|
ПОКАЗАТЕЛИ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ФЕСТИВАЛЕЙ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Кандидат педагогических наук, доцент
И.А. Лысова Московская государственная академия физической культуры, Малаховка Ключевые слова: общая физическая подготовленность, студенты, оценочные шкалы, соревнования. В настоящее время во многих высших учебных заведениях России работа по формированию у студентов методико-практических навыков физического самосовершенствования далека от идеала. Отсутствуют достоверные показатели уровня общей физической подготовленности (ОФП) студентов, а также эффективности проводимых в вузах учебных и внеучебных занятий по физической культуре и спорту (ФКиС). Проблема сохранения уровня ОФП учащейся молодежи, повышения мотивации к занятиям физической культурой и физическому самосовершенствованию не утратила своей актуальности и по сей день [1, 2]. Целью исследования явилось изучение уровня ОФП сильнейших студентов физкультурных вузов и разработка нормативных оценочных таблиц для проведения соревнований по студенческому спортивному многоборью "Физическое совершенство" среди студенческой молодежи. Предметом исследования служили результаты тестирования уровня ОФП сильнейших студентов физкультурных вузов. Исследования проводились на базе Московской государственной академии физической культуры с 1996 по 2005 г. в рамках фестивалей студентов, аспирантов, ведущих профессоров и ученых вузов физической культуры РФ. Всего в исследовании приняли участие 496 студентов-спортсменов, имеющих спортивную квалификацию от II разряда до мастера спорта (табл. 1). В ходе исследования использовали анализ научно-методической литературы и официальных документов, тестирование, перцентильный анализ, математико-статистические методы. Тестирование и оценку уровня ОФП студентов-спортсменов проводили в рамках фестивалей студентов, аспирантов, ведущих профессоров и ученых вузов физической культуры РФ в номинации "Физическое совершенство". Таблица 1. Количественные характеристики контингента обследуемых
Таблица 2. Показатели общей физической подготовленности студенток физкультурных вузов (девушки, n=244,) Xcp.±m
Таблица 3. Показатели общей физической подготовленности студентов физкультурных вузов (юноши, n=252,) Хср.±т
Таблица 4. Таблица расчета кумуляты - интегральной кривой распределения по прыжку в длину с места (юноши, n=252)
Таблица 5. Оценочная таблица результатов прыжка в длину с места для юношей
От каждого из участвовавших в фестивалях вузов в вышеназванной номинации принимали участие по 6 студентов (3 юноши и 3 девушки), показавших наиболее высокие результаты на отборочных внутривузовских соревнованиях. В программу соревнований "Физическое совершенство" вошли три тестовых упражнения, по мнению ряда авторов [3], наиболее полно отражающих уровень ОФП: прыжок в длину с места; отжимание (девушки), подтягивание на высокой перекладине (юноши); бег 1000 м. Результаты тестирования ОФП студентов физкультурных вузов представлены в табл. 2 и 3. В результате проведения сравнительного анализа показателей ОФП студентов-спортсменов, полученных во время проведения соревнований "Физическое совершенство" в рамках фестивалей физкультурных вузов в период с 1996 по 2005 г., достоверных изменений не выявлено, поэтому результаты тестирования всех лет были использованы для разработки нормативных оценочных таблиц с целью внедрения в практику высших учебных заведений студенческого спортивного многоборья. Для построения равноинтервальной шкалы использовали группировку интервалов по принципу равенства накопленных частот, переводя полученные значения в перцентили. Относительную накопленную частоту вычисляли по формуле: V1%=V1/n х 100%, где V1% - относительная накопленная частота; V1 - накопленная частота; n - количество обследованных. Интегральную кривую распределения строили при объеме выборки n>200 и нормальном распределении признака по каждому из тестов с учетом половых различий. Полученные данные использовали при построении кумулят, по которым создавали шкалы перцентилей, считая 100% за 100 очков. По шкалам определяли значения нормативных результатов, давая им балльную оценку (табл. 4, 5). Полученные данные могут применяться для проведения соревнований среди студентов с высоким уровнем подготовленности и в дальнейшем будут использованы для разработки разрядных требований по студенческому спортивному многоборью "Физическое совершенство". Таким образом определен уровень ОФП физкультурных вузов, прошедших предварительный отбор на внутривузовских соревнованиях; при помощи перцентильного анализа разработаны оценочные шкалы на основе показателей физической подготовленности сильнейших студентов-спортсменов. Одним из перспективных направлений повышения мотивации к физическому самосовершенствованию студенческой молодежи может стать внедрение в учебный процесс по физической культуре и внеучебную спортивно-массовую работу вузов соревнований по ОФП студентов с выполнением разрядов и присвоением спортивных званий. Литература 1. Тендзегольскис Л.И. Физиологические основы спортивной тренировки / Л.И. Тендзегольскис. - М.: Физкультура и спорт, 1990. 2. Кофман Л.Б. Контроль уровня физической подготовленности и состояния здоровья учащихся / Л.Ф. Кофман, В.П. Панаева, Е.А. Разумовский // Материалы к созданию автоматизированного банка данных "Здоровые дети Москвы". - М., 1994. 3. Хасин Л.А. Тестирование и тренировка физической подготовленности школьников 12-17 лет: метод. рекомендации / Л.А. Хасин, В.В. Громыко, А.Б. Рафалович. - Малаховка, 2004. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |