ПСИХОЛОГИЯ СПОРТА


Abstract

INCREASE OF EFFICIENCY OF YOUNG FEMALE GYMNASTS’ EDUCATIONAL-TRAINING PROCESS USING METHODS OF SELF-CONTROL

E.A. Arseenko, Ph. D., associate professor

The Belgorod state university, Belgorod

Key words: psychological training, mental serviceability, sports training, self-control, methods of self-control, young female gymnasts.

The purpose of the research was revelation, definition and substantiation of the opportunity of using methods of self-control in educational-training process of young 8-9 year old female gymnasts, promoting the increase of its efficiency.

The use of self-control methods promotes the optimization of their psycho-emotional state, to the increase of mental serviceability and its stabilization in an educational-training process in the optimum limits that allows to arrange this process more effectively and creates additional reserves for the increase of sports and technical results.


ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ЮНЫХ ГИМНАСТОК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ

Кандидат педагогических наук, доцент Е. А. Арсеенко
Белгородский государственный университет, Белгород

Ключевые слова: психологическая подготовка, психическая работоспособность, спортивная тренировка, саморегуляция, методы саморегуляции, юные гимнастки.

Введение. Развитие современной спортивной гимнастики характеризуется значительным "омоложением" контингента занимающихся, быстрым ростом технической сложности и трудности соревновательных программ, что связано с риском и требует специальной психологической подготовки, особенно юных гимнасток. Одной из важнейших проблем психологической подготовки юных спортсменов является поддержание на оптимальном уровне психической работоспособности, характеризующей способность человека на кортикальном уровне формировать и реализовывать специфические функциональные системы, лежащие в основе конкретной деятельности. Психическая работоспособность снижается раньше, чем физическая, и, естественно, ее изучение дает более оперативную информацию о начальных этапах развития утомления, вследствие чего возможно и более экстренное вмешательство для восстановления работоспособности. Это позволяет обоснованно корректировать учебно-тренировочный процесс, применяя специальные восстановительные средства, повышающие надежность и успешность спортивной деятельности.

Сказанное актуализирует проблему поиска новых, более эффективных средств и методов восстановления работоспособности юных спортсменок.

В настоящее время для лучшего восстановления работоспособности в спорт внедряются различные методы саморегуляции, с помощью которых психическое состояние и психомоторика спортсмена оптимизируются им самим. Эти методы достаточно широко применяются в подготовке высококвалифицированных спортсменов [2, 6 - 9 и др.] и имеют большое значение в достижении высоких спортивных результатов, являющихся окончательным выражением рационального управления процессом тренировки и показателем ее эффективности. Ряд работ, затрагивающих некоторые аспекты саморегуляции, посвящен юным спортсменам 10 - 12 лет [3, 4 и др.]. В то же время возможность освоения методов саморегуляции более юными спортсменами, в частности гимнастками 8 - 9 лет, породила противоречие между эффективностью использования методов саморегуляции в спортивной практике и неопределенностью возраста начала обучения и усвоения юными гимнастками методов саморегуляции.

Данное противоречие определило проблему исследования, которая заключается в поиске и выборе психолого-педагогических возможностей использования методов саморегуляции в учебно-тренировочном процессе юных гимнасток 8-9 лет для повышения и стабилизации их психической работоспособности в оптимальных пределах и роста спортивно-технических результатов.

Особое значение эта проблема приобретает в подготовке, сохранении здоровья и формировании личности юных спортсменов - национального олимпийского резерва.

Целью исследования было выявление, определение и обоснование возможности использования методов саморегуляции в учебно-тренировочном процессе юных гимнасток 8 - 9 лет, способствующих повышению его эффективности.

Методы и организация исследования. Поставленная проблема изучалась на основе использования комплекса теоретических и эмпирических методов исследования: анализа психолого-педагогической литературы, педагогического эксперимента, самооценки, прогрессивной мышечной релаксации Э. Джекобсона, аутогенной тренировки, самовнушения, идеомоторной тренировки с применением самоприказов; паузы психорегуляции, психофизиологического метода оперативного контроля психической работоспособности на основании измерения квазистационарного потенциала (КСП) коры головного мозга [5].

Исследование проводилось на базе СДЮШОР "Спартак" по спортивной гимнастике г. Белгорода. В исследовании приняли участие юные гимнастки 8 - 9 лет двух групп начальной подготовки 1-го года обучения, которые составили экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ) группы, по 12 человек в каждой.

Нами разработана методика обучения юных гимнасток 8 - 9 лет методам саморегуляции: 4 базовым и 2 основным [1]. К базовым методам относятся прогрессивная мышечная релаксация Э. Джекобсона, АТ, самовнушение, идеомоторная тренировка с применением самоприказов. К основным - паузы психорегуляции двух вариантов: с восстановительным и идеомоторным компонентами.

Обучение проводили в течение года. В первые четыре месяца в начале тренировки в течение 20 мин обучали четырем базовым методам саморегуляции. Начинали его с наиболее доступного для детей данного возраста метода - прогрессивной мышечной релаксации Э. Джекобсона, которую юные гимнастки осваивали в течение месяца. В следующем месяце они овладевали аутогенной тренировкой. Третий месяц посвящался обучению самовнушениям, четвертый - идеомоторной тренировке с применением самоприказов. Овладение юными гимнастками этими методами послужило базой для освоения пауз психорегуляции (с восстановительным и идеомоторным компонентами) в последующие два месяца. На освоение каждой паузы психорегуляции уходило 20 мин (разъяснения, показ), по мере овладения время сокращалось до 5 мин. В последующие шесть месяцев паузы психорегуляции вводили в учебно-тренировочный процесс как его составную часть, оценивали успешность обучения им, выявляли влияние методов саморегуляции на эффективность учебно-тренировочного процесса юных гимнасток. В ЭГ перед каждым видом гимнастического многоборья проводили паузу психорегуляции с идеомоторным компонентом, после тренировки во время 5-минутного восстановления - с восстановительным компонентом, а в КГ организовывали 5-минутный пассивный отдых.

Эффективность методов саморегуляции была нами оценена с помощью объективной методики оперативного контроля уровня психической работоспособности на основании измерения КСП коры головного мозга, который контролировался в конце месяца обучения каждому методу, до и после его выполнения.

Эффективность учебно-тренировочного процесса юных гимнасток определяли с помощью того, насколько эффективно они используют имеющуюся у них работоспособность в данных условиях деятельности на основании психофизиологического контроля, в виде измерения КСП коры головного мозга, а также по качеству последующей спортивной деятельности (выполнению упражнений).

КСП у юных гимнасток измеряли на этапе предсоревновательной подготовки во время контрольной тренировки: до разминки, после нее, до и после каждого вида гимнастического многоборья и после тренировки, через 5 мин восстановления. Самооценку уровня психической работоспособности проводили до и после тренировки.

Результаты и их обсуждение. При традиционной системе подготовки юные гимнастки подходили к учебно-тренировочной деятельности с разной субъективной и объективной оценкой уровня психической работоспособности - в основном с уровнями ниже среднего и низким субъективной оценки и средним уровнем объективной оценки. Это говорит о том, что самооценка уровня психической работоспособности неадекватна объективным показателям. Таким образом, процесс формирования оптимального психического состояния перед началом основной тренировочной деятельности затруднялся, что, несомненно, накладывало негативный отпечаток на тренировочный эффект, снижая его до минимума.

Анализ показателей КСП головного мозга, характеризующих объективное состояние психической работоспособности, показал, что при традиционной системе подготовки прослеживается тенденция к снижению этих показателей после разминки у гимнасток обеих групп: в ЭГ - на 36,3 % (р < 0,05), в КГ - на 31,3 % (р < 0,05). Юные гимнастки в данном случае начинали основную тренировочную деятельность при уровне психической работоспособности ниже среднего, который не способствует наиболее оптимальному использованию ими своих физических и технических возможностей. Подобная работоспособность отрицательно сказывается и на эффективности дальнейшей тренировочной деятельности.

Некоторое повышение психической работоспособности отмечается после специальной разминки и 5-минутного пассивного отдыха перед выполнением упражнения во всех видах гимнастического многоборья, где квазистационарный потенциал (КСП) в обеих группах повышается до среднего уровня, но незначительно (р > 0,05). После выполнения упражнения в отдельных видах гимнастического многоборья наблюдается снижение показателей КСП головного мозга со среднего уровня психической работоспособности до ниже среднего.

После тренировки отмечается снижение работоспособности относительно исходного (в ЭГ - на 35,6 % (р < 0,05), в КГ - на 41,8 % (р < 0,05) до уровня ниже среднего. Через 5 мин восстановления после тренировки в форме пассивного отдыха КСП головного мозга в обеих группах повышается незначительно и остается на том же уровне - ниже среднего. С таким уровнем работоспособности в конце тренировочного занятия юные гимнастки не могут как-то повысить ее традиционными средствами.

Все это говорит о необходимости использования психопедагогических воздействий, направленных на повышение эффективности учебно-тренировочного процесса юных гимнасток, что предполагает их обучение доступным им методам саморегуляции.

Результаты обучения юных гимнасток методам саморегуляции показали, что согласно показателям КСП головного мозга все эти методы положительно воздействуют на их психическую работоспособность.

Однако в результате овладения юными гимнастками паузой психорегуляции с восстановительным компонентом обнаружена более выраженная тенденция изменения потенциала мозга (40,2 %), чем при обучении всем предыдущим методам. Уровень психической работоспособности оказался самым высоким - 38,08 ± 2,04 мВ и статистически достоверным (р < 0,01). Все это дает нам основание утверждать, что пауза психорегуляции с восстановительным компонентом оказывает существенное влияние на повышение психической работоспособности юных гимнасток. Отсюда следует, что включение в учебно-тренировочный процесс пауз психорегуляции с восстановительным компонентом способствует ускоренному восстановлению психической работоспособности. Усвоение юными гимнастками паузы психорегуляции с идеомоторным компонентом повышает психическую работоспособность на 27,7 %, но восстановительный эффект при этом несколько ниже - 35,67 ± 2,06 мВ (р < 0,05), чем после паузы психорегуляции с восстановительным компонентом. Это говорит о разнонаправленности пауз психорегуляции: в первом варианте она является восстановительной, во втором - в основном закрепляющей технические навыки.

Разработанная нами методика обучения юных гимнасток 8 - 9 лет методам саморегуляции способствовала постепенному, последовательному и успешному обучению их паузам психорегуляции, которые положительно влияют на восстановительные процессы, сокращают период восстановления и значительно повышают работоспособность.

Анализ субъективных и объективных оценок психической работоспособности подтвердил эффективность использования в учебно-тренировочном процессе юных гимнасток методов саморегуляции.

На основании анализа субъективных и объективных оценок психической работоспособности можно констатировать, что применение методов саморегуляции в учебно-тренировочном процессе юных гимнасток значительно повысило субъективную оценку уровня психической работоспособности, вплотную приблизив ее к объективной: девочки стали правильно оценивать свое психическое состояние, к учебно-тренировочной деятельности подходить с одинаковым средним уровнем как субъективной - 4,08 ± 0,26 балла, так и объективной оценки - 4,17 ± 0,34 балла, что говорит об адекватности их субъективной оценки объективным показателям и о способности к самоанализу своего психического состояния благодаря овладению специально разработанным комплексом методов саморегуляции и его применению в учебно-тренировочном процессе. Все это позволило оптимизировать психоэмоциональное состояние девочек, повысить уровень их работоспособности как до, так и после тренировки и целенаправленно влиять на успешность тренировочной деятельности.

Анализ показателей КСП головного мозга, характеризующих объективное состояние психической работоспособности, обнаружил целесообразность использования методов саморегуляции, повышающих эффективность учебно-тренировочного процесса юных гимнасток 8-9 лет, которая часто определяется тем, насколько рационально используется имеющаяся у спортсмена работоспособность в данных условиях деятельности. Так, до разминки психическая работоспособность гимнасток обеих групп находилась на среднем уровне. Причем в КГ КСП коры головного мозга был незначительно выше - 27,83 ± 2,47 мВ, чем в ЭГ - 26,50 ± 2,95 мВ. Однако в ЭГ разминка не вызывает снижения психической работоспособности, а, наоборот, повышает ее на 6 % - до 28,08 ± 2,20 мВ (р > 0,05), приближая к оптимальным значениям, но все же не выходя на оптимум. Это связано с тем, что в ЭГ во время разминки применялся комплекс методов саморегуляции, повышающий психическую работоспособность (прогрессивная мышечная релаксация Э. Джекобсона, самовнушения, самоприказы). В то же время в КГ, где не применялись методы саморегуляции, сохраняется тенденция к достоверному снижению показателей КСП головного мозга после разминки - до 20,25 ± 2,63 мВ (р < 0,05), что составляет 27,2 %.

Использование пауз психорегуляции с идеомоторным компонентом перед выполнением упражнения в отдельных видах гимнастического многоборья позволило в ЭГ повысить и стабилизировать психическую работоспособность в учебно-тренировочном процессе юных гимнасток 8 - 9 лет в оптимальных пределах за счет целенаправленной настройки на выполнение упражнения в отдельных видах гимнастического многоборья. При этом внимание гимнасток было акцентировано не на "слабых местах" комбинации и боязни их выполнения, а на мышечно-двигательном представлении основных действий гимнастического упражнения, от чего зависит само его выполнение. В то же время мы стремились переориентировать гимнасток ЭГ с победы над другими на победу над собой, на преодоление собственных слабостей, недостатков и раскрытие всех своих способностей, побуждающих к совершенству.

Все это привело к более быстрому овладению техническими навыками и более стойкому тренировочному эффекту, что выразилось в меньшем количестве срывов в отдельных видах женского гимнастического многоборья.

В ЭГ при использовании юными гимнастками пауз психорегуляции с идеомоторным компонентом значительно снизилось количество срывов в отдельных видах многоборья. Общее же их количество в ЭГ в отдельных видах женского четырехборья достоверно снижается более чем в два раза - с 11 до 4 (р < 0,05) по сравнению с КГ, соответственно с 12 до 11, где юные спортсменки не применяли пауз психорегуляции.

Полученные результаты исследования показали, что применение пауз психорегуляции с идеомоторным компонентом перед исполнением упражнения в отдельных видах гимнастического многоборья помогает юным гимнасткам целенаправленно настраиваться на их выполнение, ускоряет автоматизацию технических навыков, сокращает количество срывов, значительно повышая рост спортивно-технических результатов и эффективность учебно-тренировочного процесса в целом.

В то же время использование методов саморегуляции, в частности пауз психорегуляции с идеомоторным компонентом в учебно-тренировочном процессе юных гимнасток 8 - 9 лет, позволило приблизить психическую работоспособность юных гимнасток ЭГ после тренировки (26,00 ± 2,35 мВ) к исходному среднему уровню (26,50 ± 2,95 мВ), немного не достигнув его, всего на 1,9 % (р > 0,05), в то время как в КГ, где методы саморегуляции не применялись, психическая работоспособность относительно исходного среднего уровня (27,83 ± 2,47 мВ) после тренировки достоверно снизилась на 34,4 % (р < 0,05), до уровня ниже среднего - 18,25 ± 2,84 мВ.

После тренировки, во время 5-минутного восстановления, в ЭГ КСП коры головного мозга достоверно повышается до высокого уровня психической работоспособности и становится равным 35,25 ± 2,09 мВ (р < 0,01). Относительно исходного уровня (26,50 ± 2,95 мВ) это повышение составило 33,0 % (р < 0,05). В КГ КСП коры головного мозга недостоверно повышается до среднего уровня -21,33 ± 2,45 мВ (р > 0,05), а относительно исходного уровня (27,83 ± 2,47 мВ) понижается на23,4 % (р > 0,05). Это дает нам основание утверждать, что применение паузы психорегуляции с восстановительным компонентом после тренировки способствует ускоренному восстановлению работоспособности юных гимнасток ЭГ, в то время как в КГ они не смогли традиционными средствами как-то повысить ее.

Еще одним доказательством эффективности используемых методов саморегуляции в учебно-тренировочном процессе юных гимнасток служат результаты контрольных испытаний, которые еще раз подтверждают связь величины КСП с результативностью деятельности, т. е. со способностью к достижению определенных результатов.

Анализ результатов работы показал, что за исследуемый период в ЭГ произошли существенные изменения спортивно-технических результатов. В этой группе сумма баллов в многоборье увеличилась на 3,9 % и достигла 35,51±0,42 (р<0,05), в то время как в КГ эти изменения были значительно меньше - соответственно 0,6 % и 34,24±0,44 балла (р>0,05). В ЭГ это связано с овладением юными гимнастками специально разработанным психолого-педагогическим комплексом методов саморегуляции и использованием его в учебно-тренировочном процессе, что позволило оптимизировать психоэмоциональное состояние девочек, повысить и стабилизировать уровень их психической работоспособности в оптимальных пределах и целенаправленно влиять на повышение эффективности учебно-тренировочного процесса.

Таким образом, результаты теоретико-экспериментального исследования позволяют сделать выводы, что использование методов саморегуляции в учебно-тренировочном процессе юных гимнасток 8 - 9 лет способствует оптимизации их психоэмоционального состояния, повышению психической работоспособности и ее стабилизации в учебно-тренировочном процессе в оптимальных пределах, что позволяет более эффективно строить этот процесс и создает дополнительные резервы для роста спортивно-технических результатов.

Литература

1. Арсеенко Е. А. Обучение юных гимнасток методам саморегуляции: метод. пособие / Е. А. Арсеенко, Л. С. Солнцева, В. И. Прокопенко. - Белгород: изд-во Белгор. гос. ун-та, 1998. - 103 с.

2. Бундзен П. В. Основы ментального тренинга // Психотренинг для успешного выступления в соревнованиях: метод. пособие / П. В. Бундзен, В. И. Баландин. - СПб., 1997. - 24 с.

3. Керовбян Р. Ж. Тенденции изменения методов и средств психорегуляции в подготовке спортсменов различных видов спорта (теоретико-педагогический аспект): автореф. дис. ...канд. пед. наук /Р. Ж. Керовбян. - М.: РГАФК, 1995. - 24 с.

4. Макарова В. И. Применение метода идеомоторной подготовки юными гимнастками 10-12 лет / В. И. Макарова, Е. А. Дмитриева // Гимнастика: сб. ст. / сост. В. М. Смолевский. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - Вып. 1. - С. 38-39.

5. Методические указания для контроля психической работоспособности спортсменов / сост. Л. С. Солнцева, К. Р. Ставицкий, А. Г. Дрижика и др. - Новочеркасск: НПИ, 1986. - 11 с.

6. Родионов А. В. Психолого-педагогические методы повышения эффективности решения оперативных задач в спорте: автореф. дис. ... докт. пед. наук / А. В. Родионов. - М., 1990. - 48 с.

7. Сопов В. Ф. Психические состояния в напряженной профессиональной деятельности: учеб. пособие / В. Ф. Сопов. - М.: Академический Проект, Трикста, 2005. - 128 с.

8. Унесталь Л.-Э. Ментальный тренинг - путь к пику результативности и здоровью / Л.-Э. Унесталь // I Международный научный конгресс "Спорт и здоровье" // Материалы. - Т. 1. - Россия. - СПб., 2003. - С. 102-103.

9. Худадов Н. А. Психолого-педагогические основы повышения эффективности спортивной деятельности в единоборствах: автореф. дис.... докт. пед. наук / Н. А. Худадов. - М., 1998. - 92 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!