НАЗАД

СОДЕРЖАНИЕ


АЛГОРИТМ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КОНЬКОБЕЖЦЕВ

Н.Ф. Полозкова
Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск

Современная теория спорта содержит в себе существенные элементы неопределенности, проявляющиеся в широком спектре методологических подходов к исследованию и технологи ям построения спортивной подготовки [4, 8, 5, 6, 16, 17]. Значительная неопределенность связана с чрезвычайной сложностью (до конца не познанной) организма человека и его поведения как объекта управления, высокими (часто предельными) психоэмоциональными и физическими нагрузками, экстремальными условиями тренировочной и соревновательной деятельности, постоянным ростом спортивных достижений. Преодоление (снижение) неопределенности, придание процессу спортивной подготовки все большей упорядоченности возможно через конструктивную деятельность. Конструктивный подход имеет в виду эффективное построение спортивной подготовки в условиях постоянной изменчивости и подвижности моделей спортивного мастерства, с одной стороны, и технологий их реализации - с другой.

Обозначенные реалии выдвигают на первый план необходимость осмысления ведущих направлений совершенствования системы спортивной подготовки. В ряду приоритетно важных из них следует отметить индивидуализацию процесса спортивной подготовки. Последняя является важнейшей проблемой спорта высших достижений, ведущим принципом и основной формой управления спортивной подготовкой, ключевым фактором самореализации личности в спортивной деятельности. Данная тенденция в определенной мере проявляется в научных исследованиях и (фрагментарно) на практике, через антропологическое насыщение подходов к организации спортивной подготовки, поиск природосообразных средств, методов и форм тренировочной и соревновательной деятельности [12, 13, 16, 17, 9, 11, 3, 4, 10]. Последнее детерминирует существенную перестройку процесса под готовки спортсменов высокого класса, для которой необходимо: углубить теоретико-методологическую базу индивидуализации спортивной подготовки; разработать алгоритм и раскрыть педагогические возможности индивидуализации тренировочной и соревновательной деятельности.

Вместе с тем данные ограничения играют роль своеобразного тормоза в скоростном беге на коньках, где широкий диапазон соревновательных дистанций значительно затрудняет экстраполяцию общих положений концепции индивидуализации на процессе подготовки и успешное выступление конькобежцев высокого класса на конкретных дистанциях.

Под индивидуализацией подготовки конькобежцев высокой квалификации следует понимать выявление и реализацию предрасположенности и перспективности в беге на различные дистанции. При этом алгоритм индивидуализации подготовки предполагает систему операций по эффективному применению тренировочных, соревновательных воздействий и обеспечивающих их факторов, построенных по строго определенным правилам, последовательное выполнение которых приводит к достижению максимальных результатов в спортивной дисциплине, являющейся предметом специализации.

Результаты теоретических и экспериментальных исследований убедительно свидетельствуют, что наивысшие спортивные результаты могут быть достигнуты при установлении закономерностей к индивидуальных особенностей взаимосвязи задаваемых нагрузок и адаптационных реакций различной срочности, выраженности и направленности [8, 15, 8, 14].

При обосновании и построении программ подготовки необходимо определение достаточного максимума соответствующих по направленности и структурно упорядоченных нагрузок, обеспечивающих получение запрограммированных двигательных действий и тренировочных эффектов срочного, отстав ленного и кумулятивного (устойчивого и долговременного) характера в индивидуальном проявлении. В данном случае нагрузки и условия их реализации выполняют роль "ключа", который открывает "замок" в виде формирования в организме спортсменов необходимых адаптационных перестроек, т.е. срабатывает феномен "узнавания" [22, 1].

В этом плане управление индивидуальным развитием двигательного потенциала спортсменов в процессе многолетней подготовки включает такую последовательность операций:

1) выявление психофизиологических задатков как биологически закрепленных предпосылок развития;

2) установление предрасположенности к конкретной двигательной деятельности с помощью определения задатков;

3) выраженность данной предрасположенности обуславливает степень перспективности спортсменов;

4) разработку и реализацию программ тренирующих воздействий, обеспечивающих полноценную реализацию индивидуальных особенностей (предрасположенности) и возможностей (перспективности) организма спортсменов в направлении достижения максимальных спортивных результатов (В.В. Рыбаков, А.В. Уфимцев, А.И. Федоров и др., 2003).

Данный цикл управления индивидуальным повышением двигательного потенциала должен предполагать прогноз развития конкретного вида (отдельной дисциплины) спорта: рост спортивных результатов и установление факторов, их определяющих (система образующих факторов, факторов формирования, обеспечения и реализации спортивного мастерства).

Содержание индивидуализации процесса подготовки предполагает выявление предрасположенности (индивидуальных особенностей) и перспективности (индивидуальных возможностей) в беге на различные дистанции, определение критериев (обобщенные, групповые и индивидуальные модели спортивного мастерства) и факторов (обобщенные, групповые и индивидуальные модели основных структур подготовки) достижения максимальных спортивных результатов.

У высококвалифицированных конькобежцев наиболее объективным и интегральным критерием предрасположенности к специализации и перспективности в беге на различные дистанции является соревновательная результативность на данных дистанциях. При этом даже при практически одинаковых программах подготовки у спортсменов отчетливо проявляется предрасположенность к более успешному выступлению на отдельных дистанциях. Последнее позволяет считать, что индивидуальное проявление в соревновательной деятельности базируется на задатках (генетически обусловленная предрасположенность) к конкретной двигательной деятельности. В данном случае внутренний (генетический) фактор является ведущим, определяющим направление специализации и индивидуализации, тогда как внешний (задаваемые нагрузки и условия их выполнения) обеспечивает степень реализации внутреннего фактора. Наблюдается проявление феномена "узнавания" как соответствие задаваемых нагрузок наследственно обусловленным предпосылкам спортивного мастерства (задаткам), уровню подготовленности (общие и специальные способности) и текущему состоянию. В данном случае индивидуальные программы подготовки выполняют роль "ключа", который открывает "замок" в виде формирования в организме спортсменов адаптационных (накопление структурных элементов органов и тканей; совершенствование координационной структуры движений и двигательных действий; повышение эффективности регуляторных механизмов, обеспечивающих согласованную деятельность различных компонентов функциональной системы; психическое приспособление к особенностям соревновательной деятельности, средствам тренировочного воздействия, условиям тренировки и соревнования) перестроек, определяющих полноценную реализацию индивидуальных особенностей (предрасположенности) и возможностей (перспективности) организма конькобежцев в беге на конкретных дистанциях [14, 2].

Изложенные материалы позволяют предложить следующий алгоритм индивидуализации процесса подготовки конькобежцев высокой квалификации.

Алгоритм включает: характеристику соревновательной деятельности, предполагаемую динамику и продолжительность ее достижения; установление факторов, определяющих планируемую соревновательную деятельность; разработку моделей спортивного мастерства и программ подготовки.

Соревновательная деятельность, достижение которой связано с выходом конькобежцев на уровень заданных спортивных результатов, является тем системообразующим фактором, который определяет структуру и содержание процесса подготовки на конкретном этапе спортивного совершенствования. В скоростном беге на коньках высокий уровень соревновательной деятельности демонстрируется в широком диапазоне дистанций, характеризующихся различной продолжительностью и предъявляющих высочайшие требования к проявлению основных двигательных качеств и способностей, морфофункциональным и психическим возможностям, специфической гармонии в развитии исполнительных, обеспечивающих и регулирующих звеньев организма спортсменов. При характеристике соревновательной деятельности целесообразно выделение наиболее существенных для различных дистанций индикаторов соревновательной деятельности, которые носят относительно независимый характер. Вариативность (уровень проявления, взаимодействия и взаимокомпенсация) данных индикаторов определяет индивидуальность соревновательной деятельности на конкретных дистанциях. Важным моментом является и наличие прогностической составляющей, включающей установление особенностей изменения соревновательной деятельности и её индикаторов на определенную перспективу (в рамках этапа многолетней подготовки, олимпийского цикла и т.д.).

Достижение запланированного уровня соревновательной деятельности осуществляется за счет факторов формирования (задаваемые нагрузки и условия их выполнения), обеспечения (общий компонент подготовленности) и реализации (специальный компонент подготовленности) спортивного мастерства конькобежцев высокой квалификации. При этом одни и те же факторы обеспечения и реализации спортивного мастерства конькобежцев высокой квалификации на различных дистанциях (соразмерность в специальной физической подготовленности, эффективность энергообеспечения, резистентность к стрессовым воздействиям, интенсивность восстановительных процессов) отражают не одинаковые по уровню своего проявления параметры подготовленности. Последнее свидетельствует о различных механизмах формирования, обеспечения и реализации специфических компонентов работоспособности высококвалифицированных конькобежцев, специализирующихся в беге на различные дистанции. Данные компоненты определяют способность к максимальной функциональной и двигательной активности при выполнении соревновательных (конкретные дистанции) и предельных специфических (ориентированных на подготовку к данным дистанциям) тренировочных нагрузок в условиях значительного изменения внутренней среды организма [14].

Факторы достижения (формирования, обеспечения и реализации) предполагают разработку обобщенных (характерных для скоростного бега на коньках в целом), групповых (отражающих специфику требований к высокому уровню результативности на конкретной дистанции) и индивидуальных (опирающихся на индивидуальные возможности и особенности отдельных спортсменов относительно различных дистанций) моделей.

Алгоритм индивидуализации подготовки высококвалифицированных конькобежцев

В спортивной практике, в том числе и в подготовке конькобежцев, находят применение модели всех трех уровней (см. рисунок). Модели более высокого уровня, обеспечивая общие направления подготовки и участия в соревнованиях, детализируются в индивидуальных моделях и создают предпосылки эффективного управления тренировочной и соревновательной деятельностью.

Принципиально важны взаимодействие, взаимовлияние различных составляющих алгоритма индивидуализации процесса подготовки. Соревновательная деятельность и прогноз ее изменения определяют основные параметры планируемых нагрузок, конкретизируемые в индивидуальных моделях различных структур подготовки (контур abef) и компоненты спортивного мастерства, реализуемые в индивидуальных моделях подготовленности (контур acgh). Итоговой, результирующей, операцией реализации предложенного алгоритма является "стыковка" индивидуальных моделей программ подготовки ("ключ") и уровня спортивного мастерства ("замок") обеспечивающих достижение прогнозируемого уровня соревновательной деятельности (итоговый контур abef > d < hgca).

Литература

1. Афанасьев В.Г. Мир живого: Системность, эволюция и управление / В.Г. Афанасьев. - М.: Политиздат, 1986. - 334 с.

2. Бажанова С.В. Индивидуализация тренировочного процесса высококвалифицированных конькобежек: дис. ...канд. пед. наук / С.В. Бажанова. - Челябинск, 1998. - 154 с.

3. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. - М.: Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с.

4. Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект) // Теория и практика физ. культуры / В.К. Бальсевич. - 1999. - № 4. - С. 21 - 26, 39 - 40.

5. Верхошанский Ю.В. Горизонты научной теории и методологии спортивной тренировки / Ю.В. Верхошанский // Теория и практика физ. культуры. - 1998. - № 7. - С. 41 - 54.

6. Верхошанский Ю.В. На пути к научной теории и методологии спортивной тренировки / Ю.В. Верхошанский // Теория и практика физ. культуры. - 1988. - № 2. - С. 21-26, 39-42.

7. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 330 с.

8. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю.В. Верхошанский. - М.: Физкультура и спорт, 1985. -176 с.

9. Воробьев А.Н. Тренировка, работоспособность, реабилитация / А.Н. Воробьев. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 272 с.

10. Запорожанов В.А. Индивидуализация - важнейшая проблема спорта высших достижений / В.А. Запорожанов // Теория и практика физ. культуры. - 2002. - № 7. - С. 62 - 63.

11. Куликов Л.М. Управление спортивной тренировкой: системность, адаптация здоровье / Л.М. Куликов. - М.: Физкультура, образование, наука. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 280 с.

12. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 280 с.

13. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.

14. Медведева Г.Е. Предрасположенность конькобежек высокой квалификации к спринтерским и многоборным дистанциям: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Г.Е. Медведева. - Челябинск, 1997. - 26 с.

15. Платонов В.Н. Адаптация в спорте / В.Н. Платонов. - Киев: Здоровье, 1988. - 214 с.

16. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В.Н. Платонов. - Киев: Олимпийская литература, 1997. - 584 с.

17. Платонов В.Н. О "концепции периодизации спортивной тренировки" и развитии общей теории подготовки спортсменов / В.Н. Платонов // Теория и практика физ. культуры. - 1998. - № 8. - С. 23-26, 39-46.

18. Рыбаков В.В. Особенности проявления взаимосвязи задаваемых нагрузок и адаптационных реакций в организме квалифицированных лыжников гонщиков / В.В. Рыбаков, Л.М. Куликов // Теория и практика физ. культуры. - 1995. - № 4. - С. 47 - 50.

19. Сиротин О.А. Психолого-педагогические основы индивидуализации спортивной подготовки дзюдоистов: автореф. дис.... докт. пед. наук / О.А. Сиротин. - М., 1996. - 49 с.

20. Теория спорта /под ред. проф. В.Н. Платонова. - Киев: Вища шк. Головное изд. во, 1987. - 424 с.

21. Управление спортивной подготовкой: теоретико-методологические основания / В.В. Рыбаков, А.В. Уфимцев, А.И. Федоров, М.Н. Ахмедзанов. - М.: СпортАкадемПресс; Челябинск: ЧелГУ; ЧГНОЦ УрО РАО, 2003. - 480 с.

22. Энгельгардт В.А. О некоторых атрибутах жизни: иерархия, интеграция, "узнавание" / В.А. Энгельгардт // Вопросы философии. - 1976. -№ 7. - С. 65 - 81.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!