Abstract INDIVIDUALIZATION OF TRAINING PROCESS AT EXERCISES ON BALANCE BEAM E.N. Artemova, postgraduate V.A. Savchenko, Ph. D., professor The Belgorod state university, Belgorod Key words: individualization of training process, exercises on balance beam, psychophysical and morphofunctional features. The purpose of the research was to develop the technique of training exercises on a balance beam in view of the individual psychophysical features of 10-11 year old female gymnasts. The received data of the female gymnasts’ training and competitive preparedness testify, that the individualization of the training process in the exercises on a balance beam based on their typological features allows to optimize the process of training and represents one of the effective directions of the athletes’ successful performance in this complicated kind of gymnastic multiathlon.
|
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ОБУЧЕНИИ УПРАЖНЕНИЯМ НА ГИМНАСТИЧЕСКОМ БРЕВНЕ
Аспирантка Е.Н. Артемова Белгородский государственный университет, Белгород Ключевые слова: индивидуализация тренировочного процесса, упражнения на бревне, психофизические и морфофункциональные особенности. Введение. Подготовка гимнасток высокой квалификации предъявляет высокие требования к уровню их технической, физической, функциональной и психологической подготовленности [1, 2, 6, 10, 11, 12]. Упражнения на бревне - наиболее специфический вид женского гимнастического многоборья, где ведущую роль играет умение сохранять устойчивость тела с помощью точности движений и тонкости чувства равновесия [20]. Уровень технического исполнения комбинаций на бревне обусловлен индивидуальными особенностями организма гимнасток, которые являются генетически детерминированными, предопределяют различный диапазон адаптационных возможностей их организма, скорость течения восстановительных процессов и позволяют создавать оптимальные условия для реализации спортивной формы [7, 15, 17 - 19]. Анализ выступлений российских гимнасток на бревне свидетельствует об утрачивании позиций в данном виде гимнастического многоборья. Золотая медаль в упражнениях на бревне в последний раз была завоевана на Олимпийских играх в 1992 г. [5, 16]. Обзор научно-методической литературы и опрос 15 тренеров по спортивной гимнастике высшей категории дает основание заключить, что проблема индивидуализации учебно-тренировочного процесса гимнасток 10 - 11 лет на этапе углубленной специализированной подготовки на основе учета индивидуальных типологических особенностей организма спортсменок раскрыта недостаточно [21]. Цель исследования - разработать методику обучения упражнениям на бревне с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей гимнасток 10 - 11 лет. Гипотезой исследования являлось предположение, что повышению эффективности тренировочной и соревновательной подготовленности гимнасток в упражнениях на бревне будет способствовать индивидуализация тренировочного процесса на основе учета психофизических и морфофункциональных особенностей их организма. Методы и организация исследования. Для решения поставленной проблемы использовали следующие методы исследования: анализ и обобщение научно методической литературы; педагогические наблюдения; опрос тренеров преподавателей; медико-биологическое, психологическое, педагогическое тестирование; педагогический эксперимент; методы математической статистики. Исследование осуществлялось в процессе учебно-тренировочной деятельности гимнасток перворазрядниц 10 - 11 лет на базе СДЮСШОР "Спартак" (г. Белгород). В эксперименте приняли участие 32 девочки. По результатам педагогического тестирования были определены параметры индивидуальных особенностей гимнасток. Корреляционный анализ результатов тестирования индивидуальных параметров позволил разделить гимнасток на основные группы: с различным уровнем силы нервной системы, типом вегетативной регуляции, соотношением процессов возбуждения и торможения, антропометрических данных, развитием физических качеств. В первую группу, условно названную группой А, вошли гимнастки микросоматического типа конституции с преобладанием симпатического тонуса вегетативной нервной системы, сильной нервной системой, низким уровнем личностной тревожности, высоким уровнем развития быстроты и силовых качеств. Гимнастки данной группы в основном являлись экстравертами, по типу темперамента - сангвиниками или холериками. Во вторую группу - В - вошли представительницы мезосоматического типа конституции с нормотоническим типом вегетативной регуляции, средним уровнем нервной системы и личностной тревожности, высоким уровнем развития скоростно-силовых качеств, наличием различных типов темперамента. Третья группа - С - гимнастки с макросоматическим типом конституции, характеризующиеся высоким ростом и длинными конечностями. Для них характерно преобладание парасимпатического тонуса вегетативной регуляции, умеренно повышенного уровня личностной тревожности. Представительницы данной группы имели низкий уровень развития скоростных и силовых качеств, высокий уровень аэробной работоспособности, ведущее качество - выносливость. Являлись по преимуществу интровертами, по типу темперамента - флегматиками, Полученные результаты подтвердили неоднородность групп гимнасток 10 - 11 лет, что свидетельствует о необходимости дифференцированного подхода при обучении упражнениям на бревне на этапе углубленной специализированной подготовки. Для выявления эффективности разработанной методики обучения упражнениям на гимнастическом бревне традиционными методами гимнастки методом случайной выборки были разделены на две группы, по 16 человек в каждой: экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ). Гимнастки ЭГ использовали разработанную методику, учитывающую индивидуальные психофизиологические особенности организма спортсменок, КГ применяла традиционную в спортивной практике схему обучения. Экспериментальная методика. Для выявленных трех групп гимнасток была разработана методика обучения упражнениям на бревне, учитывающая структуру, направленность, количество и продолжительность тренировочных занятий. В основу методики было положено избирательное использование тренировочных средств, которые акцентированно воздействовали на различные компоненты подготовленности гимнасток. Тип телосложения гимнасток обусловил преимущественную структуру упражнений на бревне, что связано с биомеханикой движений. Так, для макросоматиков более рациональными и доступными в исполнении являются вращения вокруг вертикальной оси - типа "винтов", для микросоматиков - типа "сальто". Это связано с величиной момента инерции тела при вращательных движениях, которая зависит от величины приложения силы и плеча (радиуса) вращения [4]. Тип темперамента спортсменок обусловил продолжительность тренировочных нагрузок в упражнениях на бревне. Так, сангвиники и холерики - представители сильного (соответственно уравновешенного и неуравновешенного) типа темперамента, условно являющиеся "спринтерами" [9], в отличие от флегматиков и меланхоликов ("стайеры") не способны выполнять длительную, монотонную работу с большим количеством повторений упражнения, что может при вести к формированию неправильного двигательного стереотипа. Поэтому продолжительность тренировочных нагрузок в упражнениях на бревне в отдельном тренировочном занятии для экстравертированных типов гимнасток составила 30 мин, количество тренировочных занятий в неделю - 6, для интровертированных - 60 мин, количество занятий в неделю - 3, для амбивертов (средний тип) - 45 мин, количество занятий - 4 раза в неделю, при одинаковом времени занятий на бревне в неделю - 180 мин. Реактивность организма спортсменок, в частности динамика процессов возбуждения и торможения, обусловила длительность разминки в упражнениях на бревне: экстравертам была рекомендована 12 минутная разминка, интровертам - 18 минутная, амбивертам - 15 минутная. Сила нервной системы явилась лимитирующим фактором при использовании соревновательного метода. Так, частое его использование хорошо стимулировало лиц с сильной нервной системой, которых обычная обстановка мобилизовала слабо, но создавало излишнее нервное напряжение у лиц со слабой нервной системой [9]. Высокий уровень личностной тревожности гимнасток предполагал усложнение условий обучения упражнениям на бревне: вначале на полу, затем на низком бревне с последующим переходом на высокое. Гимнастки же с низким уровнем тревожности после овладения техникой упражнений на полу сразу переходили на высокое бревно, что способствовало лучшей индивидуальной адаптации на снаряде. В соревновательном периоде для оптимизации процессов возбуждения и торможения гимнасткам было рекомендовано использовать психорегулирующую тренировку. Большое внимание уделялось развитию и совершенствованию деятельности сенсорных систем, обеспечивающих устойчивость к сохранению равновесия как основного фактора, способствующего успешному выступлению на гимнастическом бревне. Применялись упражнения общей и специальной направленности: упражнения с отягощением, стойки на одной ноге, на руках и на голове, повороты, наклоны, движения на ограниченной опоре (бревно, трос), задания на резкое прекращение движений, на изменение направления или характера движений и двигательные действия с закрытыми глазами [14]. Динамика показателей тренировочной и соревновательной подготовленности гимнасток 10-11 лет в упражнениях на бревне (Х±, n = 32)
В работе над развитием физических качеств учитывали сенситивные периоды. Так, возраст 10 - 11 лет является наиболее благоприятным периодом для развития скоростных и скоростно-силовых качеств, аэробной и силовой выносливости. Кроме того, целым рядом исследований, проведенных ВНИИФКом и Институтом возрастной физиологии РАО, доказано, что для лиц со сходным профилем моторики весьма эффективен тренировочный режим, направленный на совершенствование наиболее развитых двигательных способностей [3, 8, 13]. Поэтому акцент делался на развитии генетически детерминированных ведущих физических качествах. Результаты исследования. Экспериментальная методика способствовала более высокому приросту показателей тренировочной и соревновательной подготовленности гимнасток ЭГ по сравнению с гимнастками КГ после применения разработанной методики, что достоверно подтверждают результаты медико-биологического, психологического и педагогического тестирования спортсменок (см. таблицу). Так, при одинаковом количестве тренировок на бревне гимнастки ЭГ выполнили больший объем элементов упражнений, соединений и комбинаций на протяжении исследуемого периода по сравнению с гимнастками КГ. Это можно объяснить повышением эффективности планирования тренировочных нагрузок, благодаря индивидуализации объема, нагрузки и структуры упражнений на бревне, позволяющих более экономно расходовать психофизический потенциал гимнасток, в частности выполнять тренировочные нагрузки на фоне снижения уровня личностной тревожности, оптимизации процессов возбуждения и торможения (баланса вегетативной нервной системы). Полученные данные тренировочной и соревновательной подготовленности гимнасток 10 - 11 лет ЭГ и КГ свидетельствуют, что индивидуализация тренировочного процесса в упражнениях на бревне на основе учета их типологических особенностей позволяет оптимизировать процесс подготовки и является од ним из эффективных направлений успешного выступления спортсменок в этом сложном виде гимнастического многоборья. Литература 1. Аркаев Л.Я. Как готовить чемпионов / Л.Я. Аркаев, Н.Г. Сучилин. - М.: Физкультура и спорт, 2004. - 328 с. 2. Бумакова Н.Ж. Изучение стабильности показателей как основа для прогнозирования спортивных способностей / Н.Ж. Бумакова, А.Д. Воронцов // Теория и практика физ. культуры. - 1976. - № 1. - С. 30 - 33. 3. Бурчик М.В. Индивидуально-типологические особенности двигательной подготовленности учащихся старших классов / М.В. Бурчик, В.В. Зайцев, В.Д. Сонькин // Физическая культура индивида: сб. науч. тр. - М., 1994. - С. 114 - 121. 4. Гавердовский Ю.К. Биомеханические основы техники гимнастических упражнений. - В кн.: Спортивная гимнастика: учебник для ИФК / под ред. Ю.К. Гавердовского, В.М. Смолевского. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 34 с. 5. Григорьев А.Е. Из истории участия гимнастов нашей страны в крупнейших соревнованиях / А.Е. Григорьев // Теория и практика физ. культуры. - 1997. - № 11. - С. 8 - 16. 6. Григорьянц И.А. Психология соревновательной деятельности в спортивной гимнастике: учеб. пос. для студ., аспир., тренеров и слушателей Академии / И.А. Григорьянц. - М.: РГАФК, 1998. - С. 37 - 49. 7. Запорожанов В.А. Индивидуализация - важнейшая проблема спорта высших достижений. // Теория и практика физ. культуры. - 2002. - № 7. - С. 62-63. 8. Изаак С.И. Статистические модели дифференцированной оценки двигательных возможностей детей и молодежи: автореф. дис. ... канд. пед. наук / С.И. Изаак. - М., 1997. - 24 с. 9. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2004. - С. 63 - 134. 10. Макарова В.И. Изучение психологической устойчивости гимнастов и ее значение для отбора детей в ДЮСШ. - В кн.: Материалы научно-методической конференции по вопросам физического воспитания в школе и развития юношеского спорта / В.И. Макарова. - Ереван, 1969. - С. 3 - 5. 11. Макарова В.И. Методы оценки смелости и решительности у юных гимнастов в связи с отбором: сб. науч. тр.: Проблемы отбора юных спортсменов / В.И. Макарова. - М., 1976. - С. 128 - 131. 12. Парохина Ю.В. Техническая и физическая подготовленность гимнасток различных возрастных групп в зависимости от их индивидуального строения и развития соматотипа / Ю.В. Парохина // Теория и практика физ. культуры. - 1997. - № 3. - С. 61. 13. Пискова Д.М. Индивидуализация физического воспитания юно шей 17 - 18 лет на основе учета структуры моторики: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Д.М. Пискова. - М., 1993. - 24 с. 14. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте: учебник для студентов вузов физического воспитания и спорта / В.Н. Платонов. - Киев: Олимпийская литература, 1997. - С. 459 - 471. 15. Подходы к разработке концепции индивидуализации подготовки спортсменов высокой квалификации / В.В. Рыбаков, Г.Е. Медведева, И.Н. Алешин, А.Д. Сидоров // Теория и практика физ. культуры. - 2000. - № 4. - С. 57 - 59. 16. Пьедестал почета: Российские гимнасты - чемпионы Олимпийских игр, мира и Европы: Техн. результаты // Теория и практика физ. культуры. - 1997. - № 11. - Вкладка между с. 32 и 33. 17. Розин Е.Ю. К совершенствованию методов отбора в школы по спортивной гимнастике. - В.кн.: Науч. тренер за 1971 г. / Е.Ю. Розин, С.И. Ляссотович. - М., 1973. - Т. 1. - С. 35 - 38. 18. Розин Е.Ю. Некоторые морфофункциональные особенности детей в связи с отбором для занятий спортивной гимнастикой / Е.Ю. Розин, А.А. Мукабетов // Гимнастика. - М.: Физкультура и спорт. - Вып. № 2. -1980. - С. 15-18. 19. Рыбакова В.В. Морфологические предпосылки отбора и некоторые аспекты методики спортивной тренировки с учетом биологических особенностей организма юных гимнасток (10 - 15 лет): автореф. дис. ... канд. пед. наук /В.В. Рыбаков. - М., 1975. - 20 с. 20. Смолевский В.М. Спортивная гимнастика / В.М. Смолевский, Ю.К. Гавердовский. - Киев: Олимпийская литература, 1999. - 412 с. 21. Шустин Б.Н. Моделирование и прогнозирование в системе спортивной тренировки / Б.Н. Шустин. - М.: СААМ, 1995. - С. 226 - 237. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |