|
О ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВАХ ТЕХНОЛОГОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА Соискатель Г.В. Пономарева Ключевые слова: физическая нагрузка, профессиограмма, перерабатывающая промышленность. Особенности физической нагрузки работников разных специальностей сельского хозяйства: зооинженеров, зоотехников, ветеринаров, селекционеров, агрономов, экономистов, бухгалтеров и т. д. - неоднократно и довольно детально исследовались целым рядом специалистов. Вместе с тем активно развивающаяся в последние годы отрасль сельского хозяйства - перерабатывающая промышленность - потребовала таких специалистов, как технологи. Определенная новизна данной специальности пока не позволила выяснить наиболее важные особенности профессионально прикладной физической подготовки данных специалистов. Конкретизация ответа на этот вопрос и стала целью нашего исследования. Изучение профессиограмм, психограмм, служебной документации, результатов анкетного опроса технологов сельскохозяйственного производства, их тестирование позволили уточнить основные профессионально важные качества (ПВК) и конкретизировать уровни их значимости для данных специалистов. Этими качествами оказались: 1) уровень общей выносливости и специальной работоспособности; 2) статические сила и выносливость; 3) быстрота и координация движений; 4) точностные действия; 5) прикладные двигательные навыки; 6) уровни функционирования зрительной и вестибулярной сенсорных систем; 7) уровень развития морально-волевых качеств (настойчивости, инициативности, находчивости, способность действовать эффективно в условиях умственного, физического и психического напряжения); 8) эмоциональная устойчивость; 9) закаленность; 10) саморегуляция, самоконтроль и использование средств физической культуры и спорта в режиме труда и отдыха. Выделение данных качеств, понимание физиологических и педагогических вопросов их формирования и развития предопределили применение в работе ниже приведенной группы тестов, характеризующих физические и физиологические возможности специалиста: 1) динамометрия правой руки; 2) бег 30 м; 3) прыжки в длину с места; 4) проба Штанге; 5) проба Генче; 6) Гарвардский степ тест; 7) динамометрия левой руки; 8) прыжки через скакалку; 9) отжимание за 30 с; 10) вис; 11) подъем корпуса за 30 с; 12) бег 1000 м; 13) челночный бег 3х10 м. Рассчитанные коэффициенты корреляции между каждой парой тестов свидетельствуют о том, что наиболее взаимозависимыми (т.е. r > 0,6) являются следующие тестовые показатели: бег 1000 м и динамометрия правой руки; прыжки в длину с места и динамометрия левой руки; отжимание и проба Штанге. Это дало основания говорить, что для технологов сельскохозяйственного производства наиболее профессионально важными качествами являются общая выносливость, сила, быстрота и координация движений. Такой вывод основывается еще и на том, что другие ПВК в сумме по значимости составляют всего 10 %. Однако несмотря на важность конкретизации таких качеств и даже динамик их изменений не менее важным представляется и выяснение средств и методов их целенаправленного развития и совершенствования. Естественно, что следующим шагом в данной работе стало выяснение эффективности сформированной нами соответствующей методики. Ее основой выступили повторный, повторно переменный, круговой, игровой, контрольный и соревновательный методы. При разработке методики учитывалось, что программой по физической культуре в вузе учебная нагрузка для студентов (на 1 м кур се) составляет 136 ч. В соответствии с условиями эксперимента данная нагрузка была распределена следующим образом: доля упражнений, направленных на развитие общей и статической выносливости у студентов, составила 38-42%; силовых качеств - 22-27%; скоростных - 18-23%; точностных, координационных движений, вестибулярной устойчивости, прикладных навыков, эмоциональной устойчивости и морально-волевых качеств - 14-16%. Важным моментом в методике было то, что 5% времени отводи лось нетрадиционным физкультурно-оздоровительным средствам, обеспечивающим более быстрое и полное восстановление организма. Поэтому одним из параметров эффективности методики были показатели функционального состояния испытуемых. В их роли выступали 40 студентов 1 го курса сельскохозяйственной академии, отнесенных по состоянию здоровья к основной и подготовительной группам. В качестве результатов можно отметить, что: 1) наиболее значимыми методами (по эффективности) из предлагаемой комплексной методики являются круговой, игровой и соревновательный; 2) временные и организационные особенности данной методики позволяют без каких-либо затруднений со стороны преподавателя и студента применять ее в процессе учебных занятий по физической культуре, не изменяя при этом принципиально их цели и структуры; 3) распределение общефизической и профессионально прикладной физической подготовки целесообразно на уровне 80-90 и 10-20% соответственно. Конкретное распределение времени и нагрузки по видам подготовки определяется решаемой на занятии задачей (задачами). На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |