ФИЗИОЛОГИЯ СПОРТА


Abstract

USING METHOD OF CARDIOINTER- VALOGRAPHY AND BIOLOGICAL FEEDBACK TRAINING AT PLANING HEALTH IMPROVING AEROBICS’ TRAININGS

E.S. Inozemtseva,
N.I. Gudomarova
L.V. Kapilevich
, Dr. Med., professor
V.G. Shilko
, Dr. Hab.

Tomsk State University

A.V. Kabachkova

Siberian State Medical University

Key words: aerobics, cardiointervalography, biological feedback, training.

Using the method of cardiointervalography and biological feedback allows to value the impartiality of the functional state, the peculiarity of vegetative ensuring of the function of reserve students’ organism, to work out a favorable training regime and recovery after physical loadings. That will tell on the positive dynamics of the training process of the health improving aerobics.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА КАРДИОИНТЕРВАЛОГРАФИИ И ТРЕНИНГА С БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКЕ

Е.С. Иноземцева
Н.И. Гудомарова
Доктор медицинских наук, профессор Л.В. Капилевич
Доктор педагогических наук В.Г. Шилько
Томский государственный университет, Томск

А.В. Кабачкова
Сибирский государственный медицинский университет, Омск

Ключевые слова: оздоровительная аэробика, кардиоинтервалография, биологическая обратная связь, тренировка.

В освоении ценностей физической культуры (ФК) наиболее важным эмоционально мотивационным фактором является получение быстрого эффекта от занятий, поэтому приоритет в развитии ФК отдается тем видам физической активности, которые дают быстрые результаты не только в физической подготовленности, но и в коррекции фигуры, снижении массы тела [2, 7]. В таких формах двигательной активности наиболее заинтересованы молодые женщины. Сегодня все большую популярность получают занятия аэробикой, оздоровительным бегом, шейпингом, стретчингом, аквааэробикой и другими оздоровительными системами физических упражнений [6, 8, 9, 11].

Оздоровительной аэробике как одной из форм массовой физической культуры присущи особенности: 1) четкая направленность каждой части занятия на тренировку определенной функциональной системы организма; 2) оригинальность технического исполнения упражнений и способов регулирования нагрузки; 3) построение занятий с учетом ритмо-темповой структуры; 4) наличие творческого подхода к занятиям [5]. Они и делают аэробику как вид физической активности особо привлекательной для студенческой молодежи.

Однако бесконтрольные занятия ФК, в частностии аэробикой, могут привести к состоянию утомления, перетренированности и срыву адаптации [10]. С позиций теории управления биологическая адаптация представляет собой динамический колебательный процесс, сопровождающийся перестройкой функциональной системы гомеостаза на новый уровень регулирования. Одним из общебиологических механизмов, обеспечивающих протекание процесса адаптации, является вариабельность функционирования физиологических систем [4, 9]. На основе закономерностей формирования функциональной системы можно различными средствами эффективно влиять на ее отдельные звенья, ускоряя приспособление к физическим нагрузкам и повышая тренированность, т. е. управлять адаптационным процессом [3]. В спортивной медицине широко используются автоматизированные физиологические методики, позволяющие контролировать состояние основных систем организма до, во время и после физических нагрузок [1, 3].

В этой связи все большую актуальность приобретают вопросы прогнозирования функциональных возможностей организма, позволяющие решать задачи отбора, допуска к оздоровительным занятиям, планирования объема двигательной нагрузки, самоконтроля в физическом совершенствовании [5]. В частности, получил распространение метод оценки функционального состояния организма на основе анализа вариабельности сердечного ритма - кардиоинтервалографии (КИГ) [1, 10].

Целью исследования было изучение влияния занятий оздоровительной аэробикой и тренинга с биологической обратной связью на вегетативный баланс и физическую подготовленность студенток.

В эксперименте приняли участие студентки 1-го и 3-го курсов Томского государственного университета (n=201) в возрасте 18,07±0,12 года. По уровню физической активности испытуемые были разделены на 2 группы. Экспериментальную группу - ЭГ (n=98) составили девушки, занимающиеся в специализированных группах оздоровительной аэробикой (1-й курс - 51 чел., 3-й курс - 47 чел.). В контрольную группу - КГ (n = 103) вошли девушки, занимающиеся по программе ОФП (1-й курс - 50 чел., 3-й - 53 чел.).

Все студентки прошли кардиоинтервалографическое исследование с применением диагностического комплекса "ЭКГ-ТРИГГЕР-МКА-02". По параметрам КИГ (Амо - амплитуда моды, dX - вариационный размах, ИН - индекс напряжения) определялся исходный вегетативный тонус (ваготония, эйотония, симпатикотония). По типу реакции на клиноортостатическую пробу оценивалось вегетативное обеспечение деятельности (недостаточное, достаточное, избыточное).

Для оценки ОФП во всех группах применялись стандартные тесты на развитие быстроты, силы, скоростно-силовых качеств, выносливости и гибкости.

Координационные способности в ЭГ определялись с помощью специальных двигательных тестов, позволяющих оценить согласованность движений, координацию в пространстве и чувство ритма.

Тренинг с биологической обратной связью также выполнялся с применением диагностического комплекса "ЭКГ-ТРИГГЕР-МКА-02". Для испытуемых в режиме реального времени на монитор выводилась информация о структуре сердечного ритма. Им предлагали стараться нормализовать показатели путем регулировки ритма дыхания, позы и др. Через день проводилось 10 сеансов по 20 мин.

На первом этапе эксперимента изучались особенности функционального "портрета" студенток ЭГ и проводилось сравнение со студентками КГ (табл. 1). У студенток 1-го курса, занимающихся аэробикой, отмечены более высокие значения ИН и АМо/dX. К 3-му курсу у всех обследованных отмечено увеличение АМо, снижение ИН и АМо/dX, что свидетельствует об улучшении вегетативной регуляции. В подгруппе девушек, занимающихся аэробикой, изменения были выражены в большей степени.

Таблица 1. Параметры кардиоинтервалограммы у студенток

Параметры фоновой КИГ Группа
общей физической подготовки, 1-й курс оздоровительной аэробики, 1-й курс оздоровительной аэробики, 3-й курс общей физической подготовки, 3-й курс
Мо, с 0,819±0,031 0,831±0,013 0,816±0,019** 0,862±0,022***
ИН, усл. ед. 26,733±5,588 35,000±4,156* 26,667±2,108** 31,000±5,001***
AMo/dX 41,711±7,748 55,932±5,951* 41,847±3,203** 49,543±7,889***

* - достоверное различие при р<0,05 с группой девушек, занимающихся ОФП (1-й курс);
** - достоверное различие при р<0,05 с группой девушек, занимающихся оздоровительной аэробикой (1-й курс);
*** - достоверное различие при р<0,05 с группой девушек, занимающихся оздоровительной аэробикой (3-й курс).

Таблица 2. Распределение испытуемых по группам в соответствии с характером вегетативного обеспечения деятельности (с учетом возраста, лет)

Подгруппы девушек Группа
общей физической подготовки, начальный этап оздоровительной аэробики, начальный этап оздоровительной аэробики, занятия более года общей физической подготовки, занятия более года
Недостаточное обеспечение деятельности ВНС n=24,
возраст
16,92±0,13
n=25,
возраст
7,15±0,06
n=15,
возраст
19,01±0,04
n=27,
возраст
19,01±0,03
Достаточное обеспечение деятельности ВНС n=13,
возраст
17,12±0,08
n=16,
возраст
17,19±0,02
n=16,
возраст
18,98±0,14
n=14,
возраст
19,27±0,11
Избыточное обеспечение деятельности ВНС n=13,
возраст
17,26±0,10
n=9,
возраст
17,80±0,07
n=19,
возраст
18,90±0,21
n=9,
возраст
19,35±0,13

Таблица 3. Изменение координационных способностей у студенток после курса тренинга с БОС

Тест До БОС После БОС
Согласованность движений, баллы 5,66±0,18 6,24±0,16*
Координация в пространстве, с 5,50±0,29 4,85±0,24*
Чувство ритма, с 4,85±0,24 0,42±0,06*

* - достоверность изменения показателей при р<0,05.

По характеру вегетативного обеспечения деятельности каждая из обследованных групп была разделена на три подгруппы: с недостаточным, достаточным и избыточным вегетативным обеспечением (табл. 2):

- в первой подгруппе вегетативный гомеостаз не нарушен, наблюдается адекватное реагирование сердечно-сосудистой системы на нагрузку, адаптивные возможности и функциональные резервы организма в пределах нормы;

- во второй подгруппе вегетативный гомеостаз также не нарушен, наблюдается адекватное реагирование сердечно-сосудистой системы на нагрузку, но функциональные резервы организма оцениваются как избыточные;

- для третей подгруппы характерны признаки вегетативной дизрегуляции, связанные с сохраняющейся симпатикотонической либо развитием выраженной вагальной реакции, снижение адаптивных возможностей и функциональных резервов организма, развитие состояния напряжения механизмов регуляции сердечного ритма.

Была исследована зависимость показателей общей физической подготовленности студенток, занимающихся оздоровительной аэробикой, от характеристик структуры сердечного ритма. Формирование выносливости, гибкости, силы и скоростно-силовых качеств было более успешным в группах спортсменок с достаточным и избыточным вегетативным обеспечением деятельности, в группе с недостаточным вегетативным обеспечением результативность учебно-тренировочного процесса была ниже. В то же время в формировании качества быстроты результативность тренировки не зависела от показателей сердечного ритма.

Можно заключить, что методика тренировки студенческих групп по оздоровительной аэробике ориентирована на спортсменок с достаточным вегетативным обеспечением деятельности и позволяет обеспечить развитие выносливости, силы, гибкости и скоростно-силовых качеств. Однако при проведении учебно-тренировочных занятий по аэробике в группах девушек с недостаточным обеспечением деятельности следует увеличить объем аэробной части занятия, которая должна включать раздел физической нагрузки, ориентированной на развитие качества быстроты.

На втором этапе работы была изучена эффективность применения метода тренинга с биологической обратной связью (БОС) для коррекции вегето-сосудистого дисбаланса в подгруппе студенток с недостаточным обеспечением деятельности (n = 25, возраст 17,15±0,06 года).

 

Функциональный "портрет" до и после курса тренинга с БОС

В результате применения тренинга с БОС у испытуемых отмечена нормализация всех параметров сердечного ритма (см. рисунок), вегетативное обеспечение деятельности заметно улучшилось (у 4,76% девушек был достигнут уровень достаточного вегетативного обеспечения, а у 28,57% - избыточного). Положительное влияние этого тренинга на вегетативное обеспечение деятельности связано с угнетением симпатического отдела вегетативной нервной системы, что способствует повышению уровня адаптации и переносимости физических нагрузок. После проведения курса тренинга с БОС отмечено значительное улучшение координационных способностей, особенно чувства ритма (до тренинга 4,85±0,24 с, после - 0,42±0,06 с) (табл. 3).

Таким образом, анализ параметров вариабельности сердечного ритма позволяет охарактеризовать состояние вегетативного гомеостаза, уровень адаптивных возможностей и функциональных резервов у студенток, занимающихся оздоровительной аэробикой. В результате применения тренинга с БОС в подгруппе студенток с недостаточным вегетативным обеспечением деятельности происходит нормализация вегетативного баланса и наблюдается положительная динамика в развитии координационных способностей.

Следовательно, использование метода КИГ и тренинга с БОС позволяет объективно оценить функциональное состояние, особенности вегетативного обеспечения функциональных резервов организма студенток, выявить состояния утомления и перетренированности и рекомендовать наиболее благоприятный режим тренировки и восстановления после физических нагрузок.

Литература

1. Баевский, Р.М. Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиографических систем: метод. рекомендации / Р.М. Баевский, Г.Г. Иванов, Л.В. Чирейкин и др. // Уральский кардиологический журнал [Электрон. ресурс]. - 2002. - Вып. 1.

2. Бальсевич, В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека / В.К. Бальсевич // Теория и практика физ. культуры. - 1991. - № 7. - С. 37-41.

3. Биоуправление-2: Теория и практика / Ред. М.Б. Штарк. - Новосибирск: Наука, 1993 - 229 с.

4. Гаркави, Л.X. Адаптационные реакции и резистентность организма / Л.X. Гаркави, Е.Б. Квакина, М.А. Уколова. - Ростов на Дону: Изд-во Ростовск. ун-та, 1990.

5. Дрижика, А.Г. К проблеме оптимизации соревновательной деятельности путем подстройки ее ритмо-темповой структуры под индивидуальный нейродинамический ритм / А.Г. Дрижика, Л.Ф. Шевцова // Теория и практика физ. культуры. - 1992. - №1. - С. 10-11.

6. Дегтярева, Е.И. Новые виды и формы физической активности среди женщин в зарубежных странах и в России: автореф. дис. ...канд. пед. наук / Е.И. Дегтярева. - ВНИИФК, 1998. - 26 с.

7. Лубышева, Л.И. Ценности физической культуры в здоровом стиле жизни / Л.И. Лубышева, В.К. Бальсевич // Материалы Международной конференции "Современные исследования в области спортивной науки". - СПб.: НИИФК, 1984. - С. 124-125.

8. Селуянов, В.Н. Основы теории оздоровительной физической культуры / В.Н. Селуянов, Е.Б. Мякинченко: учеб. пособие для инструкторов оздоровительной физической культуры. - М., 1994.

9. Шилько, В.Г. Физическое воспитание студентов с использованием личностно ориентированного содержания технологий избранных видов спорта / В.Г. Шилько. - Томск: ТГУ, 2005.

10. Stauss, H.M. Heart rate variability / H.M. Stauss // Am. J. Physiol: Regulatory, Integrative and Comparative Physiology. - 2003. - № 285(5). - Р. 927-931.

11. Tulppo, M.P. Effects of aerobic training on heart rate dynamics in sedentary subjects / M.P. Tulppo, A.J. Hautala, T.H. Makikallio еt al. // Journal of Applied Physiology. - 2003. - №95 (1). - P. 364-372.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!