Abstract COMBINED LESSONS OF PHYSICAL CULTURE IN SPECIAL MEDICAL GROUPS S.V. Krilova, Ph.D., associate professor Sterlitamak college of physical culture, Sterlitamak V.M. Krilov, Ph.D., associate professor Sterlitamak pedagogical academy, Sterlitamak Key words: special medical groups; health, combined lesson. In the article the authors consider the problem of searching rational approaches to the health improvement of the students of special medical groups by means of promoting the improvement of the functional condition and physical development on the example of combined lessons.
|
КОМБИНИРОВАННЫЕ УРОКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУППАХ
Кандидат педагогических наук, доцент С.В. Крылова
Кандидат педагогических наук, доцент
В.М. Крылов Ключевые слова: специальные медицинские группы, здоровьесбережение, комбинированные уроки. Введение. Сложное социально экономическое состояние в стране, негативные экологические факторы, несомненно, сказываются на здоровье нации. Особенно кризисное положение сложилось среди учащейся молодежи: к окончанию школы относительно здоровыми являют ся около 10% юношей и девушек, к окончанию высших учебных заведений их остается менее 5% [1]. Исследования показывают, что 30% студентов вузов относятся к специальным медицинским группам (СМГ) и их число ежегодно увеличивается на 38% [2]. Анализ научно методической литературы свидетельствует, что методология оздоровления студентов СМГ разработана не на должном уровне [4, 3]. До настоящего времени нет единого мнения относительно содержания, организации и технологии учебного процесса по физическому воспитанию в СМГ. Поэтому проблема поиска рациональных подходов к оздоровлению студентов СМГ, обеспечивающих восстановление нарушенных функций организма, повышение умственной и физической работоспособности в условиях учебной деятельности, является чрезвычайно актуальной. Сказанное позволяет отметить явное противоречие, заключающееся, с одной стороны, в возрастающем уровне требований к подготовленности специалистов и повышающихся потребностях общества в здоровых согражданах, а с другой - в недостаточной разработанности организационных основ здоровьесбережения в процессе обучения в вузе, особенно студентов СМГ. Методика и организация исследований. Целью наших исследований были разработка и экспериментальное обоснование методики комбинированных уроков физической культуры со студентами СМГ в условиях педагогического вуза. Проведены контрольные срезы для выявления динамики состояния здоровья и уровня подготовленности студентов СМГ. Исследования проведены на базе педагогической академии и физкультурного диспансера г. Стерлитамак. В эксперименте приняли участие студенты 1-го и 2-го курсов, отнесенные по состоянию здоровья к СМГ. Студенты были распределены на три опытные группы, одна из которых - контрольная (КГ) - занималась по общепринятой программе, рекомендованной Министерством высшего образования для педагогических вузов. Отличительной особенностью методики в экспериментальных группах (ЭГ) являлось комбинирование двух видов учебных дисциплин физической подготовки в одном занятии. При этом мы ориентировались на: 1) требования государственной учебной программы и учебного плана; 2) личностные особенности и состояние здоровья студентов; 3) различные внешние условия (погоду, материально техническую базу, наличие инвентаря и т.д.); 4) оздоровительный эффект занятий физической культурой; 5) обеспечение постоянной новизны и мотивации, положительного эмоционального фона и интеллектуальной работы в процессе занятий. Поскольку основными энергетическими режимами занятий по физическому воспитанию со студентами являлись аэробный и смешанный режимы работы, то планирование основной части урока осуществлялось в зависимости от сочетания учебных дисциплин и базировалось на трех основных вариантах: 1. Аэробном -> смешанном - использовался при сочетании лыжной подготовки и спортивных игр. 2. Смешанном -> аэробном - при сочетании игровых видов и плавания или гимнастики и легкой атлетики. 3. Аэробном -> смешанном -> аэробном - при организации занятий легкая атлетика + гимнастика + легкая атлетика или легкая атлетика + спортивные игры + легкая атлетика. Дальнейшие исследования показали, что при такой организации занятий, включающей больше переключений на различные группы мышц, режимы энергообеспечения, средства, методы подготовки, они легче переносятся ослабленным организмом студентов, оказывают благоприятное влияние на адаптацию к физическим нагрузкам. В отличие от других опытных групп студентам второй ЭГ в процессе формирующего эксперимента был прочитан курс валеологической направленности, расширяющий кругозор и стимулирующий их интересы к овладению знаниями и технологиями оздоровления. Результаты исследований. Об эффективности комбинированного подхода к занятиям со студентами СМГ свидетельствуют интегральные критерии, характеризующие качественный уровень изменений в состоянии их здоровья. До 75% студентов ЭГ переведены в подготовительную и основную группы, в КГ - лишь 30%. Отмечается снижение пропусков учебных занятий в ЭГ на 30-50% по сравнению с КГ. Динамика факторных структур подготовленности студентов опытных групп отражает глубинные изменения, произошедшие в их состоянии за период исследований. В ЭГ они более гармоничны, и к окончанию эксперимента на первый план выходят факторы психической удовлетворенности и психического здоровья. Такие результаты можно объяснить только отличительными особенностями в проведении занятий, валеологическим образованием и комбинированным подходом в формировании содержания физического воспитания студенток СМГ. Выводы. Проведенный анализ состояния здоровья студентов СМГ выявил низкий уровень их физической и функциональной подготовленности, что осложняет физкультурно-оздоровительную работу и требует поиска более рациональной методики и организации занятий. Разработанная форма комбинированных уроков физической культуры, построенная на основе соединения в одном занятии различных средств и видов подготовки с ориентацией на требования государственной учебной программы, особенности состояния здоровья студентов, положительный перенос двигательных навыков, рациональное распределение нагрузок и формирование положительной мотивации является эффективным компонентом организации физического воспитания в СМГ. Литература 1. Алексеев С.В. Здоровье детей и состояние учебно-педагогической и внешкольной деятельности в Санкт-Петербурге: тез. докл. науч.-практ. конф. / С.В. Алексеев, О.И. Янушанец, С.А. Валенго. - Мурманск: МГПИ, 1997. - C. 50-52. 2. Гилязитдинов Дж. М. Взаимосвязь вуза и внешних факторов формирования физического здоровья студентов / Дж. М. Гилязитдинов, Б.Г. Акчурин // Теория и практика физ. культуры. - 1996. - №1. - С. 12-13. 3. Гориш К.И. Физическое воспитание в подготовительном отделении / К.И. Гориш // Теория и практика физ. культуры. - 1973. - № 6. - С. 57-58. 4. Петров Н.В. Занятия со студентами специального отделения / Н.В. Петров, В.С. Щербаков, Б.И. Волков // Теория и практика физ. культуры. - 1971. - № 9 - С. 54-58. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |