ПРОФЕС-
СИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Abstract

INFORMATION-ANALYTICAL SYSTEM OF ESTIMATION OF QUALITY OF KNOWLEDGE OF STUDENTS OF INTERNAL FORM OF TRAINING

S.A. Loktev, Dr. Hab., professor

O.A. Rugin, The chief of the centre of information technologies

V.V. Lysenko, Ph. D., professor

V.A. Yakobashvili, Dr. Med., professor

Yu.K. Chernyshenko, Dr. Hab., professor

A.A. Tarasenko,Ph. D., lecturer

A.A. Rugina, Ph. D.

Kuban state university of physical culture, sports and tourism, Krasnodar

Key words: information-analytical system, platform Lotus Domino, management of educational process of high school, operative control, current control, stage control, student, teacher, faculty, dean's office, q uality, document circulation.

The introduction of new information technologies in the management of high school allowed to have the regular samples of real mastering of knowledge by students, to bring corrective amendments in the educational process in due time, to carry out the qualitative all-round account of activity of the divisions of high school regularly, sped up the movement of documents and promoted the further improvement of the quality of preparation of experts and managements of the university.


ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Доктор педагогических наук, профессор С.А. Локтев
Начальник центра информационных технологий О.А. Ругин
Кандидат биологических наук, профессор В.В. Лысенко
Доктор медицинских наук, профессор В.А. Якобашвили
Доктор педагогических наук, профессор Ю.К. Чернышенко
Кандидат педагогических наук, доцент А.А. Тарасенко
Кандидат педагогических наук А.А. Ругина

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар

Ключевые слова: информационно-аналитическая система, платформа Lotus Domino, управление учебным процессом вуза, оперативный контроль, текущий контроль, этапный контроль, студент, преподаватель, кафедра, деканат, качество, документооборот.

Эффективное использование образовательного, научно-технического и инновационного потенциалов системы образования - главная цель концепции научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации на 2001-2005 гг. [1, 4]. Одна из важнейших задач, стоящих при этом перед вузом - это управление образовательным процессом, которое в первую очередь предусматривает постановку цели обучения и путей ее достижения [2].

В Кубанском государственном университете физической культуры, спорта и туризма в настоящее время реализуется 12 профессионально-образовательных программ высшего профессионального и среднего профессионального образования.

Дальнейшее совершенствование механизма управления, контроля, анализа, регулирования и прогнозирования образовательной деятельности в вузе и его филиалах требует создания условий для оперативного анализа текущей деятельности, связанной с повышением качества обучения как по всем реализуемым направлениям, так и в целом по вузу. Для повышения эффективности учебной деятельности вуза создана информационно -аналитическая система управления учебным процессом КГУФК. Разработанная и действующая в КГУФКе система обеспечивает создание единого корпоративного информационного пространства, объединяющего территориально удаленные подразделения вуза. Подобное построение, на наш взгляд, открывает возможности для создания единого комплекса, единых стандартов, системы контроля и управления, обеспечивая одновременно доступность и защищенность информации для всех вузов отрасли [3].

В качестве программной среды для реализации данного проекта использована платформа Lotus Domino & Notes компании IBM. Созданная и успешно действующая на этой основе информационно-аналитическая система университета функционирует на базе локальной компьютерной сети. Сегодня эта сеть включает около 300 рабочих станций и объединяет административные и учебные подразделения вуза: учебное управление, 9 деканатов, 26 кафедр, приемную комиссию, библиотеку, отдел практики и развития карьеры, студенческий отдел кадров, образуя единую информационную среду. В процессе создания и проверки эффективности работы системы определены задачи, содержание, назначение и функции основных блоков.

Учебное управление:

· Хранение структуры и базовых настроек подотчетных подразделений, а также контрольные цифры набора.

· Создание учебных планов, их редакция и инициализация согласно году набора.

· Формирование графиков выполнения учебного плана, их утверждение и направление в деканаты.

· Сбор и хранение сводных данных по текущей, сессионной и итоговой государственной аттестации студентов подотчетных подразделений.

· Учет статистических данных о движении контингента студентов.

Рис. 1. Вид аттестационной ведомости учебной дисциплины

Деканат:

· Хранение анкетных данных студента и представление оперативной информации, отобранной по заданным критериям.

· Накопление и динамическое отображение успеваемости студента и регистрационных данных документов о движении контингента.

· Автоматическое формирование экзаменационных ведомостей и выдача экзаменационных листов для ликвидации задолженностей либо разницы программ.

· Формирование и заполнение бланков текущей аттестации, направление результатов в учебное управление.

· Обобщение информации о ходе сессии и межсессионной аттестации.

· Подготовка документов итоговой государственной аттестации.

Кафедра:

· Формирование, накопление и подготовка отчетов о ходе усвоения знаний и результатах оперативного, текущего и этапного контроля.

· Анализ работы преподавателей, коррекция учебного процесса.

· Разработка учебной и методической документации.

· Организация компьютерного тестирования.

· Внедрение новых образовательных программ и педагогических технологий обучения.

В системе контроля за качеством знаний студентов университета широко используются три его вида: оперативный, текущий и этапный.

Оперативный контроль организуется преподавателем с целью подведения итогов изучения студентами отдельных разделов (тем) учебной дисциплины; проводится в ходе учебных занятий и при подведении итогов самостоятельной работы. Сроки его проведения и формы учета по каждой дисциплине определяются преподавателем в начале семестра. Результаты оперативного контроля проставляются преподавателем в журнале учета учебных занятий, в специальной ведомости деканата и обсуждаются на заседании кафедры.

Текущий контроль проводится по итогам месяца по всем учебным дисциплинам рабочих графиков на основе учета всех видов занятий (лекций, семинарских и практических занятий и др.). Студент аттестуется по трехбалльной системе: 0 - не аттестован; 1 - частично аттестован; 2 - аттестова н. В электронном варианте аттестационных ведомостей указывается количество часов, пропущенн ых студентом, и количество полученных им неудовлетворительных оценок за аттестуемый период (рис. 1). В блоке "Деканат" проводится группировка и обработка пришедших с кафедр аттестационных ведомостей (рис. 2).

Аттестационная ведомость и обобщенные данные деканата позволяют заведующему кафедрой проанализировать текущую успеваемость студентов данной группы, иметь конкретную информацию о работе преподавателей и оперативно влиять на ход учебного процесса.

Для получения целостной картины состояния дел и дальнейшего использования результатов ежемесячной аттестации по отдельным группам и в целом по курсу разработаны специальные формы анализа обработанных ведомостей. Они представляют собой структурированную информацию, объединяющую итоговые данные аттестационных ведомостей в таблицу и дающую полную картину количественно-процентного соотношения критериев аттестации в группе по предметам данного курса (рис. 3).

Для анализа успеваемости студентов и качества организации учебного процесса используются сводные аттестационные отчеты по дисциплине на курсе, дающие количественно-процентное соотношение критериев аттестации в группах по предмету в рамках курса (рис. 4).

Предлагаемые виды представления информации позволяют декану оценить в целом групповые показатели качества знаний на курсе по учебным дисциплинам, выявить группы, имеющие наивысший процент аттестованных студентов, и сравнить степень усвоения дисциплин, проводимых разными кафедрами и отдельными преподавателями, что позволяет руководству вуза, декану, заведующему кафедрой определить уровень подготовленности и качество работы преподавателей.

Рис. 2. Вид для анализа обработанных аттестационных ведомостей по каждой из учебных дисциплин в рамках курса

Рис. 3. Сводная ежемесячная аттестационная ведомость группы

Рис. 4. Вид сводного аттестационного отчета по дисциплине на курсе


Рис. 5. Вид, отображающий показатели отрицательной аттестации

Данная информация служит основанием для формирования рейтинга.

Сводные отчеты (см. рис. 4) поступают в учебное управление для получения объективной картины результатов ежемесячной аттестации по конкретным дисциплинам. Они позволяют начальнику учебного управления и проректору по учебной работе осуществлять оперативный контроль за состоянием учебного процесса на факультетах и кафедрах университета и являются срезом уровня знаний по каждому курсу отдельного факультета, формируя итоговые данные в количественном и процентном соотношении. Данный отчет - это объективный критерий оценки работы кафедр факультета за истекший месяц по конкретной дисциплине учебного плана. На основе подобных данных в учебном управлении формируется сводный отчет по итогам аттестации в целом по вузу и появляется возможность своевременно принимать меры по оптимизации и повышению качества учебного процесса.

В данной системе огромное значение имеют индикаторы, которые динамично отображают важную, тревожную информацию, необходимую для коррекции процесса обучения (рис. 5).

Система позволяет мгновенно отследить тех студентов, которые не получили аттестации по одной, либо по нескольким дисциплинам учебного плана за истекший месяц, либо два месяца подряд. Эта сигнальная информация позволяет деканам, заведующим кафедрами и кураторам групп оперативно реагировать на критические моменты, выяснять причины сложившейся ситуации и индивидуально работать: с ведущим преподавателем по предмету (если возникает вопрос о качестве аттестации), со старостой группы, или куратором (если причина низкой аттестации - в пропуске занятий и в большом количестве отрицательных оценок), или с родителями студента (если картина неуспеваемости по ряду дисциплин может стать причиной отчисления за нарушение регламента учебной деятельности).

Сведения из ведомостей после соответствующего анализа и обработки попадают в индивидуальную учебную карточку студента (рис. 6). До начала экзаменационной сессии в ней динамично накапливаются аттестационные данные по всем проводимым аттестациям (в зависимости от учебного графика) и общее количество часов пропущенных занятий по дисциплинам в семестре.

Этапный контроль включает курсовые (семестровые) экзамены и зачеты за полный курс или за разделы учебной дисциплины, по которой не проводится экзамен. Его цель - выявить и оценить теоретические знания и практические умения студентов по конкретной дисциплине за семестр или учебный курс. Оценка, выставляемая студенту на экзамене, заносится в электронную экзаменационную (зачетную) ведомость и зачетную книжку (неудовлетворительные оценки проставляются только в экзаменационной ведомости).

В совокупности данные текущего и этапного контроля показывают качество работы преподавателя и уровень знаний студентов данной группы по конкретной дисциплине и дают возможность проанализировать причины низкой (либо высокой) успеваемости. Данное соотношение является мощным инструментом для анализа работы преподавателей кафедр и позволяет оценить профессионализм заведующего.

По итогам сессии методисты деканатов формируют электронную отчетную документацию, которая характеризует уровень знаний студентов по дисциплинам учебных планов для специальностей факультета (рис. 7). Эти отчетные документы отсылаются в блок учебного управления, где из них формируется сводный отчет по вузу.

Рис. 6. Вид учебной карточки студента по окончании семестра

Рис. 7. Документ сводной групповой сессионной ведомости

Сводная ведомость для группы студентов по итогам сессии дает подробную, развернутую картину результатов проведения этапного контроля в рамках учебной группы. Она позволяет выявить слабые места учебного процесса и провести более глубокий анализ работы кафедр по преподаванию отдельных дисциплин. Результаты этого отчета становятся предметом особого внимания и детально разбираются на заседании кафедры и в деканатах. В результате формируется проект предложений по коррекции и внесению изменений в учебный процесс на следующий год с целью его оптимизации для повышения качества знаний.

Внедрение новых информационных технологий в управление вузом позволило иметь систематические срезы реального усвоения студентами знаний, своевременно вносить коррективы в учебный процесс, регулярно проводить качественный всесторонний учет деятельности подразделений вуза, ускорило движение документов и способствовало дальнейшему повышению качества подготовки специалистов и управления университетом.

Литература

1. Качалов В.А. Проблемы управления качеством обучения в вузах // Стандарты и качество. 2000, №11, с. 82-91.

2. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации //Бюлл. "Проблемы информатизации высшей школы". 1998, № 3-4 /ГосНИИ системной интеграции. М., 1998.

3. Лысенко В.В., Ругин О.А., Ругина А.А. Информационно-аналитическая система управления учебным процессом КГАФК // VII Международный научный конгресс "Современный Олимпийский спорт и спорт для всех": Матер. конф. М., 2003, с. 319-320.

4. План программных мероприятий по реализации научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации на 2003-2004 гг. // Экономика образования. 2003, № 5, с. 105-108.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!