ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА


Abstract

CULTURAL ASPECT OF TRAINING FUTURE TEACHER OF PHYSICAL CULTURE

M.G. Yanova, Ph. D., assistant professor

V.V. Yanov, postgraduate

Krasnoyarsk state V.P. Astafiev’s pedagogical university, Krasnoyarsk

Key words: culture, pedagogical culture, education, formation of pedagogical culture, teacher of physical culture.

The concept "Pedagogical culture" is concretized and scientifically grounded the importance of its forming in the up-to-date system of training future specialists on physical culture. The factors of formation of a future teacher of physical culture are stated in this article.


КУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Кандидат педагогических наук, доцент М.Г. Янова
Аспирант В.В. Янов

Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, Красноярск

Ключевые слова: культура, педагогическая культура, образование, формирование педагогической культуры, учитель физической культуры.

Социально-экономические реалии нынешней России, с одной стороны, способствуют развитию таких качеств у молодежи, как самостоятельность, деловая предприимчивость, реалистическое отношение к жизни, а с другой - сложившиеся "рыночные отношения" в России, характеризуемые вседозволенностью и криминальным беспределом, дезориентируют молодых людей в культуре, препятствуют осмыслению "доброго и здорового" и подталкивают к "легкому, безнаказанному". Одним из основных социальных институтов, призванных противостоять развитию такого рода опасных тенденций, является высшая педагогическая школа - важный социальный институт подготовки будущих учителей как духовных воспитателей молодого поколения.

С целью анализа состояния духовной культуры студенчества на базе Красноярского государственного педагогического университета нами были проведены опросы и анкетирование. В исследовании приняли участие 350 выпускников 2004, 2005 гг. и 90 преподавателей. Исследование "вскрыло" проблему отношения респондентов к некоторым негативным аспектам культуры поведения в студенческой среде. Как свидетельствуют исследования, наши выпускники, которые уже сегодня пополняют ряды учительства, не всегда готовы сохранять традиции российской школы и достойно нести эстафету воспитательной работы в школе. Возникает вопрос: смогут ли они личным примером показывать учащимся, как должен вести себя в обществе действительно культурный человек? Современные студенты сформировались как личности в тяжелой социально-экономической и психологической обстановке. Проведенный нами опрос показал, что на их культуре поведения это отразилось определенным образом. Среди "вредных" качеств, не позволяющих студентам и выпускникам считать друг друга культурными людьми, студенты и преподаватели назвали: курение, злоупотребление спиртным, употребление наркотиков, сквернословие, грубость и оскорбление окружающих, половую распущенность, неуважительное отношение к старшим, воровство, неумение вести себя в общественных местах. Причем эти качества, по мнению респондентов, часто проявляются в студенческой среде - значения по отдельным признакам очень высоки - от 51% опрошенных до 69%. Анализ полученных данных по отдельно взятым признакам не является целью данной статьи. Однако следует еще раз подчеркнуть необходимость решения проблемы становления педагогической культуры будущего учителя, и учитель физической культуры в этом смысле представляет особый интерес.

Осмысление понятия "культура" для будущего учителя физической культуры возможно при полном представлении данного феномена и условий его существования. Освоение ценностей физической культуры возможно только в условиях правильно организованной деятельности и активности личности в процессе образования.

Исследуя процесс подготовки будущего учителя физической культуры, мы рассматриваем термин "культура" как относящийся к числу наиболее фундаментальных понятий в современном знании. Данное понятие имеет такое количество смысловых оттенков, что делает практически невозможным подбор аналога названному термину. В самом обычном представлении "культура" служит оценочным понятием и определяется чертами личности, которые в совокупности точнее было бы назвать "культурностью". Говоря о человеке культурный он или некультурный, мы оцениваем его поведение, нравственность, манеры, уровень образования, профессионализм и т. д. В данном случае "культурное" поведение важно для нас с точки зрения того, что и как человек делает по отношению к другим людям и как другие люди оценивают его поведение. Взаимодействуя "культурно" с обществом и другими людьми, человек проникает в сферу бытия, демонстрируя в ней свои человеческие качества, формируя при этом в себе "оценочную систему", которая позволяет соотносить его собственные действия с действиями других людей.

Анализируя понятие "педагогическая культура" в контексте физической подготовленности личности, ученые размышляют, какое место ему отводится в педагогике культуроосвоения. Сколько существуют на земле люди, столько старшие учат младших, передавая накопленный культурный опыт и знания. Менялись эпохи и формации, но вместе с тем в главном всё осталось по-прежнему - это процесс передачи опыта, остановить который можно, только уничтожив человечество. При всем многообразии вариантов этого процесса всегда был и будет тот, кто учит; был и будет тот, кого учат; были и будут те культурные знания, умения, образцы поведения, которые передают; был и будет специфический процесс, в ходе которого все это осваивается, преобразуется в новую форму и передается; были и будут социальные институты, посредством которых осуществляются данные процессы; наконец, всегда были и будут культурные результаты подобной деятельности, необходимые обществу. Воспитание и обучение, передача накопленного опыта ученикам, воплощение культурных ценностей в "знания и опыт обучающегося" - основная цель обучения; формирование педагогической культуры будущего учителя - условие успешной профессионализации будущего учителя, вхождения его в профессию.

Исследуя педагогическую культуру, необходимо отметить, что педагогу в процессе его профессиональной деятельности нередко приходится размышлять над самой сущностью воспитательного воздействия и постоянно корректировать свои методы в интересах развития личности ученика, что возможно при выраженной способности к культуросозиданию. Характеризуя учительский труд, героиня американской писательницы Б. Кауфман - молодая учительница - приходит к убеждению, что в педагогической работе с подростками необходимо не столько "привносить", т.е. объяснять, учить, информировать, сколько "извлекать" - стимулировать учащихся к творческому самовыражению. Эти выводы существенны для педагогов любой специализации, в том числе и учителя физической культуры как специалиста, организующего деятельность по формированию и совершенствованию личности в культурообогащающей среде.

Педагогическая культура учителя как практический феномен, особенно в ситуации инновационного бума в педагогике, требует осмысленного и корректного подхода, умения определить, отобрать и принять самое существенное, эффективное, а также нуждается в собственном профессионально-творческом "почерке", своих инновационных находках. Это отражает общую тенденцию развития педагогической культуры, что выражается в ориентации учителя на творческие виды деятельности. В связи с этим педагогическую культуру следует рассматривать как способность творческого освоения педагогической реальности в целом и обращенность к идеям воспитания культурного человека. Здесь играют свою роль и преемственность, и традиции, и другие креативные механизмы, способствующие овладению учителем опытом творческой педагогической деятельности. По этой причине проблема поиска и использования на занятиях специальных методов и приемов эвристической направленности для будущего учителя физической культуры является важным элементом его методической деятельности.

Рассуждая о культурологическом аспекте подготовки будущих учителей физической культуры и о феномене их педагогической культуры, отмечаем, что понятие "педагогическая культура" есть специализированная область культуры, обеспечивающая трансляцию накопленного в обществе социально значимого опыта по подготовке духовно и физически развитой, высококультурной личности. Процесс подготовки будущих учителей физической культуры требует от них стремления к высокому профессионализму, развитию культурных качеств, способности к самосовершенствованию, овладению культурными практиками преподавания и развитию культурно-творческих способностей. Иными словами, речь идет об учителе, осуществляющем становление высококультурной и физически здоровой личности воспитанника, учителе, способном к культуроосвоению педагогической реальности и ее преобразованию, т.е. культуросозиданию.

Использованная литература

1. Антонов В.Ю. Культурология. - Ч. 1. Истоки культуры [Текст] / В.Ю. Антонов, С.П. Позднеева, Р.В. Маслов. - М.: Научная книга,2001. - 322 с.

2. Бенин В.Л. Педагогическая культура [Текст]: Философско-социологический анализ / В.Л. Бенин. - Уфа, 1997. - 119 с.

3. Бенин В.Л. Сущность понятия "педагогическая культура" [Текст] / В.Л. Бенин // Понятийный аппарат педагогики. - Екатеринбург,1996. - 277 с.

4. Выдрин В.М. Физическая культура как ценность [Текст] / В.М. Выдрин. - Л., 1976. - 292 с.

5. Князева М.Л. Ключ к самосозиданию [Текст] / М.Л. Князева. - М.: Молодая гвардия, 1990. - 253 с.

6. Лубышева Л.И. Спортивная культура как перспективная предметная область [Текст] / Л.И. Лубышева // Педагогика. - 2006. - № 6. - С. 44-49.

7. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука [Текст] / Э.С. Маркарян // Логико-методологический анализ. - М.: Мысль,1983. - 284 с.

8. Метерукова З.К. Педагогическая культура и педагогический идеал [Текст] / З.К. Метерукова. - Майкоп. - 1999. - 157 с.

9. Путин В.В. Развитие вузовской науки и крупных научно-образовательных центров должно стать приоритетной задачей [Текст] / В.В. Путин // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 6.

10. Советский энциклопедический словарь. Изд. 4-е, испр. и доп. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - 1631 с.

11. Федорова С.Н. Педагогика [Текст] / С.Н. Федорова // Научно-теоретический журнал. Профессиональная культура педагога. - 2003. - № 3.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!