СОЦИОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ


Abstract

SPORTS-RECREATIVE ACTIVITY IN SCHOOL PEDAGOGICAL COLLECTIVE

A.V. Voronkov, Senior teacher

I.F. Isaev, Dr. Hab., professor

I.N. Nikulin, Ph. D., associate professor

The Belgorod state university, Belgorod

Key words: motor activity, teachers’ sports-recreative activity, healthy lifestyle, interactive independence of personality.

The data received as a result of the mass inspection of comprehensive school teachers have made it possible for the authors to reveal obvious insufficiency and low efficiency of the sports-recreative work carried out at school.

In order to increase the schoolteachers’ activity in the application of the means of physical culture and to improve health and serviceability the authors have revealed pedagogical conditions for developing sports-recreative activity in a school collective.


ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕКРЕАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ ШКОЛЫ

Старший преподаватель А. В. Воронков
Доктор педагогических наук, профессор И. Ф. Исаев
Кандидат педагогических наук, доцент И. Н. Никулин

Белгородский государственный университет, Белгород

Ключевые слова: двигательная активность, физкультурно-рекреативная деятельность учителей, здоровый образ жизни, интерактивная самостоятельность личности.

Учитывая особенности профессиональной деятельности учителя и тот положительный потенциал, который несет в себе физическая рекреация, можно предположить, что физкультурно-рекреативная деятельность - необходимый компонент в режиме дня педагогов, однако в настоящее время уровень двигательной активности учителей оставляет желать лучшего. Одна из причин этого - недостаточная разработанность технологии и условий физкультурно-рекреативной деятельности учителей. Кроме того, наблюдается низкий уровень компетентности учителей в вопросах использования средств физической культуры (ФК) для укрепления здоровья. Разноречивость данных по вопросам физкультурно-рекреативной деятельности учителей, отсутствие эффективных технологий использования средств ФК для проведения полезного досуга, потребность в научно обоснованных рекомендациях по внедрению различных форм физической рекреации в реальные условия функционирования школ делают разработку проблемы совершенствования физкультурно-рекреативной деятельности в педагогическом коллективе школы весьма актуальной.

Методы и организация исследования. Исследование проводилось в 2003 - 2006 гг. Основными его методами были анализ и обобщение литературных данных, изучение опыта работы педагогических коллективов школ, анкетирование учителей, в котором приняли участие 52 учителя ФК из 40 школ и 389 учителей-предметников из 9 школ г. Белгорода, педагогический эксперимент, который проходил в течение 2004 - 2006 гг.

Результаты и их обсуждение. Анкетирование учителей выявило у них недостаточный уровень знаний в области ФК. Так, 58 % опрошенных педагогов считают, что ведут здоровый образ жизни. В то же время лишь 13 % респондентов смогли выделить основные компоненты здорового образа жизни: 23 % учителей не знают, какое артериальное давление для них считается нормальным, 18 % - какой вес для них оптимален. Об образованности в сфере ФК можно судить по табл. 1 и 2.

Из табл. 1 следует, что 76 % учителей считают возможным самостоятельно составить комплекс утренней гимнастики. Однако почти половина опрошенных признаются, что желали бы получить более глубокие знания по этому вопросу. 56 % педагогов считают, что в состоянии разработать для себя оптимальный двигательный режим. В то же время 70 % учителей нуждаются в дополнительных знаниях по данному вопросу. Считают, что смогут осуществить самоконтроль во время занятий физической культурой 62 % опрошенных. Одновременно с этим половина педагогов хотела бы получить знания об имеющихся методиках самоконтроля. Приведенные выше несоответствия, обнаруженные нами между ответами, представленными в табл. 1 и 2, позволяют говорить о том, что многие учителя переоценивают уровень своих знаний и умений в области ФК, что, в свою очередь, негативно сказывается на их отношении к двигательной активности. Из табл. 2 видно, что треть учителей хотела бы пополнить свои знания по методике организации занятий атлетической и ритмической гимнастикой.

Для того чтобы повысить активность учителей школ в применении средств ФК для улучшения здоровья и работоспособности, нами были выявлены педагогические условия, наличие которых, по нашему мнению, будет способствовать развитию физкультурно-рекреативной деятельности в школьном коллективе. К ним относятся: 1) личностно ориентированный характер вовлечения учителей в физкультурно-рекреативную деятельность. Это условие реализуется посредством учета индивидуальных особенностей (половых, возрастных, психологических, уровня физического развития, имеющихся заболеваний и т. д.) каждого педагога как во время выбора им определенного вида двигательной активности, так и в процессе занятий. Основным качеством личности, позволяющим осуществлять свободу выбора и целеполагания физкультурно-рекреативной деятельности, является активность субъекта ФК, проявляющаяся в умении оперировать способами физкультурной деятельности и совершать их конструктивную коррекцию в изменяющихся условиях, рефлексировать и прогнозировать результаты деятельности и возникающих отношений; 2) обеспечение мотивационной поддержки педагогов в процессе формирования активного положительного отношения к физкультурно-рекреативной деятельности. Принцип мотивации является основополагающим, направленным на стимулирование физкультурно-рекреативной деятельности педагогов. Мотивация детерминирует, направляет и организует любое поведение, придает ему личностный смысл и значимость; 3) формирование профессионально-педагогической компетентности учителей в области собственной физкультурно-рекреативной деятельности. При организации занятий с учителями надо помнить, что данная профессиональная группа обладает способностью к усвоению новой информации. Поэтому необходимо так организовывать физкультурно-рекреативные мероприятия, чтобы в процессе занятий учителя получали необходимые сведения по теории и методике организации этих занятий и могли применять полученные знания на самостоятельных занятиях. Следовательно, любая двигательная активность педагога должна подкрепляться блоком специальных знаний и умений; 4) развитие самостоятельности педагогов в организации физкультурно-рекреативных мероприятий на основе умений оценивать и анализировать результаты. Данное условие предполагает самообоснование педагогом своих действий, самореализацию на основе внутренней мотивации; поиск альтернативных видов физкультурно-рекреативной активности, внесение авторских элементов в их содержание и правила.

Таблица 1. Какие из заданий смогли бы выполнить опрошенные нами учителя, %

Виды физкультурной деятельности Да, смог бы, это мне уже приходилось делать Думаю, что смог бы Нет, не смог бы Затрудняюсь ответить
1. Составить комплекс упражнений утренней гимнастики 33 43 13 5
2. Провести физкультурно-оздоровительное занятие с коллегами 11 33 31 16
3. Осуществить самоконтроль во время занятий физической культурой 16 46 17 13
4. Разработать для себя оптимальный двигательный режим 16 40 23 12
5. Порекомендовать обоснованный режим питания для друзей, родных 8 34 34 15
6. Оказать первую медицинскую помощь 18 52 13 11
7. Определить для себя рациональную физическую нагрузку 18 41 19 14
8. Провести беседу о пользе физической культуры 28 49 8 8
9. Провести занятие по какому-либо виду спорта 10 22 42 19
10. Дать рекомендации по закаливанию 11 43 32 14
11. Быть судьей по какому-либо виду спорта 10 16 55 12

Таблица 2. Области знаний, которые учителя хотели бы освоить более глубоко, %

Область теоретических знаний Да Нет
1. Методика составления комплекса утренней гимнастики 33 40
2. Гигиенические требования к занятиям ФК 28 42
3. Режим питания и питьевой режим 67 13
4. Социально-экономическое и оздоровительное значение ФК и спорта 15 54
5. Методика организации занятий ритмической и атлетической гимнастикой 30 39
6. Двигательный режим для моего возраста 69 13
7. Методика закаливания 24 30
8. Организация судейства соревнований по одному из видов спорта 9 15
9. Как контролировать вес тела? 60 18
10. Методика самоконтроля во время занятий ФК 47 27

С учетом того что учителя имеют очень мало свободного времени, наиболее предпочтительной для них будет организация физкультурно-рекреативных мероприятий в режиме рабочего дня (во время "окон") или сразу после уроков на базе школы, в имеющихся спортивных залах. На базе школы могут успешно проводиться следующие формы физкультурно-рекреативной деятельности: занятия атлетической гимнастикой, занятия различными направлениями аэробики, всевозможными спортивными играми по упрощенным правилам. Использование оборудования и инвентаря школы позволит также нивелировать проблему финансовой независимости педагогов. (Не секрет, что уровень материального благосостояния учителя оставляет желать лучшего, а современные фитнес-клубы предлагают только платные, для учителей очень дорогие, услуги.)

Для того чтобы обеспечить реализацию выделенных нами условий в педагогическом коллективе, а также определить их влияние на физкультурно-рекреативную деятельность учителей, был организован педагогический эксперимент, который проходил на базе средней школы № 47 Белгорода с сентября 2004 по май 2006 г. В нем приняли участие все члены учительского коллектива экспериментальной школы.

В рамках эксперимента был внедрен спецкурс "Двигательная активность учителя", который включал лекции, семинары и практические занятия. В ходе занятий рассматривались следующие вопросы: физическая культура, ее составляющие; содержание и функции физической рекреации; значение двигательной активности; физкультурно-рекреативная деятельность в режиме трудового дня; планирование и организация физкультурно-рекреативной деятельности взрослых; контроль в процессе занятий физкультурно-рекреативной деятельностью; научная организация труда учителя, обоснование объема индивидуальной двигательной активности; планирование различных физкультурно-рекреативных мероприятий; тестирование уровня физической подготовленности и функциональной работоспособности; особенности составления индивидуального рациона питания.

После окончания курса лекций и семинаров раз в неделю на базе тренажерного зала школы проводились индивидуальные консультации для всех желающих педагогов. В их содержание входило: оказание помощи учителям по всем теоретическим, практическим и организационным вопросам, касающимся физкультурно-рекреативной деятельности и здорового образа жизни; проведение совместно с учителями анализа режима дня, влияния трудовой деятельности на самочувствие, физическое и психическое здоровье; рекомендации по выбору форм, средств и методов занятий физкультурно-рекреативной деятельностью с учетом профессиональной загруженности, целей и предпочтений; составление программы индивидуальных занятий физическими упражнениями. При этом обосновывались подбор средств, дозировка, методы контроля нагрузки; формирование у учителей мотивации к занятиям физическими упражнениями, оказание помощи в постановке целей и задач, на решение которых может быть направлена физкультурно-рекреативная деятельность; оказание помощи в составлении рационального режима питания, внесение в него коррективов с учетом особенностей жизнедеятельности и целей; помощь в тестировании физических качеств, функционального состояния, в оценке телосложения.

Практические занятия включали атлетическую и ритмическую гимнастику, спортивные игры по упрощенным правилам, ориентированные на физическую рекреацию педагогов данной школы. Для привлечения к занятиям специально подготовленные инструкторы использовали наглядную агитацию (объявления, афиши) и индивидуальные приглашения членов педагогического коллектива на занятия. Содержание физкультурно-рекреативной деятельности предполагало опору на интерактивную самостоятельность участников эксперимента, суть которой заключается в том, что человек самостоятельно определяет свою позицию в системе различных отношений. Интерактивная самостоятельность педагогов в процессе физкультурно-рекреативной деятельности проявлялась в осознанном и целенаправленном изменении действий в зависимости от индивидуальной позиции, собственных потребностей и интересов. Интерактивная самостоятельность личности в условиях данной деятельности предполагает инициативный выбор форм и регламента занятий на основе свободы и ответственности. Организация физкультурно-рекреативных мероприятий в этом случае должна предусматривать в их содержании возможность изменения индивидуальных действий и интенсивности нагрузки под влиянием личных или коллективных предпочтений занимающихся.

Ведущим фактором участия в физкультурно-рекреативных мероприятиях являлось личное желание занимающихся. Акцент в процессе этих мероприятий смещался на свободное самовыражение в деятельности, реализацию творческих способностей, максимально полный учет морфологических и психологических особенностей при условии самоуправления рекреативной деятельностью.

Содержание физкультурно-рекреативной деятельности педагогов предполагало направленность на сам процесс деятельности, отношения, общение. Конечным результатом каждого рекреативно ориентированного мероприятия должно быть возникновение чувства удовлетворенности и "мышечной радости". Физкультурно-рекреативная деятельность педагогов имела вариативный характер.

Таблица 3. Уровень физкультурно-рекреативной деятельности учителей

Уровни До эксперимента После эксперимента
число учителей % число учителей %
Критический 27 38,6 2 2,9
Низкий 35 50 22 31,4
Средний 4 5,7 27 38,6
Высокий 4 5,7 19 27,1

По окончании эксперимента измерению подверглись разработанные нами основные компоненты физкультурно-рекреативной деятельности учителя: мотивационно-целевой, познавательно-проектировочный, действенно-практический и результативно-оценочный. При измерении перечисленных компонентов использовались специально подготовленные анкеты и тесты. Всего в анкетировании приняли участие 70 педагогов экспериментальной школы. Для определения уровня развития каждого компонента была использована система критериев и показателей, обеспечивающая изучение качественных характеристик всех основных компонентов физкультурно-рекреативной деятельности. В результате проделанной нами работы ситуация изменилась следующим образом. До начала эксперимента средний и высокий уровни развития мотивационно-целевого компонента наблюдались у 65 % учителей, после эксперимента - у 94 %. Познавательно-проектировочный компонент на среднем уровне до эксперимента наблюдался у 17 % учителей, высокий уровень не был обнаружен. После эксперимента 70 % учителей имели высокий или средний уровень развития познавательно-проектировочного компонента, из них около 30 % - высокий. Действенно-практический компонент на среднем и высоком уровнях до эксперимента наблюдался у 20 % учителей, после эксперимента - у 40 %. Средний и высокий уровни развития результативно-оценочного компонента до начала эксперимента был отмечен у 8 % учителей, после эксперимента - у 50 %. Различия статистически достоверны (р<0,05). Комплексная оценка уровня физкультурно-рекреативной деятельности представлена в табл. 3.

Как видно из табл. 3, до эксперимента большинство учителей имели критический и низкий уровни физкультурно-рекреативной деятельности. При этом критический уровень отмечен у 38,6 % педагогов (27 человек), а низкий - у 50 % (35 человек). Всего 8 человек имели средний или высокий уровень развития рассматриваемой деятельности. Полученные данные позволяют говорить о том, что физкультурно-рекреативная деятельность членов педагогического коллектива экспериментальной школы до начала эксперимента находилась на очень низком уровне. Об этом свидетельствует преобладание учителей с низким и критическим уровнями над учителями, имеющими средний и высокий уровни. После проведения экспериментальной части работы данные показатели существенно изменились: количество учителей, имеющих критический уровень, уменьшилось с 38,6 до 2,9 % (с 27 до 2 человек), с низким уровнем - с 50 до 31,4 % (с 35 до 22 человек). Значительно увеличилось количество педагогов, имеющих средний и высокий уровни физкультурно-рекреативной деятельности: соответственно с 5,7 до 38,6 % (было 4 человека, стало 27) и с 5,7 до 27,1 % (было 4 человека, стало 19).

Таким образом, выделенные нами педагогические условия обеспечили успешность проведения опытно-экспериментальной работы, связанной с развитием физкультурно-рекреативной деятельности в педагогическом коллективе школы.

Заключение. Полученные в результате массового обследования учителей данные позволили выявить явную недостаточность и низкую эффективность физкультурно-рекреативной работы, осуществляемой в школе. В подавляющем большинстве случаев физкультурно-рекреативные мероприятия для учителей не проводятся или проводятся весьма нерегулярно, совершенно не ведется работа по обучению педагогов самостоятельным формам физкультурно-рекреативных занятий, по формированию положительной направленности на данную деятельность. Результаты исследования свидетельствуют о преобладании у учителей низкого уровня активности и компетентности в осуществлении самостоятельной физкультурно-рекреативной деятельности. Это позволяет говорить о недостаточности влияния традиционной системы образования на обеспечение здоровьесберегающей деятельности учителей в реальных условиях функционирования школ. Для повышения активности учителей школ в применении средств физической культуры, для улучшения здоровья и работоспособности были выявлены педагогические условия развития физкультурно-рекреативной деятельности в школьном коллективе. К этим условиям относятся: личностно ориентированный характер вовлечения учителей в физкультурно-рекреативную деятельность, обеспечение мотивационной поддержки педагогов в процессе формирования активного положительного отношения к физкультурно-рекреативной деятельности, формирование профессионально-педагогической компетентности учителей в области собственной физкультурно-рекреативной деятельности, развитие самостоятельности педагогов в организации физкультурно-рекреативных мероприятий на основе умений оценивать и анализировать их результаты.

Литература

1. Вершловский С. Г. Педагог эпохи перемен, или Как решаются сегодня проблемы профессиональной деятельности учителя / С. Г. Вершловский. - М.: Сентябрь, 2002. - 160 с.

2. Выдрин В. М. Современные проблемы теории физической культуры как вида культуры: учеб. пособие / В. М. Выдрин. - СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2001. - 76 с.

3. Исаев И. Ф. Школа как педагогическая система: основы управления: учеб. пособие / И. Ф. Исаев. - Белгород: изд-во БГУ, 1997. - 145 с.

4. Исаев И. Ф. Проблемы модернизации подготовки педагогических кадров: региональный аспект / И. Ф. Исаев // Проблемы развития современной общеобразовательной школы: инновационный подход // Материалы Всерос. науч.-практ. конф. БелГУ. Белгород, 13-14 октября 2005 г.; отв. ред. И. Ф. Исаев, Е. В. Тонков. - Белгород: изд-во БелГУ, 2004. - С. 14 - 20.

5. Казин Э. М. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э. М. Казин, Н. Г. Блинова, Н. А. Литвинова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 192 с.

6. Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. - 200 с.

7. Никулин И. Н. Подготовка будущего учителя к физкультурно-рекреативной деятельности с учащимися общеобразовательной школы: дис. ... канд. пед. наук. - Белгород, 2000. - 209 с.

8. Тревцова Е. А. Вопросы культуры здоровья учителя общеобразовательной школы / Е. А. Тревцова, В. Ф. Горбич // Актуальные проблемы культуры здоровья // Материалы науч.-практ. конф. с международным участием / Воронеж. гос. технол. акад. Воронеж, 2002. - С. 165 - 170.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!