Abstract RATING SYSTEM OF PHYSICAL CULTURE QUALITY ESTIMATION A.I. Zagrevskaya, Ph. D., associate professor, Tomsk State University, Tomsk. Key words: rating, rating system, control, grade rating. Several aspects of the student’s physical education quality as the basis of rating are examined in the article. The system for a criterion control of the education quality estimation as well as the control structure for mastering the teaching material on physical culture is presented in the article.
|
РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Кандидат педагогических наук, доцент
А.И. Загревская Ключевые слова: рейтинг, рейтинговая система, контроль, рейтинг-балл. Рейтинговый метод как способ оценки знаний, умений и навыков относится к прогрессивным методам контроля. Применение рейтинга является системой, организующей учебный процесс и активно влияющей на его эффективность [3]. Дидактические основы рейтинговых систем включают: научный отбор и структурирование содержания учебного материала; общедидактические принципы построения рейтинговых систем; научно обоснованные средства и методы обучения и контроля; условия, обеспечивающие повышение активности студентов и их мотивации к учебе [1, 2, 4]. Рейтинг - это интегральный показатель, характеризующий совокупность качественных параметров, диагностируемых с целью: - организовать систематический и объективный контроль уровня обученности студентов; - обеспечить эффективный образовательный процесс по дисциплине "Физическая культура" в вузе; - стимулировать более глубокое и мотивированное освоение студентами теоретических основ физической культуры, приобретение практических навыков использования средств физической культуры в профессионально-педагогической деятельности, активизировать познавательную работу студентов, моделировать условия для развития индивидуальных способностей.
Модульно-рейтинговая система контроля уровня обученности студентов специальной медицинской группы Методологической основой построения системы контроля качества усвоения учебного материала является учение о квалиметрии человека (образовании). Квалиметрия человека - наука об измерении его качеств (его образованности). Рейтинг обученности студента - это понятие, являющееся категорией педагогической квалиметрии. За семестр, курс и весь период обучения студент набирает определённую сумму рейтинговых баллов (РБ), которая характеризует уровень усвоения им учебного материала по физической культуре в сравнении с другими студентами, т.е. определяет рейтинг-место, которое он занимает в группе, на факультете и т.д. Отличительной особенностью модульно-рейтинговой образовательной технологии является то, что студенты могут повысить свой учебный рейтинг благодаря научно-исследовательской, физкультурно-оздоровительной и общественной деятельности, что очень важно для занимающихся в специальной медицинской группе. Структура рейтинговой системы контроля знаний студентов, по нашему мнению, должна включать следующие обязательные компоненты: образовательную технологию, имеющую модульную структуру; педагогические контрольные мероприятия (ПКМ), в том числе дидактические тесты и тестовые задания; математическую модель расчета рейтинговых показателей; рейтинговые квалиметрические шкалы по оценке обученности студентов. Основные элементы модульно-рейтинговой системы контроля представлены на рисунке. Нами апробированы следующие виды контроля рейтинговой системы обучения: стартовый, текущий, промежуточный, рубежный и итоговый. Стартовый рейтинг - система тестирования для определения готовности студентов к освоению программы обучения; организуется ежегодно в сентябре. Текущий рейтинг - систематическое тестирование после прохождения каждого модуля; предполагает выявление степени освоенности студентами учебного материала; позволяет преподавателю установить постоянную обратную связь, которая не только дает сведения о правильности или неправильности конечного результата обучения, но и позволяет осуществлять контроль за ходом самого образовательного процесса, а при необходимости - коррекцию этой деятельности. Промежуточный рейтинг проводится в декабре с целью подведения итогов освоения методических и практических навыков. Рубежный рейтинг - ежегодное тестирование для подведения итогов освоения учебного материала за учебный год; проводится в мае; определяется в виде суммарного результата рейтинг-баллов за 1-4-й блоки. Итоговый рейтинг - экзамен в конце 8-го семестра; суммируются рейтинг-баллы за весь период обучения по дисциплине "Физическая культура". Таблица 1. Оценка теоретической подготовленности студентов
Таблица 2. Оценка методико-практической деятельности студентов
Таблица 3. Оценка физической работоспособности и здоровья студентов
Таблица 4. Рейтинг-контроль физической подготовленности
Таблица 5. Начисление рейтинг-баллов за физкультурно-оздоровительную деятельность
Таблица 6. Оценка посещаемости занятий по физической культуре
Известно, что в условиях модульного обучения целесообразно при организации контроля учебной деятельности студентов четко выделить показатели, определяющие их психофизическую готовность и профессиональные умения в области оздоровительной деятельности, необходимые для осуществления будущей педагогической деятельности [1, 4]. Это создает возможность для конструирования содержания контрольных процедур как средства оценивания уровня обученности с позиции норм и требований будущей профессионально-педагогической деятельности. При разработке рейтинговой системы оценки знаний и умений студентов специальной медицинской группы для каждого семестра были разработаны педагогические контрольные мероприятия, которые мы условно разделили на 5 блоков. Блок 1. Программированный контроль теоретических знаний. Блок 2. Методико-практическая подготовленность. Блок 3. Работоспособность и здоровье. Блок 4. Физическая подготовленность. Блок 5 (дополнительный). Физкультурно-оздоровительная деятельность. Блок 1. Программированный контроль теоретических знаний Рейтинг-контроль теоретических знаний проводится в мае в конце 2, 4, 6 и 8-го семестров. Количество РБ за теоретическую подготовку определяется по табл. 1. Блок 2. Методико-практическая подготовленность Методико-практическая подготовленность предполагает самостоятельное проведение студентами комплекса упражнений утренней гимнастики, подвижной игры с группой занимающихся и т.д. (табл. 2.) и оценивается на каждом методико-практическом занятии. Рейтинг-контроль методико-практической подготовленности проводится в каждом семестре, кроме 6-го и 8-го. Таблица 7. Итоговая оценка освоения учебного материала за весь период обучения
Примечание. В 1, 3, 5 и 7-м семестрах стартовый + промежуточный рейтинги; РБ - рейтинг-балл. Качество выполнения методико-практического задания оценивается следующим образом: - "отлично", если задание выполнено без ошибок, четко и уверенно, а ответы на теоретические вопросы полны и правильны; - "хорошо", если задание выполнено с незначительными ошибками (не более 3) и недостаточно уверенно, а ответы на теоретические вопросы по существу правильны; - "удовлетворительно", если задание выполнено в основном правильно, но со значительными ошибками; - "неудовлетворительно", если задание не выполнено. В 1-м и 2-м семестрах (промежуточный и рубежный рейтинги) максимальное количество баллов во 2-м блоке составляет 1,0, а минимальное - 0,0. В 3-м и 4-м семестрах, также в промежуточном и рубежном рейтингах, максимальное количество баллов составляет 1,5. В 5-м семестре (промежуточный рейтинг) максимальное количество РБ - 2,0, в 7-м - 3,0. Таким образом, за весь период обучения (4 года) по дисциплине "Физическая культура" в блоке 2 можно набрать максимально 10 РБ, минимально - 5,6. Блок 3. Работоспособность и здоровье В стартовом и промежуточном рейтингах (1, 3, 5 и 7-й семестры) учитываются всего 2 показателя - PWC170 и время восстановления ЧСС,. В этих семестрах максимальное количество РБ составляет 6. В рубежном рейтинге (2, 4, 6 и 8-й семестры) учитываются все 4 показателя: PWC 170, МПК, время восстановления ЧСС после 20 приседаний и количество простудных заболеваний в год (табл.3). Максимальное количество рейтинг-баллов в этих семестрах составляет 12. Блок 4. Физическая подготовленность Необходимо отметить, что в 1-м семестре стартовый и промежуточный рейтинги включают 3 показателя: бросок набивного мяча (все занимающиеся), поднимание туловища из положения лежа на спине (девушки), подтягивание на перекладине (юноши), наклон туловища стоя на гимнастической скамейке (все занимающиеся). Это связано с тем, что вследствие низкого уровня физической подготовленности первокурсников тест Купера у них в сентябре не проводится. Максимальное количество РБ за физическую подготовленность в 1-м семестре - 7,5, минимальное - 1,5. Во 2, 4, 6, 8-м семестрах проводится рубежный рейтинг, в котором учитываются все 4 показателя. Максимальное количество РБ за физическую подготовленность в этих семестрах - 10, минимальное - 2. Стартовый рейтинг в начале 3, 5 и 7-го семестров включает все 4 показателя; максимальное количество РБ в этих семестрах - 10. Промежуточный рейтинг в конце 1, 3, 5 и 7-го семестров включает 3 показателя. Рубежный рейтинг в конце 2, 4 и 6-го семестров учитывает все 4 показателя. Итоговый рейтинг (экзамен) проводится в конце 8-го семестра по всем показателям четырех и пятого (дополнительного) блоков. Блок 5 (дополнительный). Физкультурно-оздоровительная деятельность Данный блок направлен на реализацию потребностей студентов в физкультурно-оздоровительной деятельности, на стимулирование массовой оздоровительной работы в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления здоровья и гармоничного развития личности, мотивации к здоровому образу жизни (табл. 5). В большой степени общая сумма РБ во всех семестрах определяется показателями посещаемости занятий (табл. 6). Таблица 8. Формы рейтинга и оценка за семестр
Оценка и РБ по семестрам и блокам, а также общая оценка за семестр по формам рейтинга представлены в табл. 7 и 8. Разработанная модульно-рейтинговая образовательная технология предполагает обязательность квалиметрической характеристики учебной деятельности студента. Именно постоянство квалиметрической оценки (мониторинг учебной деятельности) является необходимым условием для достижения гарантированного уровня профессиональной компетентности будущих педагогов в области оздоровительной деятельности. В рейтинговой системе оценки уровня обученности в качестве зачетной единицы принята условная величина 1 балл, отражающая определенный объем теоретических знаний и методико-практических умений по разделам дисциплины "Физическая культура". Максимальное количество рейтинг-баллов по семестрам и годам обучения определяется по табл. 7 и 8. Таким образом, чем большее количество РБ у студента, тем выше уровень его обученности. Литература 1. Гузеев, В.В. Оценка, рейтинг, тест / В.В. Гузеев. - М.: Знание, 1999. - 69 с. 2. Гузеев, В.В. Методы и организационные формы обучения / В.В. Гузеев. - М.: Народное образование, 2001. - 97 с. 3. Чернилевский, Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: учеб. пособие для вузов / Д.В. Чернилевский. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 437 с. 4. Чошанов, М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: метод. пособие / М.А. Чошанов. - М.: Народное образование, 1996. - 160 с. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |