ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ


Abstract

MODEL OF ORGANIZATION OF SPORTS-RECREATIVE WORK WITH DEVIANT TEENAGERS IN EDUCATIONAL ESTABLISHMENT

I.A. Rutskoj

V.S. Popov, Postgraduate

The Belgorod state university, Belgorod

Key words: sports recreative work, model, organization, deviant teenagers, educational establishment.

The purpose of the research was the definition of theoretical aspects, components, functions of the model of organization of sports recreative work with deviant teenagers in an educational establishment. As a result of the carried out re search the authors have substantiated their model of organization of the sports recreative work with deviant teenagers in an educational establishment.


МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕКРЕАТИВНОЙ РАБОТЫ С ДЕВИАНТНЫМИ ПОДРОСТКАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

И.А. Руцкой
Аспирант В.С. Попов

Белгородский государственный университет, Белгород

Ключевые слова: физкультурно-рекреативная работа, модель, организация, девиантные подростки, образовательное учреждение.

Введение. Сложные и неоднозначные социальные процессы, происходящие в России, актуализируют задачу поиска эффективных средств профилактики и преодоления девиантности несовершенно летних. По оценке главы МВД России Р. Нургалиева, в настоящий момент в стране 2 млн подростков неграмотны, более 700 тыс. детей - сироты, 6 млн живут в социально неблагополучных условиях. Для девиантов характерно саморазрушающее поведение (курение, алкоголизм, наркомания, агрессивное поведение), что обусловливает тенденцию к снижению их психофизического потенциала. Обозначенная проблема усугубляется низким уровнем физического развития несовершеннолетних, поскольку реальный объем их двигательной активности не обеспечивает полноценного развития и укрепления здоровья, а число лиц с гиподинамическим синдромом достигло 80% от общего числа обучающихся. По данным официальной статистики, за последние 10 лет уровень заболеваемости среди под ростков 15 - 17 лет возрос на 64%, около 90% детей школьного возраста имеют отклонения в физическом и психическом развитии. Причины нездоровья российских детей - в неблагополучной социально-экономической и экологической ситуации. Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет и система образования, насыщенная такими мощными факторами снижения здоровья школьников, как обездвиженность учащихся, сенсорная закрепощенность, авторитарный стиль обучения, интенсификация учебного труда. Вместе с тем в школе серьезно недооценивается значение физкультурно-рекреативной работы как механизма и условия обеспечения здоровья учащихся, в том числе такой категории несовершеннолетних, как девиантные подростки. По мнению ученых, необходимость использования средств и методов физкультурно-рекреативной работы с "трудными" подростками обусловлена тем, что в структуре их потребностей и интересов занятия физическими упражнениями занимают одно из ведущих мест, а 80% подростков отдают им предпочтение [5, 6]. Неслучайно исследователи рассматривают физическую культуру и спорт (ФКиС) не только как важное средство организации досуга, но и как один из способов вовлечения подростков в сферу социально позитивной деятельности [2]. Однако, как показывает анализ школьной практики, физкультурно-рекреативная работа с девиантными подростками часто сводится к набору большего или меньшего количества недостаточно обоснованных, плохо систематизированных и взаимосвязанных, а значит, малоэффективных мероприятий. Вместе с тем в научных исследованиях физкультурно-рекреативную работу с учащимися принято рассматривать как добровольную деятельность в сфере досуга, что существенно ограничивает возможности управляемого образовательного процесса [1, 8]. Поэтому данная проблема мало освещалась в контексте внутри школьного управления. Как следствие - в научных исследованиях до сих пор специально не изучался вопрос о содержании, структуре и способах организации (как важной управленческой функции) физкультурно-рекреативной работы с подростками в силу обстоятельств, выпавших из сферы активной жизнедеятельности школьных коллективов и оказавшихся в состоянии социальной изоляции. Все сказанное позволяет говорить о противоречии между необходимостью организации физкультурно-рекреативной работы с девиантными подростками в условиях образовательного учреждения и недостаточной разработанностью данного вопроса в научных исследованиях.

Проблема исследования заключается в определении теоретических аспектов, компонентов, функций модели организации физкультурно-рекреативной работы с девиантными подростками в образовательном учреждении.

Методы и организация исследования. Для решения данной проблемы был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ научной литературы, педагогический эксперимент, анкетирование, наблюдение, беседа, метод экспертных оценок, обобщение, моделирование. Исследование на базе гимназии № 3 г. Белгорода, клуба любителей футбола Белгородского государственного университета началось в 2004 г. и проводится в настоящее время.

Результаты и их обсуждение. Девиантность подростков рассматривается в исследовании как недостаток ключевого, социального компонента здоровья и характеризуется снижением социальной активности (либо повышением асоциальной активности) формирующейся личности, неспособностью к самоопределению жизненного пути, наличием у несовершеннолетних системы искаженных социальных ценностей, включая неприятие ценностей здоровья и здорового образа жизни. По этому организация физкультурно-рекреативной работы с такой категорией учащихся в образовательном учреждении сориентирована на взаимодействие всех участников педагогического процесса с целью восстановления сил и здоровья подростков и их социализацию средствами физической культуры (ФК). С нашей точки зрения, это система специально организованных урочных и внеурочных форм занятий, основанных на широком использовании средств ФК и обеспечивающих, на основе учета индивидуально типологических особенностей и уровня девиантности подростков, восстановление физического и психического потенциала, а также духовно нравственное развитие личности. Таким образом, физкультурно-рекреативную работу можно рассматривать в качестве педагогической системы с присущими ей свойствами: наличие компонентов, взаимосвязей, структурной иерархии и т.д. Для успешной реализации воспитательно-образовательных и оздоровительно воспитательных целей физкультурно-рекреативной работы необходима четкая организация всех субъектов, занимающихся данным видом деятельности. Исходя из этого нами предложена структурно функциональная модель организации физкультурно-рекреативной работы (ФРР) с девиантными подростками в образовательном учреждении (см. схему). В качестве структурных компонентов в модель включены такие из них, как принципы; этапы организации; содержание, формы, методы и средства; педагогические условия, уровни организации, функции и результаты физкультурно-рекреативной работы с девиантными подростками в образовательном учреждении.

Физкультурно-рекреативная работа представляет собой объект, который следует отнести к категории сложных педагогических систем, поскольку она состоит из упорядоченного множества взаимосвязанных элементов, образующих целое. Все это доказывает необходимость использования принципа системности. В общей теории управления выделяют множество принципов построения организационных структур в управлении. Опираясь на точку зрения М.М. Поташника [7], в нашем исследовании мы будем руководствоваться наиболее важными, которые необходимо соблюдать при организации физкультурно-рекреативной работы с девиантными подростками в образовательных учреждениях. Принцип оптимальной звенности требует создания минимального необходимого числа уровней управления, которое определяется объективной необходимостью для обеспечения оперативности, гибкости и оптимальности. В соответствии с принципом оптимального объема управления эффективно и без перегрузок можно руководить не любым, а вполне определенным максимальным числом объектов управления. Принцип соразмерности прав, обязанностей и ответственности предполагает наличие всех этих элементов, их единство и оптимальное сочетание в управленческих действиях [7].

Вторая группа принципов, включенных нами в модель, раскрывает специфику проведения физкультурно-рекреативной деятельности с девиантными подростками в образовательных учреждениях и объединяет такие принципы, как непрерывность, последовательность, дозированность, преемственность, здоровьецентризм. Например, принцип здоровьецентризма (В.Н. Ирхин, 1996) предполагает целевую ориентацию участников педагогического процесса на здоровье, здоровый образ жизни как базисные ценности и ведущие результаты физкультурно-рекреативной деятельности с девиантными подростками во всех аспектах работы с ними.

В работе В.И. Зверевой [3] выделяются следующие этапы организации деятельности, которые положены в основу нашего исследования: целеполагание, отбор средств, определение организационных отношений, оценка результативности. Целеполагание - первый этап организации физкультурно-рекреативной работы - является организующим началом, так как определяет главные направления деятельности исполнителей физкультурно-рекреативной работы с девиантными подростками, определяет специфику и содержание второго этапа. Отбор средств предполагает определение способов и методов достижения целей взаимодействия и последовательности их использования. Определение организационных отношений - это этап формирования функциональных отношений в школьном коллективе, обнаружение характера связей между руководителями физкультурно-рекреативной работы и исполнителями. Оценка результативности включает организацию учета работы исполнителей и ее результатов, анализ получаемых результатов.

Модель организации физкультурно-рекреативной работы с девиантными подростками в образовательном учреждении

В работах П.И. Третьякова [9] и др. в инвариантной структуре управляющей системы образовательного учреждения выделяют четыре уровня управления, соответствующих участникам педагогического процесса. В контексте нашего исследования общественный уровень включает: родительский комитет, попечительский совет, совет родителей медиков, общешкольную конференцию, волонтёров, общественные организации, содействующие эффективной организации физкультурно-рекреативной деятельности с девиантными подростками в школе. На административном уровне функционируют: административный совет, директор, заместитель директора по физкультурно-рекреативной (оздоровительной) работе, заведующий методическим объединением здоровья, руководители служб, совет здоровья, педагогический совет, медико-психолого-педагогический консилиум и др. Профессионально-педагогический (учительский) уровень - это методическое объединение здоровья, службы (психологическая, медицинская, социально-педагогическая), клуб спортивной направленности, творческие объединения учите ёё и специалистов. Ученический уровень объединяет ученический совет, ученические советы классов, постоянные и временные творческие объединения детей, детские и подростковые общественные союзы, ученическое самоуправление физкультурно-рекреативной направленности.

Функции физкультурно-рекреативной работы: социализационная - усвоение девиантными подростками социальных норм и ценностей; социальная активность формирующейся личности, её безболезненная адаптация в обществе; культурологическая - формирование гуманистической культуры не совершеннолетних, включая культуру здоровья, позитивного сознания учащихся; профилактическая - сохранение здоровья школьников "группы риска"; коррекционно-реабилитационная - оздоровление учащихся, имеющих проблемы в соматическом, психическом и социальном компонентах здоровья; укрепление здоровья - наращивание резервов здоровья девиантных подростков [4]. А также развлекательная и креативная [8].

Объективная оценка эффективности организации ФРР с девиантными подростками в образовательном учреждении возможна по следующим критериям: степень включенности участников педагогического процесса и самих подростков в ФРР; результативность ФРР по показателям: состояние здоровья, уровень физического развития, принятие социальных ценностей, включая ценности ЗОЖ, отношение к ФРР; улучшение дисциплины подрост ков в образовательном учреждении и за его пре делами; формирование у подростков чувства ответственности за свои действия, подготовленность подростков к ФРР (знания, умения, направленность), удовлетворенность участников педагогического процесса ФРР в образовательном учреждении.

ФРР с девиантными подростками в образовательном учреждении будет эффективной при реализации следующих педагогических условий: обеспечение в соответствии с принципом здоровьецентризма целевого и содержательного единства действий совокупных субъектов структуры управления ФРР на общественном, административном, профессионально-педагогическом и ученическом уровнях; осуществление дифференцированной программы ФРР с девиантными подростками, в которой учитываются состояние их здоровья, физическая подготовленность и отношение к физкультурной деятельности; создание в образовательном учреждении благоприятной психоэмоциональной и предметно-пространственной среды для занятий физкультурно-рекреативной деятельностью; постоянное побуждение стойкой положительной направленности девиантов на ФРР на основе учета базисных потребностей подростков в самоактуализации.

Заключение. В результате проведенного исследования обоснована модель организации ФРР с девиантными подростками в образовательном учреждении, включающая совокупность принципов: организации (системности, оптимальной звенности, оптимального объема управления, соразмерности прав, обязанностей и ответственности) и осуществления ФРР (непрерывности, последовательности, дозированности, преемственности, здоровьецентризма); функции ФРР (социализационная, культурологическая, профилактическая, коррекционно-реабилитационная, укрепления здоровья, развлекательная, креативная), этапы организации ФРР (целеполагание, отбор средств, определение организационных отношений, оценка результативности), содержание, формы, методы и средства ФРР; педагогические условия (обеспечение целевого и содержательного единства действий совокупных субъектов структуры управления ФРР; осуществление дифференцированной программы ФРР; создание благоприятной психоэмоциональной и предметно-пространственной среды; постоянное побуждение стойкой положительной направленности подростков на ФРР), уровни организации (общественный, административный, профессионально-педагогический, ученический), критерии результативности ФРР (степень включенности участников педагогического процесса в ФРР, результативность, подготовленность подростков к ФРР, удовлетворенность участников педагогического процесса ФРР в образовательном учреждении).

Литература

1. Джумаев А.Д. Теоретические основы физической рекреации как составной части физической культуры: дис. ...канд. пед. наук / А.Д. Джумаев. - Чарджоу, 1989.

2. Дурманов Н.И. Работа с трудными детьми: Книга для учителя / Н.И. Дурманов. - М., 1986. - 160 с.

3. Зверева В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы / В.И. Зверева. - М, 1992. - 86 с.

4. Ирхин В.Н. Теория и практика отечественной школы здоровья: монография / В.Н. Ирхин. - Барнаул: изд-во БГПУ, 2002. - 279 с.

5. Куц А.С. Комплексная программа исследований школьников / А.С. Куц, Ц.И. Рожковский, Т.Н. Краснобаева. - Киев, 1996. - 75 с.

6. Медведева Г.П. Личность подростка и физическая культура // по материалам Всесоюзн. семинара совещ. "Профилактика правонарушений среди детей, подростков и молодежи средствами физической культуры и спорта". Ярославль, 1990 г. / Г. П. Медведева // Физкультура в школе. - 1990. - № 6. - С. 35-37.

7. Поташник М.М. Управление современной школой (в вопросах и ответах) / М.М. Поташник, А.М. Моисеев. - М.: Новая школа, 1997. - 352 с.

8. Рыжкин Ю.Е. К вопросу о понятии феномена "физическая рекреация" / Ю.Е. Рыжкин // Теория и практика физ. культуры. - 2001. - № 4. - С. 55-57.

9. Третьяков П.И. Управление общеобразовательной школой в крупном городе / П.И. Третьяков. - М.: Педагогика, 1991. - 148 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!