ДЕТСКО-
ЮНОШЕСКИЙ СПОРТ


Abstract

NORMALIZATION OF SPECIALTY AND COORDINATION COMPLEXITY OF TRAINING LOADINGS OF YOUNG FOOTBALL PLAYERS

A.P. Zolotarev, Dr. Hab., professor

The Kuban state university of physical training of sports and tourism, Krasnodar

Key words: young football players, training loadings, specialty, coordination complexity, technology of normalization.

The purpose of the research was the development of technology of normalization of the specialty and a coordination complexity of training loadings and an experimental substantiation of their age dynamics at the stages of long-term training of football players.

The questioning was carried out among 230 football experts and coaches from different regions of Russia. The pedagogical experiment with the duration of 50 weeks was carried out with the participation of 380 9-17 year-old pupils.

The construction of the training process in sports schools on the basis of an age differentiation specialty and the coordination complexity of loadings reveals new opportunities of the further optimization of long-term training of young football players. The received results supplement the theory and a technique of child-youth football, and also specify the necessity of the further development of age aspects of the problem.


НОРМИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОСТИ И КООРДИНАЦИОННОЙ СЛОЖНОСТИ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ

Доктор педагогических наук, профессор А.П. Золотарев
Кубанский государственный университет физической культуры спорта и туризма, Краснодар

Ключевые слова: юные футболисты, тренировочные нагрузки, специализированность, координационная сложность, технология нормирования.

Согласно современным научным данным юные футболисты по уровню физического развития и подготовленности находятся в конце первой десятки среди представителей легкой атлетики, плавания, современного пятиборья, тенниса, бокса и др. Возникает необходимость поиска новых путей оптимизации физической подготовки юных футболистов, в том числе разработки проблемы нормирования тренировочных нагрузок на всех ее этапах.

Вопросам систематизации, учета и контроля нагрузок футболистов в последние годы уделяется достаточно внимания. Однако контроль нагрузок по специализированности и координационной сложности в практике детско-юношеского футбола не распространен, хотя значение этих факторов велико в аспекте сопряженности средств физической и технической подготовки.

Целью исследования явились разработка технологии нормирования специализированности и координационной сложности тренировочных нагрузок и экспериментальное обоснование их возрастной динамики на этапах многолетней подготовки футболистов.

Методы и организация исследования. В работе использовались: анализ специальной литературы и содержания действующих нормативно-программных документов, анкетирование по вопросу планирования специализированности и координационной сложности нагрузок, педагогические наблюдения в условиях тренировочной и соревновательной деятельности, тестирование физической и технической подготовленности, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Анкетирование проводили среди 230 специалистов и тренеров по футболу из разных регионов России. Педагогический эксперимент продолжительностью 50 недель осуществляли c участием 380 учащихся СДЮШОР г. Краснодара 9-17 лет. Результаты исследования обрабатывались с помощью стандартных компьютерных программ.

Результаты и обсуждение. Анализ специальной литературы и анкетный опрос показали, что в теории и методике подготовки юных футболистов в настоящее время нет четкого положения об учете возрастных особенностей нормирования тренировочных нагрузок в соответствии с современными характеристиками. Действующими учебными программами по футболу для ДЮСШ значение специализированности и координационной сложности тренировочных нагрузок юных футболистов не определено.

В параллельном (в восьми возрастных группах) педагогическом эксперименте увеличение в тренировке средств на целенаправленное развитие специфических для футбола координационных способностей до 30% от общего объема учебных часов практических занятий составляло в 9-3 лет 10% повышенной, 15% средней, 5% малой сложности; в 14-17 лет - 20% повышенной, 5% средней, 5% малой сложности.

Использование такой схемы тренировки вызвало по сравнению с контрольными группами статистически достоверные сдвиги в большинстве показателей физической и технической подготовленности юных футболистов (см. таблицу).

Однако изменения не всегда имели однонаправленный характер. Динамика результатов тестирования в период с 9 до 10 лет выражалась в повышении их уровня в экспериментальной (ЭГ) и контрольной группах (КГ). При этом в последней отмечен достоверно больший прирост быстроты в беге на 30 м (7,5 против 2,4%; р<0,05). В целом на этом возрастном отрезке темп прироста показателей физической подготовленности футболистов ЭГ были выше, чем у представителей КГ. В технической подготовленности юные спортсмены ЭГ значительно превосходили сверстников из КГ.

Возрастная динамика среднего прироста показателей физической и технической подготовленности юных футболистов в педагогическом эксперименте, %

Возраст, лет

Экспериментальные группы

Контрольные группы

Подготовленность

физическая

техническая

физическая

техническая

1

9-10

8,3

40,0

3,6

22,3

2

10-11

6,7

46,2

2,4

18,2

3

11-12

7,1

25,1

7,0

2,1

4

12-13

9,6

39,3

5,2

36,9

5

13-14

5,3

14,4

3,6

4,5

6

14-15

5,4

11,7

2,3

3,2

7

15-16

2,7

11,2

2,7

2,2

8

16-17

2,6

11,6

2,4

1,1

Аналогичная закономерность отмечалась на возрастном отрезке с 10 до 11 лет. Экспериментальное воздействие в диапазоне 11-12 лет не вызвало различий в динамике средних темпов прироста показателей физической подготовленности юных футболистов при более чем в 10 раз опережающих темпах в технической подготовленности.

В возрасте 12 - 13 лет при значительном превосходстве прироста уровня физической подготовленности в ЭГ темпы повышения показателей технической подготовленности в обеих группах выравнивались. Скоростно-силовые качества в КГ при этом были на 2,3 % выше (р<0,01).

С 13 лет динамика комплекса характеристик подготовленности юных футболистов носила однонаправленный характер. Темпы прироста технической опережали аналогичные физической подготовленности.

В период с 15 до 16 и с 16 до 17 лет темпы прироста показателей физической подготовленности юных футболистов обеих групп выравнивались за исключением выносливости. Последняя в ЭГ по темпам прироста на 2,9% уступала аналогичным данным КГ.

Количественные выражения специализированности и координационной сложности тренировочных нагрузок позволяют определять эффективность учебно-тренировочного процесса в целом на каждом этапе многолетней подготовки.

Увеличение в тренировке юных футболистов средств, направленных на повышение уровня специфичных для этого вида спорта координационных способностей, до 30% от общего объема нагрузок, дифференцированных по сложности в зависимости от возраста, приводит к положительной динамике большинства показателей физической и технической подготовленности.

Настоящее исследование подтверждает установленную ранее на примере высококвалифицированных футболистов закономерность о положительном влиянии увеличения объема специализированных сложнокоординационных средств на эффективность техники игры.

В то же время полученные данные не сопоставляются с результатами исследований, в которых говорится о снижении отдельных параметров технической подготовленности у профессиональных футболистов при увеличении объема координационно сложных упражнений в мезоцикле тренировки.

Можно предположить, что это связано с различием в возрасте спортсменов и рядом других факторов. Например, излишне большой объем специализированных нагрузок в тренировке юных футболистов 11-12 лет отмечается отдельными исследователями как отрицательный фактор. Возникает необходимость в специальном изучении этого вопроса с позиции возрастных закономерностей.

Систематизация специализированных средств тренировки футболистов по координационной сложности затруднительна вследствие большого количества факторов, влияющих на сложность задания. Возможно, поэтому до настоящего времени не разработан вопрос нормирования нагрузок по данному параметру в возрастном аспекте.

По результатам настоящего исследования разработана и предлагается к внедрению возрастная шкала распределения типовых, наиболее часто встречающихся в подготовке юных футболистов, специализированных средств по уровню их координационной сложности. Она охватывает более 50 групп и разновидностей упражнений, классифицированных по 150 параметрам.

Заключение. Во избежание ошибок в качестве подготовки футболистов "на выходе" из ДЮСШ в профессиональный спорт по результатам собственного исследования предлагается новая технология планирования тренировочных нагрузок в многолетней подготовке юных футболистов по специализированности и координационной сложности. Она включает:

1) сравнительный анализ содержания учебной программы и реального тренировочного процесса;

2) увеличение в тренировке до 30% от общего объема часов практических занятий специализированных сложнокоординационных упражнений;

3) обязательный учет возрастных критериев координационной сложности средств тренировки по шкале нормирования;

4) проверку темпов прироста показателей физической и технической подготовленности по комплексу программных контрольных нормативов.

Построение учебно-тренировочного процесса в ДЮСШ на основе возрастной дифференцировки специализированности и координационной сложности нагрузок открывает новые возможности дальнейшей оптимизации многолетней подготовки юных футболистов. Полученные результаты дополняют теорию и методику детско-юношеского футбола, а также указывают на необходимость дальнейшей разработки возрастных аспектов проблемы.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!