ПРОФЕС-
СИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Abstract

INTERRELATION OF SECONDARY AND HIGHER VOCATIONAL TRAINING IN CONDITIONS OF REGIONAL UNIVERSITY COMPLEX OF PHYSICAL CULTURE

A.A. Tarasenko, Ph. D., lecturer

Kuban state university of physical culture, sports and tourism, Krasnodar

Key words: university complex, integration, continuity, multilevel professional training.

The aspiration to optimize educational space in the regions of Russia distinctly makes active the integration processes in the education system. the decision of the government of the Russian Federation on the creation of university complexes on the basis of large high schools became duly. Thus their three models are offered: university districts, the university complexes as legal persons, and the association of legal persons.

The experience of Kuban state university of physical culture, sports and tourism testifies to the efficiency of integration of secondary and higher vocational training in the sphere of physical culture and sports in conditions of a regional educational complex. The structure of this university complex is described in the article.


ВЗАИМОСВЯЗЬ СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕГИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Кандидат педагогических наук, доцент А.А. Тарасенко
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар

Ключевые слова: университетский комплекс, интеграция, преемственность, многоуровневая подготовка кадров.

Одно из приоритетных направлений образовательной политики Российской Федерации - создание условий для повышения качества профессионального образования. Основным фактором его обновления выступают запросы, предъявляемые экономикой и социальной сферой, федеральным и территориальными рынками труда, а также перспективные потребности их развития.

Стремление оптимизировать образовательное пространство в регионах России заметно активизирует интеграционные процессы в системе образования. Своевременным стало решение правительства России о создании университетских комплексов на базе крупных вузов. При этом предложены три их модели: в виде университетских округов, университетских комплексов, являющихся юридическими лицами, и ассоциации юридических лиц.

Формирование университетских комплексов предполагает развитие структуры многоуровневой подготовки кадров. Однако интеграционные процессы не только позволяют развивать взаимодействие различных уровней образования, в частности реализовать преемственность образовательных программ, но и обеспечивают контакты между педагогическими коллективами образовательных учреждений различных типов, совместное проведение методической, научно-исследовательской работы, рациональное использование трудовых, материальных и информационных ресурсов.

Осмысление опыта, накопленного Кубанским государственным университетом физической культуры, спорта и туризма в образовательной, научно-исследовательской, спортивно-педагогичес кой областях деятельности, позволило вузу в середине 90-х гг. приступить к формированию регионального образовательного комплекса физической культуры. В настоящее время он объединяет более 40 учреждений и организаций Южного федерального округа.

Определены перспективные направления деятельности комплекса:

- реализация в различных формах обучения (очной, очно-заочной, заочной) интегрированных образовательных программ всех уровней образования с учетом регионального компонента;

- объединение усилий образовательных, спортивных и научных учреждений и организаций в подготовке спортсменов высокого класса;

- формирование единого научно-методического подхода к физкультурно -оздоровительной и спортивно-массовой работе посредством целевой подготовки научно-педагогических кадров для субъектов Южного федерального округа;

- создание единого регионального информационного поля посредством внедрения современных информационных технологий;

- повышение эффективности непрерывной производственной практики посредством налаживания тесных связей между образовательными, спортивными, научными, туристическими, лечебно-профилактическими учреждениями и организациями;

- координация и проведение спортивных соревнований и физкультурно-массовых мероприятий в Южном федеральном округе.

Взаимодействие университета с подразделениями комплекса, не входящими в его структуру, осуществляется на договорной основе. Однако наиболее эффективной организационной моделью университетского комплекса физической культуры представляется ассоциация профильных учреждений и организаций.

В комплексе в различных формах реализуются образовательные программы всех уровней образования, в том числе по 5 специальностям среднего, 11 - высшего и 4 послевузовского профессионального образования.

Наибольший опыт накоплен вузом в области интеграции среднего и высшего профессионального образования. Модель непрерывного образования "колледж-вуз" реализуется в созданных базовых колледжах (Гуманитарном и Специализированном медицинском) и в процессе сотрудничества с профильными средними специальными учебными заведениями региона (ЕПК, Элистинский педагогический колледж, Муниципальный колледж г. Пятигорска, училища олимпийского резерва в гг. Краснодар, Ростов-на-Дону, Кисловодск).

Определены условия обеспечения преемственности образовательных программ среднего и высшего профессионального образования в сфере физической культуры и спорта. К основным из них относятся: обеспечение преемственности программ вступительных испытаний, структуры и содержания циклов общепрофессиональных и специальных дисциплин, непрерывной педагогической практики, выпускных квалификационных работ, итоговых государственных аттестаций. Отлажена система отбора выпускников колледжей для продолжения обучения в университете по сокращенным программам с учетом мотивов их учебной деятельности.

Интеграция образовательных программ среднего и высшего профессионального образования позволила обеспечить устойчивую тенденцию роста конкурса при поступлении в колледжи, входящие в структуру образовательного комплекса. Следует отметить, что еще при поступлении в колледж абитуриенты, имеющие основное общее образование, оценивают преимущества системы многоуровневой подготовки кадров. Так, среди основных мотивов поступления в колледж они выделяют возможность продолжения обучения в вузе, стремление к более ранней профессионализации и готовность к освоению дополнительных образовательных программ по информатике, медицине, иностранному языку. Cравнительный анализ успеваемости, степени профессиональной подготовленности, динамики спортивного мастерства, мотивации к получению высшего профессионального образования показал, что у студентов университета, получивших среднее профессиональное образование в подразделениях комплекса, эти показатели в
целом выше, чем у студентов, поступивших в вуз на базе среднего (полного) общего образования.

Таким образом, опыт КГУФКа свидетельствует об эффективности интеграции среднего и высшего профессионального образования в сфере физической культуры и спорта в условиях регионального образовательного комплекса.

Однако действующее нормативно-правовое обеспечение в сфере образования существенно ограничивает эффективность деятельности университетских комплексов. Так, объединение кадрового потенциала структур среднего и высшего профессионального образования приводит к ухудшению показателей, влияющих на выполнение головным вузом лицензионных и аккредитационных требований. Существуют проблемы в порядке аттестации, тарификации и оплаты труда работников вуза, осуществляющих преподавательскую деятельность в других подразделениях комплекса. Неполностью отработан механизм обеспечения преемственности содержания государственных образовательных стандартов среднего и высшего профессионального образования.

Решение указанных проблем возможно на основе обеспечения единого методологического подхода к организации и деятельности университетских комплексов физической культуры.

Литература

1. Барабанов А.Г., Локтев С.А., Якобашвили В.А. Кубанская государственная академия физической культуры на рубеже веков // Физическая культура, спорт - наука и практика. - Краснодар: КГАФК, 1999, №1-4, с. 8-11.

2. Васильев В.Н., Воронин А.В. Университетский комплекс как центр развития региональной системы непрерывного образования // Университетское управление: практика и анализ. - Екатеринбург: УГУ, 2001, № 3, с. 14-24.

3. Локтев С.А., Чернышенко Ю.К., Якобашвили В.А. и др. Многоуровневая образовательная структура Кубанской государственной академии физической культуры на пути к университетскому (академическому) комплексу // Теория и практика физ. культуры. 2002, № 3, с. 47-50.

4. Минаев А.В. Формирование образовательного пространства физической культуры и спорта в системе высшего профессионального образования Российской Федерации: Автореф. канд. дис. Санкт-Петербург, 2003. - 26 с.

5. Петрик А.А., Лобанов В.Г., Симанков В.С. Университетский комплекс КубГТУ: опыт, проблемы, перспективы: Монография. Краснодар, 2004. - 405 с.

6. Шукшинов В.И. Концепция университетских образовательных округов и университетских комплексов. М., 2001. - 32 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!