Abstract COMPETITION IN SPORTS SERVICES’ MARKET: KINDS, FEATURES, STRATEGIES O.N. Stepanova, Dr. Hab., associate professor The Moscow pedagogical state university, Moscow Key words: competition, competitiveness, competitive strategies and advantages, marketing, sports services, sports organization’s image The work is aimed at the search of modern reference points of forming competitive relations in the sphere of sports services. The basic scientific results of the work are the following: characteristic of levels, kinds and features of competition in the market of the sphere of "Physical culture and sports", list of parameters of competitiveness of sports services, spectrum of leading base competitive strategies used in the market activity of sports organizations, including the prospects and specificity of their realization.
|
КОНКУРЕНЦИЯ НА РЫНКЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ УСЛУГ: ВИДЫ, ОСОБЕННОСТИ, СТРАТЕГИИ
Доктор педагогических наук, доцент
О.Н. Степанова Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, конкурентные стратегии и преимущества, маркетинг, физкультурно-спортивные услуги, имидж спортивной организации. Стратегия социально-экономического реформирования, развернувшаяся в нашей стране, неизбежно затрагивает и систему физической культуры. В условиях утверждения рыночных отношений ведение конкурентной борьбы становится неотъемлемой частью культуры деловой активности отечественных физкультурно-спортивных организаций. В самом общем плане под конкуренцией понимается соперничество между субъектами рынка, занимающимися одним и тем же видом деятельности и заинтересованными в достижении одних и тех же целей [1]. С точки зрения маркетинга конкуренция - это борьба за клиента (за деньги покупателя [9, 10, 17]) путем удовлетворения его потребностей [4]. На рынке физкультурно-спортивных услуг присутствует несколько типов конкурентных отношений и вступающих в них конкурирующих организаций (рис. 1). Межотраслевую конкуренцию физкультурно-спортивным организациям составляют прежде всего организации-производители других (не физкультурно-спортивных) социально-культурных услуг. В такой роли выступают музыкальные и художественные школы, театральные студии, школы народных ремесел, научные кружки и т. п., позволяющие удовлетворить аналогичные высшие потребности, что и занятия физическими упражнениями и спортом (например, потребности в общении, достижениях, успехе, уважении, самовыражении и др.). Данные организации не выходят непосредственно на рынок физкультурно-спортивных услуг, но, претендуя на свободное время и бюджет потребителя, своими успехами существенно снижают спрос на упомянутые услуги. На внутриотраслевом уровне конкурентами выступают физкультурно-спортивные организации, например спортивные комплексы, физкультурно-оздоровительные центры, дворцы спорта, фитнес-клубы, детско-юношеские клубы физической подготовки и т. п. Между перечисленными организациями наблюдается три вида конкуренции: функциональная, видовая и маркетинговая. Функциональная конкуренция является следствием того, что любую потребность в принципе можно удовлетворить различными способами. Так, потребность в движении, укреплении здоровья или физическом совершенствовании может быть удовлетворена посредством занятий в фитнес-клубе, плавательном бассейне, ледовом дворце, аквапарке, спортивно-оздоровительном центре, теннисном клубе и т. п. Эти организации выступают в качестве функциональных конкурентов и соперничают между собой в области привлечения большего числа клиентов.
Рис. 1. Классификация уровней и видов конкурентных отношений в сфере физкультурно-спортивных услуг Видовая конкуренция характеризует наличие услуг одного назначения и близких друг к другу по многим параметрам, но отличающихся каким-то существенным свойством или свойствами. Видовыми конкурентами являются: во-первых, различные физкультурно-спортивные организации (такие, как центры олимпийской подготовки, детско-юношеские спортивные школы, спортивные клубы, секции, функционирующие в учебных заведениях и на предприятиях и т. п.), предоставляющие услуги по одному и тому же виду спорта, например футболу, и, во-вторых, идентичные спорторганизации (например, ДЮСШ), предоставляющие услуги по разным видам спорта. Признаками, позволяющими рассматривать эти организации как видовых конкурентов, могут быть различия в программах и методиках обучения и тренировки, в обеспеченности высококвалифицированными тренерами, количестве и качестве спортивных сооружений, оборудования, инвентаря и т. п. Маркетинговая конкуренция возникает в случае малосущественных отличий между услугами, предоставляемыми различными физкультурно-спортивными организациями, или при полной идентичности услуг. Можно отметить проявление маркетинговой конкуренции между аналогичными спортивными комплексами, расположенными в разных районах города, культивирующими одинаковые виды спорта и использующими идентичные или во многом схожие программы, методики обучения и тренировки, оборудование и привлекающими специалистов одной квалификации. С конкуренцией неразрывно связано понятие конкурентоспособности. С позиции маркетинга конкурентоспособность физкультурно-спортивных услуг следует трактовать как совокупность их качественных (неценовых) и стоимостных характеристик, обеспечивающих удовлетворение конкретных потребностей клиентов спорторганизаций. Конкурентоспособность раскрывается через систему показателей, к которым относятся те свойства и характеристики продукта, которые, с одной стороны, делают продукт привлекательным для потребителя и, с другой стороны, способствуют совершению акта покупки [5]. Учитывая отсутствие исследований в этом направлении, выполненных на материале отечественного рынка отрасли "Физическая культура и спорт", мы сочли необходимым провести собственные исследования, с тем чтобы выявить показатели конкурентоспособности физкультурно-спортивных услуг. Для этого нами были опрошены 1662 человека (из них 914 мужчин и 748 женщин) различного (от подросткового до пожилого) возраста, систематически (не менее шести месяцев) занимающихся самостоятельно или в учебно-тренировочных, спортивно-оздоровительных, абонементных учебных и физкультурно-оздоровительных группах по спортивному и оздоровительному плаванию, прыжкам в воду, теннису, баскетболу, футболу, восточным единоборствам и оздоровительной аэробике. Респондентам предлагалось перечислить свои требования и пожелания в отношении услуг избранного вида двигательной активности и оценить их степень значимости по 5-балльной шкале (от 5 - исключительно важно до 1 - абсолютно не имеет значения). В анкеты были также включены следующие вопросы: 1. Нравится ли Вам заниматься в нашем спортивном комплексе (клубе, фитнес-центре и т. п.)? (оцените по 5-балльной шкале, где 5 - очень нравится, 1 - совсем не нравится). 2. Купите ли Вы абонемент на следующий месяц? (ответ дайте в соответствии с 5-балльной шкалой, где 5 баллов - конечно, куплю, 1 - ни за что не куплю). Полученные данные были подвергнуты корреляционному анализу (рассчитывались коэффициенты корреляции Спирмена (ρ)). Далее был установлен перечень характеристик услуг, образующих существенно значимые (при р<0,05) корреляционные взаимосвязи с ответами на перечисленные вопросы. Выявленные характеристики и есть искомые показатели конкурентоспособности физкультурно-спортивных услуг. Так, вне зависимости от вида двигательной активности позитивное отношение потребителей к рассматриваемым услугам в значительной мере зависит от: - степени индивидуализации услуг (ρ = 0,51 - 0,79) - разнообразия ассортимента, возможности выбора программы и удобного расписания занятий; - способов организации и культуры процесса предоставления услуг (уровня материально-технической оснащенности спортивной базы (ρ = 0,51 - 0,77), качества организации и проведения занятий (ρ = 0,46 - 0,70), профессиональных качеств тренера, работающего непосредственно с клиентом (ρ = 0,46 - 0,51)); - характера (возраста, исходного уровня подготовленности, социального статуса) клиентуры (ρ = 0,52 - 0,66); - привлекательности рекламы и эффективности работы информационно-сбытовой службы спорторганизации (ρ = 0,49 - 0,54); - имиджа физкультурно-спортивной организации (ρ = 0,48 - 0,72). Рыночная востребованность (покупаемость) физкультурно-спортивных услуг во многом определяется: - ценой услуги (размерами оплаты и наличием системы скидок) (ρ = 0,57 - 0,69); - уровнем организации и культуры процесса предоставления физкультурно-спортивных услуг (ρ = 0,48 - 0,71); - продолжительностью и графиком занятий (ρ = 0,47 - 0,69); - характером клиентуры (ρ = 0,44 - 0,62); - уровнем квалификации тренерско-преподавательского коллектива (ρ = 0,51 - 0,55); - качеством (результативностью и надежностью) обучения, обеспечиваемого тренером (ρ = 0,49 - 0,68). Как видно из приведенных данных, показатели конкурентоспособности, а значит, потенциальные конкурентные преимущества физкультурно-спортивных организаций можно разделить на две категории: "превосходство в умении" и "превосходство в ресурсах". Первая категория обусловлена эффективностью совместной работы персонала (в первую очередь тренерско-преподавательского коллектива, представителей управленческого звена, сбытовиков) и маркетологов и включает в себя педагогические и маркетинговые исследования, а также технологии проектирования и производства физкультурно-спортивных услуг, умение организовать стимулирование сбыта. Под ресурсами подразумевается финансовый потенциал организации, кадровый состав и его квалификация, уровень материально-технической оснащенности спортивной базы. Поскольку конкурентоспособность является ключом к рыночному успеху любого продукта и его производителя [8], в маркетинге весьма пристальное внимание уделяется разработке конкурентных стратегий. Ядром такого рода стратегий является создание (желательно подавляющих) конкурентных преимуществ [2, 16]. Изучение современных теоретических представлений о рыночной конкуренции, рассмотрение практической деятельности отечественных спорторганизаций с позиций теории конкуренции, а также осмысление результатов собственных исследований по выявлению показателей конкурентоспособности физкультурно-спортивных услуг позволили установить спектр ведущих базовых конкурентных стратегий, реализуемых на рынке отрасли "Физическая культура и спорт" (рис. 2). Как видно из рис. 2, стратегическими регуляторами конкурентных отношений, складывающихся на рынке физкультурно-спортивных услуг, выступают (по отдельности или в различных сочетаниях) "три кита успешного маркетинга" - цена, качество услуг и имидж организации. Ценовая конкуренция в сфере физкультурно-спортивных услуг имеет свои особенности, и результат ее действия отнюдь не линеен и более сложен, чем на товарном рынке. Это связано в первую очередь с тем, что значительный сектор отрасли представлен нонпрофитными спорторганизациями, предоставляющими услуги населению бесплатно или по ценам, значительно ниже рыночных. При этом ассортимент и качество предлагаемых ими услуг далеко не всегда уступают, а во многих случаях превосходят аналогичные параметры услуг коммерческих организаций. Именно поэтому уровень цен не может служить индикатором качества и конкурентоспособности физкультурно-спортивных услуг. Более того, согласно V. Zeithaml [18], низкая цена нередко ассоциируется у потенциальных потребителей с низким качеством обслуживания и, наоборот, высокая цена отнюдь не является гарантией качества предоставляемых услуг. Все перечисленное приводит нас к выводу о том, что на настоящем этапе развития рынка физкультурно-спортивных услуг сложный и зачастую слабопрогнозируемый результат, достигаемый в сфере ценовой конкуренции, пока не позволяет рассматривать ее в качестве высокоэффективного регулятора конкурентных отношений.
Рис. 2. Базовые стратегии конкуренции и создания конкурентных преимуществ, применяемые на рынке физкультурно-спортивных услуг Рассмотрим перспективы реализации конкурентных стратегий на основе качества физкультурно-спортивных услуг. В пользу продуктивности использования такого типа стратегий свидетельствует тот факт, что для современного рынка характерна устойчивая тенденция к повышению неценовых форм конкуренции, особенно конкуренции качества [11]. По данным Н. Д. Ильенковой [6], более половины отечественных покупателей предпочитают цене качество. При этом в отличие от рынка материальных товаров повышение качества физкультурно-спортивных услуг может не требовать значительных инвестиционных затрат, а внедрение инноваций в процесс предоставления услуг может быть осуществлено в достаточно короткие сроки. Например, вообще не потребует дополнительных капиталовложений совершенствование услуг за счет применения разнообразных, интересных и нестандартных упражнений (в том числе из других видов спорта), музыкального сопровождения занятий, совершенствования деятельности тренера (проявления внимания и доброжелательности к клиентам, качественного показа упражнений, индивидуального подхода к занимающимся) и т. п. Привлечение высококвалифицированных тренеров и обновление спектра культивируемых видов спорта потребуют дополнительных инвестиций, но их величина, как правило, значительно ниже, чем объем затрат, требуемых для повышения качества материальных товаров в производственной сфере. Кроме того, перспективы конкуренции зависят от количества факторов, по которым она может вестись. Физкультурно-спортивные услуги многофакторны как никакие другие социально-культурные услуги. Так, перечень полученных нами характеристик насчитывает (в зависимости от вида двигательной активности и спорта) от 34 до 50 позиций [13], каждая из которых может рассматриваться как фактор конкурентоспособности, а при умелом маневрировании ими в рыночном пространстве и во времени - как конкурентное преимущество самой физкультурно-спортивной организации и реализуемых ею услуг. Несмотря на перечисленные и иные доводы в пользу применения рассматриваемого типа конкурентных стратегий, нельзя не отметить, что у него есть и свои ограничения. Так, в силу специфических особенностей услуг, в числе которых Ф. Котлер [7] называет их нематериальность и неосязаемость, потенциальный клиент физкультурно-спортивной организации, находясь на этапе первоначального рыночного выбора, не может объективно оценить качество приобретаемой услуги и вынужден верить продавцу на слово. Кроме того, со временем, по мере развития и насыщения рынка отрасли "Физическая культура и спорт" соответствующими услугами, которые будут близки или практически идентичны по качеству и цене, характер конкуренции неизбежно сместится в сторону конкурентной борьбы между имиджами спорторганизаций и их услуг. В этой связи обратимся к рассмотрению стратегий создания конкурентных преимуществ на базе имиджа физкультурно-спортивных организаций и производимых ими услуг. Устойчиво позитивный имидж выступает как стимул к первоначальному выбору услуги, как основной мотив к предпочтению данной конкретной организации перед конкурентами. В пользу этого утверждения свидетельствуют результаты проведенных нами опросов 1036 систематических пользователей услуг массового спорта, среди которых были учащиеся и представители взрослого населения [14]. В ходе опросов было выявлено, что в 62,9 % случаев одним из факторов, обусловивших окончательное принятие решения о становлении клиентом избранной физкультурно-спортивной организации, стал узнаваемый позитивный имидж данной организации, ее тренерско-преподавательского коллектива и предоставляемых услуг. Согласно Е. В. Песоцкой имидж определяется как " ...совокупность всех представлений, знаний, опыта, желаний, чувств, связанных с определенным предметом (явлением). Его отличие от понятия "представление", которое также состоит из информационной, эмоциональной и мотивационной составляющих, заключается в целостном восприятии объекта" [9, с. 143-144]. Имидж объединяет в себе все представления, наиболее существенные применительно к занятиям избранным видом спорта в конкретной физкультурно-спортивной организации. Рынок каждой спортивной организации - это определенное социальное пространство, в котором занимающиеся, а значит, и многие из их окружения, широко осведомлены о деятельности организации, так как получают дополнительную информацию в ходе прямых контактов с представителями педагогического коллектива, административно-управленческого аппарата и обслуживающего персонала организации. Эта информация, касающаяся производства и потребления физкультурно-спортивных услуг, проста и понятна любому пользователю, а скорость ее распространения в социальной среде чрезвычайно высока. Именно поэтому факторы, способствующие повышению имиджа, оцениваются рынком в короткие сроки, и, наоборот, если клиент замечает какие-либо недостатки в услугах физкультурно-спортивной организации, он распространяет в потребительской среде и негативную информацию, не уступающую в скорости проникновения информации, благоприятной для данной организации. Кроме того, имидж чрезвычайно устойчив, и если организация не работает над созданием позитивного имиджа, то он формируется стихийно, а иногда и под влиянием так называемых черных PR-технологий и в этом случае не соответствует тому образу, который организация хотела бы иметь. Престижный имидж позволяет физкультурно-спортивной организации получить явные преимущества перед конкурентами, например: - повысить уровень популярности, привлекательности и, следовательно, рыночной востребованности предлагаемых услуг, что приведет к увеличению рыночной доли и создаст дополнительные возможности для роста экономических успехов организации; - снизить совокупные расходы на проведение рекламных и PR-кампаний в целях позиционирования спорторганизации и ее услуг; - занять устойчивое лидирующее положение относительно ближайших конкурентов, имеющих более низкий имиджевый рейтинг; - повысить уровень корпоративной культуры и сплоченность коллектива физкультурно-спортивной организации благодаря созданию монолитной команды, членов которой объединяет репутация организации, чувство гордости и ответственности за результаты труда и причастности к общему делу. Создание позитивного имиджа физкультурно-спортивной организации и управление им в условиях рыночных отношений и взаимодействий - это сложная методологическая проблема, которая еще ждет своих исследователей. Однако уже сейчас в специальной литературе появляются результаты исследований, свидетельствующие о том, что имидж поддается измерению и количественной оценке [3, 12, 15]. Так, Н. Андерсон [3] предлагает использовать следующую модель системной оценки реакций индивида, представляющих его оценку имиджа организации (1): n где R - реакция индивида, представляющая его оценку имиджа организации, задаваемого n компонентами (стимулами); W - "вес" каждого компонента имиджа организации, интерпретируемый как его важность и значимость для респондента; K - шкальное значение i-го компонента имиджа. Наполнение этой формулы конкретными показателями, учитывающими специфику функционирования физкультурно-спортивных организаций, и разработка на этой основе программ формирования и повышения имиджа упомянутых организаций и их услуг представляет собой предмет наших дальнейших научных изысканий. Литература 1. Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика / Г. Л. Азоев. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. - 350 с. 2. Азоев Г. Л. Конкурентные преимущества фирмы / Г. Л. Азоев, А. П. Челенков. - М.: ОАО "Типография "Новости"", 2000. - 256 с. 3. Андерсон Н. Интегральная оценка имиджа организации / Н. Андерсон // Маркетинг в России и за рубежом. - 2005. - № 1. - С. 45-52. 4. Багиев Г. Л. Маркетинг / Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич, Х. П. Анн. - СПб.: Питер, 2005. - 736 с. 5. Завьялов П. С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 496 с. 6. Ильенкова Н. Д. Спрос: анализ и управление: учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. / Н. Д. Ильенкова. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 256 с. 7. Котлер Ф. Основы маркетинга: пер. с англ. - 2-е европ. изд. / Ф. Котлер, Г. Армстронг, Дж. Сондерс, В. Вонг. - М.: СПб.; Киев: Издательский дом "Вильямс", 1999. - 1056 с. 8. Ноздрева Р. Б. Маркетинг: учеб. пособие / Р. Б. Ноздрева, Г. Д. Крылова, М. И. Соколова. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 232 с. 9. Песоцкая Е. В. Маркетинг услуг / Е. В. Песоцкая. - СПб.: Питер, 2000. -160 с. 10. Портер М. Конкуренция: пер. с англ. / М. Портер. - М.: Издательский дом "Вильямс", 2000. - 495 с. 11. Прескотт Дж. Конкурентная разведка: уроки из окопов / Дж. Прескотт, С. Миллер. - М.: Альбина Паблишер, 2003. - 336 с. 12. Синяева И. М. Маркетинговые коммуникации: учебник / под ред. Л. П. Дашкова / И. М. Синяева, С. В. Земляк, В. В. Синяев. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2005. - 304 с. 13. Степанова О. Н. Маркетинг в сфере физической культуры и спорта: монография / О. Н. Степанова. - М.: Советский спорт, 2003. - 256 с. 14. Степанова О. Н. Социально-педагогические аспекты маркетинга в системе физической культуры: автореф. дис .... д-ра пед. наук / О. Н. Степанова. - М.: РГУФК, 2005. - 50 с. 15. Шкардун В. Д. Интегральная оценка конкурентоспособности предприятия / В. Д. Шкардун // Маркетинг. - 2005. - № 1 (80). - С. 38-50. 16. Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление / Р. А. Фатхутдинов. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 312 с. 17. Юданов А. Ю. Конкуренция: теория и практика: учеб. пособие. - 2-е изд. / А. Ю. Юданов. - М.: Гномпресс, 1998. - 288 с. 18. Zeithaml V. How consumers evaluation processes differ between goods and services / V. Zeithaml, С. Lovelock. Services Marketing: Text, Cases and Readings. - Englewood Cliffs, NJ.: Prentice-Hall, 1984. - Р. 191-199. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|