ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ



СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В БРАЗИЛИИ

Ней де Лука Меккинг
Университет Туюти, штат Парана, Бразилия

Подготовка профессиональных кадров по физическому воспитанию в Бразилии осуществляется в соответствии с национальным законодательством и нормативными документами, имеющими должное обоснование, правовую базу и достаточно большой опыт практического применения.

В то же время возникла необходимость в интеграции национальной системы подготовки кадров по физическому воспитанию (БСПК) в единую мировую систему профессионального образования, в связи с чем представляется правомерным переход БСПК на двухуровневую структуру профессионального образования, принятую в большинстве стран Европы и ряде стран Азии, Америки и Африки и предусматривающую образование на уровне бакалавра и магистра. Однако данная целесообразность должна быть подтверждена не только мировым опытом профессионального образования и логикой его использования, но и адекватностью национальным особенностям Бразилии: социальным, экономическим, политическим, менталитетным, которые в данный момент совсем не очевидны и требуют обоснования.

Между тем в плане усовершенствования БСПК, даже вне связи с первым тезисом, представляется возможным внести некоторые изменения, которые, с одной стороны, упрочили бы сложившиеся привычные элементы и их взаимосвязи, составляющие национальную систему подготовки кадров, а с другой - повысили бы ее качественный уровень.

Представляется, что одним из шагов в этом направлении могло бы стать объединение (под любой эгидой) двух ныне существующих структурных форм подготовки специалистов по физическому воспитанию - бакалавриата и лиценциата. Обе эти формы имеют законодательную и правовую основы, однако на поверку по целям, задачам, содержанию и целому ряду других параметров мало отличаются и в то же время имеют недостаточно корректные (по отношению друг к другу) правовые статусы.

В частности, несмотря на то что в бакалавриате обучение продолжается на полгода дольше, а учебные планы предусматривают большее количество методико-практических занятий, в процессе которых формируются специальные умения и навыки организации и проведения оздоровительной и спортивной работы, выпускники бакалавры законодатель но (но справедливо ли?) лишены возможности работать в любых образовательных учреждениях и даже на начальных уровнях в области спорта. Подчеркнем, что соответствующими и знаниями, и умениями они обладают. Таким образом, кадров не хватает, но подготовленным по всем правилам специалистам не доверяют. Вероятно, исправление такого перекоса - один из способов усовершенствования БСПК.

Далее. Бразильская хартия по физическому воспитанию утверждает "принцип развития человеческой личности как жизненного идеала". Скорее всего, по этой причине учебные программы для бакалавриата и лиценциата, используемые в университете Туюти штата Парана (и не только), оказываются перенасыщенными дисциплинами общекультурного и общетеоретического профиля в ущерб дисциплинам специальным, что не может не сказаться отрицательно именно на профессиональной подготовленности выпускников университета как специалистов в области физического воспитания и спорта.

В связи с этим изучение таких дисциплин целесообразно частично (в пределах 20%) вынести в раздел "Самостоятельная работа студента" с соответствующим контролем и итоговой оценкой владения изучаемым предметом. Высвобождение за счет этого времени и передача его специальным дисциплинам методической направленности не только не снижает уровень подготовленности по теоретическим дисциплинам, но и создает условия для статистически достоверного повышения качества подготовленности: в бакалавриа те - на 11,85%, в лиценциате - на 10,5% (при p < 0,01).

Вместе с тем названной перестройки оказывается не достаточно для обеспечения высокого уровня профессиональной подготовленности студентов. Физическое воспитание и спорт отличаются необходимостью двигательной деятельности и соответствующей подготовленностью к ее организации, выполнению и управлению. Между тем учебные планы предусматривают значительное преобладание теоретических занятий над практическими: в 1 м периоде в 1,6 раза, во 2 м - в 2 раза, в 3 м в 1,7 раза, в 4 м - в 1,2 раза, в 5 м - в 1,7 раза, в 6 м - в 1,8 раза, в 7 м - в 1,3 раза. Непосредственно формированию умения обучать двигательным действиям отводится в 1,6 раза меньше времени, чем теории (768 ч против 1203 ч), что никак нельзя оправдать. Практически средний уровень учебной нагрузки по методическим темам (25-30% от общего объема часов) приводит и к среднему уровню успеваемости (из 10 возможных 7,35 балла в бакалавриате и 6,7 балла - в лиценциате); причем при среднем разбросе оценок от 2 до 8 баллов высшие оценки являются исключением и составляют 3-5 случаев из 70.

Как и в первом случае, сокращение теоретических часов на 20% и передача их на самостоятельную работу повышает активность студентов, улучшает освоение ими изучаемого материала и как результат дает статистически значимое улучшение оценки знаний с 6,00-6,36 балла до 6,71-7,36 балла (при p < 0,01). Одновременно добавление 20% часов на методико-практические разделы работы при прочих равных условиях позволяет повысить уровень оценок по этим разделам с 6,23 и 7,17 балла (соответственно у лиценциатов и бакалавров) до 7,8 и 8,35 балла, т.е. на 25 и 19%.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!