Abstract CULTURAL ASPECT OF TRAINING FUTURE TEACHER OF PHYSICAL CULTURE M.G. Yanova, Ph. D., assistant professor V.V. Yanov, postgraduate Krasnoyarsk state V.P. Astafiev’s pedagogical university, Krasnoyarsk Key words: culture, pedagogical culture, education, formation of pedagogical culture, teacher of physical culture. The concept "Pedagogical culture" is concretized and scientifically grounded the importance of its forming in the up-to-date system of training future specialists on physical culture. The factors of formation of a future teacher of physical culture are stated in this article.
|
КУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Кандидат педагогических наук, доцент М.Г. Янова Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, Красноярск Ключевые слова: культура, педагогическая культура, образование, формирование педагогической культуры, учитель физической культуры. Социально-экономические реалии нынешней России, с одной стороны, способствуют развитию таких качеств у молодежи, как самостоятельность, деловая предприимчивость, реалистическое отношение к жизни, а с другой - сложившиеся "рыночные отношения" в России, характеризуемые вседозволенностью и криминальным беспределом, дезориентируют молодых людей в культуре, препятствуют осмыслению "доброго и здорового" и подталкивают к "легкому, безнаказанному". Одним из основных социальных институтов, призванных противостоять развитию такого рода опасных тенденций, является высшая педагогическая школа - важный социальный институт подготовки будущих учителей как духовных воспитателей молодого поколения. С целью анализа состояния духовной культуры студенчества на базе Красноярского государственного педагогического университета нами были проведены опросы и анкетирование. В исследовании приняли участие 350 выпускников 2004, 2005 гг. и 90 преподавателей. Исследование "вскрыло" проблему отношения респондентов к некоторым негативным аспектам культуры поведения в студенческой среде. Как свидетельствуют исследования, наши выпускники, которые уже сегодня пополняют ряды учительства, не всегда готовы сохранять традиции российской школы и достойно нести эстафету воспитательной работы в школе. Возникает вопрос: смогут ли они личным примером показывать учащимся, как должен вести себя в обществе действительно культурный человек? Современные студенты сформировались как личности в тяжелой социально-экономической и психологической обстановке. Проведенный нами опрос показал, что на их культуре поведения это отразилось определенным образом. Среди "вредных" качеств, не позволяющих студентам и выпускникам считать друг друга культурными людьми, студенты и преподаватели назвали: курение, злоупотребление спиртным, употребление наркотиков, сквернословие, грубость и оскорбление окружающих, половую распущенность, неуважительное отношение к старшим, воровство, неумение вести себя в общественных местах. Причем эти качества, по мнению респондентов, часто проявляются в студенческой среде - значения по отдельным признакам очень высоки - от 51% опрошенных до 69%. Анализ полученных данных по отдельно взятым признакам не является целью данной статьи. Однако следует еще раз подчеркнуть необходимость решения проблемы становления педагогической культуры будущего учителя, и учитель физической культуры в этом смысле представляет особый интерес. Осмысление понятия "культура" для будущего учителя физической культуры возможно при полном представлении данного феномена и условий его существования. Освоение ценностей физической культуры возможно только в условиях правильно организованной деятельности и активности личности в процессе образования. Исследуя процесс подготовки будущего учителя физической культуры, мы рассматриваем термин "культура" как относящийся к числу наиболее фундаментальных понятий в современном знании. Данное понятие имеет такое количество смысловых оттенков, что делает практически невозможным подбор аналога названному термину. В самом обычном представлении "культура" служит оценочным понятием и определяется чертами личности, которые в совокупности точнее было бы назвать "культурностью". Говоря о человеке культурный он или некультурный, мы оцениваем его поведение, нравственность, манеры, уровень образования, профессионализм и т. д. В данном случае "культурное" поведение важно для нас с точки зрения того, что и как человек делает по отношению к другим людям и как другие люди оценивают его поведение. Взаимодействуя "культурно" с обществом и другими людьми, человек проникает в сферу бытия, демонстрируя в ней свои человеческие качества, формируя при этом в себе "оценочную систему", которая позволяет соотносить его собственные действия с действиями других людей. Анализируя понятие "педагогическая культура" в контексте физической подготовленности личности, ученые размышляют, какое место ему отводится в педагогике культуроосвоения. Сколько существуют на земле люди, столько старшие учат младших, передавая накопленный культурный опыт и знания. Менялись эпохи и формации, но вместе с тем в главном всё осталось по-прежнему - это процесс передачи опыта, остановить который можно, только уничтожив человечество. При всем многообразии вариантов этого процесса всегда был и будет тот, кто учит; был и будет тот, кого учат; были и будут те культурные знания, умения, образцы поведения, которые передают; был и будет специфический процесс, в ходе которого все это осваивается, преобразуется в новую форму и передается; были и будут социальные институты, посредством которых осуществляются данные процессы; наконец, всегда были и будут культурные результаты подобной деятельности, необходимые обществу. Воспитание и обучение, передача накопленного опыта ученикам, воплощение культурных ценностей в "знания и опыт обучающегося" - основная цель обучения; формирование педагогической культуры будущего учителя - условие успешной профессионализации будущего учителя, вхождения его в профессию. Исследуя педагогическую культуру, необходимо отметить, что педагогу в процессе его профессиональной деятельности нередко приходится размышлять над самой сущностью воспитательного воздействия и постоянно корректировать свои методы в интересах развития личности ученика, что возможно при выраженной способности к культуросозиданию. Характеризуя учительский труд, героиня американской писательницы Б. Кауфман - молодая учительница - приходит к убеждению, что в педагогической работе с подростками необходимо не столько "привносить", т.е. объяснять, учить, информировать, сколько "извлекать" - стимулировать учащихся к творческому самовыражению. Эти выводы существенны для педагогов любой специализации, в том числе и учителя физической культуры как специалиста, организующего деятельность по формированию и совершенствованию личности в культурообогащающей среде. Педагогическая культура учителя как практический феномен, особенно в ситуации инновационного бума в педагогике, требует осмысленного и корректного подхода, умения определить, отобрать и принять самое существенное, эффективное, а также нуждается в собственном профессионально-творческом "почерке", своих инновационных находках. Это отражает общую тенденцию развития педагогической культуры, что выражается в ориентации учителя на творческие виды деятельности. В связи с этим педагогическую культуру следует рассматривать как способность творческого освоения педагогической реальности в целом и обращенность к идеям воспитания культурного человека. Здесь играют свою роль и преемственность, и традиции, и другие креативные механизмы, способствующие овладению учителем опытом творческой педагогической деятельности. По этой причине проблема поиска и использования на занятиях специальных методов и приемов эвристической направленности для будущего учителя физической культуры является важным элементом его методической деятельности. Рассуждая о культурологическом аспекте подготовки будущих учителей физической культуры и о феномене их педагогической культуры, отмечаем, что понятие "педагогическая культура" есть специализированная область культуры, обеспечивающая трансляцию накопленного в обществе социально значимого опыта по подготовке духовно и физически развитой, высококультурной личности. Процесс подготовки будущих учителей физической культуры требует от них стремления к высокому профессионализму, развитию культурных качеств, способности к самосовершенствованию, овладению культурными практиками преподавания и развитию культурно-творческих способностей. Иными словами, речь идет об учителе, осуществляющем становление высококультурной и физически здоровой личности воспитанника, учителе, способном к культуроосвоению педагогической реальности и ее преобразованию, т.е. культуросозиданию. Использованная литература 1. Антонов В.Ю. Культурология. - Ч. 1. Истоки культуры [Текст] / В.Ю. Антонов, С.П. Позднеева, Р.В. Маслов. - М.: Научная книга,2001. - 322 с. 2. Бенин В.Л. Педагогическая культура [Текст]: Философско-социологический анализ / В.Л. Бенин. - Уфа, 1997. - 119 с. 3. Бенин В.Л. Сущность понятия "педагогическая культура" [Текст] / В.Л. Бенин // Понятийный аппарат педагогики. - Екатеринбург,1996. - 277 с. 4. Выдрин В.М. Физическая культура как ценность [Текст] / В.М. Выдрин. - Л., 1976. - 292 с. 5. Князева М.Л. Ключ к самосозиданию [Текст] / М.Л. Князева. - М.: Молодая гвардия, 1990. - 253 с. 6. Лубышева Л.И. Спортивная культура как перспективная предметная область [Текст] / Л.И. Лубышева // Педагогика. - 2006. - № 6. - С. 44-49. 7. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука [Текст] / Э.С. Маркарян // Логико-методологический анализ. - М.: Мысль,1983. - 284 с. 8. Метерукова З.К. Педагогическая культура и педагогический идеал [Текст] / З.К. Метерукова. - Майкоп. - 1999. - 157 с. 9. Путин В.В. Развитие вузовской науки и крупных научно-образовательных центров должно стать приоритетной задачей [Текст] / В.В. Путин // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 6. 10. Советский энциклопедический словарь. Изд. 4-е, испр. и доп. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - 1631 с. 11. Федорова С.Н. Педагогика [Текст] / С.Н. Федорова // Научно-теоретический журнал. Профессиональная культура педагога. - 2003. - № 3. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |