Abstract COMPLEX APPROACH TO FORMATION OF STUDENTS HEALTH CULTURE R.G. Uzyanbaeva Sterlitamak college of physical culture, Sterlitamak Key words; culture, health, student, pathology, comprehension The work is devoted to the development of conceptual and methodological approaches on the formation of the students’ health culture in conditions of a college.
|
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ
Р.Г. Узянбаева Ключевые слова: культура, здоровье, студент, патология, комплекс. В условиях экономического и политического реформирования системы образования одна из актуальных проблем науки - сохранение здоровья воспитанников образовательных учреждений различного возраста, начиная с раннего детства и до выпускников высшей школы. Итоги многочисленных исследований состояния здоровья молодёжи свидетельствуют о крайне низком его уровне. По данным Минздрава и Госсанэпиднадзора России, только 14 % детей школьного возраста практически здоровы, 50 % имеют функциональные отклонения, 35-40 % - хронические заболевания. К окончанию школы у каждого четвертого выпускника обнаруживается патология сердечно-сосудистой системы, у каждого третьего - близорукость, на рушение осанки. Согласно исследованиям НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи Госсанэпиднадзора России учебно-воспитательный процесс особенно отрицательно сказывается на психосоматическом здоровье: отклонения со стороны нервной системы регистрируются у 32,6 % девушек и 16,4 % юношей десятиклассников, а 50 % учащихся нуждаются в помощи психолога [1]. По данным проведенных исследований было установлено, что из 165 абитуриентов высокий уровень физического здоровья имеют 5 %, выше среднего - 15 %, средний - 76 %, ниже среднего - 4 %. При этом астенический тип телосложения отмечен у 61,5 %, нормостенический - у 20 %, ожирение 1-й степени - у 10,5 %, ожирение 2-й степени - у 8 %. У 34 % учащихся систолическое артериальное давление было в пределах возрастной физиологической нормы. Гипотония зарегистрирована у 12 %, гипертония - у 6 %, "зона риска" - юношеская гипертония - отмечена у 47 %, что указывает на низкие адаптивные возможности сердечно сосудистой системы. С каждым годом отмечается ухудшение состояния здоровья абитуриентов. Количество первокурсников, отнесенных к специальной медицинской группе, с 2003 по 2006 г. возросло с 7,44 до 23,4 %. Увеличивается количество студентов с дефицитом массы тела до 20 кг (ежегодно таковых становится больше на 15-18 %). В 48,2 % случаев отмечены различные заболевания сердечно сосудистой системы, в 36,4 % - комплекс заболеваний. С первого дня обучения студенты поставлены в чрезвычайные условия: с одной стороны, они сталкиваются с интенсивным образовательным процессом, к которому ни психологически, ни физически не подготовлены, с другой - выпускники школы, сегодняшние студенты, не имеют знаний, навыков здорового образа жизни. Интенсификация учебного процесса, нарастающие темпы жизни, нерациональный режим труда и отдыха, информационные, психоэмоциональные перегрузки в процессе учебной деятельности, отсутствие элементарных сведений о своем физическом состоянии, потенциальных возможностях организма приводят к перегрузкам, нервно психическим срывам и возникновению на этом фоне соматических заболеваний. Кроме того, в условиях вуза усугубляется влияние гиподинамии и гипокинезии на здоровье молодого поколения [2]. Студенты первокурсники нередко сталкиваются с проблемой несоответствия выбранной профессии их представлению о ней, что порождает психологический дискомфорт. Для решения проблемы сохранения здоровья студентов в СТФК были разработаны концепция и методологические подходы к созданию здоровьесберегающей системы профессионального образовательного процесса по формированию культуры здоровья. Ее успешная реализация предусматривала тесное взаимодействие всех уровней организации образовательного и воспитательного процессов. В основе концепции по созданию здоровьесберегающей среды в системе профессионального обучения лежат принципиально новые подходы, позволяющие создать условия для непрерывного воспитания здоровья, формирования мотивации укрепления собственного здоровья и образа жизни. Предлагается на основе донозологического мониторинга использовать аппаратно программный комплекс, информационные и экспертные системы для диагностики физического, психофизиологического и психического потенциалов индивида, назначения коррекционно-профилактических мероприятий, направленных на повышение двигательных функций с помощью дифференцированной физической нагрузки. При разработке модели комплексного подхода к культуре здоровья в условиях техникума была сформулирована следующая рабочая гипотеза: формирование здоровья и развитие личности в профессиональном образовательном учреждении будут эффективными, если: - обозначить управленческие аспекты деятельности; - разработать концептуально методологические подходы здоровьесберегающей инфраструктуры, модель научно педагогической деятельности; - разработать модель валеологического сопровождения учебного процесса; - внедрить в учебную деятельность здоровьесберегающие технологии на основе комплексного подхода; - проводить регулярные осмотры занимающихся и реабилитационно-коррекционные мероприятия; - сформировать у обучающегося контингента мотивацию к поддержанию собственного здоровья и личностно ориентированному обучению; - проводить методологические семинары с преподавательским коллективом по вопросам здоровьесберегающих технологий образования. Решение выдвинутой гипотезы позволит реально повысить качество образования, уровень здоровья и адаптационные возможности организма каждого индивида, создать действенные механизмы не только сохранения здоровья и творческого потенциала личности, но и выбора индивидуальной тактики и стратегии в отношении коррекции приспособительных механизмов чело века для повышения качества жизни и формирования духовно развитой, успешной личности за период обучения. Таблица 1. Средние показатели физической подготовленности студентов
Таблица 2. Результаты анкетирования студентов СТФК, %
Комплексный подход к проблеме здоровья и развития личности студента будет способствовать как оптимизации учебно-воспитательного процесса по формированию культуры здоровья, так и не обходимым условиям развития личности, ее совершенствования и позволит раскрыть творческие способности, определяющие ее успешность на протяжении всей последующей жизни. Физическая подготовка студенческой молодёжи должна способствовать улучшению здоровья, что реализуется на основе стандартов высшего образования в физкультурных вузах. Однако существующая практика показывает, что результаты физической активности студентов в вузах России оставляют желать лучшего: за время обучения в техникуме уменьшается объем физических нагрузок, снижаются спортивные результаты, ухудшается здоровье. Цель нашей работы состояла в исследовании показателей физической подготовленности и физического здоровья студентов СТФК. Объектом исследования были студенты 1-3-го курсов, обучавшиеся в период с 2003 по 2006 г. Методика исследований заключалась в тестировании физической подготовленности студентов по программе, включающей следующие виды: подтягивание (юноши), сгибание и разгибание рук в упоре лёжа (девушки), прыжок в длину с места (юноши, девушки), бег 1000 м (юноши, девушки). Для изучения социально психологических характеристик студентов СТФК проведено анкетирование. Результаты исследования и их обсуждение. Величины и динамика показателей физической подготовленности студентов 1-3-го курсов представлены в табл. 1. Из таблицы видно, что средние значения показателей физической подготовленности практически не различаются, также не наблюдается устойчивой тенденции к снижению или увеличению средних результатов в соответствии с годами обучения. Можно утверждать, что, по представленным данным, никаких изменений в физической подготовленности студентов техникума нет. Такое заключение могло бы показаться парадоксальным, если бы не обстоятельство, связанное с системой оценок результатов тестирования. Принятые в последние годы сниженные нормы физической подготовленности и отсутствие их динамики по годам обучения не стимулируют студентов на серьезное проявление своих возможностей. В результате мы и имеем данные, представленные в табл. 1. Анализ уровня физического здоровья студентов 1-го и 3-го курсов обучения позволил установить следующее. На 1-м курсе 37 % юношей и 13,3 % девушек имеют высокий уровень физического здоровья, 49 % юношей и 41,3 % девушек - выше среднего, 13,3 % юношей и 40 % девушек - средний, 0,7 % юношей и 5,3 % девушек - ниже среднего. Следовательно, 86 % юношей и 56,6 % девушек 1-го курса имеют достаточно высокие функциональные резервы организма. На 3-м курсе уровень физического здоровья высокий и выше среднего имеют 27,9 % юношей и 30 % девушек, средний - соответственно 45,5 и 42 %, ниже сред него - 26,6 и 27 %. Следует отметить, что при одинаковом уровне физической подготовленности студентов показатели их физического здоровья по курсам различны: у студентов старшего курса наблюдается ухудшение показателей. Можно предположить, что в основе этого явления лежат некоторые факторы. По нашему мнению, прежде всего таким фактором является уменьшение объема часов обязательных занятий по физической культуре и спорту на старших курсах (в настоящее время в рамках учебной программы количество часов на технологии физкультурно-спортивной деятельности составляет на 1-2-х курсах 80 % и на 3-х - 20 % от общего количества часов). Анализ результатов анкетирования студентов СТФК, проведенного в мае 2006 г., показал, что большинство юношей и девушек 3-х курсов считают необходимым условием для поддержания высокого уровня своей физической подготовленности и здоровья включение в учебную программу дополнительных занятий физической культурой и спортом (табл.2). Другими факторами следует считать недостаточную калорийность питания студентов и низкую витаминизацию. Эту особенность отразили в ан кете 44 % юношей и 64 % девушек. Третий фактор - наличие курящих, употребляющих спиртные напитки и наркотические вещества студентов. Можно предполагать, что несмотря на анонимность анкеты полученные данные все таки занижены. Выводы 1. По данным проведенных исследований можно заключить, что результаты обязательных ежегодных тестирований физической подготовленности в техникуме не отражают реального уровня подготовленности студентов, так как нормативные требования на всех курсах обучения не различаются и не стимулируют активности студентов в развитии их двигательных способностей. Следовательно, студенты не заинтересованы в улучшении своих показателей в процессе учебной деятельности в техникуме. При таком положении нет возможности достоверно контролировать уровень физической подготовленности студентов, который является обязательным компонентом обучения. 2. Необходимо изменить неинформативную систему выставления оценок физической подготовленности студентов в техникуме. Для этого на основе анализа уровня подготовленности абитуриентов и студентов 1-го курса и существующих в других физкультурных учебных заведениях норм необходимо подготовить научно обоснованные нормативы, стимулирующие развитие физической подготовленности по годам обучения. Литература 1. Казин Э. М. Основы индивидуального здоровья / Э. М. Казин, Н. Г. Блинова, Н. А. Литвинова. - М.: Владос, 2000. -189 с. 2. Борисова Л. П. Воспитание культуры здоровья как аспект модернизации образования / Л. П. Борисова // Материалы IV Международного конгресса валеологов. - СПб., 2005. - С. 23-24. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |