НАЗАД

СОДЕРЖАНИЕ

ДАЛЕЕ


СПОРТИВНАЯ ГИМНАСТИКА: ПЕРЕВОРОТ В ОЦЕНКЕ МАСТЕРСТВА

Профессор, судья международной категории Е. Ю. Розин
Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Москва

В 2006 г. Международная федерация гимнастики - ФИЖ (FIG) ввела новые правила судейства соревнований для мужчин и женщин. В этом ничего необычного нет. Как всегда по окончании Олимпийских игр, Технические комитеты ФИЖ, мужской и женский, пересматривают свои оценки* в части требований к мастерству гимнастов - участников Олимпийских игр и мировых первенств, чаще всего в сторону повышения, вводят коррективы в правила соревнований, исключающие присущий технико-эстетическим видам спорта субъективизм в оценивании мастерства гимнастов**. Это естественно. Без разумных нововведений не будет прогресса в развитии вида спорта. Бесспорно, новые правила соревнований 2006*** этому отвечают, особенно разделы, касающиеся технологии судейства, позволяющей более конкретно оценить два главных компонента мастерства гимнастов - трудность, что наиболее сложно, ее оценивают наиболее квалифицированные судьи - бригада А, и отдельно техническое исполнение, ошибки - бригада Б.

В правилах четко определены специальные требования к 1-му компоненту - трудности, а именно к структурному разнообразию комбинации, наличию в ней девяти, не считая соскока, расцененных по таблице трудности элементов (у мужчин самый сложный - 0,6, у женщин - 0,7 балла). Выполнение трудных элементов в соединении подряд поощряется бонусом, надбавкой в баллах.

Несложно догадаться, что при условии полного (100%-ного) выполнения всех требований максимально возможная оценка за трудность комбинации гимнастов, за исключением опорного прыжка, приближается к 10 баллам. Причем более четко, нам кажется, границы этих требований просматриваются у мужчин. В опорных прыжках, судя по таблицам трудности, стоимость самого сложного прыжка лишь у мужчин на десятые доли выходит за семь баллов.

При самом богатом воображении трудно представить, что в лучшем случае раньше 2012 г. появятся гимнасты с комбинациями такой сложности.

Анализ результатов Чемпиона та мира 2006 показал, что фактическая трудность комбинаций участников финала в отдельных видах многоборья как у мужчин, так и у женщин лишь в одном случае выше 7 баллов (кольца - 7,1). Это означает, что реальная оценка максимальной трудности соревновательных комбинаций гимнастов экстра-класса (табл. 1 и 2) в настоящее время находится в границах 65-70 % по отношению ко второй составляющей - 10-балльной оценке за техническое исполнение.

Иначе говоря, нормы трудности не соответствуют, как это принято в спортивной метрологии, фиксированным точкам, в данном случае 10-балльной шкалы, по которой оценивается техника исполнения, в данном случае они неэквивалентны. Создавшийся разрыв в оценках больше стимулирует работу над качеством исполнения, позволяющим использовать весь ресурс 10-балльной шкалы и приводит, как видно, к некоторому дисбалансу во взаимосвязи двух критериев мастерства гимнастов - трудности и исполнения. В определенной мере этому помогли новые правила ФИЖ - предложение оценивать мастерство гимнастов двузначным числом, полученным путем простого суммирования оценок судей бригады А и бригады Б. Это нововведение совершило переворот, без достаточных оснований нарушило, по нашему мнению, более чем 100-летнюю традицию мировой и российской спортивной гимнастики - оценивать мастерство гимнастов по 10-балльной шкале.

К сожалению, в отличие от ряда других зарубежных федераций гимнастики Федерация спортивной гимнастики России (ФСГР) наряду с внедрением в 2006 г. новой технологии оценивания мастерства, что в общем оправданно (здесь хотим или нет мы вынуждены "играть" по правилам), ФИЖ явно поспешила с тотальным переходом на двузначную с открытой шкалой оценку результатов всех всероссийских соревнований, не просчитала последствий возникшего непонимания для популяризации гимнастики в стране.

На XIV Чемпионате России, посвященном 125-летию отечественной гимнастики (09.2006) и на Международном турнире памяти М. Воронина в Москве (12.2006), где участвовали представители 21 страны, был задан вопрос: о чем говорит представленная в официальном протоколе результатов соревнований оценка: 14,567 балла на бревне, или 13,850 на перекладине, или 14,333 при оценке вольных упражнений у женщин. Из более чем 40 респондентов, среди которых были преподаватели кафедр гимнастики, мастера спорта, дипломированные тренеры и судьи, в том числе и иностранные, спортивные функционеры и просто любители гимнастики, не было ни одного конкретного ответа. Даже дополнительный, наводящий вопрос: хорошая это оценка, плохая или отличная, высокая или низкая, средняя или очень высокая - вызвал затруднение. В лучшем случае узкий круг специалистов (тренеры сборных команд и судьи) ответы на подобные вопросы предваряли, если это не касалось пола гимнастов, с которым они работают, словами сомнения: вероятно, может быть, кажется... и т. д., ограничивались лишь количественной характеристикой. Таким образом, в опросе обнаружился, пожалуй, главный не достаток новой двузначной системы оценки мастерства с открытой шкалой - она непонятна, не дает ни специалистам, ни спортивным функционерам, ни любителям гимнастики, привыкшим к 10-балльному формату оценки, представления о ее качественной стороне, по которой было принято считать удовлетворительной оценку 7,5-8,5 балла; выше, при мерно до 9,2 балла, - хорошей, 9,3-9,6 балла - очень хорошей, а все что выше - отличной. К этому следует добавить: в таком представлении оценки отсутствует важная для специалистов возможность хотя бы приблизительно проанализировать, какой из компонентов - трудность или техника - оказал на результат большее влияние.

Создавшееся положение, конечно, отражается на зрительском интересе и, повторимся, популярности спортивной гимнастики, в которой она сейчас нуждается более чем когда либо.

Возникает вопрос: возможна ли реверсия, возврат к традиционному, более простому и всем понятному 10-балльному формату оценки мастерства гимнастов, не затрагивая технологии судейства, установленной правилами соревнований ФИЖ. Ответ: да, можно, и он предельно прост.

По существующим правилам соревнований ФИЖ оценка гимнаста выводится по формуле: "А" (оценка судей бригады А) + "Б" (оценка судей бригады Б). Отсюда оценка чемпионов мира 2006 (для примера в вольных упражнениях у Драгулеску: 6,9 + 9,35=16,250 балла, а у китаянки Ченг Фей: 6,4 +9,475=15,875 балла).

Из данных табл. 1 и 2 видно, что в самой системе представления оценок, таким образом, уже предопределено: первая оценка "А" практически всегда, даже при самом благоприятном раскладе будет меньше оценки "Б" как минимум на 30-35 %, которая в отличие от оценки "А" использует весь ресурс 10-балльной шкалы.

Таблица 1. Чемпионат мира-2006. Результаты участников финала по отдельным видам многоборья у мужчин, баллы

Оценки Вольн. упражн. Конь Кольца Прыжок Брусья Перекладина
Максим. трудность «А» 6,90 6,40 7,1 7,0 6,60 6,60
Лучший результат «В» 9,50 9,725 9,525 9,550 9,650 9,525
Результат чемпиона* 16,250 16,025 16,525 16,487 16,075 16,125

* Часто оценка за трудность у чемпионов и чемпионок не совпадает с самой высокой оценкой судей Б.

Таблица 2. Чемпионат мира-2006. Максимальные результаты у женщин по отдельным видам многоборья, баллы

Оценки Прыжок Брусья Бревно Вольн. упражн.
Максимальная трудность «А» 6,50 6,90 6,70* 6,40
Лучший результат «В» 9,225 9,3 9,175 9,475
Результат чемпионки 15,975 16,200 15,575 15,875

* Гимнастка с композицией рекордной трудности на бревне в финале не участвовала.

Таблица 3. Коэффициенты выравнивания оценки трудности комбинаций в 10-балльный формат у мужчин

Коэффиценты: Вольн. упражн. Конь Кольца Прыжок Брусья Перекладина
- выравнивания оценки трудности; 2,5 2,5 2,0 2,0 2,5 2,5
- вероятного повышения 0,6 1,1 0,9 1,0 0,9 0,9

Таблица 4. Коэффициенты выравнивания оценки трудности комбинаций в 10-балльный формат у женщин

Коэффиценты: Прыжок Брусья Бревно Вольн. упражн.
- выравнивания оценки трудности; 2,5 2,5 2,5 3,0
- вероятного повышения 0,5 0,6 0,8 0,6

Если приведенные выше оценки трансформировать в 10-балльный формат путем простого деления пополам, результаты будут очень низкие 8,125 и 7,937 балла. Это искажает привычное понимание качества чемпионского исполнения. Остается один выход - применить коэффициенты выравнивания оценок за трудность судей бригады А с оценкой судей бригады Б за исполнение, практически снивелировать их. А это означает следующее: чтобы возвратить оценку мастерства в спортивной гимнастике в 10-балльный формат, предлагается добавить в уже известный алгоритм А+Б два простейших математических действия - сложение оценки "А" с постоянным коэффициентом трудности К (табл. 3 и 4) и деление суммы от их сложения с оценкой бригады Б на два: A+(K)+Б* (* "А" - оценка судей бригады А; К - коэффициент выравнивания трудности; "Б"- - оценка судей бригады Б).

В этом случае (для наглядности) оценки чем пионов, которые мы уже рассматривали в транс формированном виде (назовем их условно по вер сии ФСГР) будут: у Драгулеску 6,9+(2,5)+9,35=9,37 балла, а у Ченг Фей 6,4+(3,0)+9,475=9,437 балла. У россиян финалистов: А. Павлова (4-е место, бревно) - 6,2+(2,50)+9,075=8,887 балла, А. Сафошкин (6-е место, кольца) - 7,0+(2,0)+ 8,85= 8,925 балла, соответственно по ФИЖ: 15,275 и 15,850. При этом, не комментируя, заметим оппонентам: все составляющие результат оценки из рабочего протокола ФИЖ и ранги сохраняются в неизменном виде.

Основой для разработки рекомендуемых коэффициентов (см. табл. 3 и 4) послужили анализ оценок максимальной трудности, показанных на последнем чемпионате мира, и прогноз вероятности ее повышения (роста) до предстоящих Олимпийских игр. (Кстати, по нашему мнению, если бы техкомы ФИЖ озаботились сохранением традиций и популярности спортивной гимнастики, это можно было бы сделать сразу по окончании Олимпийских игр в Афинах.)

Оба коэффициента взаимозависимы, рассчитаны на элитных гимнастов - участников крупных международных соревнований, мастеров спорта. Если оценка судей "А" плюс показатель коэффициента трудности на каком-нибудь виде многоборья выйдет за 10 баллов, что в данном случае маловероятно, коэффициенты должны быть пере смотрены. В связи с этим большое внимание следует уделять и второму коэффициенту - коэффициенту вероятного повышения трудности.

Представленные в таблицах коэффициенты вероятного повышения трудности комбинаций разработаны априори как примерные, особенно для женщин. С одной стороны, их задача - стимулировать рост сложности комбинаций у гимнастов, имеющих предельную трудность, с другой, что не менее важно, - дают некоторое преимущество (при мерно до 10 %,) оценке за техническое исполнение перед трудностью комбинаций. Их числовые значения в видах многоборья зависят от точности прогноза и могут быть разными. Наиболее оптимально, по нашему мнению, их могут определить аналитики из Центра подготовки сборных команд. Кому как не им хорошо известно, чего стоит элитным гимнастам усложнение композиции, даже если речь идет о десятых долях балла. Возвращаясь к коэффициенту выравнивания трудности, обратим внимание на еще одну важную его функцию: с его помощью можно регулировать уровни сложности композиций для гимнастов различных возрастных категорий, определять разрядные нормативы, не вмешиваясь в структуру требований, установленных нынешними правилами соревнований.

Таким образом, в результате работы решены две (насколько успешно - покажет время) задачи: 1) показана ошибочность ничем не обоснованного введения в международные, а затем и в российские правила соревнований по спортивной гимнастике, как оказалось, непопулярной двузначной оценки мастерства; 2) были разработаны оптимальные, по нашему мнению, способы реверсии, безболезненного возврата оценки по ФИЖ к более простому традиционному 10-балльному формату.

И в заключение автор хотел бы надеяться, что выполненный им труд не напрасен и вызовет адекватную реакцию ФСГР, практическими шагами которой будет принятие решения (без сомнения, при этом Федерация не потеряет своего лица, а при обретет еще больший авторитет) о возвращении уже в этом году в молодежные и юношеские все российские соревнования традиционной 10-балльной системы оценки мастерства.

Что касается национальных чемпионатов среди взрослых и международных соревнований, проводимых в нашей стране, пока можно принять компромиссное, паллиативное решение, хотя в этом нет необходимости (это показано и в работе): до 2008 г. использовать представление результатов соревнований в виде двух оценок - по версии ФИЖ и по версии ФСГР.

И, наконец, нам представляется, что поднятая в статье проблема носит глобальный характер, является объективным поводом для ФСГР (будучи преемницей Федерации гимнастики Советского Союза, пользующейся в свое время огромным авторитетом за вклад в развитие мировой гимнастики) проявить самобытность, заявить о себе: войти в Исполком ФИЖ с конструктивным предложением о возвращении в мировую спортивную гимнастику традиционного 10 балльного формата оценки мастерства в 2008 г., сразу по окончании Олимпийских игр в Пекине. Есть основание предполагать, что эту инициативу поддержат многие гимнастические федерации мира.


*Оценка - результат. Оценивание (в контексте статьи) - процесс, технология судейства соревнований по определенным правилам.

** В этом направлении успешно работали наши российские специалисты ученые Ю. Титов, Р. Терехина (1987-1997 гг.) и др. Их идеи легли в основу международных и отечественных правил судейства соревнований по гимнастике, в том числе и действующих сегодня.

***Ниже затрагиваются лишь фрагменты ныне действующих правил соревнований по гимнастике.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!