Abstract ACTIVE LEISURE IN CONTEXT OF TRANSFORMATION OF VALUABLE ORIENTATIONS OF RUSSIAN POPULATION A.M. Kulakov, post-graduate student The Russian state university of physical culture, sports and tourism, Moscow Key words: behavioural models, youth, leisure space’s analysis. The purpose of the research is to reveal the features of the course and the tendencies of the process of transformation of valuable orientations and behavioural models of youth in the sphere of active leisure. It is necessary to subject these tendencies to constant monitoring in order to take into account them in the development of realistic, thought-out youth policy, various programs of federal, regional and local levels.
|
АКТИВНЫЙ ДОСУГ В КОНТЕКСТЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ
Аспирант А.М. Кулаков Ключевые слова: поведенческие модели, молодежь, анализ досугового пространства. Цель исследования - раскрыть особенности протекания и тенденции процесса трансформации ценностных ориентаций и поведенческих моделей молодежи в сфере активного досуга. Методы исследования - анализ статистики и аналитической литературы, анализ и обобщение результатов социологических опросов. Основные результаты исследования. Изучение многочисленных источников, посвященных процессам преобразований в России в течение последних 20 лет, показывает, что как в зарубежных, так и в отечественных публикациях внимание исследователей уделяется преимущественно рассмотрению таких базовых характеристик, как изменение экономического уклада, развитие нового политического пространства, "открытие дверей" для международного сотрудничества и т.п. В то же время такая социально значимая область жизни, как досуговое пространство, особенности проведения свободного времени различными социально-демографическими группами, в том числе и особенности трансформации активных форм досуга, занимает не столь существенное место. Если в 60-70-е гг. социология досуга в отечественной науке имела весьма высокий статус и представительство, то в последние два десятилетия ситуация серьезно изменилась не в лучшую сторону. Однако именно в сфере досуга, возможно, более чем в какой-либо иной социальной подсистеме, проявляются собственные предпочтения и ориентации, реализуются ценностные "выборы" как отдельного индивида, так и определенных сообществ. Анализ досугового пространства - это возможность не только отслеживать проявления макроэкономических и макросоциальных подвижек в отдельной социокультурной области деятельности, но и база для понимания изменений в сознании и самосознании населения в период общественных трансформаций. Если дать самую общую характеристику изменений, происходивших в организации активного досуга в течение последних двух десятилетий, то к ним можно отнести: - возникновение в 90-е гг. ситуации кризиса в деятельности различных типов учреждений, прежде активно занимавшихся досугом различных групп населения, в частности клубов, парков и т.п.; - возрастание роли платных мероприятий и уменьшение количества бесплатных, т.е. ограничение доступности многих площадок, залов, центров и пр.; - усиление региональных различий в интенсивности, масштабности и многообразности охвата населения; - возникновение множества новых, не имевших до этого отечественных традиций, форм проведения активного досуга; - снижение среднего уровня профессиональной подготовленности сотрудников соответствующих учреждений, своего рода "вымывание" специалистов. В то же время в стране происходит достаточно интенсивный рост целой индустрии развлечений, которая изначально была преимущественно ориентирована на весьма состоятельных людей и в основном развивалась вне рамок государственного сектора, что существенно отличает этот этап развития организации досуга от советского периода. Сфера досуга в России в течение последних 10-15 лет все более становится областью, в которой явственно обозначаются процессы социальной дифференциации и нередко даже поляризации с точки зрения интересов, возможностей, приоритетов и т.п. Дифференциация отчетливо обнаруживается при сопоставлении количества свободного времени, которым в новых условиях располагают представители разных социально-экономических групп; экономических возможностей для использования имеющихся сегодня предложений в активно-досуговой области; предпочтений с точки зрения форм проведения свободного времени. Акцентированным как никогда прежде стал фактор престижности времяпрепровождения, возможности посещения элитарных фитнес-клубов, использования персональных инструкторов и пр. Именно область активного досуга стала сегодня "маркировочной", статусно-демонстрационной, так как здесь можно публично реализовать свою ориентацию на отличительность и статусность. Создание достаточно большого числа (особенно в крупных городах) элитарных клубов, в том числе гольф-клубов, других мест недешевых развлечений (боулинг и пр.), сопровождается развитием соответствующей "кодовой системы" (дресс-код, слэнг-код и пр.). В совокупности все это делает сферу досуга одной из наиболее откровенно являющих обществу процессы социальной дифференциации. Если названные ориентации характеризуют новые тенденции в поведении социальных групп, то новая экономическая ситуация, несомненно, отразилась и на деятельности организаций в сфере досуга. Несмотря на интенсивность проявлений последствий глобализации в досуговом пространстве современной России, нельзя не отметить и влияние на развитие ситуации фактора, который имеет прямо противоположный характер с точки зрения формирования досугового сознания и досуговых практик, а именно развитие национального самосознания. Россия, как известно, не просто поли-, а мегаполикультурная страна, а потому понятно, что появление возможностей для более открытого, активного, многообразного культивирования своих традиций стало своего рода "спусковым механизмом" для поиска путей реализации этих возможностей. Важное место в развитии этого процесса стали играть различного рода соревнования по национальным видам спорта и активным развлечениям, в структуру организации классной и внеклассной работы со школьниками активно включаются традиционные (национальные) подвижные игры и т.д. В целом в национальных республиках обстановка с обеспеченностью клубами, их кадрами, ассигнованиями оказывается лучше, чем в краях и областях РФ, что отражается и на интенсивном развитии досуговых практик с "национальной" окраской ("Культура и культурная политика в России". Серия "Научные доклады", № 125. - М.: Московский общественный научный фонд, 2004, с. 159). Несомненно, что особый интерес для нашего анализа представляет досуг современной российской молодежи, которая в наибольшей мере находится под воздействием новых процессов в обществе. Если выделить отличительные черты досуга современной молодежи, то следует назвать по меньшей мере такие, как: - более разнообразные досуговые практики, чем у старших поколений; - более высокая восприимчивость к новым, нетрадиционным формам досуга; - включенность в межкультурные взаимодействия в области досуговых практик. Одной из наиболее авторитетных исследовательских организаций - Всероссийским фондом "Общественное мнение" в 2005 г. был проведен опрос, который коснулся и позиций, связанных с проблемами досуга. По его результатам можно составить некоторое представление о предпочтениях современных российских тинэйджеров в области досуговых занятий (% от числа опрошенных, можно было дать 3 ответа) (см. таблицу). Очевиден безусловный приоритет таких видов занятий, как общение с друзьями, просмотр ТВ-передач и видеофильмов, а также прослушивание музыки. Показатели интереса к "компьютерному досугу" относительно невысокие в сравнении с другими индустриально развитыми странами, отражают ситуацию в целом по России, где компьютеризация еще не столь велика в повседневном срезе (в крупных городах показатели существенно выше). Обращает на себя внимание, что лишь чуть больше трети молодых людей относят к любимым ими занятиям спортивный досуг, при этом отмечается некоторое снижение этого интереса в более старшей возрастной группе - а ведь именно в этот возрастной период выбор форм досуга все меньше становится зависимым от родителей и все более определяется самим подростком.
Несомненно, что важнейшим фактором, влияющим на содержание, формы проведения, возможности выбора в области молодежного досуга, является существование системы организации этой деятельности со стороны государства, общественных организаций, органов самоуправления. Сложившейся в советское время системы такой организации, достаточно четкой, хотя и нередко излишне регламентированной и, как известно, идеологизированной, сегодня практически не существует. Обсуждение этих вопросов становится все более активным в обществе, тем более что и само население весьма остро ощущает проблемы в этой сфере. В частности, на вопрос: "Как Вы думаете, сегодня в России делается достаточно или недостаточно для организации свободного времени подростков?" ответы 1500 взрослых респондентов в рамках уже упомянутого исследования (по репрезентативной выборке) распределились следующим образом (рис. 1): На вопрос: "Нужно ли, чтобы организацией досуга подростков занимались специальные люди или организации?" были получены столь же конкретные ответы (рис. 2). На вопрос: "А есть ли там, где Вы живете, люди и организации, которые занимаются организацией досуга подростков?" ответы распределились таким образом (рис. 3). Как минимум два обстоятельства просматриваются в результатах этого опроса: а) организация досуга подростков пока в большей мере - проблема самих подростков, чем общества, государства, родителей; б) взрослые считают, что вопросы досуга их детей не являются сферой их собственной ответственности в той или иной форме, и находятся в ситуации ожидания соответствующей деятельности со стороны государства. Представляется, что в отношении этой позиции, ориентированной на патерналистские ценности, взрослые существенно расходятся с представлениями и ориентациями подростков. Характерной особенностью досугового поведения населения в области активных форм традиционно (это отмечается по результатам исследований на протяжении многих десятилетий) являются "ножницы" между вербальными установками респондентов социологических опросов на занятия спортом и реальной их включенностью в эту практику: почти единодушно отмечая значимость и необходимость такого рода занятий для сохранения здоровья, для интересного проведения досуга и т.п., лишь до 6-9% опрошенных в разных исследованиях подтверждают эту ориентацию на поведенческом уровне. В среднем пассивное "потребление" спорта (соревнований, зрелищ, главным образом в телевизионном варианте), характерно для 75-81% участников социологических опросов.
Рис. 1.
Рис. 2.
Рис. 3. В то же время, если говорить о сегодняшней ситуации с включенностью населения в активный досуг и обратиться к данным конца 90-х - 2001 г., то опросы экспертов в разных регионах России позволяют отметить новые тенденции в этой области. В наибольшей мере положительные тенденции коснулись наряду с учащейся молодежью (что связано и с увеличением часов обязательных занятий) таких социальных групп, как интеллигенция, предприниматели, инвалиды. В целом можно считать, что процесс становления среднего класса в России сопровождается и развитием такого атрибута его времяпрепровождения, как активный досуг. Еще одной особенностью, которая может быть отмечена среди тенденций последних десятилетий, является то, что начиная с середины 80-х гг. происходит постоянное уменьшение числа занимающихся спортом в институционализированной форме и постепенная переориентация на самостоятельные занятия (оздоровительный бег, утренняя гимнастика, пляжный волейбол и т.п.), что в 90-е - начале 2000-го г. было связано прежде всего с проблемами финансового обеспечения этих занятий в новых социально-экономических условиях. По результатам экспертных опросов в то же время выявилась тенденция постоянного возрастания спроса на спортивно-оздоровительные услуги при отсутствии в ряде случаев соответствующего предложения (нередко при отсутствии именно в интересующей ценовой нише). Можно говорить о том, что не только отсутствие достаточной мотивации к здоровому досугу является первостепенным фактором низкого уровня включенности в него населения, но и неразвитость соответствующей инфраструктуры (материально-технической, кадровой, информационнорекламной и др.). Важной и достаточно негативной характеристикой в рассматриваемой области стал процесс коммерциализации сферы досугово-рекреативных практик, серьезное уменьшение бесплатных или дешевых услуг при постоянном и существенном росте стоимости пользования спортсооружениями, инвентарем, услугами тренеров и инструкторов и пр. Все это в совокупности с возрастанием мотивации на индивидуальные формы досугового времяпрепровождения, ростом числа проблем "выживания" в переходный период 80-90-х гг. повлияло на отход определенной части населения (прежде всего средне- и малообеспеченных слоев) от организованных, институционализированных форм занятий физической культурой и спортом в досуговом пространстве. Несмотря на отмечаемую исследователями традиционно невысокую степень включенности женского населения в досуговые занятия ФК, происходит постоянное развитие на рынке услуг специфически женских рекреативных практик, таких как шейпинг, аэробика, стретчинг и др.; увеличивается посещение фитнес-клубов, спортивных центров представительницами новых (прежде всего финансово успешных) социальных групп - женами предпринимателей, которые сегодня выделяются в особую социальную группу, сотрудницами различных банков, фирм, офисов. Таким образом, можно сделать вывод о наличии весьма противоречивых и разнохарактерных тенденций в развитии сферы досуга в целом, массовой физической культуры в частности. Эти тенденции необходимо подвергать постоянному мониторингу, с одной стороны, чтобы учитывать их при разработке реалистичной, продуманной молодежной политики, различного рода программ федерального, регионального, локального уровней. С другой стороны, на эти тенденции необходимо активно влиять, корректируя и направляя их, что требует в том числе и более гибкой, лабильной системы подготовки специалистов для сферы активного досуга, рекреации, массовой физической культуры. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |