НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ



СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

С. В. Рыльский
Доктор педагогических наук, профессор В. С. Шилова

Белгородский государственный университет, Белгород

Ключевые слова: социально-экологическая компетентность, личность, туристская деятельность, природопользование, окружающая среда, учитель физической культуры.

Введение. Система высшего профессионального образования имеет различные возможности для формирования ответственного от ношения студентов к природной среде, повышения уровня их социально-экологической компетентности (компетентности в области взаимодействия человека и общества с природой). К сожалению, недостаточно высокий уровень ориентированности современного учителя в проблеме социально-экологического образования школьников препятствует продуктивному решению возникших социально-экологических задач, что, в свою очередь, требует его своевременной соответствующей подготовки. Последнее относится и к системе подготовки будущего учителя - увеличению степени его компетентности в области взаимодействия общества с природой.

Среди таких возможностей следует назвать потенциал содержания физического воспитания, подготовки учителя физической культуры. Особое место в этом потенциале занимает туристская деятельность, позволяющая достаточно эффективно решать задачи формирования социально-экологической компетентности будущего учителя физической культуры. Наше исследование позволило выявить ее структуру, определить основные единицы содержания каждого компонента.

Результаты исследования и их обсуждение. Теоретический анализ категорий "компетентность", "личность" позволил нам выделить четыре основных компонента социально-экологической компетентности будущего учителя: мотивационный, когнитивный, деятельностный, рефлексивный. Исходя из содержания программы курса "Спортивный туризм" факультета физической культуры нами был определен состав содержания исследуемых компонентов. Остановимся на некоторых их особенностях.

Так, мотивационный компонент, направленный на осознание процессов познания, включает в себя:

- познавательные мотивы, обусловленные целью формирования социально-экологической компетентности будущих педагогов в ходе изучения курса "Спортивный туризм";

- социальные мотивы, направленные на ориентацию и пропаганду социально-экологической культуры личности, любви к Роди не, родной земле; планирование практических дел на маршруте.

Вторым компонентом социально-экологической компетентности будущего учителя выступает когнитивный. Его структура представ лена следующими блоками социально-экологических знаний:

- Основы туристской деятельности.

- Ориентирование и топография.

- Краеведение.

- Основы гигиены и первая медицинская помощь.

- Общая и специальная физическая подготовленность.

Еще одним необходимым компонентом социально-экологической компетентности выступает деятельностный. Он характеризует личность с позиции ее действенности, активности. Структура этого компонента рассматривается с учетом выделенных социально-экологических знаний и умений, необходимых в процессе обучения студентов туризму.

Что касается рефлексивного компонента, который выполняет саморегулирующую функцию, наши исследования позволили выделить следующие элементы.

Социально-экологические знания:

1. Основы туристской деятельности. Осознание необходимости владеть социально-экологическими знаниями в процессе туристской деятельности; анализ влияния развития туризма на социально-экологические процессы в регионе; самоанализ социально-экологических способов действий и деятельности в природной среде; соотнесение своих целей и действий в природной среде; анализ процесса воздействия на окружающую среду в ходе бивачных работ; знание основ правильного питания в туристском походе.

2. Ориентирование и топография. Самоанализ имеющихся топографических, географических карт района путешествия; саморазвитие при изучении и планировании маршрутов; знания карты, условных обозначений на ней, схем маршрута для успешной и безопасной деятельности в природной среде.

3. Краеведение. Анализ рай она путешествия, его границ, климата, природных условий, населения и т. д.; осознание необходимости природоохранных мероприятий; саморазвитие в процессе посещения архитектурных и природных памятников, музеев, достопримечательностей региона.

4. Основы гигиены и первая медицинская помощь. Осознание необходимости здорового образа жизни; анализ негативного влияния на организм вредных привычек, загрязнения окружающей среды: почвы, воздуха, водных источников и т. д.; самоконтроль за состоянием здоровья.

5. Общая и специальная физическая подготовленность. Осознание необходимости физической подготовленности в процессе спортивной туристской деятельности.

Социально-экологические умения:

- умение осмыслить сложные процессы социально-экологического взаимодействия; осмыслить и обобщить индивидуальный опыт взаимодействия с природой; коррекция участниками и руководителем своей социально-экологической деятельности; перестраивать свой образ жизни; анализировать свои действия в процессе социально-экологических взаимодействий; отслеживать причины и возможные последствия своих действий в природе; проанализировать путешествие; создавать положительный психологический климат в группе; оценить сложившийся в группе социально-психологический климат; вызвать положительное эмоциональное состояние в процессе социально-экологической деятельности; создать условия для саморазвития; сравнить имеющуюся топографическую карту района с реальной действительностью на местности; определить негативное воздействие на организм чело века вредных привычек; осуществлять самоконтроль за состоянием здоровья; осознанно подходить к процессу физической подготовки, развитию необходимых для туриста физических качеств; умение переосмысливать свое отношение к окружающей природной среде.

Заключение. Следует подчеркнуть, что представленная структура является промежуточным результатом нашего исследования, и состав ее компонентов отражает лишь общий характер социально-экологических отношений. В связи с этим возникает потребность в дальнейшей конкретизации ее содержания, уточнении состава изучаемой компетентности, выявлении педагогических умений, способствующих ее формированию в условиях факультета физической культуры.

Использованная литература

1. Шилова В. С. Социально-экологическое образование студентов (в контексте деятельностного подхода): монография / В. С. Шилова. - Белгород, 2006.

2. Давыденко Т. М. Рефлексивное управление школой: теория и практика / Т. М. Давыденко. - М. - Белгород, 1995.

3. Сластенин В. А. Педагогика: учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. - М.: Школа Пресс, 1997.

4. Глазачев С. Н. Экологическая культура учителя: Исследования и разработки эко-гуманитарной пирамиды / С. Н. Глазачев. - М., 1998.

5. Мамедов Н. М. Культура, экология, образование / Н. М. Мамедов. - М., 1996.

6. Суравегина И. Т. Учителю об экологическом образовании / И. Т. Суравегина. - М., 2001.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!