Abstract EMOTIONAL CULTURE AS COMPONENT OF PROFESSIONAL- O.M. Kuleba, Ph. D., associate professor The Moscow state academy of physical culture, Malakhovka Key words: creative potential, emotional culture of teacher, professional functions. In the author’s opinion, the teacher’s emotional culture is an open multifunctional system. As the system education, it includes a number of structural components, it has its own organization selectively cooperating with the environment and having the integrative features of the whole, not reducing to the features of its separate parts. The emotional culture of the teacher of higher school can become a really active factor of the formation of both emotional and wider professional-pedagogical culture of a future teacher.
|
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВУЗОВСКОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Кандидат педагогических наук, доцент
О. М. Кулеба Ключевые слова: творческий потенциал, эмоциональная культура учителя, профессиональные функции. Современная школа сегодня как никогда нуждается в учителях, отличающихся высоким профессионализмом, подлинной интеллигентностью, духовной культурой наряду с высокой гражданской ответственностью и социальной активностью, потребностью в постоянном самообразовании, психическим и физическим здоровьем, учителях, обладающих не только глубокими предметными знаниями, но и поликультурным кругозором. Творческий характер педагогической деятельности является важнейшей ее особенностью. Творческий потенциал личности педагога формируется на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений, навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций. Эмоциональная культура является необходимым условием творческой деятельности педагога. Проблема взаимопроникновения образования и культуры носит фундаментальный, полинаучный характер и требует междисциплинарного решения. Продуктивное решение задач формирования и развития культуры будущего специалиста, эмоциональной культуры будущего учителя в частности, возможно на основе анализа передового опыта деятельности вузов, обобщения выводов теоретических и научно-прикладных исследований на стыке педагогики высшей школы, теорий личности и культуры. Комплексные методы исследования позволяют определить новые подходы к теории высшего педагогического образования. Понятие "эмоциональная культура учителя" отсутствует в педагогических и психологических словарях и энциклопедиях, данное научное понятие не раскрыто в имеющейся психолого-педагогической литературе. Результатом недостаточной разработанности исследуемой проблемы является отсутствие данного блока в учебных планах и программах, учебниках и учебных пособиях педагогических колледжей и вузов. Вследствие вышеуказанных причин к настоящему времени не сложилась единая система, способствующая развитию необходимых умений у будущих учителей. Студенты если и получают определенную совокупность знаний и умений, входящих в состав эмоциональной культуры учителя, не всегда могут использовать эти знания в практической деятельности, что является препятствием на пути их профессионального становления. Подходя к определению дефиниции "эмоциональная культура учителя", необходимо обратиться к понятию "культура". Культура (в переводе с латинского - "возделывание", "обрабатывание") представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества. В более узком смысле принято говорить о материальной культуре (техника, материальные ценности) и духовной культуре (производство, распределение и потребление духовных ценностей в области науки, просвещения, философии и т. д.). Понятие культуры относится к числу фундаментальных в современном обществознании, выражая специфический феномен общественной жизни. Являясь объектом изучения со стороны философов, культурологов, историков, аксиологов и социологов, она нашла отражение в достаточно большом количестве фундаментальных работ (А. И. Арнольдов, Е. М. Бабосов, Г. С. Батищев, Л. М. Баткин, М. М. Бахтин, П. С. Гуревич, В. Е. Давидович, Ю. А. Жданов, Н. С. Злобин, Э. В. Ильенков, М. С. Каган, Л. Н. Коган, Ю. М. Лотман, Э. С. Маркарян, Э. В. Соколов и др.). Однако в указанных работах не нашли своего отражения культурологический анализ образования как феномена культуры, включенность образовательной деятельности в культурный контекст. Приняв за исходное положение то, что в культурной деятельности выражается социокультурная сущность цивилизованного человека, необходимо выделять три основные формы проявления человеческих сил в культуре; во-первых, культурную, культуросозидающую, культуротворящую деятельность; во-вторых, освоение культурной реальности, овладение накопленным человечеством культурным богатством; в-третьих, личностное проявление культуры в непосредственном культурном бытии, т. е. реализацию человеком во всей своей повседневной деятельности, в отношениях, в поведении, в образе жизни, в быту освоенных им культурных достижений, знаний, умений и навыков. Нам представляется, что в педагогической деятельности проявляются все три названные формы культурной деятельности человека. Многолетний научный поиск автора данной статьи дает основание для формулировки определения понятия "эмоциональная культура учителя". Статус научного гражданства термин "эмоциональная культура" получил в 2000 г. в результате защиты автором диссертационной работы. Эмоциональная культура учителя представляет собой сложное структурное образование, становление компонентов которого определяется результатами овладения студентами функциями педагогической деятельности и условиями реализации их творческих возможностей. Эмоциональная культура представляет собой интегральное, системное, динамическое образование личности учителя, определяющее эмоциональную направленность типа, стиля и способов его профессионального поведения и деятельности. В нашем понимании эмоциональная культура учителя - открытая полифункциональная система. Как системное образование, она включает в себя ряд структурных компонентов, имеет собственную организацию, избирательно взаимодействующую с окружающей средой и обладающую интегративными свойствами целого, не сводимого к свойствам отдельных ее частей. Модель эмоциональной культуры учителя представляет собой мыслительную конструкцию, отражающую ее идеальный образ, и содержит ценностные, личностные и деятельностные характеристики. В ходе исследования нами был сделан вывод, что эмоциональная культура учителя, представляющая сложное структурное образование, включает в себя целый ряд компонентов, основными из которых являются: эмоциональное богатство, тезаурус личности, общая эмоциональная направленность личности, эмпатия, креативность и рефлексия, устойчивость и эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. Нашими исследованиями установлено, что профессиональная подготовка студентов в современных условиях не может в полном объеме решить задачу формирования их эмоциональной культуры как части профессионально-педагогической культуры, как структурного элемента общей духовной культуры личности. Для нашего исследования принципиальным является то, что эмоциональная культура соединяет в себе высокий уровень общего и профессионального развития учителя: его психолого-педагогическую компетентность, профессионально-этическую воспитанность, мотивационно-ценностное отношение к педагогической деятельности. Эмоциональная культура - важнейшая характеристика целостной личности учителя как субъекта педагогической деятельности и воспитательных отношений, отражающая степень разрешения противоречия между его нравственно-педагогической подготовкой и практической педагогической деятельностью. Ее формирование обеспечивается целостным процессом профессионально-педагогической подготовки, содержание и структура которого проектируются в соответствии с задачами и основными компонентами эмоциональной культуры. Анализ современного состояния высшего педагогического образования позволяет сделать вывод, что эмоциональная культура формируется у студентов в той мере, в какой учебно-воспитательный процесс моделирует заданную структуру профессиональной деятельности учителя; носит программно-целевой, целостный, стадиальный и непрерывный характер; реализует индивидуально-творческий подход к обучению и воспитанию студентов; ориентирован на субъективную позицию студента как носителя общечеловеческих и педагогических ценностей. Важным является то, что эмоциональная культура - индивидуализированная творческая форма реализации педагогических отношений, направленных на оптимальное решение задач учебно-воспитательного процесса. Это обстоятельство объясняет необходимость индивидуально-творческого подхода к формированию эмоциональной культуры будущего учителя. Реализация этого подхода позволяет поставить студента в центр педагогического процесса, сформировать у будущих учителей субъективную позицию как носителя общечеловеческой и педагогической культуры. Целью формирования эмоциональной культуры будущего учителя в педагогическом вузе является создание такого типа личности учителя, в котором бы потребность в постоянном совершенствовании своих профессиональных качеств преобладала над остальными потребностями, так как, по словам Т. Манна, "... культура - это выражение извечного стремления человека к идеалу, это заложенное в нем тяготение к разуму, истине, справедливости; это стремление к совершенству...". Колоссальные социально-экономические преобразования во всех сферах жизнедеятельности актуализировали культурообразующие функции высшей школы. При смене образовательных парадигм, переходе на новые педагогические технологии, ориентированные не на приоритет знаний и исполнения, но на вариативность, субъективность, индивидуально-творческие, личностно центрированные формы и методы подготовки учителей, именно высшая школа сегодня как никогда должна стать институтом расширенного воспроизводства и трансляции культуры. Однако все преобразования в системе высшего педагогического образования начинаются с работы преподавателя вуза - педагога и ученого, носителя научного знания и культурно-педагогического опыта нации, интеллект и талант которого должны быть своевременно востребованы и рационально использованы. С переходом на рельсы рыночной экономики иначе расставляются акценты. Профессионально-педагогические знания и умения являются необходимым, обязательным, но недостаточным критерием, условием профессионализма и мастерства преподавателя вуза. К таким основополагающим моментам профессионально-педагогической деятельности, как владение информацией и освоение технологий обучения и воспитания, присовокупляются на равных и паритетных началах общая и профессионально-педагогическая культура преподавателя вуза, обеспечивающая, в свою очередь, выход за пределы нормативной деятельности, способность создавать и передавать ценности, личностное развитие. Важным и справедливым, на наш взгляд, является утверждение В.А. Сластенина о том, что "Продуктивность педагогической деятельности определяется степенью владения учителем универсальным знанием о порождающих личность биопсихосоциокультурных процессах. А это означает, что специализация педагога в той или иной области науки вторична по отношению к социогуманитарной, психолого-педагогической и культурологической базе". Наряду со всеми другими показателями конкурентоспособными в первую очередь будут педагоги высокой общей и профессионально-педагогической культуры, неотъемлемой частью которой является и эмоциональная культура. Фундамент эмоциональной культуры учителя должен быть заложен вузовским образованием. Студент - будущий учитель должен видеть образец, эталон, контактировать с преподавателем, обладающим высоким уровнем эмоциональной культуры, умеющим регулировать, контролировать, иногда сдерживать свои эмоциональные проявления, видеть и понимать эмоциональные состояния студентов и др. В последнее время появляется достаточно большое число исследований, объектом внимания которых является личность и деятельность преподавателя высшей школы. 90-е гг. ознаменовались богатым спектром работ, посвященных его общей, профессионально-педагогической культуре. Это не является случайным, поскольку именно в общей и профессионально-педагогической культуре находит свое отражение весь личностный, социокультурный, нравственно-этический потенциал. Такой повышенный интерес к профессионально-педагогической культуре преподавателя высшей школы обусловлен возрастающими требованиями к уровню общекультурной и специальной подготовленности выпускников вузов; сменой образовательных парадигм, фиксирующих переход от массово-репродуктивных форм и методов преподавания к индивидуально-творческим; подготовкой будущих учителей к профессионально компетентному вхождению в рынок труда с прочно сформированными потребностями в постоянном профессиональном самообразовании и саморазвитии. Наряду с этим ряд ученых отмечают, что педагогическая подготовка преподавателей вузов, удовлетворяющая требованиям обучения и воспитания студентов в рамках традиционной образовательной системы, оказывается малоэффективной для обеспечения действительного профессионализма и компетентности будущих учителей в современных условиях, т. к. ориентированная на технократическую парадигму высшего образования, она развивалась вне контекста мировой и отечественной культуры. Возникшие трудности в материальном, техническом оснащении исследовательской, учебно-воспитательной базы, существенное снижение материального положения профессорско-преподавательского состава привели к снижению престижа и авторитета преподавательской деятельности, оттоку значительной и наиболее молодой, перспективной ее части из профессорско-преподавательского корпуса страны. В таких условиях важно не только сохранить научно-педагогический потенциал вузов, но и повышать уровень профессионально-педагогической культуры работающих преподавателей высшей школы, так каких уровень культуры выступает не только мерой, но и способом творческой самореализации личности преподавателя в разнообразных видах педагогической деятельности и общения, но и "стабилизирующим фактором, сдерживающим инволюционные процессы в педагогической системе вуз. Развитие и совершенствование преподавателем педагогического вуза своей эмоциональной культуры предполагает переосмысление собственного педагогического опыта, анализ эмоциональных проявлений и поведенческих реакций, причин, их порождающих, а также развитие рефлексивных и эмпатийных способностей, преодоление собственной "педагогичности", отход от устоявшихся стереотипов педагогической деятельности и общения и переход на прогрессивный вариант профессиональной самореализации. Это тем сложнее, что мы имеем дело с "аффективной" частью профессионально-педагогической деятельности. Функции преподавателя высшей школы многозначны и разнообразны. Основными видами деятельности педагога вуза являются преподавательская и научно-исследовательская. Для студенчества педагог высшей школы является прообразом его будущей профессиональной деятельности. Если же тончайшие нюансы содержательного, методического блока профессиональной деятельности педагога высшей школы могут быть до конца студентами не отрефлексированы, не уловлены, то аффективная сторона его деятельности не ускользнет от их внимания. Только высокий уровень эмоциональной культуры преподавателя высшей школы, педагогически целесообразные способы общения и корректные формы поведения, правильно выбранный стиль взаимоотношений со студентами, трансформация своей эмоциональной жизни в сторону увеличения положительных эмоциональных состояний и другие условия будут способствовать формированию профессионально-педагогической культуры студента - будущего специалиста-профессионала. Эмоциональная культура педагога высшей школы может стать реально действующим фактором формирования и эмоциональной, и более широко профессионально-педагогической культуры будущего учителя. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |