Abstract RATING AS COMPLEX CONTROL OF STUDENTS’ PROGRESS IN COLLEGE OF PHYSICAL CULTURE S.N. Sladkov, Assistant director by scientific work Sterlitamak college of physical culture, Sterlitamak A.A. Zinnatnurova, Ph. D., associate professor Sterlitamak institute of physical culture, Sterlitamak Key words: rating, standards, control, physical preparedness. In the article the authors have offered the new standards of estimating the quality of education for the students of the college of physical culture. One of the control forms was a rating system, which had shown its high efficiency in this research.
|
РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА КАК КОМПЛЕКСНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА УСПЕВАЕМОСТЬЮ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Заместитель директора по научной работе С. Н. Сладков
Кандидат педагогических наук, доцент
А. А. Зиннатнурова Ключевые слова: рейтинг, нормативы, контроль, физическая подготовленность. Введение. Обучение в техникуме физической культуры имеет свою особенность: большую часть предметного блока составляют изучение и совершенствование видов спорта, представленных в школьной программе по физической культуре. Практика показывает, что чем лучше физически подготовлен абитуриент при поступлении в техникум, тем успешнее он осваивает изучаемые виды спорта и тем легче ему дается учеба в целом. Показателем эффективности работы является не только достигнутый уровень общефизической и спортивно-технической подготовленности студентов, но и уровень состояния их здоровья, сформированность потребности в физическом самосовершенствовании, а также теоретический и методический багаж. Рейтинговая оценка - объективный показатель результата деятельности студентов, их стимул к выполнению всех видов деятельности, прежде всего тех, которые направлены на непосредственное формирование практических профессиональных навыков. Рейтинг (от англ. Rating - оценка, порядок, классификация) - термин, обозначающий субъективную оценку какого-либо явления по заданной шкале. Надо сказать, что применение рейтинговых систем в педагогическом процессе не является чем-то принципиально новым: они популярны в западной системе образования и практикуются едва ли не с середины прошлого века, однако в нашей стране пока не получили достаточной известности, так как директивная советская педагогика побаивалась широкого распространения нетрадиционных методик, основанных на принципе добровольного выбора, "непохожести" на других, "вольнодумия". Однако многие известные советские педагоги, добившиеся высоких результатов в своей работе, интуитивно или сознательно использовали рейтинг в своих авторских методиках. Система рейтинговой оценки дает положительные результаты в учебе и позволяет студентам увидеть достоинства и недостатки основных разделов будущей профессиональной деятельности. Основные достоинства рейтинга заключаются в следующем: рейтинговая система позволяет организовать ритмичную систематическую работу студентов в течение всего семестра; учесть психологические особенности молодежной аудитории, что способствует повышению эффективности учебного и воспитательного процессов; контроль не имеет директивного характера; снимается проблема посещаемости и дисциплины на занятиях и на различных мероприятиях, так как студентам "выгодно" посещать занятия и интенсивно на них работать; с развитием интереса к изучаемой специальности повышается престиж учебы в системе ценностей студентов. Основным минусом рейтинга на сегодняшний день является недостаточная продуманность шкал оценок. Поэтому при использовании рейтинговой шкалы следует предусмотреть наличие различных индивидуальных форм работы, которые бы не сказывались отрицательно на эмоциональных переживаниях студентов, способствовали бы повышению их самооценки, вовлекали в работу группы. Основные условия, которые должны соблюдаться при шкалировании: 1. Шкала оценок должна соответствовать уровню студентов. 2. Она должна быть достаточно гибкой и личностно ориентированной, позволяющей учитывать индивидуальные особенности студентов. 3. При пользовании ею ни в коем случае не должен нарушаться принцип "50/50": не менее половины заработанных студентом баллов должны быть получены за устные ответы. Преподавателю необходимо хорошо помнить свою шкалу, чтобы на занятии оперативно оценивать соответствующую работу студентов. Рейтинговая система стимулирует творческое отношение к работе не только студентов, но и преподавателей. Сегодня она - один из самых эффективных и перспективных методов обучения, несмотря на трудоемкость. В любом случае рейтинг имеет еще один положительный воспитательный эффект: он ненавязчиво, без педагогических нравоучений наносит ощутимые удары по прежней структуре ценностей, повышая престиж учебы. Структура и содержание системы рейтинговой оценки. Система рейтинговой оценки состоит из следующих разделов: 1. Учебная деятельность. 2. Научная работа. 3. Профессионально-прикладные практические навыки. Рассмотрим более полно раздел "Профессионально-прикладные практические навыки", поскольку процесс обучения и тренировки не может существовать без системы контроля за ходом и конечными результатами учебной работы. Поэтому зачетно-нормативное обеспечение учебного процесса - важная составляющая управления им. Разработанные нормативные оценки физической подготовленности студентов техникума физической культуры, видимо, начало поиска оптимальных оценок и предстоящих исследований в данном направлении. Предлагаемый вариант выполнен на материале результатов вступительных экзаменов и соревнований по общей физической подготовке студентов Стерлитамакского техникума ФК. Систематизация результатов соревнований и математическая обработка позволили получить необходимые ориентиры для оценки физической подготовленности студентов. Очковая система пересчета результатов позволяет комплексно оценить физическую подготовленность каждого студента с учетом ее сильных и слабых сторон. Тем самым разработанные нормативы по ОФП позволяют компенсировать низкие результаты в одних упражнениях высокими и супервысокими в других, оценить степень гармоничности физической подготовленности студентов, повысить мотивацию при выполнении тестовых упражнений. 1. Учебная деятельность. Учебная деятельность оценивается по результатам экзаменационных сессий, когда сумма положительных оценок определяет занимаемое студентом место в группе: 1-е место - 30 баллов; 2-е место - 29 баллов, 3-е место - 28 баллов и т. д. В случае равенства суммы оценок у двух и более студентов каждому начисляется средний балл от показателя этой суммы. Например, три студента набрали сумму, соответствующую 4-6-му местам, что в переводе на очки выглядит 27, 28, 29 баллов. В этом случае всем трем дается средний балл - 26. В оценку учебной деятельности могут входить классные часы, внеклассные (самодеятельные) мероприятия, проводимые на объектах. В данном случае оценку в баллах определяет преподаватель специализации или классный руководитель, исходя из объема работы, вложенного труда, проявления инициативы, творчества и других компонентов. Максимальное количество баллов - 30. 2. Научная работа. Этот раздел оценивается следующим образом: - участие с докладом, сообщением на научно-практических конференциях различного масштаба: городских - 40 баллов; между средними специальными учебными заведениями - 60; республиканских - 80; - участие в студенческих научных конференциях, конкурсах профессионального мастерства; - участие в олимпиадах по предметам. Оценку в баллах здесь также определяет преподаватель, исходя из объема работы, активности студентов и т. д. (максимальное количество баллов - 40). 3. Профессионально-прикладные практические навыки. Данный раздел оценивается по двум показателям: - по результатам участия в соревнованиях по ОФП (табл. 1); - по результатам прохождения учебных практик на практических дисциплинах (в сумму баллов входят обобщенные оценки). Нормативы по ОФП для студентов техникума физической культуры
Примечание. Выполнение разрядных нормативов позволяет студентам получить дополнительные баллы: 100 баллов - КМС, 70 баллов - I разряд, 50 баллов - II разряд. Дополнительные баллы могут быть получены при участии в соревнованиях другого масштаба. Первенство техникума - 20 баллов, первенство города, района - 30; республиканские - 40; международные - 50 баллов. При определении уровня физической подготовленности студентов мы предлагаем использовать комплексную оценку, которая равняется сумме баллов, набранных в тестовых упражнениях: это повышает заинтересованность всех студентов (имеющих неодинаковые физические данные) в участии в соревнованиях. Комплексная оценка позволяет испытуемому компенсировать невысокие результаты в одних упражнениях удачами в других. Проигрыш в одном, но существенное превосходство в другом делают возможным ранжирование достижений каждого студента с учетом сильных и слабых сторон подготовленности. Студенты, выполняя тестовые упражнения, получают в каждом упражнении очки, соответствующие показанному результату. При сумме очков, полученных по пяти видам состязаний, набирается общее количество баллов, по которому определяется уровень физической подготовленности студента. Литература 1. Зиннатнурова А. А. Программно-нормативное и организационно-методическое обеспечение курса "Становление профессионального мастерства" при подготовке преподавателей физической культуры: дис. ... канд. пед. наук / А. А. Зиннатнурова. - Омск, 2000. - 174 с. 2. Смирнов Ю. И. Применение методов рейтинга в оценке спортивных достижений / Ю. И. Смирнов, П. Б. Муравьев. - Малаховка: МОГИФК, 1988. - 48 с. 3. Шевцова В. В. Рейтинг как фактор мотивации учащихся в физкультурно-спортивной деятельности / В. В. Шевцова // Дети и Олимпийское движение: тез. докл. и сообщений междунар. науч. симпозиума. Тюмень: ТюмГУ, 1997. - С. 127-130. 4. Хасин Л. А. Тест для оценки физической подготовленности студентов институтов физической культуры / Л. А. Хасин, А. Б. Рафалович // Теория и практика физ. культуры. - 1995. - № 12. - С. 43-48. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |