ПСИХОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ


Abstract

DEVELOPMENT OF SUBJECTIVE PROPERTIES OF PERSON IN CONDITIONS OF SPORTS ACTIVITY

G.B. Gorskaya, Dr. Hab., professor

The Kuban state university of physical culture, sports and tourism

Key words: subjectness, sports activity, consciousness, intellectual development, social-psychological adaptation.

In order to study the opportunities of sports as the educational environment promoting the becoming of subjectness, under the direction of the author the scientific project maintained by the Russian humanitarian scientific fund was carried out.

The investigated sample (more than 500 person) included athletes of both genders and their coevals, not engaged in sports. It was subdivided into three age groups: 12-13 years, 14-15 years, 20-24 years. It allowed to establish the age dynamics of the becoming of subjectness of the athletes.

Results of research testify to the high potential of sports as the educational environment promoting the development of subjective properties of a person of teenagers and the youth. The established in the research multidirectiveness and gender specificity of the influence of sports on the personal development, the big developing opportunities of training programs convince of the necessity of the creation of a sports structure of the professional psychological service for educational establishments, capable to provide a high-grade psychological support of training of athletes.


РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТНЫХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Доктор психологических наук, профессор Г.Б. Горская
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар

Ключевые слова: субъектность, спортивная деятельность, самосознание, интеллектуальное развитие, социально-психологическая адаптация.

Современные условия включения молодого поколения в жизнь общества, с одной стороны, создают широкие возможности для приложения человеком своих способностей, а с другой - не обеспечивают социальной защищенности, требуют от человека готовности к самостоятельному решению собственных проблем. Это привлекает внимание к предпосылкам и механизмам формирования субъектных свойств личности, позволяющих человеку быть творцом своей жизни, активно взаимодействующим с непосредственным и широким социальным окружением [2].

Субъектными характеристиками человека являются активность, способность к развитию и интеграции, самодетерминации, саморегуляции, самодвижению и самосовершенствованию [1].

Цель исследования. Для изучения возможностей спорта как образовательной среды, способствующей становлению субъектности, под руководством автора осуществлен научный проект, поддержанный Российским гуманитарным научным фондом (проект № 02-06-00450 а/ю, 2002-2003 гг.).

В исследовании решались следующие задачи: 1) изучение возрастной динамики и гендерных особенностей показателей социально-психологической адаптации спортсменов, рассматриваемых нами как критерий субъектности личности; 2) анализ особенностей интеллектуального развития, самосознания спортсменов и их взаимоотношений с ближайшим социальным окружением как факторов становления субъектности; 3) разработка и апробация обучающих программ, ориентированных на развитие личностных и инструментальных предпосылок субъектности спортсменов.

Исследованная выборка (более 500 человек) включала спортсменов обоего пола и их сверстников, не занимающихся спортом, Она была подразделена на три возрастные группы: 12-13 лет, 14-15 лет, 20-24 года. Это позволило установить возрастную динамику становления субъектности спортсменов.

Основным индикатором становления субъектности служили показатели социально-психологической адаптации, определяемые по опроснику Роджерса и Даймонда в адаптации Осницкого [9]. Взаимоотношения с ближайшим социальным окружением устанавливались по методике Н.В. Кузьминой [7]. Особенности самосознания определились по методике "Кто я?" Куна и Макпартланда и методике репертуарных решеток Келли [3, 4, 8].

В результате проведенного исследования установлены факторы, способствующие и препятствующие формированию субъектности у детей подросткового и юношеского возраста, занимающихся спортом.

Позитивной стороной влияния занятий спортом на социальную адаптацию является наблюдаемое у спортсменов по мере продолжения занятий спортом возрастание интернальности, принятия других, а также снижение показателя доминирования. Следовательно, спорт дает спортсменам возможность испытать успех, достигнутый собственными усилиями, побуждает к выстраиванию конструктивных отношений с окружающими, без которых невозможно приобретение мастерства. Приобретаемый опыт взаимоотношений в процессе спортивной деятельности способствует формированию у юных спортсменов готовности принимать партнеров по совместной деятельности такими, каковы они есть. Достигаемые реальные успехи снижают потребность в самоутверждении через социальное доминирование. Рост интернальности и позитивного самоотношения, отмечаемый у спортсменов по мере повышения мастерства и появления реальных достижений, способствует снижению показателей доминирования и агрессивности.

К негативным аспектам влияния занятий спортом относится изменение нормативного развития взаимоотношений со значимыми другими. Его индикатором является ослабление тенденции к усилению значимости сверстников как партнеров по общению при одновременном усилении ориентации на семью, а также выраженная потребность спортсменов в помощи и защите, которая не обнаруживается в такой степени у их сверстников, не занимающихся спортом. Причиной изменения нормативного направления развития взаимоотношений с социальным окружением является свойственное спорту соперничество, усиливающее эмоциональную напряженность и вызывающее потребность в психологической поддержке, главным источником которой является семья. Еще одно негативное последствие занятий спортом - отмечаемая у спортсменов узость Я-концепции, индикатором которой служит достоверно более низкое число признаков самоописания, которые дают спортсмены по методике "Кто я?" по сравнению со своими сверстниками, не занимающимися спортом [6, 8].

Влияние занятий спортом на социально -психологическую адаптацию имеет выраженные гендерные аспекты. Спортсмены всех исследованных возрастных групп имеют более высокие показатели социально-психологической адаптации, чем их сверстники, не занимающиеся спортом. У спортсменок обнаруживается разнонаправленность влияния занятий спортом на показатели социально-психологической адаптации. Спортсменки имеют более высокие по сравнению со сверстницами, не занимающимися спортом, показатели интернальности и принятия других, но уступают им в показателях адаптированности, принятия себя, эмоционального комфорта. Снижение показателей социально -психологической адаптации у спортсменок отмечается в разной степени в зависимости от степени соответствия вида спорта гендерным стереотипам. Это снижение более заметно у гандболисток, чем у девочек, занимающихся художественной гимнастикой [3, 4, 10].

Спортсмены разного пола различаются по особенностям взаимоотношений с ближайшим социальным окружением. В возрасте 12-13 лет у девочек-спортсменок обнаруживается усиление значимости сверстников как партнеров по общению, в то время как мальчики выделяют как значимых членов социального окружения родителей и других членов семьи. Такая тенденция прослеживается и в 14-15 лет. У 20-24-летних снижаются достоверные различия между спортсменами и спортсменками по значимости лиц из ближайшего социального окружения благодаря повышению значимости родителей и других взрослых у девушек. Более выраженная ориентация на семью у спортсменов мужского пола, которая устойчиво прослеживается во всех исследованных возрастных группах, может быть следствием давления на них гендерного стереотипа, включающего ожидание от мужчин высоких достижений [5, 10].

У спортсменов разного пола обнаруживаются различия когнитивной и аффективной регуляции социально -психологической адаптации. У спортсменов с возрастом увеличивается значимость когнитивной регуляции. У спортсменок такой тенденции не обнаруживается. По-видимому, конкуренция, эмоциональная напряженность, характерная для спорта, усиливает свойственную женщинам склонность к эмоциональному, а не рациональному восприятию значимых жизненных ситуаций [10].

Исследования обнаружили существенные различия в возрастной динамике показателей социально -психологической адаптации у спортсменов разного пола и у их сверстников, не занимающихся спортом, как по характеру различий, так и по степени их проявления. Основная тенденция состоит в том, что от младшей группы к старшей у занимающихся спортом различия между спортсменами разного пола уменьшаются, а у их сверстников, не занимающихся спортом, увеличиваются.

В старшей возрастной группе различия показателей юношей и девушек, не занимающихся спортом, достоверны по 6 показателям из 7. Юноши превосходят девушек по показателям интернальности, доминирования, принятия других, а у девушек достоверно выше показатели адаптированности и самопринятия, у них же значительно ниже, чем у юношей, показатель эскапизма. В группе спортсменов 20-25 лет достоверно только превосходство юношей над девушками по показателю доминирования. Остальные же показатели практически одинаковы. Близко к достоверному уровню лишь различие по показателю принятия других, который выше у девушек-спортсменок [5,10].

Усиление различий показателей социальной адаптации с возрастом у девушек и юношей, не занимающихся спортом, можно, по-видимому, расценить как следствие усвоения ими гендерных ролей. Отсутствие существенных различий в показателях социальной адаптации между юношами и девушками, занимающимися спортом, скорее всего, одно из следствий профессионализации, в результате которой усвоение гендерной роли девушками -спортсменками осложняется противоречиями между традиционной женской моделью поведения и требованиями "мужского" вида деятельности, каким является спорт. В спорте в силу его соревновательности, конкурентности более адаптивными оказываются маскулинные модели поведения, которые усваивают не только юноши, но и девушки, занимающиеся спортом [5].

Сравнение уровня интеллектуального развития у спортсменов трех возрастных групп, указанных выше, и у их сверстников, не занимающихся спортом, показало, что занятия спортом не препятствуют нормальному интеллектуальному развитию. Если в группах подростков 12-13 лет у юных спортсменов показатели интеллектуального развития несколько ниже, чем у их ровесников, не занимающихся спортом, хотя и находятся в пределах возрастной нормы, то в более старших группах различия между спортсменами и не занимающимися спортом становятся менее заметными [10].

На основе данных, полученных на предыдущем этапе исследования, были разработаны три программы тренингов, развивающих рефлексивность, способствующих становлению позитивного самоотношения, уверенности в себе, ответственности, коммуникативной компетентности, продолжительностью от 20 до 40 часов [6, 8, 10]. Направленность тренингов определялась задачей усиления позитивных и снижения негативных последствий включения детей в профессиональные, по сути, занятия спортом, установленных на предыдущем этапе исследования. Тренинги проводились в реально работающих, а не специально подобранных группах спортсменов, обучающихся в ДЮСШ по футболу и гандболу г. Краснодара и г. Приморско-Ахтарска, по трем программам, имеющим сходную направленность, но отличающимся по подбору и преимущественной ориентированности упражнений, по продолжительности и временной организации занятий.

Итогом осуществления всех трех программ стало повышение у спортсменов и спортсменок уверенности в себе, полноты осознания личностных свойств, позитивного самоотношения, готовности к принятию ответственности, компетентности в общении. Изменения личностного статуса спортсменов под влиянием тренингов можно квалифицировать как рост их субъектности [6, 8, 10].

Результаты исследования свидетельствуют о высоком потенциале спорта как образовательной среды, способствующей развитию у подростков и молодежи субъектных свойств личности.

Установленная в исследовании разнонаправленность и гендерная специфичность влияния спорта на личностное развитие, большие развивающие возможности тренинговых программ убеждают в необходимости создания в образовательных учреждениях спортивного профиля профессиональной психологической службы, способной обеспечить полноценное психологическое сопровождение подготовки спортсменов.

Литература

1. Абульханова К.А. Рубинштейновская категория субъекта и ее различные методологические значения // Психология индивидуального и группового субъекта /под ред. А.В. Брушлинского. - М.: ПЕР СЕ, 2002, с. 34-53.

2. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке (статья первая). // Психологический журнал, 1991, т.12, № 6, с. 3-20.

3. Горская Г.Б., Бондаренко Н.А., Зернова Т.И. Полоролевые стереотипы как регуляторы самопринятия человека как субъекта деятельности // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 5. Краснодар: 2000, с. 57-71.

4. Горская Г.Б., Бондаренко Н.А., Зернова Т.И. и др. Психологические проблемы подготовки спортсменов разного пола // Physical education and sport. Quarterly. Volume 46. Supplement 1. Part 2. Sixth International Scientific Congress Modern Olympic Sport and Sport for All. Warsaw, Scientific Publishers PWN, 2002, 48-49.

5. Горская Г.Б., Пархоменко Е.А. Социальная адаптация юных спортсменов: проблемы, условия успешности // 2-й Международный форум "Молодежь. Наука. Олимпизм" 15-18 июня 2002 г. Юношеский спорт 21-го века. - М., 2002, с. 72-77.

6. Зернова Т.И. Тренинг развития самосознания как фактор становления субъектности юных спортсменов // Юбилейная научно-практ. конф., посвящ. 70-летию ВНИИФКа "Физическая культура и спорт в условиях современных социально-экономических преобразований в России". М., 2003, с. 320-323.

7. Кузьмина Н.В. Научно-практические методы анализа педагогической ситуации. // Психология - производству и воспитанию. Л, 1977. Изд-во Ленинградского ун-та, с. 211-224.

8. Ольшанская С.А. Влияние психологического тренинга на развитие личности спортсмена. Краснодар, 2003. - 78 с.

9. Осницкий А.К. Определение характеристик социальной адаптации // Журнал практического психолога, 1998, № 1, с. 54-64.

10. Пархоменко Е.А. Влияние ранней профессионализации на личностное и интеллектуальное развитие спортсменов. Автореф. канд. дис. Краснодар: 2002. - 22 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!