Abstract SYSTEM OF TRAINING OF EXPERTS IN PHYSICAL REHABILITATION (PHYSIOTHERAPY) IN CHARLS STURT UNIVERSITY G.A.Makarova, Dr. Med. I.A. Belolipetskaya Kuban state university of physical culture, sports and tourism, Krasnodar Key words: foreign experience, Australia, training, sports medicine, physical rehabilitation, curricula. Nowadays there is an especially acute problem on the reduction of the Russian education programs in conformity with the world standards. The authors have analyzed the programs of training of experts in physical rehabilitation (physiotherapy) of Charls Sturt University, developed and accredited by the Australian Council of Physiotherapy Regulating Authorities. The results of the carried out comparative analysis testify that there are significant distinctions between systems of training of the experts in physical rehabilitation in Russia and abroad. The authors offer to analyze the curriculums of training according to the speciality in other foreign countries and to bring in the certain corrective amendments to the Russian educational standards.
|
СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ (ФИЗИОТЕРАПИИ) В CHARLS STURT UNIVERSITY Доктор
медицинских наук Г.А. Макарова Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар Ключевые слова: зарубежный опыт, Австралия, обучение, спортивная медицина, физическая реабилитация, учебные планы. В настоящее время особенно остро стоит проблема приведения отечественных образовательных программ в соответствие с мировыми стандартами. Для этого активно ведется изучение зарубежного опыта подготовки специалистов по всем направлениям. С этой целью нами были переведены и проанализированы программы подготовки специалистов в области физической реабилитации (физиотерапии), разработанные и утвержденные в австралийских учебных заведениях. Австралия имеет хорошую репутацию во всем мире, что является результатом тщательного контроля над всеми учебными заведениями страны, осуществляемого Федеральным правительством. Система австралийских сертификатов (The Australian Qualifications Framework) является частью политики контроля правительства за структурой системы образования. Она охватывает все послешкольное образование и является гарантом того, что большинство реформ в области профессионального образования будут полностью отражены в новых сертификатах и дипломах, а также того, что присвоенные профессиональные квалификации будут признаны по всей Австралии. Проанализированные нами программы подготовки специалистов по физической реабилитации (физиотерапии) разработаны и аккредитованы Регистрационной палатой Австралии и Австралийским советом по вопросам физиотерапии (The Australian Council of Physiotherapy Regulating Authorities). Дипломы и сертификаты, получаемые студентами по окончании обучения на каком-либо уровне, официально признаны Обществом спортивной медицины Австралии (Sports Medicine Australia). В этой стране принята британская система высшего образования, в соответствии с которой студент 3-4 года учится на первой ступени университета, получает диплом бакалавра, затем продолжает свое обучение в магистратуре, где начинается узкоспециализированное образование. В университетах Австралии действует несколько программ обучения: студенческая (undergraduate) и аспирантская (postgraduate, doctorate). Программа Undergraduate: · Bachelor Degree - степень бакалавра, рассчитанная на 3-4 года дневного обучения; · Bachelor Degree Honours - почетная степень бакалавра, которая требует дополнительного обучения в течение 1-2 лет (включая и основной исследовательский проект). Программа Postgraduate: · Postgraduate (Graduate) Certificate (1 семестр дневного обучения, следующего за степенью бакалавра); · Postgraduate (Graduate) Diploma (1 год дневного обучения после получения степени бакалавра); · Masters Degree (около 2 лет обучения после получения степени бакалавра или 1 год после почетной степени бакалавра). Степень магистра предполагает курсовую работу и диссертацию (или исследования и диссертацию). Программа Doctorate требует как минимум три года дневного обучения после успешного окончания магистерской программы или получения почетной степени бакалавра. Основные дисциплины учебного плана подготовки бакалавра в области физической реабилитации (физиотерапии)
В сфере медико-биологического обеспечения спорта в Австралии по принципу преемственности выстроена следующая система дипломной и постдипломной подготовки: - бакалавр в области физической реабилитации (физиотерапии) / почетная степень бакалавра в области физической реабилитации (физиотерапии); - сертификат в области спортивной медицины (Graduate Certificate in Sports Medicine); - диплом в области спортивной медицины (Graduate Diploma in Sports Medicine); - магистр в области спортивной медицины (Master in Sports Medicine). Программа подготовки бакалавра по физической реабилитации (физиотерапии) имеет продолжительность 4 года очного обучения и объединяет академическую учебу с клинической практикой в реабилитационных центрах, а также в оздоровительных организациях, частных клиниках, госпиталях, диспансерах. Курс, направленный на получение почетной степени бакалавра, внедрен в общую четырехлетнюю программу и заключается в изучении специфических научных дисциплин, являясь, таким образом, промежуточным этапом между степенью бакалавра и магистра. Для обучения по этой программе студенты в конце 2-го курса на основе текущей успеваемости проходят жесткий отбор. Присвоение степени студентам, успешно прошедшим отбор, основывается помимо освоения основныхх дисциплин на подготовке и выполнении курсовых проектов (на 3-м и 4-м курсах) и диссертационных исследований. Дневная форма обучения является необходимым условием учебного процесса. Каждый семестр состоит из 13-14 недель, в течение которых студенты должны прослушать 3-4 предмета. Помимо обязательных учебных часов предполагается самостоятельная работа в лабораториях, клиниках и библиотеках, что способствует самоорганизации и высокой степени мотивации студентов. Основные дисциплины учебного плана подготовки бакалавра в области физической реабилитации (физиотерапии) (общее направление и Почетная степень) представлены в таблице. Как видно из представленных данных, в процессе обучения наблюдается повторяемость многих учебных дисциплин в разных семестрах: в 1-м и 2-м семестрах студенты изучают основы физиологии-1 и 2, физическую реабилитацию-1 и 2; в 1, 2 и 3-м семестрах - анатомию-1, 2, 3; в 4-м и 5-м семестрах - физическую реабилитацию в кардиопульмонологии-1 и 2, физическую реабилитацию в травматологии и ортопедии-1 и 2, в 5-м и 6-м семестрах - физическую реабилитацию в системе комплексной реабилитации-1 и 2. На наш взгляд, такое изучение дисциплин полностью оправданно, так как студентам дается возможность углубить знания, полученные на предыдущем этапе. Так, при изучении основ физиологии-1 даются первичные знания, необходимые для более глубокого понимания физиологических процессов: физиологии клеток и тканей, функций опорно-двигательной, нервной и эндокринной систем. При изучении основ физиологии-2 студенты рассматривают каждый цикл с позиции теории, практики и современных открытий. Помимо этого они получают практические навыки исследовательской работы. Общая продолжительность изучения каждой дисциплины - 8 недель. Исключение составляют дисциплины, предусматривающие отработку практических навыков, для которых выделяется 16 недель. К ним относятся управление комплексными случаями, обычная и клиническая практика (для студентов обычного направления), клиническая практика в качестве специалиста по физической реабилитации и написание диссертации (для студентов направления Honours). Для студентов, занимающихся по обычной программе, предусмотрены также факультативные дисциплины, которые выбираются индивидуально из ранее изученных с целью более подробного их освоения. Специалист, получивший по окончании курса диплом бакалавра в области физической реабилитации (физиотерапии), имеет возможность работать в качестве специалиста широкого профиля в общих госпиталях, реабилитационных центрах, общественных клиниках или заниматься частной практикой. Кроме того, он может работать в области профилактики в спортивных организациях, школах и командах. Специалист, получивший почетную степень бакалавра в области физической реабилитации (физиотерапии), способен работать в качестве физиотерапевта частной или государственной практики, в реабилитационных центрах, общественных оздоровительных организациях, а также в клиниках спортивной медицины. Результаты проведенного нами сравнительного анализа свидетельствуют о том, что между системами подготовки специалистов по физической реабилитации в нашей стране и за рубежом существуют значимые различия. Вероятно, есть основание, проанализировав учебные программы подготовки по данной специальности и в других зарубежных странах, внести определенные коррективы в отечественные учебные стандарты. При этом прежде всего необходимо предусмотреть проведение комплекса мероприятий, направленных на устранение основных терминологических различий в обозначени и специальности, а также несоответствий в названиях отдельных дисциплин учебного плана, часовом фонде их изучения и др. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |