ПРОФЕС-
СИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Abstract

EDUCATIONAL WORK WITH STUDENTS ON EDUCATIVE-TRAINING OCCUPATIONS

R.Z. Safin
M.S. Kashafutdinov,
Ph.D.

Sterlitamak college of physical culture, Sterlitamak

Key words: educational work, trainer-teacher, pedagogical conditions, students-athletes, educative-training occupations.

In the article the author reveals the importance of the teacher’s educational work on educative-training occupation. The author has carried out a research of the problem of students-athletes’ education on educative-training occupations on track and field athletics. The research-experimental work has shown, that the pedagogical conditions of the education of the future teachers of physical culture on the educative-training occupations, developed by the authors provide with a sufficient level of good breeding.


ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА СО СТУДЕНТАМИ НА УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ

Соискатель Р. З. Сафин
Кандидат педагогических наук М. С. Кашафутдинов

Стерлитамакский техникум физической культуры, Стерлитамак

Ключевые слова: воспитательная работа, тренер-преподаватель, педагогические условия, студенты легкоатлеты, учебно-тренировочные занятия.

Нами проведено исследование проблемы воспитания студентов спортсменов на учебно-тренировочных занятиях по легкой атлетике. Воздействие тренера-преподавателя на спортсмена будет иметь положительный результат в том случае, если за основу берется нравственное воспитание. Мы считаем, что воспитание нравственности человека воз можно лишь в процессе его деятельности. Тренер-преподаватель на учебно-тренировочном занятии должен искоренять отрицательные качества спортсменов, такие как индивидуализм, эгоизм, лживость, леность и т. п., а воспитывать настойчивость, дисциплинированность, целеустремленность, самостоятельность, трудолюбие. Тренер-преподаватель воздействует как на группу студентов, так и индивидуально на каждого. Процесс воспитания студентов становится управляемым лишь тог да, когда педагог использует разнообразные методы педагогических воз действий. Это и беседы на нравственные темы, личный пример тренера-преподавателя, выполнение определенных требований и поручений и т. д. Общаясь со спортсменами, тренер-преподаватель должен убеждать их, постоянно помня о том, что сам все время находится под наблюдением воспитанников. Его речь, поведение, поступки, одежда - все это пример для подражания.

Нравственность как свод законов, которые предписывают нам определенные отношения и требуют определенного поведения. Основным мерилом нравственного воспитания является нравственный поступок.

Тренер-преподаватель, оценивая нравственные поступки спортсменов, должен применять методы поощрения и наказания. В процессе воспитания мы стремимся вовлечь всех студентов в общественно полезную деятельность. С первых дней учебы мы знакомим студентов с историей, традициями учебного заведения, лучшими достижениями легкоатлетов. Этим мы воспитываем уважение и любовь к коллективу учебного заведения, легкоатлетической группе. В процессе учебно-тренировочной работы мы расширяем общекультурный кругозор студентов, формируем и развиваем традиции. Работая с группой, добиваемся ответственного, добросовестного отношения к учебно-тренировочному занятию и трудолюбия. На занятиях много времени уделяем формированию личностных качеств, таких как характер, воля, настойчивость, целеустремленность; стремимся адаптировать спортсмена не только к физическим нагрузкам, но и к новым условиям и требованиям. Адаптировать же студента к новым условиям - это воспитывать. Основные направления воспитания студентов как будущих специалистов в области педагогики связаны с формированием у них необходимых моральных качеств, любви к будущей профессии, чувств, убеждений, потребностей и привычек.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования была выдвинута следующая гипотеза исследования.

Мы предположили, что процесс воспитания спортсменов легкоатлетов в техникуме физической культуры на учебно-тренировочных занятиях будет более эффективным, если: а) деятельность тренера-преподавателя в течение всей учебы будет ориентирована на воспитательную работу со студентами; б) тренер-преподаватель будет опираться на педагогические условия воспитания студентов.

Состояние воспитанности студентов-спортсменов на разных этапах формирующего эксперимента

Разновидности состояний, группы Уровень воспитанности, %
высокий средний низкий
Исходное, ЭГ 4,28 18,58 77,14
Текущее, ЭГ 21,42 45,72 32,86
Итоговое, ЭГ 64,28 30,62 5,1
Исходное, КГ 2,86 17,14 80,0
Текущее, КГ 2,86 25,72 71,42
Итоговое, КГ 5,71 27,14 67,15

Опыт ведущих педагогов, наш собственный многолетний опыт и результаты исследования позволили предположить, что требуется соблюдение определенных педагогических условий. В исследовании мы определили педагогические условия успеха педагога. Это продолжительность воспитательного воздействия, его непрерывность и систематичность. Говоря о воспитанности студента легкоатлета, изучив первоисточники, мы выбрали следующие ее уровни: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень воспитанности характерен для студентов, которые представляют сущность и цели воспитания. У них сформировано ценностное отношение к личности, они выбирают совершенные методы и средства для осуществления воспитания, обладают глубокими знаниями теоретических основ педагогики, систематически занимаются самообразованием и самовоспитанием и мн. др.

Средний уровень воспитанности. Студенты разбираются в сущности понятия воспитания, но она еще не стала ценностно-смысловой основой их поведения. Они испытывают затруднения в выборе методов и средств воспитания, обладают недостаточно глубокими знаниями теоретических основ педагогики, от случая к случаю занимаются самообразованием и самовоспитанием.

Низкий уровень воспитанности обнаружился у студентов, которые слабо разбираются в сущности понятия "воспитание". Они не умеют выбирать методы и средства для осуществления воспитания, не располагают знаниями теоретических основ педагогики, не занимаются самообразованием и самовоспитанием.

Методы и организация исследования. Для получения объективных результатов экспериментальной работы были сформированы две выборки испытуемых по 25 студентов-спортсменов.

Формирующий этап экспериментальной работы начинался с диагностического среза, с помощью которого определяли исходный уровень воспитанности студентов контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп. Измерение показателей воспитанности студентов осуществлялось с помощью метода обобщения независимых характеристик. Методика проведения описана в литературе. Каждому испытуемому и экспертам были предложены специальные бланки, в которых следовало отметить степень проявления признаков воспитанности. Кроме того, уровень их воспитанности определяли преподаватели техникума (5 человек), которые выступали в качестве экспертов. Были приглашены преподаватели, классные руководители учебного заведения, преподаватели с большим стажем работы. Студентам и экспертам необходимо было отметить степень проявления признаков того или иного показателя воспитанности и занести данные в бланк. Достоверность полученных результатов проверялась на основе сравнения КГ и ЭГ.

Результаты и их обсуждение. Педагогические условия воспитания студентов-легкоатлетов техникума физической культуры проверялись экспериментальным путем. Исходный уровень воспитанности студентов легкоатлетов был определен через 2-3 месяца после их поступления в учебное заведение, текущий - в конце III семестра. Итоговый выявлен перед государственными экзаменами. Из рисунка и таблицы видно, что из двух выборок студентов КГ и ЭГ на исходном этапе исследования высокий уровень воспитанности показали соответственно 2,86 и 4,28 % студентов легкоатлетов, средний - 17,14 и 18,58 %, низкий - 80,0 и 77,14 %. До начала эксперимента различия по всем показателям недостоверны (р>0,05). Таким образом, исходное состояние воспитанности студентов легкоатлетов КГ и ЭГ практически одинаково. Второй диагностический срез проводился в конце III семестра обучения и преследовал цель установления изменений, произошедших у студентов легкоатлетов исследуемых групп под влиянием воспитательной работы тренера-преподавателя. Этот срез позволял корректировать разработанные нами педагогические условия воспитания студентов спортсменов - будущих учителей физической культуры с целью их оптимизации. Оценку проявления студентами уровня воспитанности определяли по аналогичной методике.

Нами было установлено, что после экспериментальной работы из двух выборок студентов КГ и ЭГ высокий уровень воспитанности показали соответственно 64,28 и 5,71 % студентов легкоатлетов, средний - 30,62 и 27,14 %, низкий - 5,1 и 67,15 %.

Изменения достоверны: согласно математическому подсчету t=7,99; р < 0,001.

Результаты экспериментальной работы позволили сделать следующее заключение. На основе проведенных педагогических исследований и изучения состояния проблемы разработаны педагогические условия воспитания будущего учителя физической культуры на учебно-тренировочных занятиях легкой атлетикой. В течение всего периода обучения студента учебно-воспитательный процесс должен быть ориентирован на воспитательную работу. Опытно экспериментальная работа, проведенная в СТФК, показала, что разработанные нами педагогические условия воспитания будущих учителей физической культуры на учебно-тренировочных занятиях обеспечивают достаточный уровень воспитанности.

Динамика состояния воспитанности студентов спортсменов в ходе формирующего педагогического эксперимента, %

Анализ показал, что при использовании разработанных нами педагогических условий воспитания студентов легкоатлетов - будущих учителей физической культуры были получены достоверные положительные сдвиги в воспитанности учеников. Достоверные изменения подтверждают правомерность и эффективность применения предложенных нами педагогических рекомендаций.

Литература

1. Аяшев О. А. Формирование профессиональной готовности будущего учителя к воспитательной работе средствами физической культуры: дис. ... докт. пед. наук / О. А. Аяшев. - М., 1991. - 462 с.

2. Виленский М. Я. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей / М. Я. Виленский, Р. С. Сафин. - М.: Высшая школа, 1989. - 158 с.

3. Гильманов С. А. Педагогические основы актуализации творческой индивидуальности педагога: автореф. дис. ... докт. пед. наук / С. А. Гильманов. - Казань, 1996. - 48 с.

4. Гостев А. Г. Исследовательский подход к профессионально-педагогической деятельности: учеб. пособие / А. Г. Гостев, М. Е. Дуранов. - Челябинск: ЧелГУ, 1996. - 72 с.

5. Кузьмин А. М. О критериях профессиональной воспитанности студентов / А.М. Кузьмин // Педагогические инновации по педагогике, физической культуре, спорту и туризму: сб. материалов. - Челябинск, 2000. - С. 43-44.

6. Лесгафт П. Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста / П. Ф. Лесгафт. Т. 1. - М.: ФиС, 1951. - С. 441.

7. Найн А. А. Воспитание профессионально важных качеств личности обучающегося / А. А. Найн // Профессиональное образование, 1998. - № 11-12. - С. 13-15.

8. Сериков Г. Н. Образование: аспекты системного отражения / Г.Н. Сериков. - Курган: Изд-во "Зауралье", 1997. - 464 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!