ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ


Abstract

PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN SYSTEM OF VALUABLE ORIENTATIONS OF LEARNING YOUTH

T. A. Ponomareva, Ph.D.

Sterlitamak institute of physical culture, Sterlitamak

Key words: values, value orientations, value potential of physical culture, sports activity.

The article is devoted to studying the system of valuable orientations of students and the definition of the present place of physical culture in this system. Various approaches to the definition of the concepts of "values", "valuable orientations", "values of physical culture" are submitted in the article. The objective reasons decreasing social importance of physical culture and sports are determined in the article.


ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

Кандидат социологических наук, доцент Т. А. Пономарёва
Стерлитамакский институт физической культуры, Стерлитамак

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, физическая культура, ценностный потенциал физической культуры, физкультурно-спортивная деятельность.

Изменения, которые происходят сегодня во всех сферах общественной жизни, неизбежно ведут к проведению новых исследований, основанных на теоретическом и методическом материале в новых условиях, характеризующихся следующими особенностями:

· закрытие многих элементов традиционной социокультурной среды (секций, кружков, спортивных клубов) привело к существенным изменениям в условиях формирования системы ценностных ориентаций;

· попытки преобразования отечественной системы образования - появление платных элитных школ, гимназий - породили дополнительные проблемы в социальной ориентации учащихся;

· с ослаблением воспитательной работы в школах культурная среда социального института школ перестает выполнять свою функцию воспитания и формирования у молодежи прогрессивных социальных ценностей;

· обостряется противоречие между общечеловеческими ценностями и ценностями, с которыми легче выжить.

Исходя из актуальности и важности проблемы в работе поставлена цель - исследование системы ценностных ориентаций учащихся старшего возраста общеобразовательной школы и выявление места физической культуры в данной системе.

Согласно классификации, разработанной Л. И. Лубышевой, ценностный потенциал физической культуры можно условно разделить на составляющие его интеллектуальные, двигательные, технологические, интенционные и мобилизационные ценности. Потребность человека в освоении физической культуры стимулируется чувством удовольствия от физической активности, успехами в росте его собственных физических возможностей, работоспособности, ощущением здоровья.

Нами было проведено исследование (с 2003 по 2006 г.) по определению системы ценностных ориентаций учащихся старшего школьного возраста. В нем приняли участие 315 учащихся муниципальных сред них общеобразовательных школ г. Стерлитамака. В процессе исследования мы выявили наиболее важные ценности для старших школьников и определили место физической культуры в системе ценностных ориентаций учащихся старшего школьного возраста. Для детального анализа и сравнения результатов рассматривались группы учащихся, обучающихся в классах по разным профилям: гуманитарный, физико-математический, спортивный (по 105 человек в каждой группе).

Обратимся к результатам исследования.

Для выявления места физической культуры в системе ценностных ориентаций учащихся старших классов мы использовали методику Б. С. Круглова по изучению ценностных ориентаций учащейся молодежи.

Проведя исследование, мы получили следующие результаты. Самая главная ценность для учащихся старших классов - счастливая семейная жизнь, на 2-м месте - мирная обстановка в стране, ценность "материальная обеспеченность" старшие школьники ставят на 3-е место. Также большую роль играют положение в обществе, уважение окружающих, коллектива, товарищей. На 5-е место по степени важности старшеклассники ставят здоровье, что вызывает опасение: такая ценность, как "здоровье", в системе ценностных ориентаций учащихся старшего школьного возраста не занимает ведущей позиции. Занятия физической культурой в системе ценностных ориентаций занимают лишь 8-е место. Результаты общего опроса немного расходятся с результатами при разделении старшеклассников на профильные группы. Для сравнения мы взяли группы спортивного и смешанного профилей.

Распределение мест ценностей в группе смешанного профиля практически такое же, как и спортивного. Занятия физической культурой также на 8-м месте. А вот при опросе группы спортивного профиля, в которой проводилась работа по ориентации учащихся на необходимость занятий физической культурой (беседы, экскурсии, показ видеоматериалов), ценности физической культуры занимают 6-е место, что является показателем роста значения физической культуры в системе ценностных ориентаций учащихся старшего школьного возраста.

Для оценки ценностного потенциала физической культуры необходимо выяснить отношение школьников к физкультурно-спортивной деятельности, социальную значимость физической культуры, систематичность занятий физической культурой и спортом, определить объективные и субъективные факторы, способствующие повышению интереса к физической культуре как к ценности, причины, препятствующие занятиям. Для этого в ходе исследования мы провели социологический опрос по определению ценностного потенциала физической культуры учащихся старшего школьного возраста.

Физкультурно-спортивная деятельность наряду с другими видами деятельности входит в образ жизни учащихся старших классов. Большинство из них (73,2 % опрошенных) высоко оценивают социальную значимость физической культуры в жизни общества.

Однако систематически используют средства физической культуры во внеучебное время лишь 21,8 % опрошенных школьников (36,9 % юношей и 12,6 % девушек старшего школьного возраста занимаются регулярно).

Наибольшее влияние на уровень потенциала физической культуры оказывают такие объективные факторы, как улучшение качества проведения занятий (40,9 % опрошенных) и возможность выбора форм занятий и видов спорта (35,7 %). В то же время низ кий уровень качества существующей рекламы физической культуры не позволяет старшеклассникам осознать ее истинную ценность.

Ценностный потенциал физической культуры, физкультурно-спортивную активность учащихся старших классов можно усилить при условии устранения объективных причин, которые мешают им заниматься физической культурой и спортом, обратив внимание на неумение учащихся распределять свое свободное время, слабое развитие физкультурно-спортивной инфраструктуры, нехватку теоретических знаний и не достаточную физкультурно-оздоровительную работу в школе.

Подводя итоги проведенного исследования, следует подчеркнуть, что непременным условием формирования ценностного потенциала физической культуры учащихся старшего школьного возраста является вовлечение их в физкультурно-спортивную деятельность. Результаты доказывают, что у учащихся, включенных в систематические занятия физической культурой и спортом, повышаются жизненный тонус, уверенность в своих силах, оптимизм. Занятия физической культурой способствуют рациональному распределению свободного времени, позволяют активно включаться в другие виды деятельности и реализовывать свои силы.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!