ПСИХОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ


Abstract

DIFFERENTIATION OF OUTDOOR GAMES ACCORDING TO PRIMARY DEVELOPMENT OF PHYSICAL ABILITIES AND MENTAL PROCESSES OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

N.I. Dvorkina, Ph. D.

Kuban state university of physical culture, sports and tourism, Krasnodar

Key words: physical qualities, mental processes, preschool children, differentiation, outdoor games.

The pedagogical experiment was carried out on the basis of children's preschool educational establishments. The outdoor games with the primary development of one of five mental qualities were offered to preschool children not less than 12 times in the experiment.

The experiment shown, that it was possible not only to keep the natural age character of changes of all physical qualities, but also in some cases even to speed up this process. In the greater degree it concerns to the development of the dexterity and the flexibility and to a lesser degree - endurance, force and speed.


ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР ПО ПРЕИМУЩЕСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ И ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Кандидат педагогических наук Н.И. Дворкина
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар

Ключевые слова: физические качества, психические процессы, дошкольники, дифференциация, подвижные игры.

Актуальность. Подвижные игры - одно из основных средств физического воспитания детей. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них - это прежде всего двигаться, действовать. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные (вначале, конечно, примитивные) правила [1 - 5].

В то же время целый ряд проблем, связанных с физическим воспитанием дошкольников и их психическим развитием, еще не нашли своего полного научного разрешения. К ним мы относим, в частности, использование большого количества разнообразных подвижных игр в системе физического воспитания дошкольников, которое происходит без четкой дифференциации их по принципу преимущественного развития физических качеств и психических процессов.

Очевидно, что решение этих проблем, на наш взгляд, представляет определенный как научно-теоретический, так и прикладной интерес в совершенствовании системы физического воспитания подрастающего поколения.

Методика и организация исследований . Педагогический эксперимент проводился на базе детских дошкольных образовательных учреждений № 31 и 184 г. Краснодара. В исследовании участвовали дошкольники детского сада № 184: 3 лет - 15 мальчиков и 10 девочек, 4 лет - соответственно 11 и 20, 5 лет - 12 и 14, 6 лет - 12 и 14; детского сада № 31: 3 лет - 16 мальчиков и 11 девочек, 4 лет - соответственно 15 и 17, 5 лет - 11 и 18, 6 лет - 12 и 11.

В табл. 1 и 2 приведены примеры экспертной оценки и список подвижных игр по преимущественному развитию психических и физических качеств. Оценка давалась из пяти баллов.

Дифференциация проводилась на основе разделения традиционных подвижных игр отдельно для младших (113 подвижных игр) и старших дошкольников (168 подвижных игр). В течение пяти недель дошкольники последовательно выполняли специально дифференцированные для этой цели подвижные игры, в которых сочеталось преимущественное развитие одного из пяти физических качеств с одним или несколькими показателями психических процессов. Например, силы и памяти, силы и мышления, силы и восприятия, силы и внимания, силы и воображения.

В целом за эксперимент дошкольникам не менее 12 раз предлагались подвижные игры с преимущественным развитием одного из пяти психических качеств.

В результате статистической обработки и в соответствии с требованиями теории тестирования физической подготовленности детей было отобрано 14 тестов для каждой возрастной группы мальчиков и девочек 3-6 лет. Надежность и информативность используемых в педагогическом эксперименте тестов доказана в докторской диссертации Ю.К. Чернышенко [6, 7]. Содержание тестов в каждой половозрастной группе имело свои особенности. Так, например, для характеристики выносливости девочек 3 лет использовались следующие тесты: бег на 60 и 120 м, 4 лет - бег на 70 и 120 м, 5 лет - бег на 90 и 120 м и 6 лет - бег до первой остановки и 120 м. Следовательно, во всех возрастных группах повторялся только один тест - бег на 120 м. Более подробно о применении тех или иных тестов будет сказано ниже. Сопряженное развитие одного из пяти физических качеств совместно с психическими процессами происходило в течение пяти недель (61 учебное занятие, 244 подвижные игры).

Таблица 1. Пример экспертной оценки (из 5 баллов) подвижных игр по преимущественному развитию психических процессов и физических качеств (дошкольники 3-4 лет)

№ п/п

Название игр

Психические процессы

Физические качества

Мыш.

Вним.

Вообр.

Воспр.

Память

Сила

Быстр.

Ловк.

Гибк.

Вын.

1

Перебежки

2

2

 

 

1

 

5

 

 

 

2

Пробежки наперегонки

2

1

 

 

2

1

3

 

 

1

3

Брось и догони

2

2

 

 

1

 

3

2

 

 

4

Догони обруч

4

 

 

 

1

 

3

2

 

 

5

Птицы и лиса

2

2

1

 

 

 

3

2

 

 

6

Принеси предмет

3

1

 

 

1

 

3

2

 

 

7

Пробеги с вертушкой

2

1

2

 

 

 

3

 

 

2

8

Шире шаг

2

2

 

 

1

1

3

1

 

 

9

По узенькой дорожке

5

 

 

 

 

 

 

5

 

 

10

Воробышки и кот

2

2

1

 

 

 

3

2

 

 

11

Не забегай в круг

3

2

 

 

 

 

2

3

 

 

12

Лохматый пес

 

 

2

2

1

 

4

1

 

 

13

Курочка-хохлатка

 

1

1

3

 

 

5

 

 

 

14

Солнышко и дождик

2

2

1

 

 

 

4

1

 

 

15

Берегись, заморожу

 

 

2

3

 

 

2,5

2,5

 

 

16

Снежинки и ветер

 

 

2

3

 

 

 

5

 

 

17

Лиса в курятнике

 

1

1

2

1

 

2,5

2,5

 

 

18

Снежиночки-пушиночки

 

 

 

5

 

 

 

3

 

2

19

Быстро в домик

 

2

 

3

 

 

5

 

 

 

20

Спящая лиса

 

2

1

2

 

 

2,5

2,5

 

 

21

Добеги до предмета

5

 

 

 

 

 

5

 

 

 

22

Наседка и цыплята

2,5

1

1,5

 

 

 

2

1

2

 

23

Самолеты

 

 

5

 

 

 

5

 

 

 

24

Кто добежит быстрее?

2

 

 

3

 

 

5

 

 

 

25

Ловишки

4

1

 

 

 

 

2

2

 

1

Планирование педагогического эксперимента осуществлялось следующим образом. До начала педагогического эксперимента все дети прошли контрольные испытания с целью выявления исходного состояния уровня развития их физических качеств и психических процессов. Затем, в течение 25 учебных дней, детям экспериментальной группы (ЭГ) предлагались дифференцированные по преимущественному развитию одного из пяти физических качеств подвижные игры (см. табл. 1).

После окончания 25-дневного периода эксперимента дети вновь выполняли контрольные упражнения, чтобы оценить эффект педагогического эксперимента по отношению к исходному показателю. Следующее физическое качество исследовалось в последующие 25 дней по той же методике. Таким образом, исследование всех пяти физических качеств проводилось в течение 75 учебных дней.

Результаты исследования. Проведенные исследования свидетельствовали о том, что исходные показатели физического состояния детей 3-6 лет контрольной группы (КГ) и ЭГ достоверно не отличались. Наиболее эффективна экспериментальная методика проявила себя при развитии психических процессов как у мальчиков, так и у девочек 3-летнего и несколько в меньшей степени - 4-летнего возраста. Выраженный прирост показателей психических процессов после педагогического эксперимента был следующим: у мальчиков 3 лет - внимания, воображения и зрительной памяти, 4 лет - зрительной памяти и внимания, 5 лет - зрительной памяти и воображения и 6 лет - зрительной памяти и воображения. Как мы убедились, бесспорным лидером в этом сравнении является зрительная память. У девочек 3 лет наиболее высокие величины прироста зафиксированы в зрительной памяти, восприятии и внимании, в 4 года - в зрительной памяти, мышлении и воображении, в 5 лет - в зрительной памяти и восприятии и в 6 лет - в зрительной памяти и воображении. Следовательно, и у девочек лидером является зрительная память.

Таблица 2. Примерный список подвижных игр, дифференцированных по преимущественному развитию физических качеств (младшие дошкольники)

Сила

Быстрота

Продолжение быстроты

Подпрыгни повыше.
Дотронься до мяча. 
Позвони в колокольчик.
Поймай бабочку. 
Мой веселый звонкий мяч.
Кто дальше прыгнет?
Кролики.
Через ручеёк.
Допрыгни до линии.
Кто дальше бросит?
Прыгни через кочку.
Брось мяч.
Перепрыгни палочку.
Мяч товарищу.
Спрыгни вниз.
Куры в огороде.
Зайка беленький сидит

Перебежки.
Пробежки наперегонки.
Догони мяч.
Догони обруч.
Птицы и лиса.
Принеси предмет.
Пробеги с вертушкой.
Шире шаг.
По узенькой дорожке.
Воробышки и кот.
Не забегай в круг.
Лохматый пес.
Курочка-хохлатка.
Солнышко и дождик.
Берегись, заморожу.
Снежинки и ветер.
Лиса в курятнике.
Снежиночки-пушиночки

Быстро в домик.
Спящая лиса.
Добеги до предмета. 
Наседка и цыплята. 
Самолеты. 
Кто добежит быстрее? 
Ловишки. 
Успей выбежать из круга.
Лошадки. 
Зайцы и волк. 
За мячом. 
Догони меня. 
Мой веселый звонкий мяч.
По ровненькой дорожке.
Перенеси кегли

Выносливость

Ловкость

Гибкость

Из кружка в кружок 
На одной ножке вдоль дорожки. 
Лошадки.
Конники. 
Такси

Проползи по скамейке. 
Доползи до погремушки. 
Проползи по бревну. 
Влезь на лесенку. 
Обезьянки. 
Наседка и цыплята. 
Поймай мяч

Не задень верёвку. 
Подлезь под дугу. 
Достань погремушку. 
Возьми мяч. 
Передай платочек. 
Рыбаки и сеть

Представляет интерес и тот факт, что в наименьшей степени педагогический эксперимент повлиял на прирост уровня развития: у мальчиков 3 и 4 лет - восприятия, 5 лет - воображения и внимания и 6 лет - слуховой памяти. Соответственно у девочек - в 3 и 4 года - воображения, в 5 лет - внимания и в 6 лет - слуховой памяти.

Педагогический эксперимент показал, что удалось не только сохранить естественный возрастной характер изменений всех физических качеств, но и в некоторых случаях даже ускорить этот процесс. В большей степени это относится к развитию ловкости и гибкости и в меньшей степени - выносливости, силы и быстроты. Были получены данные, которые говорят о выраженной гетерохронной реакции двигательного аппарата на воздействие отдельных физических упражнений. Это выразилось в том, что даже при анализе изменений того или иного физического качества на основе различных тестовых заданий уровень достоверности был весьма различен, а коэффициент вариации в отдельных случаях доходил до 80%. Кроме того, следует обратить внимание и на тот факт, что дети дошкольного возраста являются носителями ярко выраженной возрастно-половой индивидуальности, что позволяет подтвердить мнение ряда ученых о необходимости дифференцированного подхода к процессу физического воспитания детей не только разного пола, но и различного возраста уже в дошкольном периоде их жизни.

Выводы. 1. Методика использования дифференцированных подвижных игр в педагогической практике физического воспитания дошкольников основывается на выявленных особенностях половозрастной динамики и темпах сопряженного развития физических качеств и психических процессов, главные из которых - элементы полового диморфизма в проявлении силы (наиболее выражены в возрасте 4-5 лет), выносливости и ловкости (5 лет) и гибкости (3 лет); в проявлении памяти, внимания и мышления (3-4 лет), восприятия и воображения (5-6 лет).

2. Методика использования в физическом воспитании детей 3-6 лет подвижных игр, дифференцированных по специфике сопряженного развития физических качеств и психических процессов, позволяет целенаправленно воздействовать на процесс укрепления здоровья, повышения уровня физической подготовленности и улучшения в целом здоровья дошкольников.

Литература

1. Осокина Т.И. и др. Игры и развлечения детей на воздухе. - М.: Просвещение, 1983. - 224 с.

2. Осокина Т.И., Вавилова Е.И. Физическая культура в детском саду. - М.: Просвещение, 1986.- 394 с.

3. Степаненкова Э. Подвижные игры как средство гармоничного развития дошкольников // Дошкольное воспитание. 1995, № 12, с. 23-25.

4. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. - М.: Новая школа, 1994. - 288 с.

5. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми. - М.: Просвещение, 1986. - 200 с.

6. Чернышенко Ю.К., Дворкин Л.С. Взрослым о физическом воспитании детей дошкольного возраста. - Краснодар, 1997. - 162 с.

7. Чернышенко Ю.К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста: Автореф. докт. дис. Краснодар, 1998. - 52 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!