ЮБИЛЕЙ НАШИХ КОЛЛЕГ


Abstract

STATE POLICY IN FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN SUBJECTS OF RUSSIAN FEDERATION (1990-2005 YEARS)

O.V. Lisachenko, lecturer

The Sterlitamak college of physical culture, Sterlitamak

Key words: field of physical culture and sports, society reforming, constituent territory of the Russian Federation, local authorities.

The author shows the historical development of the state policy in the field of physical culture and sports during the state authorities’ rebuilding within 1990 to 2005 years in the subjects of the Russian Federation.


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (1990-2005 гг.)

Преподаватель О. В. Лисаченко
Стерлитамакский техникум физической культуры, Стерлитамак

Ключевые слова: сфера физической культуры и спорта, реформирование общества, субъект Российской Федерации, местные органы власти.

Введение. В 2006 г. в результате решения совещания Совета Федераций РФ "Разграничения полномочий в сфере физической культуры, спорта и государственной молодёжной политики" в части реализации федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" встал вопрос об изменении функционирования всей системы управления физической культурой и спортом в отдельных субъектах Российской Федерации и в Российской Федерации в целом. На примере анализа деятельности ряда субъектов РФ в сфере физической культуры и спорта после распада СССР можно попытаться создать наиболее эффективную модель управления физической культурой и спортом в субъектах РФ.

Организация и методы исследований. На основании проведённого анализа различных источников (архивные материалы, текущие архивы министерств и ведомств, муниципальных образований, нормативно-правовых документов) сравнительно-историческим методом в период с 2000 по 2005 г. показано развитие систем управления как в РФ, так и в её субъектах в период становления российской государственности в конце 1990-х начале 2000-х гг.

Результаты исследований и их обсуждение. Социально-экономические реформы, осуществляемые в Российской Федерации с начала 1990-х гг., затронули все сферы жизнедеятельности населения страны. Физическая культура и спорт вместе со всеми другими отраслями также претерпевали существенные изменения. Примером тому может служить реорганизация федерального органа управления физической культурой спортом. Частые преобразования в федеральном ведомстве по физической культуре продолжались вплоть до 2004 г. Частая смена органа управления физической культурой и спортом в Российской Федерации объясняется поиском оптимальной формы руководства этой отраслью, что, в свою очередь, отрицательно влияло на взаимодействие с региональными органами управления и выработкой единой политики по развитию физической культуры и спорта в стране.

Одними из первых, не дождавшись принятия Федеральными властями законодательного акта, издали собственные Законы "О физической культуре и спорте": Республика Карелия (1994 г.), Республика Башкортостан (1994 г.), Республика Адыгея (1995 г.).

Направление деятельности местных органов власти в области физической культуры и спорта стало законодательно регулироваться в Федеральном Законе "О физической культуре и спорте в РФ" от 1999 г. (ст. 11): "Взаимодействие федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта, органов местного самоуправления и физкультурно-спортивных объединений" [1, с. 154].

К 2002 г. в связи с принятием федеральных законов "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" органам государственной власти в области физической культуры и спорта, а также органам местного самоуправления необходимо было принять программы развития физической культуры и спорта в своих регионах. При разработке таких программ необходимо их технико-экономическое обоснование [2, с. 1124]. На 2005 г. в структуру органов исполнительной власти субъектов РФ входило 15 министерств, 6 государственных комитетов, 48 комитетов, 11 департаментов и 9 управлений. Часть из них решала вопросы туризма, образования, здравоохранения, молодёжи и т. д. Единой структуры управления физической культурой и спортом для решения вопросов в области физической культуры и спорта не было, что не способствовало целенаправленной и координированной работе органов управления на местах с федеральным ведомством (Федеральное агентство по физической культуре и спорту). В рамках административной реформы поиск устойчивой и эффективной модели управления физической культурой и спортом в стране продолжался. Ситуация требовала усиления роли государства в сфере физической культуры и спорта и возврата государственных полномочий, отобрав их у физкультурно-спортивных организаций. Предполагалось выделить физическую культуру и спорт из "социального блока" в отдельную отрасль. Именно новой структуре предстояло координировать все вопросы, связанные с утверждением здорового образа жизни в стране.

Активная работа по совершенствованию системы управления отраслью велась в субъектах: Республике Башкортостан, Мордовии, Татарстане, Чувашии, Алтайском и Ставропольском краях, Калининградской, Белгородской, Липецкой, Вологодской, Омской, Томской, Иркутской, Саратовской, Пензенской, Свердловской, Костромской и Ярославской областях.

Россия, как федеративное государство с 89 субъектами, имеющими большие различия по численности населения, своему этно-конфессиональному составу, культурно-образовательному уровню, экономическому потенциалу, объёму промышленного и сельскохозяйственного производства, имеет также различие в структурах органов управления субъектов. Каждый субъект имеет свой парламент (названия разные - Народный, Государственный, Законодательное собрание, Государственный совет, Народный или Великий Хурал, Верховный совет, Курултай), которые наделены своими законодательными полномочиями, которые по ряду параметров отличались от полномочий Федерального Собрания - Парламента РФ. На первых порах широкие полномочия субъектов РФ привели к принятию ими законодательств в различных областях, противоречащих основному законодательству РФ. В связи с этим в начале XXI в. возник конфликт между федеральными и законами и законами субъектов. И только к 2003 г. практически все законодательные акты субъектов были приведены в соответствие с федеральными. Это касалось в том числе и законодательств, связанных с физической культурой и спортом. Всего в 90-е гг. законы по физической культуре и спорту появились почти у 40 субъектов РФ. В двух субъектах Российской Федерации: в Московской области (2002 г.) и в Республике Башкортостан (2004 г.) до 2006 г. были приняты законы о детско-юношеском спорте, не имеющие аналогов на федеральном уровне. В ряде областей, республик, краёв были разработаны и приняты целевые программы "Развития физической культуры и спорта" (Саратовская область, Республика Башкортостан, Карелия и др.).

В 1993 г. планировалась разработка Федеральной программы "Развитие физической культуры и формирование здорового образа жизни населения РФ". По данным Госкомспорта РФ, численность населения России в 1992 г. составила 148,6 млн чел., занимались физической культурой и спортом в 1990 г. - 17,3, в 1991 г. - 14,8, в 1992 г. - 11,4 млн чел. Поэтому назрела необходимость в создании Федеральной программы. На программу поступило более 60 предложений и замечаний. Но, к сожалению, в итоге Федеральная программа дальнейшего развития не получила.

В 2000 г. был разработан проект "Концепция развития физической культуры и спорта на период до 2005 года", который был одобрен на Всероссийском совещании руководителей государственных органов управления физической культурой и спортом субъектов РФ, в проекте данной концепции были определены общие направления реформирования сферы физической культуры и спорта.

Лишь в 2002 г. вопрос о роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян был вновь поднят во время встречи губернатора Челябинской области П. И. Сумина с председателем Государственного комитета РФ по ФКиС В.А. Фетисовым [3, о. 1, д. 795, л. 2]. Губернатор Челябинской области П. И. Сумин был назначен руководителем рабочей группы Государственного Совета РФ и выступил на заседании государственного Совета РФ по вопросу "О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни". В докладе он подчеркнул важность и заинтересованность субъектов РФ в реализации "Концепции развития физической культуры и спорта в РФ", а также подпрограммы "Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодёжи в Российской Федерации(было получено около тысячи предложений от более чем 60 субъектов РФ). В "Концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 г." (от 29 октября 2002 г.) говорилось об усилении роли субъектов Российской Федерации в вопросах регулирования физической культуры и спорта и управления ими [4, с. 148.]

Важным шагом стало подписание договоров между Госкомспортом России и администрациями субъектов РФ о сотрудничестве в развитии физической культуры, спорта и туризма.

Свою роль во взаимоотношении федеральных и региональных властей сыграло совместное постановление Госкомспорта России и Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ "О состоянии и дальнейшем развитии массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в сельской местности РФ" [3, о. 1, д. 549, л. 22.]

Примером повышения внимания местного самоуправления к развитию спорта и физической культуры среди населения стало постановление Администрации г. Омска "О концепции повышения роли местного самоуправления в развитии спорта и физической культуры населения" (2005 г.)

В письме руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ руководителя Федерального агентства по физической культуре и спорту В. А. Фетисова (№ 554-Р от 26.04. 2002 г.) говорилось о проведении в России с 2003 г. Спартакиады народов России - периодического спортивно-массового мероприятия, в программу которого входят соревнования по различным видам спорта среди учащихся, студентов, военнослужащих, трудящихся и ветеранов спортивного движения. В рамках указанной программы предполагалось проведение Госкомспортом России Спартакиады народов России. Совместно с Министерством образования России организовано проведение I летней Спартакиады учащихся России, ее цель - привлечение учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом, пропаганда здорового образа жизни [3, о. 1, д. 907, л. 9]

Заключение. Таким образом в начале 2000-х гг., в условиях реформирования общества и углубления рыночных отношений в стране, главная забота о развитии физической культуры и спорта легла на плечи руководства регионов. Президент В. В. Путин на заседании Государственного Совета Российской Федерации 30 января 2002 г. "О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян" назвал ряд положительных примеров среди субъектов, где сумели и найти источники финансирования, и выработать современные управленческие решения, подготовить местную нормативную базу. Среди названных президентом субъектов Российской Федерации - Москва, Оренбургская, Вологодская, Рязанская, Сахалинская области, Башкортостан, Мордовия и другие регионы [2, с. 275].

Литература

1. Национальное законодательство о физической культуре и спорте: Хрестоматия: В 2 т. - Том 1: Законодательные акты о физической культуре и спорте / авт.-сост. В. В. Кузин и М. Е. Кутепов. - М.: СпортАкадемПресс, 2002. - 448 с.

2. Нормативное правовое и программно-методическое обеспечение сферы физической культуры и спорта: Документы и материалы (1999-2004 годы) / авт.-сост. П. А. Рожко, П. А. Виноградов, В. П. Моченов. - М.: Советский спорт, 2004. - 1280 с.

3. Объединённый архивный фонд (ОАФ) Федерального агентства по физической культуре и спорту.

4. Справочник работника физической культуры и спорта: нормативные правовые и программно-методические документы, практический опыт, рекомендации / авт.-сост. А. В. Царик. - 2-е изд., доп. и испр. - М.: Сов. спорт, 2003. - 912 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!