Abstract CONCEPT OF ANTHROP- S.V. Dmitriyev, Dr. Hab., professor State pedagogical university, Nizni Novgorod Key words: object space, "live moves", alternative biomechanics, anthrop technologies, dialogue of humanities and natural sciences, constructivism, creative motor actions’ cohctruction. The problems of constructivism in humanities are discussed in the article and the basic metaphor of the "theory of reflection" is criticized. Science, art, pedagogics, psychology are possessing with a semantic feature. However, the given problem hash’t been covered enough in the traditional didactics. The aim of this article is the conception of live moves as a social cultural semantic object. The author offers a number of new ways to elaborate the general theory of a person’s motor capacitities’ improvement in the elite sports system as well as in physical education. He considers the possible prospects of integration into the areas of sports culture and physical education and offers some methodological ideas to realize them.
|
КОНЦЕПЦИЯ АНТРОПНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ БИОМЕХАНИКИ: ОТ ПОРОЖДЕНИЯ "ЖИВЫХ ДВИЖЕНИЙ" - К "ОВЛАДЕНИЮ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЕМ"
Заслуженный работник физической культуры РФ, доктор педагогических наук, профессор, действительный член Международной академии акмеологических наук
С. В. Дмитриев Посвящается светлой памяти Г. Г. Наталова - креативного исследователя, методолога и полемиста. Ключевые слова: объектное пространство, "живые движения", альтернативная биомеханика, антропные технологии, диалог естественных и гуманитарных наук, конструктивизм, построение креативно-двигательных действий. Известно, что в традиционной биомеханике действующий человек трактуется как сложно устроенная машина, перемещающаяся в пространстве и времени, технический механизм, который нуждается во внешних физических воздействиях, приводящих его в движение на основе презумпции внешней детерминации (Декарт, Ламетри, Борелли). В физкультурных вузах биомеханика построена на принципах единства математики, физики, теоретической механики и ее приложений (биосопромат, теория машин и механизмов, теория игр и принятия решений). Сциентистски ориентированные концепции биомеханики трактуют "живые движения" спортсмена в отрыве от его телопсихики, "перцептивно-чувственной плоти", plastike conseguence (воздействия тела на сознание). Техническая цивилизация постепенно приводит к "технизации духа". Из "живой машины" человек превращается по сути дела в "живой придаток" машины. В техническом мышлении дух человеческий "омертвляется", становится информационным процессором, технологическим оператором, машинным интеллектом. Отныне искусственный интеллект являет собой основной принцип технического прогресса и выполняет свое предназначение по управлению материей (в том числе мыслящей). Здесь, как правило, не учитываются внутренние детерминаторы двигательного действия - потребности, влечения, интенции, намерения, пусковые стимулы, аттитюды, диспозиции, представление цели (и ее отношений со средствами), волевые установки, принятие решения ("да будет" - fiat) и другие мотивационные и духовно деятельностные образования. Напомним, что понятие мотива есть производное от латинского термина - толкать, приводить в движение. Данный континуум (между разными полюсами которого располагается множество переходных форм) выполняет не только инцентивные (от анг. incentive - побуждение, инициация), но и регуляторные функции. Основные из них - системы самодетерминации (мотивационные структуры, механизмы "свободного выбора") и системы самоуправления и саморегуляции. Таким образом, психика, сознание, интеллект, будучи регуляторами движений "одушевленного тела", сами порождаются предметно организованными действиями. Предметно организованные действия человека - значит "повинующиеся предмету" ("Круглое - кати", как предписывает русская народная пословица). Данные действия по своему строению соответствуют свойствам предметно-орудийных движений и предметной среды деятельности. В настоящее время классическая парадигма биомеханики и основанная на ней исследовательская стратегия, которую можно назвать энергетической, все более заменяется синергетической стратегией (Г. И. Попов), которая исходит из нелинейности, неустойчивости, неравновесности и самоорганизации биомеханических процессов. Возникла эволюционная биомеханика, онтокинезиология (В. К. Бальсевич). В основе данного направления исследований лежат принципы эволюции, коэволюции и инволюции развивающихся по собственным законам систем "живых движений". Можно полагать, что двигательные действия вне рассмотрения процессов развития инцентивных и регуляторных (в том числе ценностно-смысловых) систем принципиально не могут быть выделены и адекватно поняты. Порой упускают из виду то обстоятельство, что биомеханик исследует объективно реальные явления не "как таковые": он сначала мысленно "извлекает", "отделяет" их от других, придает им тот или иной смысл. Не существует эмпирического факта вне той или иной теории. Прежде чем сделать явления и факты пригодными для формализации, он должен их идеализировать и обобщить. Эти вопросы неразрешимы, пока не сформулированы цели моделирования, не выработаны диспозиции и установки исследователя (в том числе аксиологические). Отметим, что и сами "живые движения" человека обладают порождающими свойствами и лежат в основе процессов формирования предметно орудийного отражения мира, образа предметно значимой ситуации, принятия решений по достижению программного результата, установления взаимоотношений между исполнительными, когнитивными и интеллектуально духовными компонентами психики (В.П. Зинченко, Н.Д. Гордеева). Известно, что любой "элемент техники", изолированный от системы движений "одушевленного тела", лишается логики смысловой рефлексии - знания о деятельности и знания об объекте этой деятельности. Могут возникать явления дереализации (потери смысла деятельности) и деперсонализации (потери смысла личности). При этом, как правило, осуществляется деиндивидуализация человека - низведение субъекта двигательного действия до уровня "биоида", "полуавтомата", у которого "уплощается" сфера самосознания, исчезает "духовная феноменология", внутренняя мотивация заменяется внешним стимулированием. Психобиомеханическая операционная система, лишенная "личностной аксиосферы" (ментальности, интенциональности, рефлексивности, духовно смысловых устремлений), становится пустым множеством (формально логическим data - "набором функционально технических операторов"). Следует иметь в виду, что свойства самих психобиомеханических элементов не остаются безразличными к включению их в новые "семантические хронотопы", "облака реперных позиций", "синергетические спирали", "инверсии смыслов", отражающие "закрученность" одной спирали ("духовный логос") относительно другой ("материально вещественный логотип"). Идеи Н. А. Бернштейна о психической самоорганизации и уровневой организации двигательных действий продолжают оставаться центральными в педагогических технологиях и требуют расширенного воспроизводства. Там, где "человеческая мера" (homo mensura, по Протагору) исчезает из "биомеханических расчетов", необходимо преодолеть своего рода "неоязыческий культ Телесной Машины", осуществить переход от технократических методов психометрики к антропным принципам психосемантики. Таким образом, наиболее важной проблемой современной биомеханики является не только и не столько "закономерности перемещения тела в пространстве и времени", сколько проблема "овладения действием" - механизмами его порождения, волевой регуляции и самоуправления. Согласно воззрениям В. Дильтея, Э. Шпрангера "природу мы объясняем, а душевную жизнь понимаем". По видимому, одна из отличительных особенностей предметной сферы знаний, связанных с исследованием "живых движений" человека, состоит в том, что не только те науки, которые некогда были названы объясняющими (прежде всего биомеханика, эволюционная биогенетика, психофизика), но и науки гуманитарные, которые принято характеризовать как понимающие (педагогическая герменевтика, психосемантика, артпластика движений), все в большей мере осознают себя как науки технологические, позволяющие изменять человека и его поведение (антропоморфные системы, реабилитационная биомеханика, адаптационная физическая культура). Технологический подход проявляется не только в проектировании и организации операционных систем движений человека, но и в "адаптации", "терапии", "восстановлении", "улучшении" (enhancement) функций и функциональных систем организма. Принципиальной особенностью современного подхода в системе биомеханических знаний является их отчетливо выраженный конструктивизм, основанный на антропных дидактических технологиях (расширение сферы сознания, конструирование новых систем движений), терапевтическом воздействии (восстановление здоровья) и преобразовании биосоциальной природы человека (в англоязычной литературе это называется designer baby). Антропно-конструктивистская парадигма кинезиологии позволяет не только описывать "живые движения" субъекта двигательных действий, но и, создавая системы понятий, модели, опосредующие восприятие и осознание мира, других людей, самих себя, по принципу "кольцевой каузальности", конструировать и социокультурные отношения и духовно деятельностный мир человека. Дальнейшая разработка антропных методов педагогической кинезиологии должна быть основана на единстве души, тела, интеллекта и деятельностно организованного сознания человека не по принципу альтернативности, а по методу "бутстрэпного взаимодействия" (от англ. boodstrap - "зашнуровывание"; здесь - поиск внутренней связанности). Так, методы концептуальной интуиции необходимы для перехода от чувственных образов к понятиям. Методы эйдетической интуиции должны обеспечить переход от понятий к чувственно двигательным образам. Эвристическая интуиция является опосредующим звеном между эмпирическим и теоретическим уровнями познания "живых движений". По сути дела, это "трамплин", мощный катализатор в поисках новой идеи или способа действия. Экспликация, развертывание интегральной идеи, превращение ее в теоретический принцип позволяет формировать программы исследования и построения двигательных действий. Конечно, в статье поставлено больше вопросов, чем дано на них ответов. Вместе с тем осознание проблем едва ли не самое важное в процессе исследования предметной области знаний. Автор выражает надежду, что проведенный нами анализ принципов и методов спортивно педагогической кинезиологии позволит специалисту практику увидеть перспективу своей профессиональной деятельности, а ученому осмыслить проблемную область дальнейших исследований. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |