Abstract INFLUENCE OF HIPPOTHERAPY ON CONDITION OF SOME FUNCTIONS OF ORGANISM OF CHILDREN WITH DEVELOPMENTAL PROBLEMS V.K. Klimova, Ph.D., associate professor Ya.V. Taraban N.A. Lukyanov A.V. Posokhov, Ph.D., associate professor The Belgorod state university, Belgorod Key words: hippotherapy, multiple factor influence, infantile cerebral paralysis, rehabilitation measures, strategy of conducting occupations. The therapeutic opportunities of the work with a horse are rather diverse: for various deviations different forms, ways and purposes of treatment can be offered. Hippotherapy included in a rehabilitation program renders the expressed positive influence on the motor skills development of the children with health deviations and also practically on all systems of their organism. The effect remains during 3-4 months with the hippotherapy course completed.
|
ВЛИЯНИЕ ИППОТЕРАПИИ НА СОСТОЯНИЕ НЕКОТОРЫХ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ПРОБЛЕМЫ В РАЗВИТИИ
Кандидат биологических наук, доцент В. К. Климова
Ключевые слова: иппотерапия, многофакторность воздействия, детский церебральный паралич, реабилитационные мероприятия, стратегия проведения занятий. Введение. В последнее время отмечается повышение интереса специалистов различного профиля к иппотерапии - нейрофизиологическому лечению с применением верховой езды. Иппотерапия становится неотъемлемой частью современных медицинских, психологических и педагогических технологий [2]. Метод иппотерапии замечателен тем, что создает уникальные условия для одновременного позитивного воздействия на физический статус и психоэмоциональную сферу пациента. Гиппократ указывал, что верховая езда восстанавливает в страдающем организме гармонию. Терапия с участием посредника - лошади приносит пользу пациентам с различными психиатрическими и психосоматическими расстройствами [3]. Противопоказаниями являются некоторые соматические заболевания (острые воспаления в области позвоночника, не стабильность первого шейного позвонка, повреждения позвоночника и т. д.), аллергия и острые психические заболевания (мании, психоз, аутизм). Лечебное воздействие иппотерапии на человека можно рассматривать в двух аспектах: физиологическом и психологическом. Верховая езда - это физическое упражнение, при котором тренируются и развиваются различные группы мышц. Животное при движении шагом выступает в роли "терапевтического посредника" для всадника, передавая от 90 до 110 разнонаправленных двигательных импульсов, аналогичных движению человека при ходьбе. Данное двигательное воздействие вызывает ответную реакцию пациента, которая помогает корректировать двигательную активность больного. На основе стимуляции реакций, направленных на удержание равновесия, решаются следующие задачи: нормализация мышечного тонуса, совершенствование координации движений, укрепление мышц, достижение двигательной симметрии. Психологический механизм складывается из общения с живым организмом - лошадью, крупным темпераментным и сильным животным, управление которым дарит больному ощущение победы не только над ним, но и над своими страхами и болезнью. Коммуникация и налаживание кон такта между человеком и лошадью являются невербальными: лошадь чувствует эмоциональное и физическое состояние пациента [4]. Терапевтические возможности работы с лошадью весьма многообразны: для различных нарушений могут предлагаться разные формы, пути и цели лечения, т. е. формироваться разные стратегии реабилитационных мероприятий. Применение иппотерапии должно быть обосновано реальными физическими и психическими возможностями, наличием двигательного опыта и т. д. В Белгородской области насчитывается около 7000 детей инвалидов. Более чем 70 % детей, страдающих различными заболеваниями, могла бы помочь иппотерапия. В Москве и в соседних с Белгородом городах (Харькове, Воронеже, Липецке) организуются и успешно работа ют центры и отделения иппотерапии. Учитывая многофакторность лечебного воздействия иппотерапии и лечебной верховой езды на состояние здоровья человека, администрация университета во главе с ректором профессором Л. Я. Дятченко предпринимает усилия по созданию реабилитационного центра на базе Международного молодежного туристического культурно спортивного и оздоровительного комплекса БелГУ. Задача создаваемого центра - обеспечивать многопрофильную (социальную, медицинскую, педагогическую, психологическую) реабилитацию детей и подростков с ограниченными возможностями, т. е. оказание целого комплекса лечебных услуг с включением иппотерапии. В настоящий момент ведется строительство современного, оборудованного последними технологическими новинками крытого манежа с предманежником и зданием реабилитационного центра. Программа работы центра будет направлена на создание специальных условий для детей инвалидов, их реабилитации и социальной адаптации, создание положительной эмоциональной среды при общении с природой и обеспечение условий, при которых ребенок инвалид сможет быть интегрирован в общество наравне со своими сверстниками. Организация и методы исследования. На кафедре медико-биологических основ физической культуры факультета физической культуры БелГУ ведется исследование, поддержанное грантом РГНФ (№ 06-06-0614-а) по теме "Комплексная реабилитация инвалидов с использованием метода иппотерапии". Оно представляет собой часть исследования, проводимого в рамках работы над грантом. В течение летнего периода 2006 г. на базе Международного молодежного культурно спортивного и оздоровительного комплекса разработаны и проведены первые занятия с 9 мальчиками инвалидами 4 - 13 лет. Преобладающий диагноз - детский церебральный паралич с такими формами, как спастическая диплегия или тетраплегия и мышечная дистрофия в совокупности с сопутствующими заболеваниями. Детей направляли на прохождение курса иппотерапии после медицинского обследования и консультаций с лечащим врачом, который подтверждал отсутствие противопоказаний к занятиям. На занятиях присутствовали родители, медицинская сестра, берейторы (коноводы), студенты волонтеры, обучающиеся на факультете физической культуры по специальности 032102 (65) - "Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья" или по специализации "Физическая реабилитация". В программу реабилитации включали 20 занятий иппотерапией, которые проводились 2 - 3 раза в неделю. Длительность занятия (от 10 - 15 мин в начале курса до 35 - 40 мин в конце) зависела от самочувствия всадника. Были подобраны лошади, не реагировавшие на посторонние раздражители, резкие или неумелые движения всадника. Все лошади прошли ветеринарное обследование и соответствовали требованиям к проведению занятий иппотерапией (характер, экстерьер, возраст, правильность движений на ходу и т. д.). Чаще всего в работе использовали неоседланную лошадь, которую вели в поводу. Страховка во время занятия осуществлялась справа и слева. При необходимости волонтер страховал ребенка, находясь вместе с ним на лошади. После нескольких занятий ребенку предлагали индивидуально подобранный комплекс физических упражнений, выполняемый на лошади. При составлении комплекса учитывали возраст, клиническую кар тину заболевания и степень исходного моторного дефицита. В комплекс входили следующие упражнения: активные (изменение положения посадки на лошади, смена положения рук и ног, ноги вдоль крупа и по бокам лошади, лежа на лошади на животе подъем ноги при удержании равновесия и т. д.) и активно-пассивные (подъем руки иппотерапевтом - опускание самостоятельно и т. д.). Упражнения выполнялись в игровой форме. Продолжительность - 30 - 40 % времени занятия. Для каждого ребенка разрабатывался индивидуальный план с определением цели и стратегии проведения занятий, состоящий из следующих пунктов: 1. Вводная часть (ФИО пациента, антропометрические данные, основной и сопутствующие диагнозы, данные из истории болезни, рекомендации лечащего врача и психолога, фамилии и профессиональные роли членов терапевтической команды, осуществляющих занятия по лечебной верховой езде). 2. Анализ развития сенсомоторных навыков. 3. Анализ состояния когнитивной сферы (степень концентрации внимания, способность точно выполнять вербальные инструкции и т. д.). 4. Анализ состояния эмоциональной сферы (интро- и экстравертности, формы выражения чувств). Программа проведения занятий по иппотерапии: 1. Развитие сенсомоторных навыков (цель, стратегия, этапы). 2. Развитие эмоциональной сферы (цель, стратегия, этапы). 3. Необходимые условия работы на лошади и на земле, потребность в страховке, методы управления лошадью. 4. Структура занятий, их продолжительность и регулярность. 5. Анализ промежуточных результатов, корректировка процесса и подведение итогов. Результаты исследования и их обсуждение. При ДЦП страдают самые важные функции организма: движение, речь, интеллект, психика. Характерной особенностью заболевания является отставание мо торного развития ребенка, обусловленное аномальным распределением мышечного тонуса и нарушением координации движений. В результате страдает функциональная система движения, что приводит к нарушению связи с окружающей средой [2].
Изменение ЧСС в ходе занятий иппотерапией (ЧСС 1 - начало курса, ЧСС 2 - середина, ЧСС 3 - окончание) При проведении занятий особое внимание обращали на правильную посадку ребенка на лошади. Отмечено, что у большинства детей, принимавших участие в эксперименте, заметное улучшение осанки при посадке на лошади наступало на 3 - 4 м занятии, что можно объяснить более рациональным распределением мышечного тонуса, снижением уровня напряженности мышц и активизацией функций вестибулярной и проприоцептивной анализа торных систем. Когда дети осваивались с темпом передвижения лошади и чувствовали себя достаточно уверенно, им предлагали комплекс упражнений. Исследование состояния сердечно сосудистой системы по показателям частоты сердечных сокращений (ЧСС) проводилось в начале, середине и заключительной части цикла. На рисунке приведены данные, показывающие изменения ЧСС в процентах от исходного уровня, за который принималась ЧСС в первые минуты нахождения в седле. Отмечено, что в начале курса иппотерапии у детей наблюдается нестабильность сердечного ритма, которая выражается в резких изменениях величины ЧСС. В середине курса происходит некоторое сглаживание колебаний, а на последних занятиях пульс изменяется плавно. При анализе величины ЧСС в состоянии покоя до начала тренировок и после их окончания установлено, что у 6 участников эксперимента произошло снижение ЧСС на 10-15 % и у одного ребенка величина показателя не изменилась. Основываясь на полученных данных, можно предположить, что в результате занятий иппотерапией перераспределился тонус отделов вегетативной нервной систем, что привело к урежению сердечного ритма - брадикардии. Кроме того, перераспределение мышечного тонуса и улучшение осанки сопровождалось улучшением экскурсии грудной клетки и оптимизацией дыхательного стереотипа, т. е. улучшением аэробного энергообразования в тканях [1]. У участников эксперимента измеряли подвижность в суставах правой и левой стороны тела: плечевом, локтевом, лучелоктевом, лучезапястном, тазобедренном, коленном и голеностопном. Определяли угол сгибания, разгибания, отведения, приведения, возможности выполнения круговых движений. Установлено, что изменения в подвижности суставов верхних конечностей отсутствуют, в то время как в су ставах нижних конечностей наблюдалось увеличение амплитуды движений на 3-8о. Следует отметить, что некоторые пациенты, до эксперимента не имевшие возможности стоять без опоры, смогли самостоятельно стоять в течение 30-40 с после нескольких занятий, причем с увеличением количества занятий это время увеличивалось. Двое детей к окончанию курса начали делать короткие самостоятельные пробежки. Эмоциональное состояние "всадника", которое оценивалось волонтерами при наблюдении за ним в течение занятий, не всегда было адекватным и зависело от многих обстоятельств. Однако можно отметить, что тенденция к его стабилизации и улучшению наблюдалась у всех детей к концу курса иппотерапии. Так, если у всех участников эксперимента на первых занятиях оно было определено знаками "-" или "+", то к окончанию курса оно определялось знаками "+++". По наблюдениям родителей, у всех участников эксперимента отмечалось улучшение состояния вестибулярного анализатора и координационных способностей, развитие двигательных навыков, уменьшение спастичности мышц, снижение тонуса мышц сгибателей. Кроме того, отмечена нормализация работы желудочно-кишечного тракта, улучшение регуляции функций мочевыделительной системы. Стабилизация или улучшение психоэмоционального состояния, что выразилось в снижении уровня тревожности, уменьшении раздражительности, сохранялось достаточно длительное время как после прекращения занятия, так и по окончании курса. Дети охотно шли на контакты с иппотерапевтом и берейтором, отвечали на вопросы и изъявляли желание дольше общаться с лошадью. Заключение. У детей с нарушениями в состоянии здоровья занятия иппотерапией, включенные в реабилитационную программу, оказывают выраженное положительное влияние на развитие двигательных навыков, а также практически на все системы организма. Полученный эффект сохраняется в течение 3 - 4 месяцев по окончании курса иппотерапии. Литература 1. Коновалова Н. Г. Влияние иппотерапии на работу внутренних органов детей, страдающих детским церебральным параличом / Н. Г. Коновалова, С. А. Коваленко, О. М. Архипова // Адаптивная физическая культура. - 2006. - № 3. - С. 61 - 64. 2. Паначев В. Д. Управляющее воздействие адаптивной физической культуры и спорта в социализации личности детей с ограниченными жизненными возможностями / В. Д. Паначев // Лечебная физическая культура. - 2004. - № 4. - С. 32 - 36. 3. Шайдхакер М. О лечении расстройств на почве страха с помощью психотерапевтической верховой езды / М. Шайдхакер, Д. Фридрих, В. Бендер // Адаптивная физическая культура. - 2003. - № 1. - С. 18-19. 4. Штраус Ингрид. Иппотерапия. Нейрофизиологическое лечение с применением верховой езды / Ингрид Штраус // пер. с нем. - ДЭЦ "Живая нить". - МККИ, 2000. - 102 с. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|