Abstract TECHNOLOGY OF DISTANCE TRAINING ON COURSE OF "BASE KINDS OF SPORTS ACTIVITY" (ON EXAMPLE OF SKIING) N.Yu. Ivanova Laboratory of new pedagogical technologies of Smolensk state academy of physical culture, Smolensk Key words: distance training, information and telecommunication technologies, skiing, methodical designing, educational process. The purpose of the research was to theoretically work out a technology of distance training on the course of "Base kinds of sports activity" on the example of skiing for students of correspondence department of sports high schools and to estimate its efficiency experimentally. In the author’s opinion, distance technologies basis on the modern information and communication means allow to realize the process of training on sports-pedagogical disciplines successfully not only in theoretical training, but also at developing motor skills and mastering the methods of training to technique of kinds of sports activity. The developed distance training technology had proved its efficiency and can be used in distance teaching of other basic special disciplines.
|
ДИСТАНЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ПО КУРСУ "БАЗОВЫЕ ВИДЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" (НА ПРИМЕРЕ ЛЫЖНОГО СПОРТА)
Н.Ю. Иванова Ключевые слова: дистанционное обучение, информационные и телекоммуникационные технологии, лыжный спорт, методическое проектирование, учебный процесс. Введение. Сегодня нет ни одной сферы человеческой деятельности, которой бы не коснулись технологические достижения: от производственной и финансовой до политической, научной, здравоохранения и культуры. С учетом того что физическая культура и спорт становятся все более заметными социальными и политическими факторами в мире, в современном обществе все острее ощущается нехватка высококвалифицированных специалистов, проявляющих инициативу, творческую самостоятельность, способных решать задачи спорта высших достижений и развивать физическую культуру среди населения, свободно владеющих профессией и хорошо ориентированных в смежных областях, готовых к сотрудничеству и интерактивному взаимодействию в условиях информационного общества. Одними из направлений совершенствования профессионального образования являются внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, реализация новых моделей и содержания непрерывного образования, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). По мнению специалистов в области дистанционного и открытого образования [1, 6, 10], на сегодняшний день наибольший интерес представляют интегрированные педагогические технологии, представляющие различные сочетания очных занятий и дистанционных форм обучения. Опыт применения информационных и коммуникационных технологий в системе подготовки кадров в области физической культуры и спорта только начинает накапливаться. В настоящий момент активно внедряются компьютерные обучающие программы на основе современных мультимедийных средств, в том числе по спортивно-педагогическим дисциплинам: аэробике, гимнастике, спортивным единоборствам и игровым видам спорта. Они открывают большие возможности в совершенствовании методов и средств обучения благодаря усилению наглядности и аудиовизуального воздействия на обучающихся, повышению интереса и мотивации, индивидуализации образовательного процесса [2, 5, 9]. Доказана эффективность дистанционного обучения по ряду дисциплин естественно-научного цикла, педагогике - "Технологии обучения", внедрены системы дистанционного обучения (СДО) в физкультурных вузах "Орбита" (РГУФК), СДО на базе LMS Moddle (СПбГУФК), действует система спортивного дистанционного обучения E-sportlearning, где реализуются программы дополнительного образования в области спортивного менеджмента. Однако в специальной литературе мы не обнаружили данных о практике дистанционного обучения по спортивно-педагогическим дисциплинам, организационных и методических особенностях учебного процесса, педагогических условиях взаимодействия между преподавателем и обучающимися в новой информационной среде. Таким образом, возникает необходимость в разработке новых моделей обучения, интегрирующих дистанционные и традиционные технологии, которые позволят перейти к новому уровню подготовки кадров по физической культуре и спорту, отвечающему требованиям современного общества. При этом рациональная пропорция включения дистанционного обучения в традиционное при сохранении требований и стандартов последнего - задача, требующая своего разрешения. Как отмечает А.В. Хуторской [8], сегодня важно не столько прогнозировать информационное будущее, сколько решать с помощью дистанционных технологий проблемы настоящего. Понятийный аппарат дистанционного обучения развивается, многие авторы и коллективы на основе собственного опыта стремятся дать определение этому понятию, изложить свою точку зрения. Приведем определение, сформулированное известным специалистом в области дистанционного обучения М. Муром [3]), в котором отражены, на наш взгляд, характерные особенности этой формы обучения. "Под дистанционным обучением (ДО) понимают систему методов обучения, базирующихся на использовании широкого спектра традиционных, информационных, телекоммуникационных технологий и технических средств, обеспечивающих такие условия взаимодействия преподавателя и обучающегося, при которых процесс обучения не зависит от расположения обучаемого в пространстве и времени". Отличительными чертами дистанционного обучения являются: - разделение преподавателя и обучающегося в пространстве и времени; - использование технических средств обучения для подачи учебного материала и обеспечения интерактивной двусторонней связи между преподавателем и обучающимся (в синхронном или асинхронном режиме); - участие учебного заведения в планировании и управлении учебной деятельностью. Цель исследования - теоретически разработать дистанционную технологию обучения по курсу "Базовые виды физкультурно-спортивной деятельности" на примере лыжного спорта для студентов заочного обучения вузов физической культуры и экспериментально оценить ее эффективность. Методы и организация исследования. В ходе исследования применялись такие методы: анализ и обобщение специальной научно-методической литературы, изучение официальных нормативно-правовых документов, анкетирование, интервьюирование, тестирование, педагогическое самонаблюдение, экспертное оценивание, педагогический эксперимент, методы математико-статистической обработки материалов. Были организованы две группы студентов: экспериментальная (обучающаяся дистанционно) и контрольная (обучающаяся в традиционной форме). Процесс реализации дистанционного учебного курса рассматривался нами как образовательная программа, отвечающая всем признакам проекта1, и включал три фазы: фазу проектирования (целеобразования), технологическую фазу (целевыполнения), рефлексивную фазу (контроля, оценки и рефлексии) [4]. Основу любой учебной деятельности составляет общение между педагогом и обучающимся. В дистанционном обучении каждая функция преподавания реализуется преимущественно через технологические средства, например посредством технологии печати или более сложных ИКТ. Таким образом, вопросам методического проектирования2 в дистанционном обучении отводится роль, равная по своему значению преподаванию. Методическое проектирование осуществлялось согласно следующим стадиям: анализ ситуации, цели и задачи, структурирование учебных материалов, создание учебных материалов, предварительная оценка эффективности дистанционного учебного курса (выбор критериев, объем трудозатрат и т.д.). Анализ ситуации предполагал детальное изучение технических, педагогических, организационных предпосылок использования дистанционных образовательных технологий в вузе, возможностей и готовности преподавателей и студентов к дистанционному взаимодействию. С этой целью было проведено анкетирование среди преподавателей и студентов. Анкеты содержали вопросы, касающиеся знаний в области информационных технологий, навыков работы на персональном компьютере, умения и возможности использования услуг сети Интернет и другие. По мнению большинства преподавателей (87,5 %), применение ИКТ в традиционных формах обучения повысит качество учебного процесса. Навыками работы на персональном компьютере на уровне пользователей владеют 78 % студентов и 52,4 % преподавателей, но лишь 16,8 % используют ИКТ в педагогической деятельности. В меньшей степени респонденты пользуются услугами сети Интернет, однако значительная часть студентов (74,5%) выразили желание и готовность работать в сети с целью получения учебных материалов, интерактивного общения с преподавателями и между собой. На основании полученных данных была выбрана комбинированная модель доставки учебной информации, сочетающая кейсовую и Интернет-технологии: - структурированные учебные материалы представлены электронным пособием на CD-диске и в печатном виде; - в гипертекстовом формате учебная информация размещена в сети Интернет; - видеоприложение для обучения двигательным навыкам и организации самостоятельных практических занятий предлагается на CD- или DVD-дисках (по выбору студента). Для обеспечения большей гибкости взаимодействия участников процесса обучения приоритет отдан асинхронным методам общения: обсуждение в форуме, систематизированное по темам, заданным преподавателем; электронная доска объявлений; ответы на часто задаваемые вопросы (FAQ); электронная почта, виртуальный семинар. Синхронное (в режиме реального времени) общение преподавателя и обучающихся, а также обучающихся между собой осуществлялось в чате и посредством компьютерной телефонии с помощью свободно распространяемых программ ICQ и Skype. Цели и задачи изучения дистанционного курса определяются Государственным образовательным стандартом по направлению 032100.62 и специальности 032101.65 и едины для всех форм обучения. Учебная программа дистанционного учебного курса составлена в соответствии с ГОС второго поколения и рабочей учебной программой для студентов заочного обучения, не выходя за рамки часов, отведенных на изучение этой дисциплины в традиционных формах. Современные требования к подготовке специалиста по физической культуре и спорту предусматривают смещения акцента на самостоятельную и индивидуальную работу, причем не только увеличивая объем, но и насыщая деятельность студента содержательными, активными проблемными заданиями, в результате которых знания должны переходить в реальные практические действия [6]. "Лыжный спорт" в рамках базовых видов физкультурно-спортивной деятельности относится к циклу специальных дисциплин, поэтому кроме определенных знаний, умений и навыков у студентов необходимо сформировать профессиональные компетенции, воспитать способность критически оценивать свою профессиональную деятельность, умение работать с коллективом и каждым индивидуумом. В качестве модели обучения использован комбинированный подход, сочетающий репродуктивные и активные, творческие методы. Структурирование учебных материалов. Курс имеет модульную структуру, учебный процесс организован в трех фазах: двух очных и одной дистанционной. Очная фаза включала обзорную вводную лекцию и подготовительный курс (для получения навыков работы с электронными материалами, сетевого взаимодействия). Исходя из целей обучения, содержания и структурирования учебной информации, были предусмотрены следующие виды деятельности обучающихся по освоению дистанционного курса: · изучение теоретического материала; · тестирование в режиме самоконтроля с обратной связью; · оn-line тестирование; · практическая подготовка; · выполнение контрольных и кейсовых заданий, творческих проектов; · оформление результатов, отсылка по e-mail преподавателю и/или товарищу по группе; · защита кейсовых заданий и проектов (on-line или off-line). Учебный материал курса по содержанию, целями задачам освоения был разбит на три компонента: теоретический, практический и методический, для изучения которых соответственно использовались определенные организационные формы, методы и средства обучения. Так, в результате теоретической подготовки обучающиеся должны знать историю изучаемого вида физкультурно-спортивной деятельности, технику основных способов передвижения на лыжах. При изучении применялись методы сообщающего обучения (информационно-рецептивного и репродуктивного); в качестве контрольных заданий использовались тесты следующих типов: выбор одного варианта из многих, выбор многих из многих, с открытым вопросом, на соответствие. Схема изучения теоретического материала представлена на рис. 1. Практическая подготовка предполагает освоение обучающимися техники выполнения упражнений, специфических для данного вида физкультурно-спортивной деятельности. Для формирования у обучающегося двигательных умений и навыков предусмотрены самостоятельные занятия, время и место проведения которых определяются индивидуально [7]. С целью управления и организации занятий по спортивно-педагогическому совершенствованию в дистанционной фазе к печатным рекомендациям прилагается учебный видеофильм с демонстрацией техники изучаемого вида, сочетающий вербальное объяснение и показ упражнений. При наличии технических и организационных условий рекомендовалось осуществить видеосъемку выполнения упражнений самим обучающимся и провести самоанализ, а также организовать обмен видеороликами между обучающимися и проанализировать технику выполнения упражнений товарищами по группе (взаимоконтроль). Данный вид деятельности перспективен в плане дидактического эффекта, однако технически пока не всем доступен. Рис. 1. Схема изучения теоретического материала и практического овладения двигательными действиями Рис. 2. Схема освоения методики обучения изучаемым видам физкультурно-спортивной деятельности Освоение методики обучения технике основывалось на имитационной моделирующей системе обучения и носило деятельностный, конструктивный характер. В процессе обучения студенты выполняют контрольные и кейсовые задания проблемного характера, творческие проекты (рис. 2). Основу дистанционного обучения составляет управляемая самостоятельная работа обучающихся, поэтому к дистанционному курсу было разработано методическое руководство, содержащее подробные рекомендации по каждому виду учебной деятельности студентов, большое внимание уделялось рекомендациям по выполнению контрольных и кейсовых заданий, проектов, критериям оценки этих работ. В дистанционной фазе требовалось вести дневник самостоятельной работы, включая работу с учебными материалами, тренировочные занятия, выполнение контрольных заданий. Для экспериментального обоснования дистанционной технологии была сформирована экспериментальная группа из 25 человек, студентов факультета заочного обучения Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма. С целью мониторинга и эффективного управления учебной деятельностью использовалась программа с открытым кодом Moodle (система управления обучением). В реализации дистанционного курса принимали участие преподаватель, координирующий и контролирующий процесс обучения, и методист (специалист по информационным и коммуникационным технологиям в образовании), обеспечивающий организационно-методическое сопровождение курса в новой информационной среде. Заключение. Качество обучения по дистанционному курсу оценивалось на основании результатов сдачи экзаменационной сессии обучающимися экспериментальной и контрольной групп. Преподаватель, принимающий практические зачеты и теоретический экзамен, не знал, проходил ли студент обучение дистанционно или в традиционной форме. Так, качественный показатель по итогам сдачи практического зачета и теоретического экзамена в экспериментальной группе составил 96 %, в контрольной - 73 %. В ходе исследования определены временные характеристики и трудоемкость видов учебной деятельности студентов, предусмотренных в процессе изучения курса: самостоятельной работы, асинхронного и синхронного взаимодействия участников учебного процесса. Разработан тематический план с ориентировочными трудозатратами обучающихся, академический календарь и примерный сетевой график. Затраты времени на самостоятельную работу не превышали установленных нормативов, причем у студентов экспериментальной группы было отмечено снижение времени, необходимого на теоретическую подготовку, в пользу времени, затраченного на выполнение контрольных заданий, кейсов, проектов, имевших практико ориентированную направленность. Эффективность разработанной дистанционной технологии обучения по сравнению с традиционными формами учебного процесса оценивалась по следующим критериям: качеству учебных материалов, интенсивности и интерактивности взаимодействия участников образовательного процесса, степени методической поддержки, организации и контроля управляемой деятельности студентов. Кроме того, проведены экспертное оценивание дистанционного курса с привлечением экспертов из числа преподавателей и опрос студентов с помощью разработанной нами анкеты "Учебный процесс глазами студента". Эксперты высоко оценили качество учебной информации (научность, достаточность/полноту, визуальное представление), систематичность контроля за деятельностью студентов в течение семестра. Студенты экспериментальной группы отметили качество учебных материалов (доступность, неизбыточность, визуальное представление), возможность консультирования у преподавателя и общения с другими студентами. Результаты исследования дают основание сделать вывод о том, что дистанционные технологии на основе современных информационных и коммуникационных средств позволяют успешно реализовать процесс обучения по спортивно-педагогическим дисциплинам не только в рамках теоретической подготовки, но и при освоении двигательных навыков и овладении методикой обучения технике видов физкультурно-спортивной деятельности. Таким образом, разработанная дистанционная технология обучения по курсу "Базовые виды физкультурно-спортивной деятельности" доказала свою состоятельность и может быть использована в дистанционном преподавании других базовых специальных дисциплин. Литература 1. Андреев А.А. Интернет в системе непрерывного образования / А.А. Андреев // Высшее образование в России. - 2005. - № 7. - С. 91-94. 2. Бальсевич В.К. Непрерывное физкультурное образование / В.К. Бальсевич, В.К. Попов, Н.И. Санникова // Теория и практика физ. культуры. - 2004. - № 12. - С. 10-13. 3. Мур М.Г. Информационные и коммуникационные технологии в дистанционном образовании : пер. с англ. / М.Г. Мур, У. Макинтош, Л. Блэк. - М.: Издательский дом "Обучение-сервис", 2006. - С. 90-98. 4. Новиков А.М. Методология учебной деятельности / А.М. Новиков. - М.: изд-во "Эгвес", 2005. - 176 с. 5. Петров П.К. Современные информационные технологии в системе повышения квалификации и непрерывном образовании специалистов по физической культуре и спорту / П.К. Петров, О.Б. Дмитриев, Э.Р. Ахмедзянов // Теория и практика физ. культуры. - 2001. - № 12. - С. 54 - 57. 6. Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Е.С. Полат, М.В. Моисеева, А.Е. Петров и др. - М.: Издательский центр "Академия", 2006. - 400 с. 7. Раменская Т.И. Самостоятельная и индивидуальная работа - ключ к подготовке специалиста / Т.И. Раменская // Труды ученых ГЦОЛИФКа: 75 лет: Ежегодник. - М., 1993. - С. 156-158. 8. Хуторской А.В. Дистанционное обучение и его технологии / А.В. Хуторской // Компьютера. - 2004. - № 36. Электронный ресурс: http://www.computerra.ru/compunity/edujob/20277/ 9. Чистяков В.А. Взаимодействие субъектов образовательного процесса в системе дистанционного обучения (на примере вуза физической культуры): автореф. дис... д-ра пед. наук / В.А. Чистяков. - СПб., 2004. 10. Щенников С.А. Открытое дистанционное образование / С.А. Щенников. - М., 2002. 1 Проект - ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией (В.Н. Бурков, Д.А. Новиков. Как управлять проектами. - М.: Синтег-ГЕО, 1997).2 Методическое проектирование (разработка курсов) - процесс, заключающийся в выборе цели обучения, подборе компонентов курса, планировании и оценке, а также подготовке стратегий преподавания. Методическое проектирование в дистанционном обучении должно быть завершено до начала преподавания дистанционного курса [3].На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|