Abstract INDICATIONS AND CONTRAINDICATIONS UNDER CONTENTS OF ON PHYSICAL CULTURE OCCUPATIONS IN SPECIAL MEDICAL GROUP I.N. Timoshina, Ph. D., lecturer The Ulyanovsk state university, Ulyanovsk Key words: individual approach, diagnosis, harm to health, improving and hardening effects. During the long term work the author has come to a conclusion, that it is necessary to expand and systematize the program material indicated and contra indicated for the majority of engaged in a special medical group (SMG). With this purpose the author has approached mote thoroughly to the definition and description of physical culture means, capable to influence negatively on an organism of the pupils referred to SMG according to the state of health. Having excluded from the contents of the program material all the exercises contra indicated for the majority of pupils the author has developed the table in which not recommended exercises and movements were united according to the program sections.
|
ПОКАЗАНИЯ И ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ ПО СОДЕРЖАНИЮ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ
Кандидат педагогических наук, доцент И. Н. Тимошина
Ключевые слова: индивидуальный подход, диагноз, вред здоровью, оздоравливающий и закаливающий эффекты. Правильно организованные систематические занятия физическими упражнениями - важнейшее средство укрепления здоровья школьников. Они улучшают физическое развитие, повышают функциональные возможности организма учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе (СМГ), и уровень их физической подготовленности. Высокая эффективность занятий достигается правильным выбором методических приемов. Определяя содержание каждого урока, преподаватель должен уметь подобрать и использовать наиболее рациональные средства и методы физического воспитания, отвечающие состоянию здоровья и уровню физической подготовленности занимающихся, и при этом учитывать медицинские противопоказания и педагогические рекомендации. Очень сложно подобрать средства для урока так, чтобы соблюдался индивидуальный подход к занимающимся (по разным заболеваниям не рекомендуется выполнять различные упражнения). К тому же противопоказания по содержанию занятий, представленные в научно-методической литературе, даны в соответствии с клиническими диагнозами и носят общий характер. Это вызывает у педагогов, работающих с учащимися СМГ, определенные трудности в выборе средств и методов урока, так как они не могут определить, какие конкретно упражнения нельзя использовать с той или иной категорией занимающихся. Следует отметить, что педагоги, проводящие занятия в СМГ, слабо ориентируются в выборе наиболее рациональных средств и методов физической культуры (ФК), которые одновременно отвечали бы состоянию здоровья, уровню физического развития и физической подготовленности учащихся и при этом учитывали медико-педагогические противопоказания. Для того чтобы не нанести вреда здоровью занимающихся в СМГ и достигнуть максимального эффекта от занятий ФК, учителя обязаны знать упражнения, которые противопоказаны детям, имеющим отклонения в состоянии здоровья. В письме Министерства образования РФ "Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой" (2003 г.) указывается, что вводятся некоторые ограничения на занятия ФК в зависимости от наиболее часто встречающейся нозологической формы заболевания и рекомендуемые виды оздоровительных упражнений. Не рекомендуется использовать на занятиях в СМГ упражнения анаэробного характера, выполняемые с максимальной скоростью, с большим статическим напряжением, с максимальной амплитудой движений, силовые (например, различные ускорения, поднятие тяжестей и тому подобное). Противопоказаны резкие движения, движения, сложные в координационном отношении. Необходимо исключить средства, способные вызвать перенапряжение организма. Это упражнения, приводящие к максимальным и близким к ним напряжениям сердечно-сосудистой системы и ОДА (например, длительный бег, быстрая ходьба). Практически при всех заболеваниях не рекомендуется выполнять упражнения с задержкой дыхания, с чрезмерным напряжением мышц брюшного пресса, упражнения, которые оказывают большую нагрузку на позвоночник и вызывают нервное перенапряжение. Противопоказанные и рекомендованные движения и упражнения по разделам учебно-воспитательных программ АФВ в образовательных учреждениях
Эти ограничения и рекомендации носят общий характер, поэтому учителя ФК затрудняются в подборе упражнений для урока. В процессе многолетней работы мы пришли к выводу, что необходимо расширить и систематизировать программный материал, который показан и противопоказан большинству занимающихся в СМГ. С этой целью мы более детально подошли к определению и описанию средств ФК, способных оказать негативное влияние на организм школьников, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ. Исключив из содержания программного материала все упражнения, которые противопоказаны большинству учащихся, мы разработали таблицу, в которой объединили по разделам программы нерекомендуемые упражнения и движения. Одновременно в качестве рекомендаций были предложены средства ФК, разрешенные при всех нозологиях. При составлении таблицы мы использовали рекомендации Е. С. Крючек (1999). Надеемся, что она будет полезна учителям при работе со школьниками, имеющими отклонения в состоянии здоровья. Хочется обратить внимание педагогов на раздел "Лыжная подготовка". Как правило, учителя при прохождении программного материала в СМГ не планируют занятий на улице в зимний период, опасаясь переохлаждения учащихся. Мы считаем это необоснованным, так как при правильно организованных уроках (не более 30 мин) в сочетании с подвижными играми, с учетом температурного режима и состояния занимающихся достигаются положительные оздоравливающий и закаливающий эффекты. Как показывает опыт многолетней работы, дети, занимающиеся лыжной подготовкой в СМГ, практически не болеют острыми респираторно вирусными заболеваниями в зимне-весенний период, посещают уроки и выполняют задания учителя с удовольствием. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |