МЕТОДОЛОГИЯ СПОРТИВНОЙ НАУКИ


Abstract

INTEGRATION OF SCIENCE ABOUT PHYSICAL CULTURE

G.G. Natalov, Dr. Hab., professor

Kuban state university of physical culture, sports and tourism, Krasnodar

Key words: integration of science, the beginning, the basis, history, logic, methodology, system of knowledge.

According to the author's opinion, nowadays the world of physical culture, sports and physical training is on the verge of transition to the system level of development, knowledge and mastering. Accordingly a question: how to make it? Is facing the sports science.

As the author considers, first of all the science should reach this level. And the first thing where they should determine, - a starting point, the base of integrated system of knowledge, the second one - the logic of the process of its historical becoming, the third one- the way, the methodology of construction and a statement.

The ways and stages of transition of a sports science to the system level of development are in detail described in the article.


ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Доктор педагогических наук, профессор Г.Г. Наталов
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар

Ключевые слова: интеграция науки, начало, основание, история, логика, методология, система знаний.

Интеграция науки - это процесс обобщения, объединения разрозненных научных фактов, концепций, теорий и учений об одном и том же объекте исследования в целостную, с определенных методологических позиций упорядоченную систему знаний. Это "становление системы целостностью образует необходимый момент ее, системы, процесса, ее развития" (К. Маркс). Преждевременная и неадекватная интеграция сопровождается эклектикой и может это развитие притормозить, ибо "научные теории становятся системами только в конце их разработки" [2].

Как отмечал А.И. Герцен, "наука - это живой организм, которым развивается истина; в логике она выходит готовой, а в истории вырастает из едва заметного зародыша". Истины в нем еще нет, но в форме виртуальной реальности содержится вся перспектива, все тенденции ее дальнейшего развития. Будут ли они реализованы и в какой мере - зависит от многих обстоятельств, включая методологию науки, социальную ориентацию и уровень ее ресурсного обеспечения, развитие культуры, материального производства, общественного сознания, социальных отношений и др. Поэтому в истории наука, как и жизнь, не идет по какому-либо заранее намеченному пути; она "стучится разом в тысячу ворот", но открываются только доступные ее методологиям. В результате она то и дело "возводит отдельные жилые этажи здания прежде, чем заложить фундамент" (К. Маркс). А эти "этажи" препятствуют ее дальнейшему развитию, хотя и являются продуктом интеграции. Под их воздействием наука "приходит к своим действительно исходным пунктам только через множество окольных и перекрещивающихся путей". И лишь с этого момента становится возможным ее действительно системное развитие, последовательная и полная реализация того, что было заложено в зародыше, в той виртуальной реальности, которая как продукт практического освоения и составляет фундамент системы научных знаний.

А как быть с предыдущим развитием науки? Все на слом? Все строить заново? Нет. Именно этот путь проб, поиска, находок и ошибок вывел науку на ее действительно исходный пункт. И только проекция того, что было создано (и как было создано), на обнаруженную виртуальную реальность может обеспечить объективную, действительную интеграцию науки. Поэтому, "не зная эмбриологии науки, не зная судеб ее", не только "трудно понять ее современное состояние" (А. Герцен), но и невозможно объективно подойти к определению реальных путей, возможностей, тенденций ее дальнейшего развития. Логика науки как "итог, сумма, вывод истории познания мира" (В. Ленин) - ключ к познанию, пониманию и прогнозированию путей развития и мира, и науки об этом мире.

Мир физической культуры, спорта и физического воспитания стоит сейчас на грани перехода на системный уровень его развития, познания и освоения. Соответственно и перед наукой стоит вопрос: как это сделать? Прежде всего самой науке надо выйти на этот уровень. И первое, в чем надо определиться, - исходный пункт, фундамент интегральной системы знаний, второе - логика процесса ее исторического становления, третье - способ, методология построения и изложения [1, 3, 7, 8].

Развитие любой науки пропорционально массе накопленного знания об объекте изучения. Это накопление массива знаний неизбежно сопровождается (и обеспечивается) процессами их дифференциации и интеграции. Однако на каждой стадии познания объекта тот или иной момент становится ведущим, определяющим характер, направленность и темпы развития науки. По их значимости выделяют три основных периода становления системы знаний: 1) эмпирический, 2) аналитический, 3) системный.

Это прежде всего относится к естественной периодизации истории науки в целом [3]. Но и парциальное развитие любой частной науки, когда бы, на какой бы стадии, в каком бы историческом периоде она ни сложилась, обязательно включает все три ступени. Более того, цикл этот многократно воспроизводится в процессе становления любых теорий и учений на каждой стадии развития любой науки. При этом любую стадию венчает интеграция [7, 8].

С каких методологических позиций - это вопрос иной, ибо интеграция интеграции рознь. Можно - с позиций целей познания и освоения объекта изучения (телеология ), можно - с позиций выявления особенностей его строения и содержания (актология ), а можно и с позиций способов его развития, познания и применения (онтология ). В любой из них возможна интеграция системы знаний на любой из стадий ее развития. Каков будет результат - зависит от уровня развития науки. Для эмпирической ступени любой способ интеграции хорош, но в исполнении он субъективен. Аналитическая наука объективна и обычно прибегает к арсеналу средств формальной логики; эмпирическое обобщение здесь - шаг назад. Для ступени интеграции, как полагают [6], продуктивен системный метод. Но он не выходит за пределы формальной логики и чреват эклектикой. Лишь диалектическая логика и синергетика содержат в себе возможность не только объективного, но и адекватного отражения явлений мира в их развитии и становлении [3, 4, 7, 9]. Интеграция науки - это "вечно возобновляемое усилие создать синтез итогов опыта, применяя все многообразные орудия, которыми располагает знание человека, народа или эпохи" (Ромен Роллан,1929).

Наука о физической культуре возникла и развивалась как система знаний и представлений о возможностях, закономерностях, условиях и способах применения физических упражнений в практике оздоровления, образования и воспитания. У ее истоков лежит противоречие между потребностью в осознанном эффекте упражнения и неосознанностью условий его получения. Вот он, исходный пункт, искомое начало. Но это еще не фундамент системы знаний, а лишь его частичка, случайно обнаруженная человеком. А если копнуть поглубже? Вот в этом "если" - все развитие науки как процесса постижения и отражения в системе знаний виртуальной реальности природы. А осваивает и реализует ее практика [7, 8].

Физическое упражнение - это отношение взаимодействия между организмом и многократным повторением его движений. Оно является естественным законом, всеобщим способом развития живых существ и совершенствования их форм и функций в онтогенезе: "организм (О) строит движение" (Н.А. Бернштейн) - "работа (Д) строит орган" (А.А. Ухтомский). То и другое - посредством упражнения, то есть повторения движений и воспроизводства сопряженных с ними отношений (пространственно-предметных, нейрофизиологических, сенсорно-интеллектуальных, эмоционально-нравственных). Каждое из отношений оставляет свой след в организме (1...2...3...); следы накапливаются, аккумулируются и модифицируются, обеспечивая взаимообусловленное сопряженное развитие форм и функций организма: О-Д...О1-Д 1...О2-Д2 ...О3-Д3...О 4-Д4... и т.д.

В логике любое упражнение, включая и физическое, характеризуется тремя моментами: 1) видовой состав (особенное ), 2) способ повторения (всеобщее ), 3) эффект воздействия (единичное ). Поскольку "всякое исчерпывающее познание заключается лишь в том, что мы в мыслях понимаем единичное из единичности в особенность, а из этой последней во всеобщность" (Ф. Энгельс), то отражаются эти моменты в форме теорий и учений о целях, средствах и методах физического воспитания. В зависимости от того, какому из них отдается предпочтение при построении системы знаний, исторически сложились три методологических подхода к ее изложению: 1) телеологический, 2) актологический, 3)
онтологический. Отечественная наука (и практика) физической культуры и спорта до сих пор придерживается телеологических позиций, зарубежная - по преимуществу актологических. Онтологическая позиция пока - только в перспективе [7 - 10].

Вот здесь и появляется сакраментальная "проблема начала" физического воспитания, спорта и физической культуры. Откуда они появились? Из физических упражнений? А физические упражнения - откуда? Для телеологии такой проблемы не существует: понадобились - и создали. Актологию эта проблема не волнует: они существуют - и это объективно; чего тут голову ломать. А для онтологии - это проблема из проблем. Без решения вопроса о начале невозможно построение рациональной, релевантной, надежной и продуктивной системы физкультурно-спортивного движения, как и интегральной, объективной, адекватной системы знаний о физической культуре, спорте и физическом воспитании.

"Секрет начала" - в превращении неспецифического, т.е. того, что существовало до, вне и независимо от них, в нечто специфическое, в частности - в физические упражнения как основные средства физического воспитания. Это превращение - продукт общения людей, обмена опытом рационального и эффективного осуществления активной двигательной деятельности [7 - 9].

Многолетнее исследование вопроса о начале и логике процесса исторического развития физической культуры, спорта и физического воспитания показало, что всё их развитие - это история последовательного освоения культуры двигательной деятельности человечества в целях формирования культуры моторики человека. Познание закономерностей, условий, разработка средств и методов целенаправленного формирования и применения культуры моторики, обращенной, с одной стороны, на человека, на развитие его способностей и удовлетворение потребностей, а с другой - на освоение и изменение окружающего мира, образуют стержневую линию развития науки о физической культуре [10]. По способу познания и освоения законов упражнения, по степени проникновения в сущность физической культуры, спорта и физического воспитания, а также по форме изложения научных знаний можно выделить три основных периода развития этой науки:

1. Эмпирический - период накопления и первоначального развития научных знаний на основе непосредственного созерцания и освоения эффекта упражнения; ее изложение в рамках единой нерасчлененной науки древних, в форме свода правил искусства прикладной гимнастики (до XVII в.).

2. Аналитический - период дифференцированного изучения особенностей локального морфофункционального воздействия физических упражнений на организм; развитие и изложение науки в форме антропологических учений о физическом развитии и физическом образовании (XVII-XIX вв.).

3. Прогностический - период системного исследования взаимосвязей и отношений целостного, интегрального воздействия физических упражнений и сопряженных с ними отношений на человека; развитие и изложение науки в форме социально ориентированных теорий физического воспитания, спорта и физической культуры (ХХ в.).


Освоение культуры двигательной деятельности

Периоды развития науки о физической культуре - это ступени восхождения в процессе познания ее реального объекта - культуры двигательной деятельности - и выявления закономерностей ее использования в целях формирования и сохранения способностей и свойств человека. В ходе этого познания научный интерес периодически смещался с выявления возможностей развития организма человека на совершенствование доступных ему форм двигательной деятельности. На каждом новом уровне развития науки происходил возврат к повторному их рассмотрению [7, 8].

При этом на каждом новом уровне познания объекта изучения наука проходит все три стадии формирования системы знаний: описательную (собирательную), исследовательскую (аналитическую) и интегрирующую (системную). Завершается период выходом на новый уровень социальной организации системы упражнений и технологий их использования в процессе воспитания, образования и подготовки человека к жизни. В эпоху рудиментарной науки древних и отчасти средневековья появились как бы в пробных формах эмпирической гимнастики все последующие системы упражнений. Аналитический период прошел под знаком становления национальных систем физического воспитания. Вслед за практикой в этот период известную самостоятельность развития приобрела наука о физическом развитии и физическом образовании человека.

На рубеже 20-го столетия возникло движение за "новое физическое воспитание" (П.Ф. Лесгафт,1901; Т. Вуд,1906; Л. Гулик, 1911, и др.). Три главных вопроса волновали научную общественность:

1. Чему отдать предпочтение - гимнастике или спорту?

2. Что развивать - организм человека или его деятельность?

3. В чем суть физического воспитания - в "воспитании физического" или в "воспитании через физическое"?

В ходе их решения и возникло вековое противостояние телеологической и актологической концепций физического воспитания. До этого в порядке накопления и дифференциации стоял вопрос о поиске, сейчас, в порядке интеграции, - о выборе. Начался прогностический период. Отечественную науку обстоятельства заставили идти по первому пути; за рубежом на паритетных началах развиваются обе позиции. Со временем они переросли в аксиологическую и кинезиологическую, но сути дела это не меняет [8].

В последней трети века в спор вмешалась физическая культура, на острие которой - проблема здоровья человека. Завершался процесс стихийного, естественного освоения возможностей использования культуры двигательной деятельности (КДД) для удовлетворения потребностей человека и общества (см. рисунок). Встал вопрос о формировании инте-гральной, целостной системы физической культуры, спорта и физического воспитания. Проблема интеграции науки вышла на первый план [5 - 8].

Особое значение приобрели вопросы интеграции в связи с формированием системы профессионального образования и подготовки специалистов по физической культуре и спорту. Логика истории практического освоения культуры двигательной деятельности воспроизводится и в логике процесса исторического становления системы профессиональных знаний [8]. Казалось бы, сама история дает нам парадигму объективной предметной интеграции теоретических основ физической культуры, спорта и физического воспитания. Но для телеологической науки история, конечно, не указ.

Решение этой проблемы оказалось далеко не адекватным. В конце 70-х вместо фундаментальной разработки новой научной дисциплины было принято решение объединить "Теорию физического воспитания" и "Теорию спорта" под названием "Теория физической культуры" [5, 6]. Все легко и просто. Но в начале 90-х вхождение России в международное образовательное пространство вызвало необходимость взаимной конверсии профессиональных образовательных программ, разработанных в различных странах с разных методологических позиций. Вот здесь без действительно системной интеграции научных знаний уже не обойтись [8, 10].

Официальный телеологический конструкт системной интеграции отечественной науки о физической культуре не имеет предметных оснований, ибо опирается на механическое собирательство того, что есть. Это - элементарная эклектика, слегка сдобренная дежурной фразой о "разработке общих концепций, способных отобразить сущность физической культуры в ее реальной целостности, представить в действительной взаимосвязи все ее основные стороны, свойства и отношения, раскрыть общие закономерности ее функционирования, целесообразного использования и развития в обществе" [5, 6]. Однако вот уже четверть века не подкрепленная каким-либо исследовательским материалом эта "подделка эклектицизма под диалектику" (В. Ленин) лишь вводит в заблуждение. Собирательство - всегда эклектика, каким бы "интегративным" соусом и сколько бы ее ни поливали "вдумчивые разработчики серьезных публикаций" [6]. Все дело в том, что "поветрие системного подхода в науке уже проходит" [2], но его следы науку не украшают. Это как раз тот случай, когда с опорой на системный метод возводят ее жилые этажи, не заложив фундамент. Тем самым был сформирован когнитивный познавательно -психологический барьер [9, 10].

В связи с этим "некоторые, старательно стремясь внедрить" в науку "некоторые легковесные точки зрения" [6], полагают, что до тех пор пока наука о физической культуре не будет иметь свой действительный фундамент, независимая от исторических коллизий, политических и методологических амбиций интеграция системы знаний просто невозможна. Здесь нет альтернативы, нет выбора; надо выйти на ее единые предметно-содержательные основания. Проблемы такого рода, даже в "период безудержного плюрализма" [6], решает онтология [7 - 10].

Литература

1. Бердус М.Г. Метатеория физической культуры: проблематика и перспективы // Теория и практика физ. культуры. 2001, № 8.

2. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М., 1994.

3. Кедров Б.М. Классификация наук. Т. 1. М., 1961.

4. Князева Е.М., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировоззрение: диалог с И. Пригожиным // Вопросы философии. 1992, № 12.

5. Матвеев Л.П. Некоторые итоги и перспективы разработки обобщающей теории физической культуры // Очерки по теории физической культуры. М., 1984.

6. Матвеев Л.П. Интегративная тенденция в современном физкультуроведении // Теория и практика физ. культуры, 2003, № 5.

7. Наталов Г.Г. Историко-логический анализ предмета и структуры теории физического воспитания. М., 1975.

8. Наталов Г.Г. Предметная интеграция теоретических основ физической культуры, спорта и физического воспитания (логика, история, методология). Краснодар, 1998.

9. Наталов Г.Г. Стратегия развития физической культуры и парадигма синергетики // Теория и практика физ. культуры, 2002, № 4.

10. Наталов Г.Г. С чего начать модернизацию образования // Теория и практика физ. культуры, 2003, № 12.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!