Abstract OPTIMIZATION OF MOTION ACTIVITY OF STUDENTS WITH USE OF VARIOUS DIRECTIONS OF SPORTS ACTIVITIES N.L. Guseva Key words: healthy lifestyle formation, optimization of motion activity, sports and health-improving technologies. The results of the ten-year experiment on the optimization of the students’ motion activity during the whole period of studying in an institute of higher education are presented in the article.
|
ОПТИМИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Н.Л. Гусева Ключевые слова: формирование здорового стиля жизни, оптимизация двигательной деятельности, спорт и оздоровительные технологии. Состояние здоровья населения России требует не только анализа имеющихся теоретических положений и практического опыта в вопросах формирования личности, но и разработки теории вопроса формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) как первостепенной задачи сегодняшнего дня [1, 3]. Обучение сохранению здоровья в процессе социализации личности. В качестве основной задачи предполагает формирование целостной системы индивидуальных, избирательных, сознательных связей и отношений личности к цели обучения, приобретению культуры поведения относительно своего здоровья, в том числе культуры ЗОЖ. Овладевая научно-практическими знаниями в единстве предметной и операциональной сторон, студенты усваивают определенный подход к процессу и результату деятельности в сфере физической культуры [2, 4, 6]. Основной целью физического воспитания студентов вузов является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности [10- 13]. Эмпирическое изучение мотивов студентов в отношении физкультурно-спортивной деятельности выявило их незначительное количество и слабую связь с учебно-профессиональными мотивами. Для того чтобы физическая культура стала полноценным фактором становления специалиста, она должна быть личностно значимой для студента [9]. Рост результатов контрольных нормативов не является необходимым и достаточным условием принятия на личностном уровне ценностей физической культуры и спорта (ФКиС), а также не вызывает возрастания желания заниматься физкультурой и положительного отношения к ней [5, 7]. Необходимо, чтобы студент: а) понимал роль физической культуры в своей жизни; б) положительно относился к физической культуре; в) включился в занятия физической культурой, определив для себя приемлемую форму и условия занятий; г) имел личностно значимые мотивы занятий, сформированные на базе интереса к ФКиС, основанного на его собственных потребностях. Содержание внеучебной деятельности студентов должно обеспечивать им широкий и свободный выбор ее форм и видов, проявление в них творческой индивидуальности и полноценной самореализации. Профессиональная направленность содержания учебно-воспитательного процесса является системообразующей основой учебных и внеучебных занятий и требует раскрытия тесной связи физической культуры, физкультурно-спортивной деятельности с профессиональной ориентацией личности, понимания межциклового и междисциплинарного взаимодействия в обеспечении интегративной профессиональной готовности специалиста [8]. Именно такой подход к построению учебного процесса служит первым этапом построения модели спортивно-массовой работы, на котором и осуществляется формирование у студентов мотивации (см. рисунок).
Схема организационной модели массовой физкультурно-спортивной деятельности студентов На втором этапе студентам предоставляется возможность для реализации сформированной мотивации в массовых физкультурных мероприятиях различного уровня с учетом подготовленности и предпочтений (КСС, массовые мероприятия, клубы). Массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия направлены на широкое привлечение студенческой молодёжи к регулярным занятиям физической культурой, на укрепление ее здоровья, совершенствование ее физической и спортивной подготовленности. Они организуются в свободное от учебных занятий время, в выходные и праздничные дни, в оздоровительно-спортивных лагерях, во время учебных практик, лагерных сборов, в студенческих строительных отрядах. Эти мероприятия проводят спортивные клубы вузов на основе широкой инициативы и самодеятельности студентов при методическом руководстве кафедры физического воспитания и активном участии профсоюзной организации. Результаты внедрения данной модели позволили повысить объем двигательной активности с 4 ч в неделю, предусмотренных учебным расписанием, до 6-8 ч, рекомендуемых для обеспечения оптимального образа жизни. Если до внедрения данной модели на 4-м курсе продолжали занятия физической культурой 42% студентов, а к 5-му курсу эта цифра уменьшилась до 27%, то в результате использования в процессе физического воспитания технологий избранных видов спорта эти показатели существенно выросли: свыше 56% студентов продолжали занятия физической культурой на 4-м курсе, а к 5-му курсу этот показатель оставался стабильным. Среди студентов, занимавшихся на различных специализациях и вовлеченных в спортивно-массовую работу, наблюдалось существенное увеличение доли лиц, регулярно занимавшихся ФКиС в дни каникул (см. таблицу). Количество студентов, занимающихся физической культурой и спортом в дни каникул, %
Примечание. В числителе количество мужчин 1-3-го курсов, в знаменателе - количество женщин 1-3-го курсов. Эффективность разработанных и внедренных в учебный процесс физкультурно-оздоровительных технологий подтверждается количественными и качественными оценками результатов эксперимента. Однако мы считаем, что процесс формирования физической культуры студентов был бы незаконченным, если бы нам не удалось реализовать деятельностный подход к освоению ее ценностей и не произошло бы реального включения занимающихся в процесс физкультурного самообразования и самосовершенствования. Литература 1. Бальсевич В.К. Физическая культура: молодежь и современность / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. - 1995. - № 4. - С. 2-8. 2. Васильев А.А. Социально-педагогические аспекты повышения физкультурно-спортивной активности студентов во внеучебное время (на примере вузов г. Москвы): автореф. дис. ... канд. пед. наук. / А.А. Васильев. - М., 1982. - 26 с. 3. Виленский М.Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза / М.Я. Виленский // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1996. - № 1. - С. 27-32. 4. Виленский М.Я. Студент как субъект физической культуры / М.Я. Виленский // Теория и практика физ. культуры. - 1999. - № 10 - С. 2-5. 5. Григорьев В.И. Физкультурно-педагогическая технология управления физическим воспитанием студентов вузов / В.И. Григорьев // Материалы докл. 4-й Межвуз. науч.-практ. конф. "Проблемы совершенствования учебного и тренировочного процесса в вузах спортивного профиля". - Чайковский, 1998. - С. 24-26. 6. Иванов Г.Д. Физическое воспитание в вузе как часть физической культуры / Г.Д. Иванов // Теория и практика физ. культуры. - 1993. - № 7. - С. 18-19. 7. Игнатьев А.С. Теоретико-методологические аспекты физической культуры студентов / А.С. Игнатьев, А.В. Лотоненко. - Воронеж, 1999. - 168 с. 8. Койносов П.Г. Формирование у студентов потребностей в физическом совершенствовании / П.Г. Койносов // Вузовская физическая культура и студенческий спорт: Состояние и перспективы совершенствования : Материалы региональной науч.-практ. конф. - Тюмень, 2000. - С. 8-10. 9. Лотоненко А.В. Приоритетные направления в решении проблем физической культуры студенческой молодежи / А.В. Лотоненко // Теория и практика физ. культуры. - 1998. - № 6. - С. 21-24. 10. Лубышева Л.И. Современные подходы к формированию физкультурного знания у студентов вузов / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. - 1993. - № 3. - С. 19-21. 11. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. - 1997. - № 6. - С. 10-15. 12. Шилько В.Г. Физкультурно-спортивные и оздоровительные технологии формирования физической культуры студентов: дис. ...докт. пед. наук / В.Г. Шилько. - Томск, 2003. 13. Шилько В.Г. Физическое воспитание студентов на основе личностно-ориентированного содержания физкультурно-спортивной деятельности. - Томск: ТГУ, 2003. - 194 с. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |