ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ


Abstract

SEVERAL ASPECTS OF DIDACTIC CULTURE FOR SPORTS SCHOOL TEACHER

O.I. Zagrevsky, Dr. Hab., professor

Tomsk state university, Tomsk

I.V. Doudoura, headmaster of the sports school for children of the Olympic reserve.

Key words: pedagogical culture, coach (teacher), didactic culture.

Several aspects of the formed didactic culture for sports school teachers, as one of the most significant parts of pedagogical culture in general and professionally pedagogical culture in particular are analyzed in the article.


НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ДИДАКТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ТРЕНЕРА-ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ

Доктор педагогических наук, профессор О.И. Загревский
Томский государственный университет, Томск

Директор детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва "Юпитер" И.В. Дудура

Ключевые слова: педагогическая культура, тренер-преподаватель, дидактическая культура.

Актуальность исследования. Проблема повышения уровня профессиональной компетентности будущего тренера-преподавателя, способного свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно-образовательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания, актуальна в современных социально-экономических условиях.

Исследование качественных характеристик образования, в том числе уровня образования, тренерско-преподавательского состава детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ) Российской Федерации, показало, что в 2002 г. только половина штатного тренерского состава имела высшее образование [6]. Более того, 23,7% тренеров вообще не имели квалификационной категории. Это довольно тревожный факт, свидетельствующий о недостаточном профессионализме спортивно-педагогических работников.

Любая педагогическая деятельность основывается на категориях дидактики. Дидактика (гр. didakticos - поучающий и didasko - изучающий) является частью педагогики, разрабатывающей проблемы обучения и образования. Основные категории дидактики: преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты обучения.

В настоящее время в российском образовании происходит смена педагогической парадигмы. От педагогической культуры техногенной цивилизации общество переходит к гуманистической педагогической культуре антропогенной цивилизации [1]. В связи с этим ориентация на готовые знания в образовании уступает место ориентации на личностные смыслы, репродуктивные способы усвоения культурного наследия - творческим, коллективные формы обучения - групповым и индивидуальным, авторитарный стиль педагогического общения - диалогу и культурному полилогу, сотрудничеству. Такой переход к личностно ориентированному типу образования невозможен без существенного повышения уровня педагогической культуры учителя, тренера, в том числе и дидактической культуры [1 - 4].

В ДЮСШ всех типов и видов усиливается ориентация на конечный результат - повышение уровня подготовленности занимающихся. Особое место в этом процессе занимает дидактическая культура тренера-преподавателя как важная составляющая его профессионально-педагогической культуры, позволяющая ему эффективно осуществлять профессиональную деятельность.

Составные компоненты профессионально-педагогической культуры педагога

Для решения этой задачи необходимо не только совершенствовать методику тренировочного процесса и обучения, но и выходить на уровень дидактического культуротворчества и формирования педагогических технологий. Следовательно, приоритетными для тренера-преподавателя должны стать ценности самореализации и саморазвития личности, идея свободы выбора содержания и способов дидактической деятельности, развитие собственных аналитико-рефлексивных и креативных способностей.

Цель исследования: выявить сформированность дидактической культуры тренера-преподавателя спортивной школы.

Методы и организация исследования. В качестве методов исследования сформированности дидактической культуры нами были избраны: анонимный анкетный опрос (по [4]), позволяющий оценить ее объективное состояние и получить субъективные оценки респондентов. В течение 2005/2006 учебного года было опрошено 100 тренеров-преподавателей ДЮСШ Томска (мужчин - 46%, женщин - 54%).

Разработанная И.Ф. Исаевым [5] система критериев оценки уровней сформированности профессионально-педагогической культуры преподавателя структурирована по блокам (см. схему)

Вопросы анкет раскрывали сформированность дидактической культуры по каждому блоку, но в рамках данной статьи будут рассмотрены не все.

На основе этих критериев были определены 4 уровня сформированности профессионально-педагогической культуры: адаптивный, репродуктивный, эвристический, креативный. Мы полагаем, придерживаясь точки зрения О.А. Игумнова, что данные уровни могут быть экстраполированы и на оценку дидактической культуры тренера-преподавателя ДЮСШ, поскольку дидактическая культура соотносится с профессионально-педагогической культурой как особенное и общее, она несет на себе черты общего и может оцениваться по тем же критериям и уровням.

Результаты и их обсуждение. Анкетирование показало, что тренеры-преподаватели, на наш взгляд, имеют недостаточное представление о дидактической культуре, ценностях дидактической деятельности, формах и методах осуществления учебно-тренировочного процесса.

Ответы респондентов основывались на опыте практической работы: 24% из них имеют стаж педагогической работы более 25 лет, 18% - от 21 до 25 , 11% - от 16 до 20, 12% - от 10 до лет, 17% - от 5 до 10 лет, 18% - до 5 лет.

37% опрошенных работают в спортивных школах не более 5 лет, 18% - от 5 до 10 лет, 17% - от 10 до 15 лет, 8% - от 16 до 20 лет, 8% - от 20 до 25 лет, 12% - более 25 лет. 75% респондентов имеют высшее педагогическое образование, 6% - высшее техническое; 5% - выпускники университета, 1% - инженерно-педагогических вузов, 13% - средних специальных учебных заведений. Таким образом, образовательный уровень исследуемого контингента достаточно высок - 87% тренеров-преподавателей имеют высшее профессиональное образование, а 13% - среднее специальное.

При определении уровня квалификации результаты оказались следующими: высшую квалификационную категорию имеют 41% опрошенных, первую - 24%, вторую - 19%, не имеют квалификационной категории - 15%.

Судейскую категорию имеют 68%, из них международную - 1%, республиканскую - 17%, I категорию - 41% , категорию "Судья по спорту" - 9%. Не имеют судейской категории 32% тренеров.

Почетное спортивное звание носят 30% опрошенных (отличник физической культуры, заслуженный тренер России). Не имеют почетного спортивного звания 70%.

Ценностное отношение к педагогической реальности. Одним из факторов формирования профессионального мастерства является отказ от жестко заданных методов профессиональной деятельности. Большинство (61%) тренеров-преподавателей всегда, а 28% - часто свободны в выборе методов работы, т.е. 89% тренеров считают себя свободными в выборе методов профессиональной деятельности.

Ценности свободы, творчества, самореализации предопределяют удовлетворение педагогической деятельностью, выступают как доминирующие духовные и профессиональные мотивы. Всегда находит признание работа 30% тренеров-преподавателей, иногда - 53% и никогда - только 17% .

Исследование показало, что 17% тренеров-преподавателей ни разу не поощрялись морально и 17% - материально.

Морально-психологический климат в образовательном учреждении, по данным респондентов, вызывает тревогу. Как благоприятный и комфортный его оценивают 68% тренеров-преподавателей, как сложный и напряженный - 32%.

Стрессовые ситуации на работе связывают с неблагоприятным морально-психологическим климатом в коллективе 12% опрошенных, с низкой заработной платой - 28%, с неудовлетворенностью собственной педагогической деятельностью - 8%, с невозможностью реализовать себя в педагогической деятельности - 13% и с недостаточно ответственным отношением детей к тренировочному процессу - 39%.

Стиль своей педагогической деятельности 64% респондентов оценили как демократический, 17% - как либеральный, 19% - как авторитарный.

Предпочтение демократических принципов и ценностей в стиле педагогической деятельности очевидно: 51% тренеров-преподавателей убеждены, что в их работе со спортсменами преобладает "общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью", а 38% называют "общение на основе дружеского расположения"; на "общение-дистанцию" указали 16% тренеров; ответы "общение-заигрывание" и "общение-устрашение" не были выбраны вообще.

Общение на основе дружеского расположения и увлеченности совместной деятельностью позволяет тренеру спортивной школы полнее реализовывать ценностно-целевые установки, эффективно влиять на формирование социально значимых качеств личности юных спортсменов и физкультурников. Поэтому вполне закономерно, что 42% преподавателей спортивных образовательных учреждений никогда не затрудняются в выборе индивидуального подхода к занимающимся, иногда затрудняются 58%, а больших затруднений не испытывает никто.

Технолого-педагогическая готовность педагога. Только 5% тренеров-преподавателей испытывают большие затруднения в определении перспективных и текущих целей и задач, 50% - иногда затрудняются, а у 45% этот аспект дидактической деятельности никогда не вызывает затруднений. На наш взгляд, это объясняется тем, что в системе ДЮСШ больше внимания стали уделять всем видам планирования и разработки учебно-планирующей документации, в частности при формировании учебной программы по культивируемому виду спорта. Это находит прямое отражение и в совершенствовании педагогической технологии, которая начинается с определения целей и задач образовательного процесса, методов и способов их достижения.

Не испытывают трудностей в выборе организационных форм обучения 49% преподавателей, иногда затрудняются подобрать соответствующую форму обучения 49% респондентов. На наш взгляд, второй показатель довольно высок и свидетельствует о недостаточном развитии технологического аспекта дидактической культуры тренера-преподавателя спортивной школы в условиях усложнения дидактической деятельности и ее задач. Поскольку 88% опрошенных имеют стаж педагогической деятельности от 5 до 25 лет и более, такое соотношение показывает наличие проблемы в технологическом компоненте дидактической культуры.

Анализ уровня психолого-педагогической подготовленности тренера-преподавателя - одного из значимых технологических аспектов дидактической культуры - показал, что 47% опрошенных находят его высоким, 50% - средним, 3% отметили низкий уровень психологической подготовленности. Видимо, поэтому 50% тренеров-преподавателей не испытывают затруднений в реализации современных достижений педагогики и психологии, 47% иногда затрудняются, 3% испытывают серьезные затруднения. Однако на вопрос "Испытываете ли Вы потребность в дополнительных знаниях по педагогике и психологии?" 69% опрошенных ответили, что испытывают в очень большом объеме.

Анализ результатов ответов респондентов относительно оценки профессиональной подготовленности показал следующее: уровень своей профессиональной подготовленности как очень высокий не оценил никто - 0%, как высокий - 42%, как выше среднего - 39%, как средний - 19%. Уровни ниже среднего и низкий не получили ни одного процента.

Методическая подготовленность оценена практически так же: высокий уровень - 35%, средний - 59%, низкий - 6%.

Стремление к профессионально-педагогическому совершенству. Новые учебники и методические пособия активно используют 43%, иногда - 54%, не используют совсем - 3%. Художественную и научно-популярную литературу постоянно читают всего 21% тренеров, иногда - 61%, не читают вообще 18%. В связи с этим вполне естественно, что только 15% педагогов повышают профессиональный уровень посредством активного использования научных публикаций и материалов в периодической печати. Не видят в этом необходимости 23% тренеров; 62% опрошенных только иногда используют в работе новую научно-педагогическую информацию.

Эти данные свидетельствуют о том, что позитивно-творческое отношение к педагогическим инновациям - это еще не достигнутый этап личностного профессионального самообразования тренеров-преподавателей спортивных школ.

Исследование различных форм повышения профессионального мастерства показало, что наибольший интерес у тренеров-преподавателей (29%) вызывают учебно-тренировочные сборы на выезде. На втором месте - повышение квалификации в форме научно-практических семинаров - 25%; затем идут занятия на факультетах и в институтах повышения квалификации - 12%, самообразование - 12%, стажировка в вузах и средних специальных учебных заведениях - 11%, семинары по отдельным психолого-практическим проблемам - 11%. Обращает на себя внимание тот факт, что обучение в аспирантуре и соискательство составляют 0%.

Анализируя запросы тренеров-преподавателей в содержании тематики учебного материала в процессе повышения квалификации, можно отметить недостаточную индивидуальную значимость дидактического компонента: 31% тренеров считают необходимым уделять внимание новым педагогическим технологиям, 26% - проблемам психологии обучения и воспитания, 23% - передовому педагогическому опыту и 15% - проблемам дидактики. Проблемами истории и теории педагогики интересуются только 5% тренеров-преподавателей.

Вместе с тем следует отметить, что успех в профессиональной деятельности большинство тренеров (65%) напрямую связывают с уровнем сформированности дидактической культуры. Из числа опрошенных 21% отметили, что эта связь незначительная, 14% не видят этой связи. По-видимому, последняя категория тренеров не имеет достаточно четких представлений о сущности анализируемого понятия и его связи с эффективностью профессиональной деятельности.

Творческая активность личности педагога.

Анализ уровня развития личностно-творческого компонента дидактической культуры показывает, что подавляющее большинство тренеров - 79% - положительно ориентированы на творческую педагогическую деятельность.

Современный уровень конкуренции спортсменов на международной арене определяет высокий уровень восприятия и готовности тренеров к внедрению достижений передовой спортивной педагогики в контексте ее теории и практики: 66% тренеров-преподавателей отмечают, что в образовательном процессе их спортивной школы активно используются достижения передового педагогического опыта. В то же время 34% опрошенных отмечают, что вышеуказанные достижения используются слабо или почти не используются. При этом 69% тренеров-преподавателей положительно относятся к проведению различных педагогических экспериментов на базе спортивных учреждений, 31% сформулировали свое отношение к этому вопросу как неопределенное; ответа "Категорически против" не зарегистрировано.

Применение инновационных методов не вызывает затруднений у 56% тренеров-преподавателей, у 41% иногда вызывает, а 3% испытывают большие затруднения.

Высокий процент преподавателей, иногда испытывающих затруднения в применении инновационных методов, на наш взгляд, обусловлен тем фактом, что только 33% тренеров используют новые методики обучения часто, 59% - иногда, 8% - очень редко. По-видимому, это связано с тем, что всего 32% респондентов работают над новыми методиками, внося в них свои коррективы и совершенствуя. Вполне естественно поэтому, что лишь 22% тренеров в своей профессиональной деятельности отдают предпочтение самостоятельно разработанным авторским учебным программам, а 40% - типовым рабочим программам.

В структуре мотивационной сферы (мотивы приведены в порядке рейтинга) преобладают следующие категории мотивов: желание заслужить признание и доверие у занимающихся (1); интерес к творчеству, новизне (2); привычка работать добросовестно (3); желание считать себя специалистом своего дела (3); желание принести больше пользы обществу (4); стремление вырастить из занимающихся настоящих людей (4).

Мотивы морального поощрения - перспектива получения почетных званий и наград, а также благодарностей администрации - занимают в рейтинге последние места (соответственно 17-е и 18-е). Материальный интерес в структуре мотивов занимает общее 6-е ранговое место.

Таким образом, как показывают предварительные результаты исследования, дидактическая культура большинства тренеров-преподавателей спортивных школ находится в стадии становления, на адаптивном и репродуктивном уровнях. Приблизительно у 25 % опрошенных отмечен процесс движения от рецептивно-отражательного уровня к конструктивно-деятельному.

Литература

1. Алещенко, С.В. Проблема формирования педагогической культуры учителя современной школы / С.В. Алещенко, С.И. Ануфриев // Международная конференция "Проблемы формирования и развития философской и педагогической культуры специалиста". - Томск: Изд-во ТГПУ, 2004. - С. 19-27.

2. Банько, Н.А. Формирование профессионально-педагогической компетентности у будущих инженеров / Н.А. Банько: дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 2002. - 218 с.

3. Горюнова, Т.М. Развитие управленческой культуры будущего педагога дошкольного образования / Т.М. Горюнова: Дис. ... канд. пед. наук. - Нижний Новгород, 2002. - 221 с.

4. Игумнов, О.А. Развитие дидактической культуры преподавателя технического колледжа / О.А. Игумнов: дис. ... канд. пед. наук. - Белгород, 2003. - 276 с.

5. Исаев, И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы / И.Ф. Исаев. - Москва; Белгород, 1993. - 219 с.

6. Паршиков, А.Т. Спортивная школа как социально-педагогическая система: Социальное проектирование / А.Т. Паршиков. - М.: "Советский спорт", 2003. - 352 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!