ИНДИВИДУАЛИ-
ЗАЦИЯ В СПОРТЕ


Abstract

PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES OF INDIVIDUALIZATION OF TRAINING PROCESS IN ATHLETIC JUMPS

A.L. Ogandzhanov, Ph. D. The Russian state university of physical culture, sports and tourism, Moscow

Key words: track and field athletics jumps, step and jump with long run, elite jumpers, pedagogical technologies, individualization of training process.

The purpose of the research consists in the development on the example of step and jump with long run of pedagogical technologies of the individualization of the elite jumpers’ training on the sports perfection stage.

The pedagogical technologies developed by the author are realized in practice during the work of a complex scientific group with a group of elite jumpers.


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИХ ПРЫЖКАХ

Кандидат педагогических наук А.Л. Оганджанов
Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Москва

Ключевые слова: легкоатлетические прыжки, тройной прыжок с разбега, квалифицированные прыгуны, педагогические технологии, индивидуализация тренировочного процесса.

Введение. Современный этап развития мировой легкой атлетики характеризуется повышением конкуренции на крупнейших соревнованиях. При этом в тренировочном процессе объемы нагрузки подошли к пределу адаптационных возможностей человека. В этих условиях особое значение приобретает эффективное управление подготовкой спортсменов. Важнейшим условием повышения качества управления подготовкой квалифицированных спортсменов является повышение оперативности и точности управляющих воздействий на основе своевременной коррекции тренировочного процесса с учетом индивидуального текущего состояния и уровня специальной работоспособности спортсмена.

Актуальность. Развитие спортивной науки идет по пути поиска общих закономерностей функционирования человека в процессе двигательной деятельности. Однако для успешной реализации этих закономерностей в практике тренировочного процесса необходимо не только знать общие закономерности, но и учитывать индивидуальные особенности каждого спортсмена. Общеметодические положения, дающие положительный эффект на большой группе занимающихся, на индивидуальном уровне не всегда себя оправдывают. Практика спортивной деятельности показывает, что очень многие способные атлеты ушли из спорта, не раскрыв своих возможностей из-за того, что с ними работали по стандартной системе подготовки, не учитывающей в должной мере их индивидуальных способностей, функциональных резервов, адаптационных возможностей. Поэтому одним из наиболее перспективных направлений в подготовке квалифицированных спортсменов является индивидуализация подготовки.

Цель исследования состояла в разработке на примере тройного прыжка с разбега педагогических технологий индивидуализации подготовки квалифицированных прыгунов на этапе спортивного совершенствования.

Научно-методической базой индивидуализации тренировочного процесса являются разработанные нами модельные характеристики и нормативные показатели соревновательной деятельности, технической и специальной физической подготовленности квалифицированных прыгунов тройным. На этой основе разработаны одиннадцать педагогических технологий индивидуализации тренировочного процесса в этом виде легкоатлетических прыжков. Технологии имеют практическое значение, так как создают возможности приближения существующей, достаточно хорошо разработанной, отечественной системы подготовки прыгунов к конкретному спортсмену с учетом его индивидуальной структуры и уровня развития отдельных сторон подготовленности, этапа подготовки.

Методика исследований включала фотодиодный электронный хронометраж (точность - 0,001 с) участков разбега и бега на спринтерских отрезках и скоростную видеосъемку (частота съемки - 100 кадр/с) для определения модельных характеристик технической подготовленности прыгунов. Для разработки методики оценки и модельных характеристик специальной физической подготовленности прыгунов были использованы тензодинамометрия мышечных групп прыгунов и педагогическое тестирование с помощью контрольных упражнений. На заключительном этапе разрабатывались педагогические технологии индивидуализации подготовки квалифицированных прыгунов и прыгуний на этапе спортивного совершенствования. При этом использовались разработанные обобщенные и групповые модели технической и специальной физической подготовленности, таблицы оптимальных показателей результативности тройного прыжка и скорости при различной длине разбега, выявленные оптимальные параметры реализации скоростных возможностей в разбеге и реализации скорости разбега в опорно-полетных фазах тройного прыжка.

Исследования проводились в составе комплексной научной группы Центра олимпийской подготовки спортивного клуба "Луч" и ШВСМ г. Москвы на всероссийских (2002 - 2005 гг.) и международных соревнованиях, учебно-тренировочных сборах и в тренировочном процессе.

Результаты исследований и их обсуждение. Ниже приведены разработанные и апробированные в практике тренировочного процесса одиннадцать педагогических технологий индивидуализации подготовки квалифицированных прыгунов тройным.

1. Использование обобщенных моделей подготовленности. Анализ соревновательной деятельности, технической и специальной физической подготовленности прыгунов, проведенный на основе разработанных нами обобщенных моделей специальной подготовки квалифицированных прыгунов тройным, позволяет выявить их сильные и слабые стороны, формировать на этой основе точные корректирующие тренировочные воздействия. Для примера на диаграмме представлено соотношение показателей технической подготовленности чемпиона РФ в тройном прыжке МСМК В. Москаленко (рис. 1).

2. Анализ структуры взаимосвязи специальной физической и технической подготовленности прыгунов. В ходе тренировочного процесса на локальное изменение функционирования отдельных систем организма спортсмена реагируют все его компоненты в целом.

Рис. 1. Диаграмма технической подготовленности чемпиона страны В. Москаленко при прыжке на 17,17м

Изменения в структуре физической подготовленности спортсмена, динамических показателях отдельных групп мышц, происходящие в результате тренировочной деятельности, оказывают влияние и на технику соревновательного упражнения. Поэтому формирование индивидуальной биомеханической структуры соревновательного упражнения необходимо рассматривать в неразрывном единстве с особенностями специальной физической подготовленности спортсмена.

При совершенствовании фазы разбега в тройном прыжке целесообразно ориентироваться на методические положения, разработанные на основе анализа взаимосвязи ритма разбега и структуры специальной физической подготовленности в этом виде. Выявлены три основных способа динамики скорости в разбеге в зависимости от преобладания тех или иных сторон в структуре специальной физической подготовленности прыгунов (табл. 1). При совершенствовании ритмической структуры опорно-полетных фаз прыгунов учитывались разработанные нами на основе исследований структуры взаимосвязи технической и специальной физической подготовленности спортсменов в тройном прыжке с разбега, методические положения о влиянии силовых показателей подготовленности на повышение траекторий полетных фаз и длину связки "скачок + шаг" и связь скоростной подготовленности прыгунов с показателями горизонтальной скорости полетных фаз тройного прыжка и длиной последней фазы тройного прыжка. Каждому типу прыгунов соответствует определенное соотношение длины трех фаз тройного прыжка (табл. 2). Таким образом, наблюдаемые различия в специальной физической подготовленности находят свое отражение в отличиях в технической подготовленности спортсменов, определяя стиль тройного прыжка. Спортсменам, обладающим абсолютной скоростью бега выше среднестатистической, целесообразно использовать "скоростной" стиль тройного прыжка и темповый вариант разбега. Наоборот, спортсменам с преобладанием силовых способностей в структуре специальной физической подготовленности, опирающимся на высокий уровень развития этих сторон подготовленности и не обладающих высокой абсолютной скоростью бега, целесообразно использовать "силовой" стиль прыжка с высокими траекториями полетных фаз и далеким "скачком".

3. Использование групповых моделей подготовленности. Для высококвалифицированных спортсменов чрезвычайно важно, эффективно используя сильные стороны своей подготовленности, сохранять ее индивидуальную структуру. Отставание по тем или иным параметрам подготовленности от обобщенной модели для спортсменов данной квалификации часто является следствием очень высокого уровня развития других сторон подготовленности. На этапе спортивного совершенствования более перспективное направление - разработка групповых моделей различных сторон подготовленности. Так, прыгунам, имеющим преимущество в скоростных параметрах тройного прыжка, целесообразно при планировании подготовки ориентироваться на модельные характеристики для "скоростной" группы, отличающиеся от обобщенной модели более высокими скоростными показателями тройного прыжка. Прыгунам и прыгуньям, имеющим показатели временных характеристик тройного прыжка выше среднестатистических при скоростных показателях ниже средних, целесообразно в подготовке ориентироваться на модельные характеристики "силовой" группы. При близких к обобщенной модели показателях технической подготовленности спортсменов имеет смысл при планировании использовать обобщенную модель. На рис. 2 и 3 представлены типовые диаграммы технической подготовленности, характерные для "скоростной" и "силовой" групп на результат 17 м в тройном прыжке (круг - обобщенные показатели для всех прыгунов данной квалификации). Групповые модели подготовленности на всех этапах годичного цикла позволяют лучше использовать индивидуальные сильные стороны подготовленности квалифицированных прыгунов и, существенно не меняя индивидуальной структуры подготовленности спортсменов, добиваться более значительных результатов.

Таблица 1. Оптимальная динамика скорости разбега в тройном прыжке в зависимости от типологии прыгунов (в % от максимальной скорости в разбеге)

№ п/п Тип прыгуна Участки разбега
0-5 м от планки 5-10 м от планки 10-20 м от планки 20-30 м от планки
1 «Скоростной» 100 97,8 94,8 87,4
2 «Силовой» 100 93,7 87,4 82,2
3 «Универсал» 100 95,1 87,6 85,3

Таблица 2. Ритмическая структура тройного прыжка в зависимости от типологии прыгунов, %

№ п/п Тип прыгуна Ритмическая структура тройного прыжка
скачок шаг прыжок
1 «Скоростной» 35 29,5 35,5
2 «Силовой» 37,5 28,5 34
3 «Универсал» 36 30 34

Рис. 2. Диаграмма технической подготовленности для прыгунов "скоростной" группы

Рис. 3. Диаграмма технической подготовленности для прыгунов "силовой" группы

4. Исследование внутрииндивидуальных связей в структуре специальной подготовленности прыгунов. Процесс управления технической подготовкой прыгунов будет более эффективным, если он основывается на исследованиях индивидуальной структуры их технической подготовленности. Далеко не всегда показатели, информативные для группы спортсменов, являются информативными для отдельных спортсменов, входящих в эту группу. Особенно это характерно для выдающихся атлетов, которые зачастую добиваются результатов за счет очень высокого уровня развития каких-то отдельных сторон подготовленности при относительно средних других показателях. Поэтому именно на этапе спортивного совершенствования чрезвычайно важно учитывать индивидуальные качества спортсменов, сильные стороны их подготовленности, и на основе этого строить тренировочный процесс.

На рис. 4 для примера представлены характерные связи в структуре соревновательного упражнения, ведущие к росту результата у высококвалифицированного прыгуна, полученные на основе корреляционного анализа параметров технической подготовленности спортсмена в попытках соревновательного сезона (n = 30). Коррекция индивидуальных показателей технической подготовленности осуществляется при направленности тренировочных воздействий на те элементы соревновательного упражнения, которые определяют результат спортсмена (в данном конкретном случае - увеличение горизонтальной скорости прыжка, снижение потерь скорости в отталкиваниях, увеличение длины последней фазы тройного прыжка). Целенаправленное воздействие на данные параметры техники соревновательного упражнения осуществляется с помощью подбора специальных упражнений и двигательных установок при совершенствовании техник прыжка.

Рис. 4. Характерные связи в структуре технической подготовленности прыгуна. Обозначения: V3 - горизонтальная скорость прыжка; L3 - длина прыжка

Рис. 5. Параметры результата и времени тройного прыжка в попытках В. Гущинского

5. Сравнительный анализ технической подготовленности в удачных и неудачных попытках. Методика управления подготовкой прыгунов и прыгуний на основе сравнительного анализа технической подготовленности в удачных и неудачных попытках прыгунов также дает возможность выделить параметры в структуре технической подготовленности спортсменов, преимущественно определяющие результативность у данного спортсмена. С помощью критерия Стьюдента или критерия Ван ден Вардена определяется достоверность различий параметров технической подготовленности спортсмена в наиболее и наименее удачных попытках сезона. В зависимости от уровня достоверности различий (5; 1; 0,1%) определяют значимость данного параметра в индивидуальной технике соревновательного упражнения (чем выше уровень достоверности различий, тем выше значимость данного параметра техники). Дальнейшим направленным совершенствованием именно этих показателей и элементов техники с помощью специальных упражнений и двигательных установок формируется наиболее рациональная индивидуальная техника соревновательного упражнения.

6. Использование диаграммы "результат - время тройного прыжка". С ростом квалификации параллельно растут параметры соревновательного упражнения и время тройного прыжка. Образуется корреляционное поле, куда попадают все попытки прыгунов с определенным соревновательным результатом (ось ОУ) и временем прыжка (ось ОХ). При этом корреляционное поле условно разделено на три части. В левую часть попадают показатели прыгунов с параметрами горизонтальной скорости тройного выше среднего при относительно низких траекториях полетных фаз ("скоростная" группа), в правую - показатели спортсменов, прыгающих с высокими траекториями, при показателях горизонтальной скорости прыжка ниже средних ("силовая" группа), в средней части - "модельная" группа с параметрами, близкими к среднестатистическим.

На диаграмме рис. 5 точками обозначены показатели результативности и времени тройного прыжка в попытках соревновательного сезона МСМК В. Гущинского. По точкам на диаграмме видно, что рост результата у прыгуна идет в направлении "модельной" группы. Далее использованием тренировочных программ специальных упражнений и двигательных установок перестраивают показатели техники соревновательного упражнения, приводя их к параметрам, характерным для "модельной" группы.

7. Анализ скоростных показателей разбега. Обработка большого статистического материала показателей скорости и соревновательного результата в тройном прыжке у мужчин (более 1000 попыток) позволила составить нормативные показатели скорости разбега для прыгунов тройным различной квалификации (табл. 3).

Таблица 3. Модельные параметры скорости на последнем участке разбега в тройном прыжке

Вид Показатели 1 разряд КМС МС МСМК
Тройной - мужчины Соревнов. результат 14,30-15,19 15,20-15,99 16,00-16,99 > 16,99
Скорость разбега 9,19-9,46 9,47-9,71 9,72-10,03 > 10,03

Индивидуализация подготовки с использованием модельных показателей скорости разбега осуществляется следующим образом. При меньших, чем модельные значения, показателях скорости на последнем 5-метровом участке разбега прыгунам целесообразно использовать спринтерские упражнения, направленные на повышение скоростной подготовленности (бег на отрезках 30 - 80 м с максимальной скоростью, бег под гору, с тяговым устройством), и специальные упражнения, направленные на повышение эффективности разбега, его ритма и улучшение связи разбега с прыжком (бег по разбегу с отталкиванием, бег на отрезках 50 - 80 м в ритме разбега, выталкивания через 5 - 7 беговых шагов на отрезках 60 - 80 м).

8. Анализ показателей прироста скорости на последнем участке разбега. Задача разбега в горизонтальных легкоатлетических прыжках - создание спортсменом скорости, близкой к максимальной, на которой прыгун способен выполнить эффективное отталкивание. Одним из показателей эффективности разбега является увеличение скорости на последних шагах перед бруском. Показателем прироста скорости спортсмена на последнем участке разбега - набегании спортсмена на брусок для отталкивания - является разность скоростных параметров на последнем и предпоследнем 5-метровых участках разбега (фотодиодный электронный хронометраж). Этот показатель согласно проведенным исследованиям соревновательной деятельности на шести последних чемпионатах РФ (n = 72) и двух чемпионатах мира (n = 16) составляет для квалифицированных прыгунов тройным 0,2 м/с. При меньших индивидуальных показателях прироста скорости на последнем участке разбега в технической подготовке прыгуна необходим акцент на повышении активности в последней части разбега и улучшении связи разбега с отталкиванием. Большие (0,4 - 0,6 м/с) показатели прироста скорости также нежелательны и, как правило, связаны с излишними усилиями прыгуна на последних шагах разбега, вызывая значительное напряжение у спортсмена, что негативно сказывается на технике выполнения опорно-полетных фаз прыжка.

9. Анализ показателей реализации спринтерской подготовленности прыгунов в разбеге. Разработанные нами на большом статистическом материале модельные показатели разности скоростных возможностей прыгунов в спринте и в разбеге позволяют тренерам и спортсменам на практике управлять технико-физической подготовкой спортсменов. Для этого необходим параллельный контроль с использованием фотодиодного хронометража (точность - 0,001 с) скорости разбега и скорости в беге на коротких тренировочных отрезках (5 - 20 м) с максимальной скоростью. Если скорость разбега в тройном прыжке составляет менее 98% от скорости спортсмена в спринте, необходим акцент в тренировочном процессе на технической подготовке, связанной с совершенствованием самого разбега, его ритма и перехода от разбега к отталкиванию. Как правило, большая разность между скоростью в спринте и в разбеге связана либо со стремлением повысить траекторию и вертикальную составляющую скорости вылета, либо с недостатками в специальной скоростно-силовой подготовленности прыгуна и неумением отталкиваться на полной скорости. Для контроля соответствия спринтерской подготовленности прыгунов скорости в разбеге приведена таблица соответствия (табл. 4).

Таблица 4. Соответствие скорости разбега и спринтерской подготовленности прыгунов

Скорость разбега, м/с Абсолютная скорость, м/с 5 с/х, э/хрон, с 50 м п/движ р/х, с
11,00 11,20 0,447 5,01
10,50 10,70 0,467 5,25
10,00 10,20 0,490 5,52
9,50 9,70 0,516 5,83
9,00 9,20 0,544 6,15

При несоответствии индивидуальных скоростных показателей модельным значениям, приведенным в таблице, спортсмену рекомендованы специальные упражнения и двигательные установки, направленные на улучшение реализации имеющихся скоростных возможностей в соревновательном разбеге.

10. Анализ показателей реализации скорости разбега в прыжке. В горизонтальных прыжках имеет значение не только умение прыгуна набрать высокую скорость на последних шагах разбега, но и реализация этой скорости в прыжке. Эта способность характеризует специальную подготовленность прыгунов и оценивается коэффициентом реализации скорости разбега (отношение фактической длины тройного прыжка к скорости на последнем 5-метровом участке разбега). Нормативные показатели этого коэффициента для квалифицированных спортсменов, специализирующихся в прыжках в длину и тройным, полученные после обработки статистического материала параметров соревновательной деятельности (217 попыток), представлены в табл. 5.

Количественные параметры, характеризующие степень реализации в прыжке скорости разбега, могут служить основанием для целенаправленных управляющих тренировочных воздействий при совершенствовании технической и специальной физической подготовленности прыгуна. При меньших, чем в приведенных в табл. 6, показателях коэффициента реализации скорости разбега целесообразно использование специальных упражнений, направленных на повышение уровня специальной силовой подготовленности спортсменов, и улучшение техники опорно-полетных фаз прыжка. Наоборот, при больших, чем модельные значения, индивидуальных показателях данного коэффициента можно смело решать задачу повышения скорости разбега и тройного прыжка.

Таблица 5. Модельные показатели коэффициента реализации скорости разбега

Вид Показатели I разряд КМС МС МСМК
Тройной прыжок Сорев. результат 14,30-15,19 15,20-15,99 16,00-16,99 17,00 и более
Коэффициент 1,55-1,59 1,60-1,64 1,65-1,69 1,70 и более

Таблица 6. Скорость и результат в тройном прыжке с различных разбегов у мужчин

Соревновательный разбег Средний разбег (10 б.ш.) Короткий разбег (6 б.ш.)
Длина, м Скорость, м/с Длина, м Скорость, м/с Длина, м Скорость, м/с
18,00 10,35 16,90 8,30 15,95 7,55
17,50 10,20 16,40 8,15 15,50 7,45
17,00 10,05 15,95 8,00 15,10 7,35
16,50 9,90 15,50 7,85 14,70 7,20
16,00 9,70 15,05 7,70 14,40 7,10
15,50 9,55 14,60 7,55 14,00 7,00
15,00 9,40 14,10 7,40 13,70 6,85

11. Анализа разности результатов в прыжках с различных разбегов. Индивидуализация технической подготовки прыгунов может осуществляться на основе анализа разности длины прыжков с соревновательного (16 - 24 б.ш.), среднего (10 - 14 б.ш.) или короткого (6 - 8 б.ш.) разбега. Статистический анализ скорости разбега и дальности тренировочных и соревновательных попыток с различных разбегов позволил составить таблицы модельных показателей скорости и результативности в прыжках с различных разбегов (табл. 6). Оптимальная разность между тройным прыжком с соревновательного (полного) и среднего разбегов составляет для мужчин 0,90 - 1,10 м. Меньшая, чем в таблице, индивидуальная разность между прыжками со среднего и соревновательного разбегов указывает на необходимость совершенствования техники разбега и его связи с отталкиванием, необходимость повышения специальной силовой подготовленности. Наоборот, большая, чем в таблице, индивидуальная разность между соревновательными попытками и тренировочными прыжками со среднего и короткого разбегов указывает на то, что прыгуну можно смело повышать скоростную подготовленность, реализуя в дальнейшем возросшую скорость в соревновательный результат. Процесс индивидуализации тренировочного процесса реализуется на практике в три этапа. На первом этапе, за 5 - 7 дней до первого старта соревновательного сезона, проводится комплексное тестирование с помощью контрольных упражнений, оценивается индивидуальная структура специальной физической подготовленности прыгуна, определяются сильные и слабые стороны его подготовленности, оцениваются количественный показатель его двигательного потенциала, тип прыгуна ("скоростной", "силовой", "универсал").

На втором этапе на первых соревнованиях сезона с помощью фотодиодного хронометража, видеосъемки, ветромера и системы меток на секторе оцениваются эффективность соревновательной деятельности и техническая подготовленность прыгунов. На третьем этапе, при использовании разработанных одиннадцати педагогических технологий индивидуализации и модельных показателей специальной физической и технической подготовленности, при необходимости осуществляется выбор индивидуальных корректирующих тренировочных программ.

В заключение необходимо отметить, что разработанные педагогические технологии на практике реализуются в ходе работы комплексной научной группы ШВСМ г. Москвы с группой высококвалифицированных прыгунов и прыгуний тройным (тренер - заслуженный тренер РФ Е.М. Тер-Аванесов), среди которых призер Олимпиады-2004 Д. Буркеня, призер чемпионатов мира в Хельсинки и Москве А. Пятых, победитель молодежного чемпионата Европы2005 А. Сергеев, призер Чемпионата Европы-2005 А. Петренко, призер Кубка Европы В. Гущинский.

Использованная литература

1. Арзуманов, Г.Г. Влияние тренировочных режимов на изменение показателей структурных компонентов техники бега и специальной работоспособности спринтеров: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Г.Г. Арзуманов. - М., 1982. - 23 с.

2. Байбак, М. Систематизация специальных подготовительных упражнений, применяемых при совершенствовании техники отталкиваний в тройном прыжке с разбега: автореф. дис. ... канд. пед. наук / М. Байбак. - М., 1988. - 21 с.

3. Еремин, Ю.С. Исследование влияния различных двигательных установок на структуру движений в спортивных движениях: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю.С. Еремин. - М., 1967. - 18 с.

4. Ильин, Г.И. Методы интенсификации тренировочного процесса прыгунов тройным с разбега: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Г. И. Ильин. - М., 1984. - 25 с.

5. Креер, В.А. На штурм 18 метров / В. А. Креер // Легкая атлетика. - 1978. - № 4 - 6. - С. 12 - 14, 8 - 10, 8 - 11.

6. Курбатов О.В. Технология управления подготовкой квалифицированных женщин-прыгуний / Материалы всероссийской научно-практической конференции "Совершенствование подготовки кадров в области ФК и спорта в условиях модернизации профессионального образования" / О.В. Курбатов, Н.Н. Чесноков. - М., 2004. - С.122-124.

7. Оганджанов, А.Л. Техническая подготовка прыгунов тройным в годичном цикле на этапе углубленной специализации: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.Л. Оганджанов. - М., 1990. - 22 с.

8. Оганджанов, А.Л. Скоростные возможности прыгунов и их реализация в разбеге / А. Л. Оганджанов, Н. Н. Чесноков, Е. М. Тер-Аванесов // Теория и практика физ. культуры. - 2003. - № 9. - С. 24-26.

9. Оганджанов, А.Л. Реактивная способность квалифицированных прыгунов тройным / А.Л. Оганджанов, Н.Н. Чесноков // Теория и практика физ. культуры. - 2004. - № 3. - С. 34-37.

10. Оганджанов, А.Л. Управление подготовкой квалифицированных легкоатлетов-прыгунов: монография /А.Л. Оганджанов. - М., 2005. - 200 с.

11. Платонов, В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов / В.Н. Платонов. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 286 с.

12. Сидоренко, С.П. Экспериментальное обоснование методики совершенствования ритма разбега прыгунов в тройном прыжке: автореф. дис. ... канд. пед. наук / С.П. Сидоренко. - Л., 1981. - 23 с.

13. Hay James. The case for a jump-domination technique in the triple jump / Hay James // Bulletin of IAAF-NACAS. - 1997. - No 2. - P. 14-21.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: