Abstract FORMATION OF STUDENTS’ MOTIVATION TO PHYSICAL CULTURE OCCUPATIONS BASED ON KINESIOLOGICAL APPROACH V.N. Irkhin, Dr. Hab., professor O.V. Mikhaylova The Belgorod state university, Belgorod Key words: theoretical practical preconditions, kinesiologycal approach, motivation, physical culture, students. The research was supposed to solve the contradiction between the potential opportunities of kinesiology cal approach and the insufficient level of its theoretical and technological development at solving the problem of formation of students’ motivation to sports occupations. The technique, developed by the authors, takes into account the level of students’ sports motivation and includes practical occupations stipulated by the curriculum, special complex of kinesiologycal exercises and as a whole promotes solving the problem of the research.
|
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ НА ОСНОВЕ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА
Доктор педагогических наук, профессор
В. Н. Ирхин Белгородский государственный университет, Белгород Ключевые слова: теоретико-практические предпосылки, кинезиологический подход, мотивация, физическая культура, студенты. Исследование направлено на разрешение противоречия между потенциальными возможностями кинезиологического подхода и недостаточным уровнем его теоретической и технологической разработки при решении проблемы формирования мотивации студентов к занятиям физической культурой (ФК). Проблемой исследования было выявление теоретико-практических предпосылок развития кинезиологического подхода как методологической основы формирования мотивации студентов к занятиям физической культурой. Методы и организация исследования. Поставленная проблема изучается с 2005 г. по настоящее время на основе анализа, обобщения литературных данных, материалов проводимого эксперимента. При этом основными источниками служат монографические и диссертационные исследования, статьи, словари, учебная литература, эмпирические и экспериментальные данные. Результаты и их обсуждение. В России идеи кинезиологического подхода распространились в 80-х гг. ХХ в. благодаря деятельности американского психолога Кэрол Энн Хонц. Слово "кинезиологический" происходит от двух греческих слов: kinesis - движение и logos - слово, речь, понятие, учение. Кинезиология как наука о движении, мышечном чувстве и их связи с мыслями и эмоциями человека, его психоэмоциональным состоянием возникла в 60-х гг. ХХ в. Кинезиологические методы построены на знаниях о способности мышц организма реагировать на малейшее изменение в психическом состоянии человека и изучают взаимосвязь трех уровней: восприятия мира (представлений человека о самом себе, его системы убеждений); положительных и отрицательных эмоций, которые он испытывает; физических проявлений на уровне тела, включая память и информацию о пережитых событиях своей жизни (П. Деннисон, Г. Деннисон, 1998). Теоретико-практические предпосылки развития кинезиологического подхода как методологической основы формирования мотивации студентов к занятиям ФК условно можно разделить на два основных направления: медицинское и образовательное. К медицинскому направлению относится прикладная кинезиология (родоначальник - американский исследователь остеопат Джордж Гудхард, 1950-е гг.), истоки которой восходят к эпохе феодализма и исследованиям в сфере анатомии и физиологии (Леонардо да Винчи, У. Гарвей, А. Везалий и др.). В более поздний период в опытах И. М. Сеченова была доказана рефлекторная сущность психологических процессов живого организма, обоснована мысль о том, что орудием, посредством которого из показаний органов чувств строится мысль, является мышца. Иваном Михайловичем была выдвинута смелая гипотеза, согласно которой мышца является органом познания, умственной деятельности. Поскольку мышечное чувство крайне слабо улавливается сознанием человека, совершая движение, он дробит поток ощущений на ряд отдельных актов. Исторической заслугой И. М. Сеченова является доказательство взаимозависимости, нераздельности и в то же время исключение отождествления физиологических и психических процессов. Принципиально важные для кинезиологической теории и практики вопросы о влиянии движений, мышечной деятельности на психику, мыслительные процессы нашли отражение в трудах И. П. Павлова. Создатель учения о высшей нервной деятельности с помощью разработанного им метода условных рефлексов установил, что в основе психической деятельности лежат физиологические процессы коры головного мозга. В работах А. Р. Лурия и А. Н. Леонтьева подтверждено наличие взаимозависимости психических и физиологических проявлений организма, доказано взаимовлияние речи и двигательных актов, когда при отсутствии одной из двух систем другая неминуемо страдает. Такие выводы оказались созвучны исследованиям немецкого ученого физиолога В. Вундта, утверждавшего, что "...психологическое связано с физиологическим. Язык состоит в звуковых проявлениях и вообще чувственных знаках, которые, будучи вызваны мускульными движениями, открывают вовне психические состояния, представления, аффекты, волевые акты и т. д. Речь по своему происхождению принадлежит к индивидуальным выразительным движениям". В последней четверти ХХ в. стала набирать силу концепция движения "Тигель". В США возникли одноименные клубы развития личности, объединяющие педагогов, тренеров различных направлений психологии и педагогики, искусства, физического совершенствования и спорта, медицины и целительских практик, развлечений и досуга. Термин "тигель" означает сосуд из огнеупорного материала для плавки или прокаливания чего-нибудь на сильном огне (С.И. Ожегов. "Словарь русского языка"). По мнению авторов концепции, смысл названия в том, что человек, приходя с индивидуальным рисунком личности, объемом знаний и умений, "прокаливается в огне" новейших и древних психологических и физических методик работы с телом и качествами характера, сплавляется в общении и взаимодействии с другими участниками занятий и, гармонично изменившись в соответствии со своими целями и возможностями роста, начинает новый этап своей жизни, более осознанный и эффективный. Как показывает опыт, сплав вышеперечисленных знаний для всех участников тренингов и семинаров, занятий в творческих и спортивных секциях клубов "Тигель" раскрывает новые грани восприятия и взаимодействия с окружающим миром. В образовательном направлении кинезиологии четко прослеживаются две линии: теоретико-методологическая и методическая. Теоретико-методологическая ветвь кинезиологии берет свое начало в античной философии. В трудах Платона, Аристотеля, Сократа, Демокрита содержатся глубокие высказывания о взаимосвязи между гимнастикой, образованностью, воспитанием и потребностями тела. Идея дуализма тела и духа, дополненная декартовским разделением бытия на мыслящую (дух) и протяженную (материя) субстанции, давала возможность рассматривать непроизвольные движения как результат действия внешней материальной причины, а движения произвольные как обусловленные душой. Выдающиеся просветители и педагоги прошлого (Я. А. Коменский, Т. Мор, Т. Кампанелла, Д. Локк, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци и др.) в своих педагогических сочинениях заложили теоретические основы физического развития детей. Ж. Ж. Руссо, считавший человека существом, обладающим не только духом и рас судком, но и чувственностью, впервые в педагогической теории нового времени провозгласил и обосновал идею о настоятельной необходимости физического воспитания. И. Г. Песталоцци в чисто классической манере определил то явление, которое в современной терминологии носит название "спортивно-педагогический взгляд на образование", призывая к "тотальному", охватывающему всего человека целиком образованию его физических и духовных сил. Выдвинутая Песталоцци триада "рука - сердце - голова" до настоящего времени остается неизменной в различных концепциях обучения ФК. Кинезиологическая сущность данной идеи заключается в том, что физические упражнения могут иметь инструментальный характер, в соответствии с которым они служат средством для достижения других целей обучения, например для формирования когнитивных знаний, умений и навыков или стимулирования мотивации к занятиям ФК. Физические упражнения могут выполнять в образовательном процессе и другие функции. Немецкий исследователь Э. Майнберг считал, что обучение двигательным навыкам и умениям может вообще представлять собой парадигму обучения человека, поскольку оно касается всего объёма его возможностей и опыта. Хотя обучение двигательным навыкам и умениям, по его мнению, служит в первую очередь развитию моторных качеств, оно выполняет ещё и дополнительные функции, активизируя и реализуя различные потенции человека. Отечественными исследователями вопросов физического воспитания также накоплен немалый опыт в разработке проблемы значимости двигатель ной деятельности в образовательном процессе. К. Д. Ушинский, обосновавший антропологический принцип, указывал, что педагогическая теория и практика должна быть основана на использовании законов анатомии, физиологии, психологии и других наук в воспитании целостного человека. П. Ф. Лесгафт видел в физическом воспитании одно из важнейших средств всестороннего развития человека: физические упражнения, по его мнению, должны быть последовательными, формирующими характер и развивающими умственные способности. Таким образом, философами и педагогами-классиками была обоснована взаимозависимость физической деятельности и когнитивной сферы, что способствовало повышению эффективности процесса обучения ФК. Выдвинутые положения прошли серьёзную теоретическую и экспериментальную проверку со стороны учёных естественных наук и педагогов практиков. В контексте нашего исследования интересна точка зрения В. К. Бальсевича, который считает, что кинезиология в полной мере отражает активную двигательную деятельность индивидуума, направленную на развитие и совершенствование своего кинезиологического потенциала, т. е. на достижение человеком физических кондиций, необходимых и достаточных для развития и поддержания высокого уровня здоровья, физической подготовленности. Отсюда вытекают такие принципы кинезиологии, выделенные автором, как принцип детерминации, предполагающий учет консервативных и лабильных компонентов морфофункциональной организации человека и развитие физической подготовки в ходе физической активности; принцип адекватности, ориентирующий на организацию тренирующих действий с учетом готовности систем организма к восприятию обучающей или тренирующей информации; принцип фазового акцента, нацеливающий на обоснованное распределение во времени тренировочной нагрузки различной направленности [1]. Бурное развитие во второй половине XX в. биомеханики и психологии предопределило процесс становления методической ветви кинезиологии, изучающей особенности техники выдающихся спортсменов; вопросы рациональной организации действий в процессе физкультурных занятий; разрабатывающей методические приемы освоения движений, методы технического самоконтроля и совершенствования техники. В 70-х гг. XX в. в США был разработан метод "Образовательная кинезиология", который применяется для улучшения способности к обучению. Метод основан на специфических физических упражнениях, заимствованных из восточных гимнастик и йоги, в сочетании с точечным самомассажем и заявлен как метод, способствующий интеграции мозговой деятельности. В наши дни в Англии, США, Франции и России развивается новая наука о взаимодействии тела и мозга - образовательная кинезиология. С недавнего времени метод "Образовательная кинезиология" используется в педагогической практике в России. Отечественный кинезиолог Х.Х. Гросс к этому методу относит комплекс простых физических упражнений, которые воздействуют на головной мозг, стимулируют потоки информации между отдельными его участками и заставляют оба полушария работать одновременно и согласованно [2]. В процессе тренировки по этой системе человек получает образование - знание о самом себе, о собственных проблемах, о том, как компенсировать последствия перенесенного стресса. Организм как бы переучивается. С помощью определенных упражнений он балансирует все процессы, включает взаимодействие интеллекта и тела. Отметим, что в современных системах физкультурного образования человека утвердился тезис об использовании разработанных комплексов упражнений в сочетании с естественными силами природы и гигиеническими факторами для формирования двигательных умений, специальных знаний, воспитания физических качеств и разностороннего морфофункционального совершенствования организма в соответствии с требованиями общества. Необходимость методического подхода в кинезиологии, развивающего идеи программированного обучения, обусловлена тем, что разучивание двигательных действий существенно отличается от освоения теоретических знаний. Например, при выполнении студентами физических упражнений возможен и необходим не только логический, но и образный, и чувственный самоконтроль. Другими словами, в процессе обучения студенту следует сообщить и дать почувствовать: что он должен делать (на этой информации основывается логический самоконтроль) и что он будет ощущать при правильном выполнении двигательного действия. Тем самым в сознании обучаемого связываются воедино смысловой, зрительный и кинестетический образы двигательного действия. Центральным понятием методического аспекта кинезиологии является модель оптимальной техники. Как правило, это словесное описание рациональной техники, иллюстрированное рисунками и содержащее: описание фазового состава двигательного действия; описание и фотографии или схематические изображения оптимальных граничных поз, которые человек должен принимать в начале и в конце каждой фазы без остановки движения; перечисление целей, к которым нужно стремиться при выполнении всего двигательного действия и каждой из его фаз, и задач, которые нужно решить для достижения целей. А. И. Гебос - отечественный ученый психолог - выделяет факторы, способствующие формированию у студентов положительного мотива к учению, которые можно применять в физкультурном образовании: осознание ближайших и конечных целей обучения; осознание теоретической и практической значимости усваиваемых знаний; эмоциональную форму изложения учебного материала; показ "перспективных линий" в развитии научных понятий; профессиональную направленность учебной деятельности; выбор заданий, создающих проблемные ситуации в структуре учебной деятельности; наличие любознательности и "познавательного психологического климата" в учебной группе. Итак, накопленный в теории и практике кинезиологический потенциал создает реальные предпосылки его использования в процессе формирования мотивации студентов к занятиям ФК. По данной проблеме с 2005 г. и до настоящего времени на базе Белгородского государственного университета проводится исследование. В ходе констатирующего этапа эксперимента в нем приняли участие 210 студентов юридического, медицинского факультетов, факультета компьютерных наук и телекоммуникаций, управления и предпринимательства, романо-германской филологии. Анализ результатов медицинского осмотра студентов университета показал, что 25-30 % обследованных имеют отклонения в состоянии здоровья и относятся к специальной медицинской группе. По нашим данным, менее 25 % будущих специалистов (кроме факультета физической культуры) ранее занимались в спортивных секциях. В период обучения лишь 10 % девушек и 15 % юношей постоянно посещают спортивные секции. В режиме дня студентов преимущественны статические компоненты деятельности и только 1,5 % студентов делают утреннюю гимнастику. Причем у девушек среднесуточная двигательная активность достоверно ниже, чем у юношей. Это может быть объяснено тем, что девушки чаще используют свободное время на такие виды деятельности, как чтение, просмотр телевизионных программ, поход в кафе, в кинотеатр и т. д. У части студентов мотив обязательности посещения занятий ФК отсутствует, они стараются пропускать их, а многие идут в спортивные секции сами, выбирая вид занятий. В соответствии с модифицированной методикой А. К. Марковой было проведено тестирование уровня мотивации студентов к занятиям ФК. В результате студенты были сгруппированы по четырем уровням: оптимальный - положительно активное, инициативное, творческое, личностное, ответственное, действенное отношение, где мотивами являются совершенствование способов учебно-познавательной деятельности и способов сотрудничества с другим человеком в ней (самообразования); самостоятельность мотивов; осознание своих мотивов и целей; соподчинение мотивов, их устойчивая иерархия с доминированием 1-2 мотивов; преодоление борьбы мотивов на основе устойчивости внутренней позиции; мотивы ответственности на основе осознания причастности к результатам совместной учебной деятельности. Этому способствуют новые виды сотрудничества в ходе учения, новые способы применения усвоенного в социальной практике, обращение к учебной деятельности в необязательной ситуации; допустимый - положительное аморфное, нерасчлененное, ситуативное, познавательное, осознанное отношение, где неустойчивыми будут такие мотивы, как: широкий познавательный мотив как интерес к результату учения и отметке, к разным способам добывания знаний, широкие диффузные социальные мотивы ответственности, новые мотивы из самостоятельно поставленных целей, осознанное соотнесение мотивов и целей своих действий. Здесь обучаемость формируется восприимчивостью к усвоению новых знаний и способов учебной работы; критический - нейтральное пассивное отношение, в котором мотивация к внешним результатам учения неустойчива, проявляется пассивностью в новых условиях и ситуациях, т. е. уходом от трудностей, отсутствием самостоятельных целей, невозвращением к нерешенным задачам. В данном виде мотивации необходимо выполнение от дельных учебных действий по инструкции и по образцу; недопустимый - устойчивое отрицательное отношение, преобладают мотивы избегания неприятностей, наказания, индивидуалистические мотивы, отсутствие мотивации к процессу и содержанию учения, объяснение своих неудач внешними причинами. Проявляется отрицательными эмоциями избегания страха, обиды, неудовлетворенности собой и педагогом, устойчивыми эмоциями неуверенности в себе из-за длительного неуспеха. Для данного вида мотивации характерно отсутствие переноса знаний в новые условия, "закрытость" для помощи другого человека. Обработав полученные данные, мы выявили, что устойчивый положительный уровень мотивации к учебной деятельности (оптимальный) имеют 7,15 %, неустойчивое положительное, аморфное, нерасчлененное, ситуативное, познавательное, осознанное мотивирование (допустимый уровень) - у 9,5 %, не устойчивый нейтральный уровень мотивации к внешним результатам учения (критический) присутствует у 26,2 %, устойчивый отрицательный уровень мотивации (недопустимый) имеют 57,15 % студентов. С учетом выявленного уровня мотивации студентов, принципов кинезиологии был разработан вариант методики формирования мотивации будущих специалистов к занятиям ФК, которая базировалась на принципе психологической саморегуляции, позволяющем дать занимающимся знания о психологической работоспособности и почувствовать это при выполнении специальных кинезиологических упражнений. Мы исходили из того, что при выполнении физических упражнений необходим не только логический, образный, но и чувственный самоконтроль. В процессе обучения студенту нужно сообщить и дать почувствовать, что он должен делать (на этой информации основывается логический самоконтроль); что он будет ощущать при правильном выполнении двигательного действия. Тем самым в сознании обучаемого связываются воедино смысловой, зрительный и кинестетический образы двигательного действия. Это является важным условием описания преподавателем фазового состава двигательного действия в ходе схематического показа оптимальных граничных поз, которые студент должен принимать в начале и в конце каждой фазы (без остановки движения). Кроме того, преподаватель перечисляет цели и задачи, к которым нужно стремиться при выполнении всего двигательного действия и каждой из его фаз. Методика включает в себя занятия фитнесом с использованием кинезиологического подхода. В весеннее-летне-осенний период (апрель - октябрь) студенты занимались аэробикой, занятия были направлены на развитие кардиоспособностей по направлениям classic, ki-bo, body-ballet. Данные кардиопрограммы значительно увеличивают расход калорий, заставляют работать большое количество мышц, а кинезиологический подход позволяет занимающимся получать удовольствие от танцевальных направлений. Мы условно разбили кардиоуроки на стихии: "ветер" - начальный и средний уровень сложности; "ураган" - средний и высокий уровень сложности. Согласно данной классификации нагрузка была усложнена от простой к сложной, наподобие того, как слабый ветер переходит в ураган, мы увеличивали скорость, амплитуду и количество повторений выполняемых упражнений. В осеннее-зимне-весенний (ноябрь - апрель) период проводились силовые занятия в тренажерном зале. Подобно черно белым полосам зебры, мы чередовали упражнения, способствующие развитию силовой выносливости и скоростно-силовых качеств. Во все занятия в подготовительной и заключительной частях были включены специальные кинезиологические упражнения ("Жучок, перевернувшийся на спину", "Крюки Деннисона", "Поза святого", "Крюки Кука"), способствующие обучению студентов чувствовать разницу в напряжении и расслаблении отдельных групп мышц, а в заключительную часть занятий были введены психологические разгрузки, отвечающие требованиям принципа психологической саморегуляции. Первые результаты свидетельствуют о положительной динамике сложного и противоречивого процесса формирования мотивации студентов к занятиям ФК. У занимающихся улучшились показатели функциональных систем (ЧСС, ЧД, АД), нервно психической активности Заключение. Исследованием установлено, что кинезиологические идеи берут свое начало в эпохе античности. Процесс их развития проходил в общецивилизационном контексте, испытывая влияние как физкультурных традиций народов разных стран, так и достижений передовой просветительской мысли за рубежом. На современном этапе обозначились медицинское и образовательное направления кинезиологии. Кинезиологический подход в образовании, основанный на естественных физических движениях и физиологической взаимозависимости двигательной и речемыслительной деятельности, представляет собой определенный синтез древневосточных учений и современных философских, педагогических, психологических, физиологических знаний теории и методики физического воспитания, биомеханики, гигиены. Кинезиологические методы построены на знаниях о способности мышц организма реагировать на малейшее изменение в психическом состоянии человека, о мышечном чувстве и его связи с мыслями и эмоциями человека, его психоэмоциональным состоянием, что позволяет использовать кинезиологические идеи в процессе формирования мотивации студентов к занятиям ФК. Разработанная на этой основе методика, учитывающая уровень мотивации студентов к занятиям ФК, включает практические занятия, предусмотренные учебным планом, специальный комплекс кинезиологических упражнений и в целом способствует решению исследуемой проблемы. Литература 1. Бальсевич В. К. Онтокинезиология человека / В. К. Бальсевич. - М.: Теория и практика физической культуры, 2000. - C. 275. 2. Гросс Х. Х. Педагогическая кинезиология - новое направление в спортивной подготовке и биомеханике / Х. Х. Гросс // Теория и практика физ. культуры. - 1976. - №9. - С. 7-10. 3. Гросс Х. Х. Педагогическая кинезиология - одно из направлений в спортивной подготовке и биомеханике / Х. Х. Гросс // Теория и практика физ. культуры. - 1976. - №11. - С. 9-13. 4. Куинджи Н. Н. Валеология / Н. Н. Куинджи. - М.: Аспект-Пресс, 2001. - С. 140. 5. Маркова А. К. Формирование мотивации учения. / А. К. Маркова, Т.А. Матис, А. Б. Орлов. - М.: Просвещение, 1990. - С. 192. 6. Педагогика: учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. - М.: Школьная пресса, 1997. - С. 512. 7. Сластенин В. А. Педагогика: Инновационная деятельность / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. - М.: изд-во Магистр, 1997. - С. 224. 8. Теория и методика физического воспитания / под ред. Б. А. Ашмарина. - М.: Просвещение, 1990. - С. 287. 9. Уткин В. Л. Биомеханика физических упражнений: учеб. пособие / В. Л. Уткин. - М., 1980. - С. 5-19. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |