|
ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН Л. Н. Краснова Актуальность темы нашего исследования обуславливается ростом тенденций к проявлению нетерпимости в отношениях между людьми, этносами, народами, странами, зафиксированными как в мире, так и в России. Межнациональные отношения в любом государстве представляют собой достаточно сложную и деликатную проблему. Российская Федерация - многонациональное государство, в котором проживает более 140 народов. Такое национальное многообразие наложило особый отпечаток на становление межнациональных отношений в России и ее регионах. За многовековую историю народов России, несмотря на определенные трудности, выработались традиции сотрудничества, содружества и формирования гражданского общества. Республика Башкортостан, как один из субъектов Российской Федерации, представляет собой действительно уникальное явление. Уникальность эта проявляется в его полиэтничности и поликонфессиональности. Цель нашего исследования состоит в том, чтобы выявить факторы формирования межэтнической и межконфессиональной толерантности в условиях полиэтнического и поликонфессионального региона. Республика Башкортостан в составе Российской Федерации предпринимает первые шаги по становлению гражданского общества. Эти действия сопряжены с определенными трудностями, прежде всего в установлении понимания, взаимодействия и диалога между федеральными и региональными структурами власти. Однако в последние годы приходится сталкиваться с фактами распространения среди молодежи расистских, националистических, профашистских настроений, проявляются различные формы дискриминации по групповому, возрастному и другим признакам. Всем этим негативным явлениям должны противостоять система образования и политика толерантности, проводимые государством. Вся система образования как один из важнейших институтов воспитания должна предоставить учащейся молодежи возможности для воспитания и развития такого качества, как толерантность. Для выявления уровня толерантности современной молодежи проводятся различные исследования, мониторинги. Был разработан инструментарий, который включает в себя: анкетированные опросы, индивидуальные беседы, интервью, фронтальные опросы, работу в виде опросов и бесед в полиэтничных и моноэтничных группах. Эмпирической базой исследования являются опросы студентов Стерлитамакского техникума физической культуры. В выборочной совокупности представлены респонденты различного материального положения, студенты разного возраста (1523 лет), в гендерных исследованиях участвовало примерно равное количество юношей и девушек. Полиэтничность и поликонфессиональность пронизывают все сферы жизни нашего региона: экономическую, социальную и образовательную. Учебно-воспитательный процесс не только решает комплексные задачи формирования современного высокопрофессионального специалиста, но и преследует цель формирования гуманной толерантной личности, способной строить бесконфликтные отношения с людьми другой культуры и другого языка. Современное молодое поколение в отличие от своих родителей чаще всего вращается в полиэтническом пространстве. Студенческая молодежь - очень мобильная, прагматичная и обладает высокими качествами адаптированности в любом социуме. Это приводит к формированию межэтнического и межконфессионального согласия и культивированию толерантных отношений между сверстниками. Наши исследования позволят сделать следующие выводы. Несмотря на пестроту населения региона можно отметить определенную стабильность и позитивность в этноконфессиональных взаимодействиях людей. Формированию толерантных поведенческих установок способствует позитивное отношение к людям разных наций, которое сложилось исторически. Длительный опыт совместного проживания, развитие двустороннего двуязычия, культурного взаимного влияния, распространения межэтнических браков обуславливает толерантные отношения в нашем регионе. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |