Abstract EDUCATIONAL WORK WITH STUDENTS ON EDUCATIVE-TRAINING OCCUPATIONS R.Z. Safin Sterlitamak college of physical culture, Sterlitamak Key words: educational work, trainer-teacher, pedagogical conditions, students-athletes, educative-training occupations. In the article the author reveals the importance of the teacher’s educational work on educative-training occupation. The author has carried out a research of the problem of students-athletes’ education on educative-training occupations on track and field athletics. The research-experimental work has shown, that the pedagogical conditions of the education of the future teachers of physical culture on the educative-training occupations, developed by the authors provide with a sufficient level of good breeding.
|
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА СО СТУДЕНТАМИ НА УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ
Соискатель Р. З. Сафин Стерлитамакский техникум физической культуры, Стерлитамак Ключевые слова: воспитательная работа, тренер-преподаватель, педагогические условия, студенты легкоатлеты, учебно-тренировочные занятия. Нами проведено исследование проблемы воспитания студентов спортсменов на учебно-тренировочных занятиях по легкой атлетике. Воздействие тренера-преподавателя на спортсмена будет иметь положительный результат в том случае, если за основу берется нравственное воспитание. Мы считаем, что воспитание нравственности человека воз можно лишь в процессе его деятельности. Тренер-преподаватель на учебно-тренировочном занятии должен искоренять отрицательные качества спортсменов, такие как индивидуализм, эгоизм, лживость, леность и т. п., а воспитывать настойчивость, дисциплинированность, целеустремленность, самостоятельность, трудолюбие. Тренер-преподаватель воздействует как на группу студентов, так и индивидуально на каждого. Процесс воспитания студентов становится управляемым лишь тог да, когда педагог использует разнообразные методы педагогических воз действий. Это и беседы на нравственные темы, личный пример тренера-преподавателя, выполнение определенных требований и поручений и т. д. Общаясь со спортсменами, тренер-преподаватель должен убеждать их, постоянно помня о том, что сам все время находится под наблюдением воспитанников. Его речь, поведение, поступки, одежда - все это пример для подражания. Нравственность как свод законов, которые предписывают нам определенные отношения и требуют определенного поведения. Основным мерилом нравственного воспитания является нравственный поступок. Тренер-преподаватель, оценивая нравственные поступки спортсменов, должен применять методы поощрения и наказания. В процессе воспитания мы стремимся вовлечь всех студентов в общественно полезную деятельность. С первых дней учебы мы знакомим студентов с историей, традициями учебного заведения, лучшими достижениями легкоатлетов. Этим мы воспитываем уважение и любовь к коллективу учебного заведения, легкоатлетической группе. В процессе учебно-тренировочной работы мы расширяем общекультурный кругозор студентов, формируем и развиваем традиции. Работая с группой, добиваемся ответственного, добросовестного отношения к учебно-тренировочному занятию и трудолюбия. На занятиях много времени уделяем формированию личностных качеств, таких как характер, воля, настойчивость, целеустремленность; стремимся адаптировать спортсмена не только к физическим нагрузкам, но и к новым условиям и требованиям. Адаптировать же студента к новым условиям - это воспитывать. Основные направления воспитания студентов как будущих специалистов в области педагогики связаны с формированием у них необходимых моральных качеств, любви к будущей профессии, чувств, убеждений, потребностей и привычек. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования была выдвинута следующая гипотеза исследования. Мы предположили, что процесс воспитания спортсменов легкоатлетов в техникуме физической культуры на учебно-тренировочных занятиях будет более эффективным, если: а) деятельность тренера-преподавателя в течение всей учебы будет ориентирована на воспитательную работу со студентами; б) тренер-преподаватель будет опираться на педагогические условия воспитания студентов. Состояние воспитанности студентов-спортсменов на разных этапах формирующего эксперимента
Опыт ведущих педагогов, наш собственный многолетний опыт и результаты исследования позволили предположить, что требуется соблюдение определенных педагогических условий. В исследовании мы определили педагогические условия успеха педагога. Это продолжительность воспитательного воздействия, его непрерывность и систематичность. Говоря о воспитанности студента легкоатлета, изучив первоисточники, мы выбрали следующие ее уровни: высокий, средний, низкий. Высокий уровень воспитанности характерен для студентов, которые представляют сущность и цели воспитания. У них сформировано ценностное отношение к личности, они выбирают совершенные методы и средства для осуществления воспитания, обладают глубокими знаниями теоретических основ педагогики, систематически занимаются самообразованием и самовоспитанием и мн. др. Средний уровень воспитанности. Студенты разбираются в сущности понятия воспитания, но она еще не стала ценностно-смысловой основой их поведения. Они испытывают затруднения в выборе методов и средств воспитания, обладают недостаточно глубокими знаниями теоретических основ педагогики, от случая к случаю занимаются самообразованием и самовоспитанием. Низкий уровень воспитанности обнаружился у студентов, которые слабо разбираются в сущности понятия "воспитание". Они не умеют выбирать методы и средства для осуществления воспитания, не располагают знаниями теоретических основ педагогики, не занимаются самообразованием и самовоспитанием. Методы и организация исследования. Для получения объективных результатов экспериментальной работы были сформированы две выборки испытуемых по 25 студентов-спортсменов. Формирующий этап экспериментальной работы начинался с диагностического среза, с помощью которого определяли исходный уровень воспитанности студентов контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп. Измерение показателей воспитанности студентов осуществлялось с помощью метода обобщения независимых характеристик. Методика проведения описана в литературе. Каждому испытуемому и экспертам были предложены специальные бланки, в которых следовало отметить степень проявления признаков воспитанности. Кроме того, уровень их воспитанности определяли преподаватели техникума (5 человек), которые выступали в качестве экспертов. Были приглашены преподаватели, классные руководители учебного заведения, преподаватели с большим стажем работы. Студентам и экспертам необходимо было отметить степень проявления признаков того или иного показателя воспитанности и занести данные в бланк. Достоверность полученных результатов проверялась на основе сравнения КГ и ЭГ. Результаты и их обсуждение. Педагогические условия воспитания студентов-легкоатлетов техникума физической культуры проверялись экспериментальным путем. Исходный уровень воспитанности студентов легкоатлетов был определен через 2-3 месяца после их поступления в учебное заведение, текущий - в конце III семестра. Итоговый выявлен перед государственными экзаменами. Из рисунка и таблицы видно, что из двух выборок студентов КГ и ЭГ на исходном этапе исследования высокий уровень воспитанности показали соответственно 2,86 и 4,28 % студентов легкоатлетов, средний - 17,14 и 18,58 %, низкий - 80,0 и 77,14 %. До начала эксперимента различия по всем показателям недостоверны (р>0,05). Таким образом, исходное состояние воспитанности студентов легкоатлетов КГ и ЭГ практически одинаково. Второй диагностический срез проводился в конце III семестра обучения и преследовал цель установления изменений, произошедших у студентов легкоатлетов исследуемых групп под влиянием воспитательной работы тренера-преподавателя. Этот срез позволял корректировать разработанные нами педагогические условия воспитания студентов спортсменов - будущих учителей физической культуры с целью их оптимизации. Оценку проявления студентами уровня воспитанности определяли по аналогичной методике. Нами было установлено, что после экспериментальной работы из двух выборок студентов КГ и ЭГ высокий уровень воспитанности показали соответственно 64,28 и 5,71 % студентов легкоатлетов, средний - 30,62 и 27,14 %, низкий - 5,1 и 67,15 %. Изменения достоверны: согласно математическому подсчету t=7,99; р < 0,001. Результаты экспериментальной работы позволили сделать следующее заключение. На основе проведенных педагогических исследований и изучения состояния проблемы разработаны педагогические условия воспитания будущего учителя физической культуры на учебно-тренировочных занятиях легкой атлетикой. В течение всего периода обучения студента учебно-воспитательный процесс должен быть ориентирован на воспитательную работу. Опытно экспериментальная работа, проведенная в СТФК, показала, что разработанные нами педагогические условия воспитания будущих учителей физической культуры на учебно-тренировочных занятиях обеспечивают достаточный уровень воспитанности.
Динамика состояния воспитанности студентов спортсменов в ходе формирующего педагогического эксперимента, % Анализ показал, что при использовании разработанных нами педагогических условий воспитания студентов легкоатлетов - будущих учителей физической культуры были получены достоверные положительные сдвиги в воспитанности учеников. Достоверные изменения подтверждают правомерность и эффективность применения предложенных нами педагогических рекомендаций. Литература 1. Аяшев О. А. Формирование профессиональной готовности будущего учителя к воспитательной работе средствами физической культуры: дис. ... докт. пед. наук / О. А. Аяшев. - М., 1991. - 462 с. 2. Виленский М. Я. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей / М. Я. Виленский, Р. С. Сафин. - М.: Высшая школа, 1989. - 158 с. 3. Гильманов С. А. Педагогические основы актуализации творческой индивидуальности педагога: автореф. дис. ... докт. пед. наук / С. А. Гильманов. - Казань, 1996. - 48 с. 4. Гостев А. Г. Исследовательский подход к профессионально-педагогической деятельности: учеб. пособие / А. Г. Гостев, М. Е. Дуранов. - Челябинск: ЧелГУ, 1996. - 72 с. 5. Кузьмин А. М. О критериях профессиональной воспитанности студентов / А.М. Кузьмин // Педагогические инновации по педагогике, физической культуре, спорту и туризму: сб. материалов. - Челябинск, 2000. - С. 43-44. 6. Лесгафт П. Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста / П. Ф. Лесгафт. Т. 1. - М.: ФиС, 1951. - С. 441. 7. Найн А. А. Воспитание профессионально важных качеств личности обучающегося / А. А. Найн // Профессиональное образование, 1998. - № 11-12. - С. 13-15. 8. Сериков Г. Н. Образование: аспекты системного отражения / Г.Н. Сериков. - Курган: Изд-во "Зауралье", 1997. - 464 с. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |