ПСИХОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ


Abstract

AGE DYNAMICS OF MOTIVES AND NEEDS OF 6-10-YEAR-OLD CHILDREN OF VARIOUS KINDS OF SPORTS ACTIVITY

Yu.K. Chernyshenko, Dr. Hab., professor

V.A. Balandin, Dr. Hab., professor

The Kuban state university of physical culture, sports and tourism, Krasnodar

Key words: motives, needs, sexual dimorphism, preferability of kinds of sports.

In the article the results of the definition of age dynamics of preferability of various kinds of sports activity by 6-10 year-old children are submitted.

135 boys and 156 girls of 6-10 years from Krasnodar took part in the research. The received data were interpreted differentiately for boys and girls.

The motivational-demand sphere of children in the field of physical culture and sports was revealed with the help of questioning.

Studying the age features of motives and needs of children of 6-10 years to the various kinds of sports activity allowed to establish the unequal needs of boys and girls for the occupations of various kinds of sports and the high enough interest to game kinds of 6-10-year-old children of both sex.


ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА МОТИВОВ И ПОТРЕБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 6-10 ЛЕТ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Доктор педагогических наук, профессор Ю.К. Чернышенко
Доктор педагогических наук, профессор В.А. Баландин

Кубанский государственный университет физической культуры спорта и туризма, Краснодар

Ключевые слова: мотивы, потребности, половой диморфизм, предпочтительность видов спорта.

Введение. Понятия "мотивация" и "мотив", по утверждению Р.С. Немова (1995), являются основными среди всех понятий, используемых в психологии для объяснения побудительных мотивов в поведении человека. Мотивацию можно определить как совокупность причин психологического характера, объединяющих поведение человека, его направленность и активность (Б.Г. Ананьев, 1994).

Установлено что, организация работы в системе массовой физической культуры построена без учета мотивов и потребностей людей разного возраста и пола в приобщении к регулярным занятиям физическими упражнениями (В.К. Бальсевич, 1996; Л.И. Лубышева, 1997; А.В. Лотоненко, 1998).

В данной статье представлены результаты определения возрастной динамики предпочтительности различных видов физкультурно-спортивной деятельности детьми 6-10 лет.

Организация и методы исследования. В исследовании приняли участие 135 мальчиков и 156 девочек 6-10 лет дошкольных образовательных учреждений № 31 и 131 и общеобразовательных школ № 10 и 35 г. Краснодара. Полученные данные интерпретировались дифференцированно по мальчикам и девочкам.

Мотивационно-потребностная сфера детей в области физической культуры и спорта выявлялась с помощью анкетирования.

Результаты исследования и их обсуждение. В социологических исследованиях определена приоритетность различных видов спорта для детей 6-10 лет (рис. 1).

Обозначенные на рисунке родственные виды спорта объединены в группы: гимнастика - спортивная, художественная, основная, атлетическая, акробатика; легкая атлетика - отдельные виды специализаций (бег, прыжки, метания); плавание - синхронное, подводное, скоростное; спортивные игры - баскетбол, волейбол, гандбол, футбол, теннис.

Самым популярным видом занятий у дошкольников 6 лет оказались спортивные и подвижные игры. Ими занимаются 44,6% мальчиков и 25,6% девочек. С возрастом интерес детей к спортивным играм сохраняется и к 10 годам ими занимаются или желают заниматься 40,3% мальчиков и 26,2% девочек.

Интерес мальчиков к занятиям гимнастикой и плаванием по мере взросления уменьшается, а у девочек остается практически без изменений. Количество занимающихся и желающих заниматься плаванием девочек в среднем во всех возрастных группах в 2 раза больше, чем мальчиков .

В отношении к занятиям легкой атлетикой также наблюдаются неодинаковые тенденции у детей различных полов. Так, если количество желающих заниматься данным видом спорта в 6 лет составляло 6,1% у мальчиков и 14,6% у девочек, то к 10 годам эти показатели соответствовали 10,4 и 9,2%.

С возрастом увеличивается число учащихся общеобразовательных школ, предпочитающих заниматься другими видами спорта - стрельбой, восточными единоборствами, греблей, конным спортом, велоспортом, причем данная тенденция более выражена у мальчиков.

Мотивы, побуждающие детей заниматься тем или иным видом физкультурно-спортивной деятельности, анализировались по наиболее часто встречающимся ответам на вопросы: "Почему ты хочешь заниматься выбранным видом спорта?" и "Почему Вы выбрали именно этот вид спорта или форму физкультурных занятий?"

Установлено, что возрастные изменения значимости отдельных мотивов разноплановы (рис. 2).

Рис. 1. Предпочтительность видов спорта для детей 6-10 лет

Так, весомость мотива "люблю, нравится" имеет тенденцию к убыванию по мере увеличения возраста. Если у детей подготовительной к школе группы этот мотив является основным для 47,7% мальчиков и 51,2% девочек, то у учащихся 10 лет - для 23,4 и 24,6% соответственно, но он остается одним из главных во всех возрастных группах.

Второе место по значимости у детей 6-8 лет занимает мотив "интересно, весело". Для учащихся 9-10 лет значимость данного мотива уменьшается, а желание стать сильными, ловкими, гибкими в процессе занятий физической культурой и спортом увеличивается и выходит на второе место. В 6 лет ему оказали предпочтение в среднем 6,3% мальчиков и девочек, в 9-10 лет - соответственно 20,8 и 13,3%.

Начиная с 8-летнего возраста увеличивается значимость мотива "для укрепления здоровья", который не отмечается детьми 6-7 лет.

Во всех возрастных группах у детей обоих полов остается желание научиться плавать и в процессе занятий физическими упражнениями пообщаться со сверстниками. Причем последний мотив для детей 6-7 лет находится на третьем месте и с возрастом его весомость уменьшается, но он остается значимым для 3,9% мальчиков и 7,7% девочек 10 лет.

По мере взросления отмечены увеличение количества мотивов, побуждающих детей к занятиям физической культурой и спортом, и изменение их ценностных ориентаций. К 10 годам потребность учащихся в занятиях обусловливается желанием укрепить характер, волю, повысить уровень знаний в физкультурно-спортивной области. Наличие мотивов и потребности детей 6-10 лет можно условно объединить в три группы.

К первой группе мотивов, которые отражают удовлетворение детей самим процессом физкультурно -спортивной деятельности, по нашему мнению, можно отнести: "люблю, нравится", "интересно, весело", "пообщаться со сверстниками", "возможность испытать себя".

Вторую группу мотивов, объединяющих потребность детей в результатах деятельности, составляют: "расширить знания", "укрепить здоровье", "укрепить характер, волю".

Третья группа мотивов, характеризующих потребность детей в перспективе физкультурно-спортивной деятельности, включает в себя такие, как "стать сильным, ловким, гибким", "научиться плавать".

В отдельную группу, которая трудно поддается интерпретации, можно отнести мотивы "по желанию родителей", "для разнообразия".

Заключение. Изучение возрастных особенностей мотивов и потребностей детей 6-10 лет к различным видам физкультурно-спортивной деятельности позволило установить следующее:

- неодинаковые потребности мальчиков и девочек в занятиях различными видами спорта и достаточно высокий интерес у детей 6-10 лет обоего пола к игровым видам;

- наличие различных тенденций в динамике мотивов к видам физкультурно-спортивной деятельности в группах мальчиков и девочек;

- изменение ценностных ориентаций детей и увеличение по мере их взросления количества мотивов, побуждающих к занятиям физическими упражнениями.

Рис. 2. Мотивы и потребности детей 6-10 лет в различных видах физкультурно-спортивной деятельности


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!