НАЗАД

СОДЕРЖАНИЕ

ДАЛЕЕ


РЕЗУЛЬТАТЫ МНОГОЛЕТНИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И КОЭФФИЦИЕНТА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОКОМОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ У СПОРТСМЕНОВ

Кандидат медицинских наук, профессор М. М. Синайский
Кандидат педагогических наук, профессор Г. Н. Паскин
Кандидат педагогических наук, доцент
А. В. Швецов
О. А. Ефремочкина

Московская государственная академия физической культуры, Малаховка

В течение 12 лет на кафедре физиологии МГАФК с активным участием кафедр теории и методики футбола и хоккея, теории и методики зимних видов спорта проводятся обследования в ходе подготовки десятков юных футболистов, а также взрослых лыжников и футболистов.

Во всех случаях применяется двойное вело- и степэргометрическое тестирование спортсменов с целью определения индивидуальных величин PWC170 и коэффициента эффективности локомоторной координации (КЭЛК) в степ-тесте.

Представляется, что индивидуальная координационная сложность степ-теста по сравнению с педалированием - главная причина различий в динамике и величине реакций на вело- и степэргометрические тестирующие нагрузки.

По соотношению ЧСС при сравнимых по мощности вело и степэргометрических исследованиях мы определяем КЭЛК в степ-тесте, характеризующий индивидуальную координационную трудность степ-теста в сравнении с велоэргометрией.

При КЭЛК, превышающем 1,3, степ-тест представляет для обследуемого большую трудность по сравнению с велоэргометрией. Если же он меньше чем 1,3, то степ-тест выполняется легче, чем велоэргометрия, и ЧСС при нем меньше, чем на велоэргометре.

По существу, КЭЛК - известный коэффициент К, корректирующий мощность степэргометрической нагрузки с учетом работы, как бы выполняемой при схождении со ступеньки.

Расчет КЭЛК определяется задачей получить в степ-тесте по ЧСС, установившейся при нем, ту же величину PWCI70, которая была зафиксирована при велоэргометрии.

Основная методическая идея - сопоставлять реакции спортсменов на стандартные нагрузки разной координационной сложности - родилась в практике систематического пользования как степ-эргометрическим, так и велоэргометрическим тестированием. Различия в динамике результатов этих двух тестов в ходе подготовки спортсменов, неодинаковая их выраженность у разных спортсменов оставались необъясненными до тех пор, пока они не стали объектом специального исследования.

Постепенно возникло понимание, что в степ-тесте и педалировании мы имеем дело с движениями принципиально различной координационной сложности.

Степ-тест, по существу, не является эргометрией. Он квазиэргометричен. Хотя разные спортсмены как будто и выполняют одни и те же движения, активные усилия, прилагаемые при этом, у них могут быть различными. Они могут также изменяться в разных состояниях у одного и того же спортсмена. Учет уступающей работы при спуске со ступеньки по законам механики невозможен. Подъем тела на ступеньку подлежал бы учету как выполненная работа в том случае, если бы за ним следовал новый подъем, как при ходьбе вверх по лестнице, а не спуск назад спиной. Качательные движения человека вверх-вниз не могут быть однозначно учтены как работа, определяемая умножением веса тела на число циклов и на высоту ступеньки.

В отличие от степ-теста велоэргометрия объективизирует тестирующие нагрузки по истинно развиваемой мощности, измеряемой на маховике по известным величинам сопротивления и скорости. Возможности координационных тонкостей нажимного педалирования, которые могли бы влиять на "физиологическую цену" поддержания стандартной мощности, сведены здесь до минимума.

Велоэргометрическая нагрузка в рамках нашего метода служит ориентиром, уровнем, около которого колеблется воздействие на организм квазиэргометрического степ-теста. Колебания же эти по преимуществу обусловлены изменениями локомоторной координации. Последнее утверждение, с одной стороны, является нашей конструктивной гипотезой, а с другой - теперь уже и выводом, основанным на излагаемых ниже фактах.

При оценке процессов координации в организме мы используем КЭЛК как симптом состояния этих процессов, но симптом объективный, не требующий субъективных оценок.

КЭЛК как показатель интенсивности нагрузок и как показатель двигательной одаренности спортсменов. В ходе ежемесячных динамических наблюдений за двумя командами юных футболистов СДЮШОР "Локомотив" 1983 и 1984 г. р. (тренеры - братья Горбачевы) был выявлен довольно редкий случай стабильно низкого (оптимального) КЭЛК у спортсмена Х. 1984 г. р.

Его КЭЛК с 13 лет постоянно оставался на довольно низком уровне - 1,1-1,25 и, что особенно ценно, при достаточно высоких величинах PWC170 = 19-23 кГм/мин/кГ. В возрасте 15-16 лет, сделав ставку на футбольную карьеру, этот спортсмен, не довольствуясь одноразовой тренировкой, стал прибавлять нагрузки от себя, в основном циклические. В 2000-2001 гг. (в 16-17 лет) величина PWC170 у него достигла чрезвычайно высоких величин -30 кГм/мин/кГ и более, что привело к выраженному ухудшению КЭЛК - до 1,6.

Прислушавшись к нашим рекомендациям, спортсмен уменьшил объем циклических нагрузок. Его PWC170 снизилась к 2002 г. до величин 23,5-28 кГм/мин/кГ (по прежнему очень высоких для футболиста), а КЭЛК стабильно установился на уровне 1,2.

В настоящее время он - один из игроков команды "Химки", занявшей в 2006 г. первое место в первой лиге и вошедшей в премьер лигу России.

Следует отметить, что КЭЛК известных футболистов команды "Спартак" (Москва), обучавшихся в 1999 г. в МГАФК, Е. Титова, А. Ширко, В. Евсеева не поднимался выше 1,2 при PWC170 , равной 22-23 кГм/мин/кГ, а у В. Евсеева был равен 0,9.

Рис. 1. Многолетняя динамика КЭЛК команды "Локомотив" и спортсмена Павлова

Очевидно, при продолжительном соревновательном периоде современные футболисты не могут позволить себе более интенсивную подготовку, которая может ухудшить функциональное состояние, и в частности КЭЛК.

Таким образом, КЭЛК, с одной стороны, является показателем двигательной одаренности спортсменов, а с другой - показателем, позволяющим путем проб и ошибок определить потолок физической работоспособности для каждого игрока - оптимальную для него величину PWC170 [4].

Рис. 2. Достоверные различия КЭЛК у младших школьников и подростков (p < 0,001)

В следующем поколении юных футболистов "Локомотива" - 1990 г. р., (также тренируемых братьями Горбачевыми) обратил на себя внимание К. Павлов, считавшийся ведущим игроком команды (см. рис. 1). На рисунке видно, что КЭЛК этого спортсмена был устойчиво ниже средних данных по команде за все 4 года наблюдений (1,05-1,25). С этим спортсменом руководство "Локомотива" заключило контракт, и он был включен в команду более высокого уровня.

У находящихся под нашим наблюдением взрослых лыжников (КМС и МС), нагрузки которых несравненно объемнее, чем у футболистов: месячные объемы циклических нагрузок в подготовительном периоде доходили у них до 1200 км и больше, даже у женщин, не обнаружено характерного снижения КЭЛК в соревновательном периоде, хотя объемы и были снижены. Очевидно, лыжники жертвуют локомоторной координацией в пользу физической работоспособности, чего не могут позволить себе футболисты.

За многие годы наших наблюдений такие низкие величины КЭЛК, как 1,1-1,2, были обнаружены только у футболистов. Футболисты благодаря эмоциональной насыщенности игры, ее переменной мощности, достигают высокой физической работоспособности, используя значительно меньшую величину нагрузок, чем лыжники, сохраняя оптимальный уровень локомоторной координации.

Сенситивный период становления локомоторной координации и его энергетические и координационные проявления. В настоящее время тренеры Горбачевы работают с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Ежемесячно обследуя их, мы впервые убедились, что в координации эти спортсмены существенно уступают подросткам. Их КЭЛК =1,47-1,49 против 1,25 у подростков 11-12 лет (рис. 2).

Этот факт позволил нам сделать заключение о том, что сенситивный период становления локомоторной координации приходится на возраст от 8 до 11 лет.

Мы полагаем, что становление локомоторной координации является причиной снижения показателей удельного аэробного энергообеспечения у старших подростков по сравнению с младшими подростками, у которых в 11-12 лет наблюдается "расцвет аэробики".

Вследствие отставания развития процессов координации у младших школьников физические нагрузки оказывают на их организм глубокое возмущающее воздействие. Это приводит к преимущественному стимулированию энергетических процессов адаптации к нагрузкам. Давно уже обнаружены факты наибольших относительных размеров сердца, относительных величин СОК и МОК (систолического и минутного объемов крови) в 11-12 летнем возрасте. Относительные величины МПК, измеренного прямым путем, также наибольшие в этом возрасте.

Развитие процессов координации функций к 11-12 годам снижает возмущающее воздействие нагрузки на организм за счет более экономичного функционирования и тем самым - выраженность энергетических проявлений работоспособности (МОК, СОК, МПК) и т. п.

Таким образом, давно защищаемое нами представление о противоречивости энергетического и координационного путей адаптации организма к нагрузкам нашло экспериментальное подтверждение.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!