СОЦИОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ


Abstract

STUDENTS ON HEALTHY LIFESTYLE: DESIRABLE SITUATION AND REALITY

A.M. Gendin, Dr. Phyl., professor

М.I. Sergeyev, professor

Krasnoyarsk state V.P. Astafiev’s pedagogical university, Krasnoyarsk

Key words: students, healthy lifestyle, thoughts on healthy lifestyle, real behaviour.

In 2003 a complex sociological research was organized with 1530 students of the Krasnoyarsk pedagogical university questioned about the healthy lifestyle formation. In the article the authors have considered the ideal presentations of a respondent about the healthy lifestyle and revealed the features of their real behaviour. It is an attempt of analyzing the reasons of the evident discrepancy in students’ desirable and real lifestyle.


СТУДЕНТЫ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ: ЖЕЛАЕМАЯ СИТУАЦИЯ И РЕАЛЬНАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

Доктор философских наук, профессор А.М. Гендин
Профессор М.И. Сергеев

Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, Красноярск

Ключевые слова: студенты, здоровый образ жизни, представления о здоровом образе жизни, реальное поведение.

Центр комплексных социологических исследований Красноярского государственного педагогического университета на протяжении трети века занимается изучением социокультурных аспектов физической культуры, здорового образа жизни подрастающего поколения, включая дошкольников, школьников и студентов. В настоящей статье анализируются материалы проведенного в 2003 г. по специальной анкете репрезентативного исследования, в ходе которого было опрошено 1530 студентов первого, третьего и пятого курсов всех 14 факультетов КГПУ. (В исследовании наряду с авторами статьи участвовали Р.А. Майер, В.А. Пинаев, А.С. Рыбаков.)

Особое внимание к студенческой молодежи объясняется тем, что студенты вузов являются авангардным отрядом молодежи России. От их физического и психического здоровья, социального благополучия во многом зависит работоспособность будущих специалистов с высшим образованием, тот вклад, который они призваны внести в возрождение России. Именно они должны стать примером для всей молодежи страны, образцом, которому желали бы следовать, подражать подростки, юноши, девушки в повседневной жизни, в учебе, в труде. И в первую очередь это относится к студентам педагогического вуза - будущим учителям, от которых во многом зависит нравственное и физическое здоровье подрастающего поколения. Между тем проблемы, связанные со здоровьем и физическим развитием студентов, преодолением негативно влияющих на их состояние факторов, наименее изучены по сравнению с другими группами детей и учащейся молодежи (дошкольники, школьники, учащиеся профтехучилищ).

Актуальность изучения проблем здорового образа жизни студентов в широком социокультурном аспекте обусловлена спецификой этой социально-профессиональной, социально-демографической группы, особенностями ее формирования, положения и роли в обществе. Детство и отрочество нынешнего российского студенчества целиком приходятся на постперестроечный период, когда в силу известных социально-экономических и экологических причин заметно ухудшилось здоровье населения в целом, и детей в особенности. А ведь именно эти вчерашние дети приходят сегодня в вузы, пополняют студенческие ряды.

Но и учеба в институте отнюдь не способствует улучшению здоровья молодых людей. Здесь в отличие от школы не обеспечивается физическое воспитание на весь период студенческой жизни. В то же время усугубляется действие ряда школьных факторов, отрицательно влияющих на состояние здоровья, и появляются новые, связанные с изменением образа жизни. Огромный объем информации, которую необходимо усвоить, и постоянный дефицит времени при отсутствии навыков самостоятельной работы, нерегулярное питание, непривычный уклад жизни в общежитии, нерациональное проведение досуга в условиях свободы, открывшейся для еще не сформировавшейся личности, затраты времени и энергии, связанные с транспортом (школьники, как правило, учатся в своем микрорайоне) - все это травмирует психику значительной части студентов, негативно сказывается на их здоровье.

Будущие учителя находятся в таких же условиях, как и основная масса учащихся высшей школы. В то же время проблемы формирования их здорового образа жизни имеют свои особенности, которые следует учитывать. С одной стороны, они представляют молодежную субкультуру, во многих отношениях типичную для студенчества в целом.

С другой стороны, студенты педагогических вузов - это завтрашние учителя, готовящиеся пополнить ряды школьных педагогов, стать наставниками подрастающего поколения. Овладение этой профессией требует не только усвоения известного объема знаний и навыков. Оно предполагает определенный жизненный настрой, предъявляет высокие требования к личностным качествам человека и далеко не в последнюю очередь - к его физическому и психическому здоровью.

Успешно работать в школе на протяжении длительного времени сейчас может только человек, хорошо знакомый с медико-гигиеническими правилами жизнедеятельности, с современными методиками оздоровления и неукоснительно применяющий их на практике.

Есть и другой не менее важный аспект значимости здоровья, здорового образа жизни вообще, приобщения к активной физкультурно-спортивной деятельности, в частности для студентов педагогического вуза. Дело в том, что от здоровья педагогов во многом зависит здоровье их учеников, социализация детей и подростков, юношей и девушек в интересующем нас отношении.

Так, в процессе модернизации школы все большее внимание по вполне понятным причинам уделяется теперь здоровьесберегающим технологиям. Овладеть ими и, главное, успешно внедрять их в практику учебно-воспитательной работы могут только люди, на собственном опыте убедившиеся в необходимости вести здоровый образ жизни, сами придерживающиеся его правил в организации труда и быта, в проведении свободного времени. Не приходится много говорить о роли личного примера педагога в данном отношении.

И дело не только в этом. Нередко от здоровья учителей, их нервно-психического состояния непосредственно зависят психологический климат в педагогическом коллективе, обстановка, в которой учатся дети, что оказывает серьезное влияние на их здоровье. А наши студенты - это завтрашние учителя, от физического и психического здоровья которых, от их общей валеологической компетентности в значительной мере зависят нормальная обстановка в школе, ее оздоравливающее влияние на подрастающее поколение. Все это и послужило причиной того, что мы обратились к изучению социокультурных аспектов формирования здорового образа жизни будущих учителей.

Приступая к исследованию, мы попытались прежде всего выяснить, как студенты понимают здоровый образ жизни, какой смысл вкладывают в это понятие, в какой мере они сами следуют его принципам. Известно, что представления людей о здоровье историчны по своему характеру. Они меняются со временем, зависят от общественного строя, от социального статуса человека, его возраста, пола, уровня благосостояния. Специальными исследованиями, например, выявлены особенности понимания здоровья мужчинами и женщинами, молодыми и пожилыми, представителями разных профессий1. Даже капризная мода влияет порой на идеальный образ здорового человека. Причем это влияние далеко не всегда позитивно.

Таблица 1. Черты, характеризующие (по мнению респондентов) здоровый образ жизни (в % от числа ответивших и обобщенных показателях)

Факторы здорового образа жизни В значительной мере В меньшей степени Совсем не характеризует Обобщенный показатель
1 Жизнь в согласии с социальными нормами и законами общежития 31 33 17 0,59
2 Жизнь в соответствии с общечеловеческой моралью 53 28 10 0,74
3 Удовлетворенность содержанием своей учебы 40 36 17 0,62
4 Удовлетворенность условиями своей учебы 50 33 11 0,71
5 Хорошие взаимоотношения с товарищами по учебе, отсутствие конфликтных ситуаций 61 27 9 0,77
6 Психологическая уравновешенность. Умение управлять своими чувствами, настроением 79 15 2 0,90
7 Благоприятный семейный климат 84 10 3 0,92
8 Удовлетворенность жилищными условиями 62 29 5 0,80
9 Удовлетворенность материальным положением 63 27 6 0,80
10 Сознательное и ответственное отношение к своему здоровью 86 10 1 0,94
11 Отсутствие вредных привычек (курение, употребление спиртных напитков, наркотиков) 79 14 4 0,89
12 Регулярная физическая активность 73 22 2 0,86
13 Занятия физкультурой и спортом 69 25 3 0,84
14 Активная жизненная позиция 58 27 7 0,78
15 Участие в культурной жизни 28 45 21 0,54

Таблица 2. Сопоставление мнений студентов о факторах, в значительной мере характеризующих здоровый образ жизни, и факторах, в значительной мере присущих их жизни (% ответивших «в значительной мере»)

Факторы здорового образа жизни Характеризуют здоровый образ жизни в значительной мере Присущи жизни респондентов в значительной мере
1 Жизнь в согласии с социальными нормами и законами общежития 31 15
2 Жизнь в соответствии с общечеловеческой моралью 53 26
3 Удовлетворенность содержанием своей учебы 40 19
4 Удовлетворенность условиями своей учебы 49 15
5 Хорошие взаимоотношения с товарищами по учебе, отсутствие конфликтных ситуаций 61 40
6 Психологическая уравновешенность. Умение управлять своими чувствами, настроением 79 37
7 Благоприятный семейный климат 84 45
8 Удовлетворенность жилищными условиями 62 26
9 Удовлетворенность материальным положением 63 21
10 Сознательное и ответственное отношение к своему здоровью 86 34
11 Отсутствие вредных привычек 79 45
12 Регулярная физическая активность 73 29
13 Занятия физкультурой и спортом 69 28
14 Активная жизненная позиция 58 26
15 Участие в культурной жизни 28 14

В то же время есть целый ряд существенных черт здоровья и соответственно здорового образа жизни, которые имеют общезначимый характер. Исходя из современного широкого понимания здоровья, включающего не только физическое состояние человека, но и его психическое и социальное благополучие, мы выделили ряд факторов, которые, как нам представляется, наиболее характерны для здорового образа жизни вообще и студенческой жизнедеятельности в частности. Респондентам предлагалось каждый из перечисленных в "Анкете студента" пятнадцати факторов оценить с точки зрения того, в какой мере, по их мнению, он характеризует здоровый образ жизни человека. Причем оценки давались по трехбалльной системе - "в значительной мере", "в меньшей степени", "совсем не характеризует". В табл. 1 приведены полные данные об ответах студентов на этот вопрос по университету в целом, выраженные в процентах и обобщенных показателях2.

Заметим прежде всего, что затруднились с ответом на этот вопрос почти по всем оцениваемым позициям лишь немногие из студентов. Только первая из них ("жизнь в соответствии с социальными нормами и законами общежития") вызвала недоумение у 18% опрошенных. По всем остальным диапазон затруднившихся с ответом - от 2 до 9%.

По мнению респондентов, как мы видим, в наибольшей степени здоровый образ жизни характеризует "сознательное и ответственное отношение к своему здоровью". Высшую оценку значимости этого качества ("в значительной мере") дали 86% из числа опрошенных (обобщенный показатель - 0,94). Молодые люди понимают, что от того, насколько человек сознает важность для себя этой жизненной ценности, и от того, в какой мере она является ориентиром для его практической деятельности, в решающей степени зависит его образ жизни. По мере взросления студентов это понимание становится более глубоким (первый курс - 84% оценок высшим баллом, пятый - 90%). По полу статистически значимых различий нет.

Очень большое значение в интересующем нас отношении респонденты придают "благоприятному семейному климату" (84% оценок высшим баллом, обобщенный показатель - 0,92). Действительно, в наше неспокойное время роль крепкой семьи как надежной основы социального и психического благополучия человека заметно возрастает. Ее влияние практически на все стороны образа жизни исключительно велико. Особенно значим данный фактор для девушек (86% оценок высшим баллом, а у юношей - 76%). Различия между студентами различных курсов невелики.

В полной мере респонденты сознают роль такого эмоционально-волевого фактора, как "психологическая уравновешенность, умение управлять своими чувствами, настроением" (соответствующие показатели - 79%; 0,90). Девушки ценят его выше, чем юноши (соответственно 81 и 75%), различий по курсам практически нет.

Подавляющее большинство опрошенных не сомневаются в том, что здоровый образ жизни несовместим с такими вредными привычками, как курение, употребление спиртных напитков, наркотиков. Только 4% респондентов не придают этому фактору значения и лишь 3% затрудняются с ответом. Обобщенный показатель - 0,89. Девушки ценят отсутствие вредных привычек в большей мере, чем юноши (соответствующие показатели высших баллов - 82 и 71%). Возраст респондентов заметного влияния на эти показатели не оказывает.

Весьма высоко оценивается в качестве характерной черты здорового образа жизни "регулярная физическая активность" (73% оценок высшим баллом, обобщенный показатель - 0,86). Важной формой регулярной физической активности являются, как известно, "занятия физкультурой и спортом". Не случайно поэтому представления студентов о месте этих факторов в системе здорового образа жизни оказались весьма сходными (оценили занятия физкультурой и спортом высшим баллом 69% респондентов, обобщенный показатель - 0,84).

Тем не менее следует заметить, что часть студентов, хотя и небольшая, очевидно, полагает, что физическая активность человека в повседневной деятельности может обеспечить здоровый образ жизни и без специальных занятий физкультурой и спортом. Причем девушки придерживаются такого взгляда чаще, чем юноши (оценку высшим баллом этих занятий дают 67% девушек и 76% юношей). Различие по курсам статистически незначимо.

Большое значение они придают условиям жизни человека - "удовлетворенности материальным положением" (63% оценок высшим баллом, обобщенный показатель - 0,80), "удовлетворенности жилищными условиями" (соответственно 62%; 0,80), "хорошим взаимоотношениям, отсутствию конфликтов" (61%; 0,77). Более половины опрошенных признают значительную роль в интересующем нас отношении "активной жизненной позиции" (58%; 0,78) и "жизни в соответствии с общечеловеческой моралью" (53%; 0,74).

Специфика студенческой жизни побудила немалую часть опрошенных признать характерными факторами здорового образа жизни "удовлетворенность условиями своей учебы" (49%; 0,71) и "удовлетворенность содержанием учебы" (40%; 0,62). В то же время большинство студентов весьма сдержанно отнеслись к оценке таких факторов, как "жизнь в согласии с социальными нормами и законами общежития" (31%; 0,59) и особенно - "участие в культурной жизни" (28%; 0,54). Многие из них, очевидно, полагают, что все это не имеет непосредственного отношения к здоровому образу жизни.

Отвечая на первый вопрос анкеты, студенты выразили свое мнение относительно значимости различных черт, качеств, характеризующих здоровый образ жизни. В их ответах нашло отражение идеальное представление о здоровом образе жизни человека вообще. Одновременно студентам предлагалось ответить на вопрос, какие из перечисленных в анкете характеристик здорового образа жизни присущи в значительной мере (то есть оцениваются высшим баллом) им самим. Тем самым мы стремились выяснить, насколько реальная жизнедеятельность респондентов соответствует их идеальным представлениям.

Информация, содержащаяся в табл. 2, в известной мере отвечает на этот вопрос. Здесь сравниваются данные, с одной стороны, о том, какой процент опрошенных считает те или иные качества характерными для здорового образа жизни "в значительной степени", а с другой - какая часть респондентов полагает, что они "в значительной мере" присущи им лично.

Как и следовало ожидать, подобное сопоставление свидетельствует, что идеальные представления о содержании здорового образа жизни, о значимости его компонентов и реальная ситуация хотя и взаимосвязаны, но не совпадают.

Самый большой разрыв между "должным" и "сущим" обнаруживается по таким характеристикам здорового образа жизни, как "сознательное и ответственное отношение к своему здоровью" (52 пункта), регулярная физическая активность" (44 пункта), "психологическая уравновешенность" (42 пункта), "удовлетворенность материальным положением" (также 42 пункта), "занятия физкультурой и спортом" (41 пункт). Надо полагать, что самокритичность, которую проявляют здесь студенты, вполне оправданна.

Нет ни одного фактора здорового образа жизни, наличие которого в значительной степени у себя отметила хотя бы половина опрошенных. Правда, почти половина респондентов констатирует отсутствие у них вредных привычек (45%), пишет о "благоприятном семейном климате" (также 45%), о "хороших взаимоотношениях, отсутствии конфликтов" (40%). Однако существенно меньшая часть из них считает себя причастной в должной мере к культурной жизни (14%), удовлетворенной условиями своей учебы (15%) и ее содержанием (19%). Невысоки показатели и по ряду других параметров.

Следует заметить, что рассматриваемые здесь общие показатели во многих случаях различаются, порой весьма существенно, в зависимости от пола респондентов. Как правило, образ жизни девушек, судя по их ответам, является более здоровым по сравнению с юношами. Так, они более склонны жить в согласии с социальными нормами и законами общежития (16% полагают, что это качество присуще им в значительной мере, в то время как соответствующий показатель юношей - 10%), в соответствии с общечеловеческой моралью (соответственно 28 и 19%). Для них в большей степени характерны психологическая уравновешенность, умение управлять своими чувствами (соответственно 40 и 28%). Отсюда у них лучше взаимоотношения с товарищами по учебе, меньше конфликтных ситуаций (44 и 27%). Это качество, очевидно, проявляется и в домашней обстановке. Во всяком случае девушки заметно чаще, чем юноши, ссылаются на благоприятный семейный климат (49 и 33%), превосходят они юношей и с точки зрения более сознательного и ответственного отношения к своему здоровью (35 и 28%). Возможно, этим в известной мере объясняется то, что среди них больше тех, кто не подвержен вредным привычкам (48 и 34%). Девушки чаще участвуют в культурной жизни (15 и 9%), но в то же время они несколько уступают юношам в области регулярной физической активности (28 и 34%) и существенно отстают в занятиях физкультурой и спортом (24 и 40%).

В гораздо меньшей степени на интересующие нас сейчас показатели влияет возраст респондентов или, точнее, курс, на котором они учатся. В большинстве случаев различия здесь статистически незначимы. Можно отметить, например, что выпускники более склонны жить в соответствии с общечеловеческой моралью, чем новички-первокурсники (соответственно 29 и 22%). В то же время ветераны студенческой скамьи по сравнению с новичками менее довольны содержанием своей учебы (14 и 21%) и по вполне понятным причинам заметно отстают в занятиях физкультурой и спортом (25 и 35%). Вполне очевидны и причины низкого уровня их участия в культурной жизни (10 и 18%).

При всех различиях степени причастности наших респондентов к многообразным сторонам здорового образа жизни непреложным является тот факт, что реальная ситуация, по их собственному признанию, далеко не соответствует тому уровню, который они сами рассматривают в качестве нормы. Подобное отношение студенческой молодежи к собственному здоровью не случайно. В нем находит отражение общая ситуация в стране. Население России ценит здоровье, но относится весьма пассивно к его сохранению и укреплению.

Здесь мы сталкиваемся с проблемой, которая представляет значительный теоретический и исключительно большой практический интерес - почему люди, сознающие важность здорового образа жизни, не реализуют его принципы на практике? Вопрос этот не нов, и на него многие пытались ответить. Здесь можно говорить об объективных причинах, связанных с неблагоприятными обстоятельствами переходного периода, переживаемого Россией, о недостаточной валеологической информированности и безволии отдельных людей и групп населения.

Некоторые авторы видят эти причины в неоправданном легкомыслии молодых людей, в патерналистских настроениях значительной части населения, то есть в чрезмерной в нынешних условиях надежде на отеческую заботу и помощь со стороны государства. В такого рода мнениях есть, конечно, доля истины. Однако, как нам представляется, в настоящее время главные причины недостаточно бережного отношения основной массы населения России к своему здоровью заключаются не в патерналистских настроениях и тем более не в легкомысленном пренебрежении к его ценности. Такое отношение, как правило, является вынужденным тяжелыми жизненными обстоятельствами, когда человек пытается справиться с трудностями за счет своих жизненных ресурсов, фактически жертвуя долговременными интересами, перспективами будущего ради решения неотложных задач выживания в настоящем.

Что касается студентов, то данный фактор и к ним имеет непосредственное отношение. Серьезные трудности, связанные с необходимостью усвоения постоянно растущих объемов информации, нередко преодолеваются за счет физических и психических резервов молодого организма. Причем ситуацию усугубляет юношеский оптимизм, препятствующий трезвой оценке возможных будущих последствий такого рода здоровьерасточительной "стратегии".


1 Филатов Ф.Р. Психологический анализ социальных представлений о здоровье: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Ростов-на-Дону, 2001.

2 Обобщенные показатели вычислялись по формуле: k=(n1+0,5·n2+0,0·n3)/(n1+n2+n3), где n1 - число ответивших "в значительной мере", n2 - "в меньшей степени", n3 - "совсем не характеризует".


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!