ПРОФЕС-
СИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Abstract

MODERNIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS IN HIGH SCHOOL OF PHYSICAL CULTURE

B.F. Kurdukov, Ph. D., lecturer

Kuban state university of physical culture, sports and tourism, Krasnodar

Key words: expert, vocational training, process of training, complete educational process.

A successful realization of the projects on the development of physical culture and sports put forward depends on the supplying the given area with highly skilled experts, the level of professional preparedness of which will provide their active and effective participation in this process.

The author, offering the decisions of the existing problems connected with the increase of efficiency of an educational process and the quality of vocational training of students of sports high schools, speaks about the necessity to consider them in a complex of existing interrelations between the components in a complete system of educational process. It will allow to avoid mistakes and to achieve the rational, simultaneous improvement of the quality of functioning of all structural units that will allow to come to the achievement of the required result of training in a high school.


МОДЕРНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Кандидат педагогических наук, доцент Б.Ф. Курдюков
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар

Ключевые слова: специалист, профессиональная подготовка, процесс обучения, целостный учебный процесс.

Введение . Успешная реализация выдвигаемых проектов по развитию физической культуры и спорта во многом зависит от обеспеченности данной сферы высококвалифицированными специалистами, уровень и содержание профессиональной подготовленности которых должны в полной мере обеспечить их активное и эффективное участие в этом процессе.

Рассматривая перспективы профессиональной подготовки специалистов по физической культуре в современной высшей школе, в качестве основных вопросов, требующих научно-технологической проработки , предлагается особо выделить: 1. Организацию целостного учебного процесса. 2. Подготовку профессорско -преподавательского состава. 3. Профессиональный отбор при поступлении в вузы физической культуры. 4. Формирование повышенного уровня профессиональной подготовленности студентов.

Практические рекомендации и их обоснование . Структура содержания обучения в вузе представляется в виде взаимосвязанных между собой трех основных компонентов: образовательного, специального, профессионально -педагогического. В своем пересечении они образуют дополнительные компоненты, объединяющие их между собой: общеспециальный, общепрофессиональный, специально-профессиональный и интегральный.

Подобный подход к структурированию содержания подготовки (обучения) специалистов по физической культуре в вузе обеспечивает полноту выполнения современных требований госзаказа, возможность переориентации с одномерной модели специалистов на многомерную.

В условиях реформирования высшей школы, изменения взглядов на профессиональную подготовку специалистов по физической культуре, естественно, изменяются требования, предъявляемые к подготовке профессорско -преподавательского состава вузов. Перспективы развития системы их подготовки в условиях многоуровневой структуры высшего образования связаны с воплощением в практику новых подходов и принципов организации данного процесса: а) отбор на всех уровнях обучения студентов, желающих посвятить себя педагогической деятельности в вузе; б) восприятие педагогической подготовки как автономной, рассчитанной на определенный контингент студентов; в) организация курса подготовки вузовских преподавателей на уровне магистратуры или аспирантуры .

Реализация вышепредставленных установок в практике подготовки преподавателей вузов физической культуры позволяет достичь оптимального сочетания у них специальной и профессионально-педагогической подготовленности, что в определенной степени является гарантом эффективности реализации учебно-воспитательного процесса.

Активность участия студентов в учебном процессе находится в прямой зависимости от их довузовской подготовленности и способности обучаться по программам высшей школы. Это указывает на необходимость соответствия абитуриентов определенным требованиям, предъявляемым со стороны вузовского образования.

Для выполнения этих условий особое внимание уделяется профессиональному отбору, в качестве основных задач которого в вузах физической культуры следует определить:

1. Диагностику общего уровня знаний абитуриентов по дисциплинам гуманитарного и естественно-научного циклов, предопределяющих потенциальные возможности поступающих продолжить обучение на уровне высшего образования.

2. Наличие практических навыков спортивной деятельности и жизненно важных качеств, характеризующих уровень спортивной и общей физической подготовленности.

3. Предпосылки и предрасположенность абитуриентов к профессионально -педагогической деятельности как основа прогнозирования возможных гарантий качественной подготовки будущих специалистов по физической культуре.

Учитывая сформировавшиеся в современной педагогике высшей школы ориентиры обучения, в качестве основных стратегических целевых установок, позволяющих скорректировать и оптимизировать учебный процесс, определены: а) смена акцента в обучении студентов с усвоения знаний на развитие у них мыслительных способностей и воспроизводство знаний; б) последовательный и поступательный переход в обучении со стратегии "от знания к проблеме" на стратегию "от проблемы к знаниям"; в) создание дидактических и психологических условий для осмысления обучения и активного включения в этот процесс студентов; г) оснащение студентов методологией творческого преобразования учебной информации; д) развитие познавательно-побуждающих мотивов бескорыстного поиска знаний, истины; е) формирование профессионально -педагогического мышления путем реализации целостного, интегрированного подхода в обучении.

В соответствии с новыми взглядами на социальную значимость специалиста по физической культуре особое внимание должно уделяться развитию педагогического мышления. При этом одной из главных задач обучения является формирование личности педагога, в качестве важнейшей характеристики которого выступают умения, направленность, осознанность выполнения педагогической деятельности, эмоционально-волевая стабильность и т.д.

Формируются данные умения в дидактических условиях с широким спектром использования проблемных задач, решение которых требует интеграции знаний, полученных при изучение различных учебных дисциплин, где в качестве основных мыслительных единиц выделяются: 1. Ведущие идеи, которые определяют педагогическую направленность деятельности специалиста. 2. Разработка конструктивно -методических схем, конкретизирующих общие идеи и принципы. 3. Совокупность приемов педагогической деятельности при решении учебно-воспитательных задач.

Результаты исследований позволяют утверждать, что целенаправленное формирование педагогического мышления у студентов вузов физической культуры обеспечивает повышение у них осознания значимости физической культуры и спорта в воспитательном процессе детей и подростков; вырабатывает умения творчески подходить к решению образовательно-воспитательных задач; рационально соотносить выбор принципов, форм, методов с реальными педагогическими задачами.

Подчеркивая важность педагогической направленности в профессиональной подготовке студентов вузов физической культуры, требуется указать еще на одну из ее специфических сторон - это необходимость наличия у работающих двигательного опыта и присущих физкультурно-спортивной деятельности соответствующих переживаний.

В последнее время наблюдается тенденция к значительному снижению от курса к курсу количества студентов, активно занимающихся совершенствованием спортивного мастерства, что было установлено в процессе проведенных исследований.

Одним из направлений в решении этого вопроса является повышение заинтересованности студентов в физическом совершенствовании через привлечение их к постоянной практической работе по специальности. Это возможно в процессе реализации общественной профессионально-педагогической практики дополнительно к ее базовым видам. Участие в ней студентов создает условия, при которых ощущается востребованность определенного уровня двигательной подготовленности, необходимого при осуществлении качественного и эффективного обучения подопечных. Кроме того, данный вид практики стимулирует познавательную деятельность студентов, так как, участвуя в педагогическом (тренировочном) процессе, они приобретают социальный статус преподавателя, соответствие которому реально требует работы над собой, пополнения запаса знаний и умений, выработки необходимых профессионально-педагогических навыков.

Функционирование учебно-воспитательного процесса на уровне гарантированного достижения планируемого результата обучения в вузе позволяет говорить о нем, как о педагогической технологии. В научно-методической литературе нет единого понимания ее сущности. По нашему мнению, к основным принципам и требованиям педагогической технологии относятся: 1. Осознанность перспективы и обеспечение гарантий достижения планируемого результата в обучении. 2. Целостный системный подход к организации педагогической технологии. 3. Научное обоснование паритетности компонентов ее структуры. 4. Сочетание жестких требований, предъявляемых к результатам функционирования отдельных систем и подсистем, с гибкостью их содержания и методов реализации. 5. Единство целевых установок в деятельности всех субъектов, участвующих в процессе воплощения ее в практику.

В качестве наиболее существенных факторов, влияющих на набор структурных компонентов педагогической технологии, выступают детерминанты, основными из которых являются: цель, задачи, организация учебного процесса, его реализация, оценка решения задач и достижения цели.

Структура педагогической технологии представлена набором компонентов: 1) модель выпускника вуза; 2) содержание образования; 3) условия функционирования учебного процесса; 4) взаимодействие участников реализации учебного процесса; 5) результат обучения.

При технологическом подходе к организации и реализации процесса профессиональной подготовки студентов вузов физической культуры появляется возможность установить обусловленность реальной взаимосвязи между структурными компонентами целостного учебного процесса. В свою очередь, это позволяет сбалансировать адекватность и внутренние возможности каждого компонента относительно других. Связующим звеном в данном случае выступает единая общая цель - подготовка специалиста.

Заключение . Таким образом, предлагая решения существующих проблем, связанных с повышением эффективности учебного процесса и качества профессиональной подготовки студентов вузов физической культуры, необходимо рассматривать их в комплексе существующих взаимосвязей между компонентами в целостной системе учебного процесса. Это дает основание избежать ошибок и добиться рационального, одновременного повышения качества функционирования всех структурных единиц, что в совокупности позволит выйти на достижение искомого конечного результата обучения в вузе.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!