различные разработки отечественных и зарубежных ученых в сфере фармакологии и спортивного питания, новые технологии, связанные с постоянным совершенствованием и обновлением спортивного инвентаря и оборудования. Многое спортивная теория и практика берут и из таких сфер человеческого знания, как социальная психология, конфликтология, психофизиология и многих других, перенимая и используя в практике богатый и продуктивный опыт исследователей. Одним из таких нововведений в теории и практике спорта является проектирование , широко используемое в различных сферах деятельности человека [1, 2, 3, 4, 7] (рис. 1). В теории и практике спорта проектирование, наиболее полно сформировавшееся в сфере промышленного производства, приобрело вид системно-педагогического проектирования. В нашем видении оно является одним из наиболее перспективных, осмысленных и обоснованных направлений в обновлении некоторых аспектов существующей теории и практики спорта. В этом случае оно выступает как необходимая и весьма продуктивная форма, а точнее технология, применение спортивно -педагогических инноваций, позволяющих разрабатывать и создавать системы подготовки от микро- до мегауровней на основе интегративного комплекса новейших научных данных и современных информационных систем. Внедрение в теорию и практику спорта системно -педагогического проектирования ни в коей мере не отвергает других способов разработки тренировочно -соревновательных систем (планирования, программирования, моделирования, конструирования и т.п.) и реализации отдельных новшеств. Оно разворачивается на основе естественной эволюции всех этих систем и при определённых условиях может стать доминирующим путем в разработке и внедрении в практику новых систем управления подготовкой спортсменов [5]. В соответствии с этими положениями проектирование в сфере его применения в теории и практике спорта рассматривается нами как особая, многогранная область деятельности, знания о которой еще предстоит выяснять, накапливать и уточнять. И в этом контексте оно занимает особое место в науке о спорте и начинает делать только первые робкие шаги. Это означает, что для понимания сущности проектирования необходимо учесть и рассматривать все элементы, присущие проектированию как любой социально значимой человеческой деятельности. Чтобы понять это, следует уточнить сущность проектирования и выявить его отличительные признаки от часто используемых наравне с ним понятий - планирование, программирование и т.д. В каких же взаимоотношениях находятся "проектирование", "планирование", "программирование" и т.п. Под планированием в спорте понимается система предварительно разработанных (или осмысленных) на основе цели организационных, содержательных и методических сторон для проведения предстоящего учебно-тренировочного процесса [1]. Оно характеризуется комплексной деятельностью по разработке и обоснованию целей и задач подготовки спортсмена или команды, является их способом интериоризации 1, приобретая для занимающихся личностный смысл и являясь основой для дальнейших действий. При планировании используются апробированные, устоявшиеся, достаточно хорошо известные процедуры, оно не предполагает существенных открытий и изменений в теории и практике спорта. При этом довольно часто лишает тренера, педагога самостоятельности, инициативы, творчества, в то время как проектирование занимается созданием совершенно новой системы (конструкта) и, как правило, соотносится с активной созидательной деятельностью специалиста (проектировщика), внедрением в теорию и практику спорта нового и прогрессивного, отрицающего шаблон и жесткий стандарт. В нашем видении планирование может рассматриваться как фрагмент, относительно небольшой этап проектировочной деятельности. Программирование представляет собой достаточно жестко детерминированную систему последовательных и отработанных в практике операций и действий, приводящих к конкретному результату в рамках отведенного времени. Широко используется в практике спорта как одна из форм установки на выполнение программы действий, исключающая в ходе ее реализации творчество и широкую активную созидательную деятельность. Например, одной из методологических основ разработки системы подготовки спортсменов к Олимпийским играм является "программно - целевой подход".
Рис. 1. Системно-педагогическое проектирова ние в спорте Отличие проектирования от программирования состоит в том, что проектирование - это более гибкая система, легко поддающаяся трансформации, в то время как программа есть более жесткая установка, не предполагающая каких-либо существенных изменений. По отношению к программированию проектирование следует рассматривать как изначальный, главенствующий фактор, позволяющий выстраивать более динамичную программу действий, органично входящую в проект, а также и в план ее реализации. Конструирование связывают с созданием, сооружением, построением системы на основе разработанного проекта системы управления. Результаты проектирования системы управления тренировочно-соревновательным процессом могут быть воплощены в практике спорта с большими или меньшими отступлениями от проекта. Поэтому есть смысл различать и сравнивать между собой результаты проектирования - проект системы управления тренировочно -соревновательным процессом спортсмена, результаты конструирования - реальная система подготовки и результаты воплощения - реальная система в действии (рис. 2). По отношению к проектированию оно выступает вторичным фактором, позволяющим разработать и создать (на основе смыслового образа) конструкцию системы подготовки спортсменов в тренировочно-соревновательном цикле (мега-, макро-, мезо-, микро-), т.н. каркас, наполнение которого содержательным компонентом требует перехода к модельному проектированию. Модель - это представление, аналог чего-либо, воспроизводящего в упрощенной форме какие-либо из аспектов реальной действительности. Моделирование является одним из средств и методов проектировочной деятельности. Оно позволяет создавать различные модели, их вариации и из множества выбирать наилучшую, оптимальную для каждых условий. Таким образом, проектирование и моделирование - неоднозначные понятия, второе выступает как технологический инструментарий, позволяющий проектировщику создавать проекты с более высокой степенью надежности. При таком подходе можно говорить о проектном моделировании. Проектное моделирование в спорте представляет собой процесс разработки предпочтительных проектов подготовки спортсмена (команды) в соответствии с заданной целью и вытекающими из нее задачами, использованием средств и методов моделирования на основе современных информационно-компьютерных технологий. Проектное моделирование должно опираться на прогнозирование, специальные исследования конкретных перспектив развития разработанной проектной модели. Прогнозирование строит предположения о том, что может быть создано (создает прогнозный сценарий). Прогнозирование - это научное направление по выявлению перспектив развития явлений. При обосновании оптимальности выбора того или иного проекта тренировочно-соревновательной системы необходимо исходить из диалектической детерминации будущего на основе вероятностного подхода с учетом широкого выбора возможных вариантов. И в этом контексте прогноз - это вероятностное описание того, что будет происходить по мере реализации проекта. Прогнозы не подменяют проекты, а являются средством их совершенствования, методом постановки целей системы подготовки спортсмена (команды), повышения эффективности спортивно-педагогического проектирования. В этой связи прогнозирование выступает как предфункция проектирования. Проектирование отвечает на вопрос: что должно быть, какой должна быть система подготовки спортсмена (команды) и способы ее управления, чтобы добиться прогнозируемых результатов в конкретных условиях и ситуациях . Проектирование должно опираться на прогнозы ситуации, включать в себя элементы и этапы прогнозирования, в том числе последствий реализации проекта на практике. Таким образом, проектирование выступает тем систематизирующим фактором, который позволяет интегрировать знания и технологии из различных смежных областей деятельности и в оптимальном сочетании использовать их для создания систем подготовки команды (спортсмена) на новом качественном уровне [5]. Подытоживая вышесказанное, можно утверждать, что проектирование систем подготовки спортсмена (команды) есть деятельность творческого, созидательного характера. Творческий характер проектирования предполагает осознанную поисковую деятельность. Созидательный характер позволяет разработать проектную модель, которая даст возможность проигрывать и апробировать не только целостный проект, но и его отдельные фрагменты и их вариации с выбором наиболее оптимального образца [4]. Следующий вопрос, который требует своего разрешения, - технологический аспект проектирования . Как всякая деятельность, проектирование носит процессуальный характер, подразумевает прохождение определенных шагов, этапов, стадий, осуществление отдельных действий и целостных сложных процедур. При этом проектировочной деятельности свойственны: процесс постановки проблемы, формулирование рабочей гипотезы, выбор и принятие решений, решение задач (познавательных, организационных, ресурсных). И в этой связи проектирование, не доведенное до технологического уровня, не справится со своими задачами. Технология проектирования системы подготовки отдельного спортсмена или команды включает в себя разумную, логически строго последовательную деятельность (шагов, этапов, стадий), направленную на достижение поставленной цели и приводящую к запланированному результату. Однако сводить проектирование только к технологическому аспекту неправомерно, т.к. проектировочная деятельность значительно шире, чем технология. Технологический цикл проектирования системы подготовки спортсменов (на определенный этап или цикл) состоит из ряда логически последовательных операций [6, 7]. Предваряет проектировочную деятельность педагогическая диагностика. К собственно проектировочному этапу относятся: целеполагание, разработка задач, создание проектных моделей и планов тренировочно-соревновательной деятельности (рис. 3). Проектно-реализационную часть деятельности составляют: реализация, т.е. внедрение проекта в реальные условия подготовки; контроль, оценка и сличение получаемых данных с прогнозируемыми и модельными; оперативные, текущие коррекции фрагментов и этапные коррекции проекта. Первый, предваряющий этап проектировочной деятельности - педагогическая диагностика. Она предусматривает: определение исходного состояния и уровня подготовленности объекта (спортсмена, команды); анализ предыдущей тренировочно-соревновательной деятельности (общих и парциальных параметров тренировочных и соревновательных нагрузок) и выявление ее основных недостатков и наиболее эффективных сторон; анализ тенденций развития вида спорта; анализ системы соревнований предстоящего игрового сезона. На основе объективных и точных данных, полученных на первом этапе, проводится целеполагание. Оно включает иерархию целей по уровням значимости, определение оперативных, тактических и стратегических целей. Затем определяются задачи, направленные на решение поставленных целей - перспективные, текущие и оперативные. Следующий этап направлен на разработку теоретических проектов подготовки и моделей готовности, параметров и темпа требуемых приростов различных составляющих подготовленности (текущих и этапных), которые реально смогут обеспечить эффективность соревновательной деятельности спортсмена (команды). Практическая реализация проектов в процессе подготовки служит для достижения прогнозируемых результатов и позволяет оценить эффективность разработанной системы и ее отдельных компонентов. На заключительном этапе технологического цикла проектирования осуществляется разработка системы контроля и критериев оценки, позволяющих определить степень достижения ставившихся целей, выявить недостатки, выявить резервы, а также внести своевременные и соответствующие коррективы. Таким образом, проектирование как интегрированная функция, определяющая не только конструкт и содержание процесса подготовки, но и всю систему управления этим процессом, должно отличаться целеориентированной эффективностью. Эффективность функции будет подтверждаться достижением наивысшего для данных условий результата при наименьших затратах. В качестве критериев, позволяющих оценить эффективность процесса подготовки в спортивных играх, используются: спортивный результат, показатели технико-тактического мастерства игроков, динамика уровня подготовленности и состояния спортсмена. Соответствие этих интегральных показателей их заданным модельным характеристикам отражает эффективность как самой технологии проектирования подготовки, так и его содержательного обеспечения.
Рис. 2. Структурно-функциональная схема логической последовательности развертывания этапов проектирования Таким образом мы рассматриваем проектирование как мыслительную, интеллектуальную деятельность, главными в которой являются генерация, проработка и комбинирование проектных идей и решений. Результатом проектирования в этом случае становится образ новой системы - не что иное, как совокупность надлежащим образом разработан ных, обоснованных и выстроенных идей. Именно вокруг этого сосредотачиваются все организационные и управленческие усилия в рамках проекта подготовки спортсмена (команды). Вполне правомерно и разумно понимать проектирование управления системой подготовки спортсменов как постоянный процесс выбора и принятия решений, процесс решения задач и проблем (познавательных, организационных, ресурсных). На обобщенном уровне под проектированием тренировочно-соревновательных систем подготовки спортсмена или команды следует понимать, специальную, концептуально обоснованную и технологически обеспеченную деятельность по созданию смыслового образа будущего, того, чего еще нет в реалиях, но то, что должно быть - проект тренировочно-соревновательной системы. Проектированию свойственно все то, что присуще работе с будущим, и прежде всего высокая степень неопределенности и непредсказуемости. И в этом плане проектирование можно охарактеризовать как модель потребного будущего (по Н.А. Бернштейну), модель желаемого будущего (по М.А. Моисееву). Но тщательная педагогическая диагностика и обоснованное прогнозирование позволяют сделать этот проект наиболее адекватным возможностям спортсменов и реальным условиям его реализации. Настоятельная необходимость внедрения в теорию и практику спорта системно-педагогического, объектно -ориентированного проектирования является веянием нового времени и результатом накопившихся в науке многочисленных новых данных, позволяющих на более качественном уровне решать задачи построения тренировочно-соревновательных циклов и управления ими, используя современные информационные технологии и новое видение проблем спорта. Литература 1. Сахарова М.В., Колев Н. Теоретические аспекты технологии проектирования процесса подготовки в командных спортивных играх / Сб. ст. междунар. научно-практ. конф. Том 2. Одесса, 2000. 2. Сахарова М.В. Карнаухов Г.З. Проектное мышление как инновационный компонент профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту: Матер. межрегион. научно-практ. конф. Нижний Новгород, 2000. 3. Сахарова М.В. Проективная деятельность преподавателя в образовательном процессе /Сб. ст. научно-практ. конф. - М.: РГАФК, 2001. 4. Сахарова М.В. Особенности технологии проектирования процесса многолетней подготовки спортсменов в командных игровых видах спорта / Сб. науч. и научно-метод. ст. VII межвуз. научно-практ. конф. - М: МГИУ, 2001. 5. Холодов Ж.К., Сахарова М.В. К теории и методологии проектирования систем подготовки спортсмена (команды): Матер. совместной науч. конф. Малаховка, 2002. 6. Сахарова М.В. Некоторые проблемы разработки и построения макроциклов в игровых видах спорта: Матер. VIII Междунар. науч. конгресса. М., 2003. 7. Сахарова М.В. Особенности технологии проектирования годичного цикла в командно-игровых видах спорта в многолетнем аспекте: Матер. междунар. научно-практ. конф. Казахстан, 2002.
Рис. 3. Обобщенная схема технологического цикла проектирования: Д - педагогическая диагностика; П - разработка проектных моделей и программ; Ц - целеполагание; Р - реализация проекта в практической деятельности; З - разработка задач; КО - контроль и оценка; К1 - коррекции на основе данных оперативного и текущего контроля; К2 - коррекции на основе данных этапного контроля 1 Интериоризация (от латинского - внутренний) - формирование умственных действий и внутреннего плана сознания через усвоение индивидом внешних действий с предметами и в результате социальных форм общения. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |