|
СОВРЕМЕННЫЕ КРИТЕРИИ ОТБОРА В СПОРТИВНОЙ БОРЬБЕ
Доктор педагогических наук, профессор Д.Г. Миндиашвили
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, Красноярск Введение. Достижение высоких спортивных результатов во многом зависит от степени развития физических и психических способностей чело века, что предполагает возможность спортивного отбора лиц с наиболее высоким уровнем развития важных для данного вида спорта качеств. Для современного спорта характерно постоянное повышение требований к всесторонней подготовленности спортсменов. В этих условиях первостепенное значение приобретает глубокое изучение индивидуальных особенностей спортсменов и разработка эффективной методики отбора для занятий тем или иным видом спорта. Одна из существенных составляющих спортивного отбора - разработка адекватных критериев, позволяющих диагностировать особенности одаренности спортсмена. Прогнозирование потенциальных достижений спортсмена может быть осуществлено на основе показателей, принятых в качестве критериев спортивной пригодности к специализации в определённом виде спорта. В современной практике спорта очень важно, чтобы каждый тренер владел простейшими методами диагностики двигательного потенциала для выявления возможной сферы спортивного потенциала подопечного. В настоящее время для оценки возможностей спортсмена чаще всего используются критерии, которые касаются так называемых модельных характеристик, обеспечивающих успех в спорте, либо требуют длительного и постоянного наблюдения за динамикой комплекса показателей, включающих в себя показатели телосложения, психологического статуса, двигательных способностей, темпов ростовых процессов и биологического созревания на всех этапах спортивного становления. Сложность и практическая невозможность проведения длительных комплексных наблюдений с привлечением широкого штата специалистов в современных условиях, ограниченные материальные возможности, безусловно, лимитируют использование этих критериев и тем самым снижают как надежность, так и долгосрочность прогноза, уменьшают адекватность выбора специализации. Анализ литературы показал, что в практике спортивной ориентации и отбора в качестве критерия определения перспективности спортсмена недостаточно используются показатели двигательной активности. Хотя многие авторы утверждают, что оптимальный уровень двигательной активности положительно влияет на развитие морфофункциональных систем и двигательных способностей человека, а соответственно важен при определении спортивной пригодности [4]. Также результаты опроса и анкетирования тренеров говорят о том, что двигательно активные дети более физически подготовлены и быстрее осваивают технику дзюдо, чем мало активные. С учетом вышеизложенного можно констатировать, что в настоящее время возникла необходимость в проведении специального исследования для проверки эффективности использования показателей двигательной активности при спортивном отборе в группы начальной подготовки по дзюдо. Методы и организация исследования. Опытно экспериментальное исследование проводилось на базе детско-спортивного клуба "Олимп" СДЮШОР Красноярского края по дзюдо в течение трех лет - с 2004 по 2007 г. В исследовании приняли участие 60 мальчиков в возрасте 8-10 лет. На первом этапе исследования мы определили исходный объем и потребность в двигательной активности, а также функциональную, физическую подготовленность и уровень сформированности двигательных навыков. Объем двигательной активности мы определяли методом шагометрии (по А.Г. Сухареву) подсчетом числа локомоций в сутки, а потребность в двигательной активности - графическим тестом Е.П. Ильина. Затем методом случайной выборки были сформированы три группы (две экспериментальные - ЭГ1 и ЭГ2 и контрольная - КГ), по 15 человек в каждой. В ЭГ1 вошли дети с высокими показателями двигательной активности (в пределах гигиенической нормы), а в ЭГ2 и КГ - дети с низкими показателями двигательной активности. Юные спортсмены исследуемых групп тренировались по программе, предусмотренной СДЮШОР по дзюдо. В программу тренировок юных дзюдоистов ЭГ2 была включена разработанная нами методика повышения двигательной активности. Суть разработанной методики повышения двигательной активности детей заключалась в расширенном применении в учебно-тренировочном процессе подвижных игр и соревновательно-игровых заданий с элементами единоборств. Используемые нами подвижные игры и соревновательно-игровые задания были классифицированы на 2 группы, направленные: 1) на развитие физических качеств; 2) на освоение и совершенствование элементов техники и тактики в дзюдо (всего 68 игр). Соотношение соревновательно-игровых заданий и подвижных игр, направленных на освоение и совершенствование технических и тактических элементов, составляло 35%, на развитие физических качеств - 65%. Таблица 1. Показатели двигательной активности юных дзюдоистов контрольной и экспериментальных групп до и после педагогического эксперимента (по данным шагометрии)
Таблица 2. Потребность в двигательной активности юных дзюдоистов контрольной и экспериментальных групп до и после педагогического эксперимента
На протяжении учебно-тренировочного занятия независимо от раздела учебной программы подвижным играм и соревновательно-игровым заданиям различной направленности отводилось до 50% от общего учебного времени. В ЭГ1 и КГ, где учебно-тренировочный процесс проходил по традиционной программе, игровым упражнениям уделялось до 20% от общего времени. Результаты и их обсуждение. Исследование исходного объема и потребности в двигательной активности показало, что только 31,6% испытуемых имеют высокие показатели двигательной активности (выше 20 000 локомоций в сутки) и 68,3% - низкие показатели двигательной активности. Высокую потребность в двигательной активности показали 20% испытуемых, среднюю - 15% и низкую - 65%. В исследовании функциональной, физической подготовленности и уровня сформированности двигательных навыков достоверных различий (р>0,05) между группами выявлено не было. После проведения педагогического эксперимента все исследуемые показатели были вновь протестированы и получены следующие результаты. Число локомоций за сутки в ЭГ1 достоверно (t=3,2; р<0,05) увеличилось на 13,1%. Количество детей с высокой потребностью в двигательной активности увеличилось с 11 до 13, со средней - уменьшилось с 4 до 2 (табл. 1, 2). В ЭГ2 произошли значительные улучшения результатов. Объем двигательной активности достоверно (t=11,1; р<0,05) увеличился на 48,1%. Количество детей с высокой потребностью в двигательной активности увеличилось с 0 до 9, со средней - с 1 до 6, а с низкой - уменьшилось с 14 до 0 (см. табл. 1, 2). Объем двигательной активности в КГ также увеличился на 5,6%, но недостоверно (t=2,0; р>0,05), а потребность в двигательной активности осталась практически на исходном уровне. Количество детей с высокой потребностью в двигательной активности увеличилось с 1 до 2, со средней - с 2 до 4, а с низкой - уменьшилось с 12 до 9 (см. табл. 1, 2). Функциональная подготовленность обеих ЭГ достоверно (р<0,05) улучшилась: ЭГ1 - на 13,1%, ЭГ2 - на 13,5%. В отличие от КГ результаты здесь выросли недостоверно (р>0,05) на 2,9%. Физическая подготовленность ЭГ1 и ЭГ2 достоверно (р<0,05) улучшилась, соответственно на 18,7 и 17,1%. Рост результатов в физической подготовленности КГ носил недостоверный характер (р>0,05) и составил 2,2%.Двигательные навыки ЭГ1 были достоверно (р<0,05) лучше сформированы, чем в КГ, на 35,2%. ЭГ2 по этому показателю достоверно (р<0,05) превосходила КГ на 23,5%. Выводы 1. Установлено, что только 31,6% детей при первичном спортивном отборе имеют высокие показатели двигательной активности и 68,3% - низкие. Высокую потребность в двигательной активности показали 20% испытуемых, среднюю - 15% и низкую - 65%. 2. Разработана методика повышения двигательной активности юных дзюдоистов в процессе учебно-тренировочных занятий в группах начальной подготовки по дзюдо на основе использования блоков подвижных игр и соревновательно-игровых заданий с элементами единоборств, классифицированных по направленности на развитие физических качеств и освоение, и совершенствование элементов техники и тактики дзюдо. 3. После проведения педагогического эксперимента выявлено следующее: - в ЭГ функциональные показатели в отличие от КГ достоверно повысились (р<0,05); - в ЭГ физическая подготовленность в отличие от КГ достоверно повысилась (р<0,05); - достоверно лучшая сформированность (р<0,05) двигательных навыков ЭГ по сравнению с КГ. 4. Использование показателей двигательной активности позволяет повысить эффективность спортивного отбора в группы начальной подготовки по дзюдо, а разработанная методика повышения двигательной активности юных дзюдоистов положительно влияет на физическую подготовленность, функциональные возможности и на формирование двигательных навыков в дзюдо. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |