ИГРОВОЕ ВЗАИМОПОНИМАНИЕ В ГАНДБОЛЕ

ИГРОВОЕ ВЗАИМОПОНИМАНИЕ В ГАНДБОЛЕ

Абалян А.Г., кафедра психологии

В спортивных играх успех в значительной степени определяется способностью спортсменов взаимодействовать в сложных соревновательных условиях. Взаимопонимание игроков в спортивных коллективах зависит от достижения согласия между ними как по отношению к объекту, так и по отношению к субъекту, а также от оценки игроками ситуации, в которой происходит установление взаимопонимания и оценки друг друга с точки зрения данной ситуации (3, 4, 5).

Особенно актуальна проблема сыгранности для сборных команд игровых видов спорта (1, 2). Пилотажное исследование, проведенное методом устного опроса тренеров сборных команд по гандболу позволил выделить ряд трудностей, с которыми неизбежно сталкивается любой тренер любой сборной. Эти трудности специфичны для тренеров команд, в которых игроки объединены отнюдь не по клубной принадлежности. Итак, анализ проведенного опроса, с учетом особенностей сборной команды и условий ее деятельности, позволил выделить следующий перечень трудностей:

  1. Комплектование. Трудность его прежде всего в том, что при высокой физической и технической подготовленности каждый игрок по-своему подготовлен тактически. В сборную страны, как правило, входят представители разных школ и направлений, которые различаются по манере ведения игры и тяготеют к разным стилям действий.
  2. Относительная кратковременность совместной подготовки. Тренеру сборной необходимо за относительно короткий срок сборов создать дружный, сплоченный во всех отношениях коллектив из игроков, совместный стаж игры которых относительно мал (либо его вообще нет).
  3. Укомплектованность сборной игроками разных национальностей. Помимо своих традиций и языка, каждая национальность имеет особенности характера. Тем не менее тренер должен создать в команде такую обстановку, в которой лучшие национальные черты игроков получили бы оптимальное воплощение.
  4. Воплощение позиций лидеров. Сборную страны представляют игроки, которые в своих клубах чаще всего выполняют роли лидеров. Отсюда неизбежность столкновений нескольких типов поведения лидеров, ведущих-при отсутствии определенных мер (со стороны тренера) по регуляции подобных явлений- к нарушению эффективности игровой деятельности и к ухудшению психологического климата в команде.
  5. Высокая экстремальность условий деятельности. Выражается в больших тренировочных и соревновательных нагрузках, а также в высокой ответственности игроков как представителей своей страны.

Таким образом, анализ литературных источников и практики показал, недостаточность исследования проблемы игрового взаимопонимания в гандболе. На основании этого, мы полагаем, что установление уровня взаимопонимания между игроками в отдельных звеньях и командах целом, позволит рационально провести комплектование команд и внести соответствующие коррективы в учебно-тренировочный процесс в гандболе.

Литература:

1. Асташев А.С., Травина А.П. и др. Об игровом взаимопонимани //Психология. Хоккей. Ежегодник . - М., 1983. - С. 46-48.

2. Игнатьева В.Я., Портнов Ю.М. Гандбол: Учебник для физкультурных вузов. - М., 1996.

3. Ионова Н.Л. Соревновательная деятельность гандбольного вратаря и индивидуально психологические особенности: Дисс. ... канд. психол. наук. - М.,1996.

4. Портнов Ю.М. Основы управления тренировочно-соревновательным процессом в спортивных играх. - М., 1996

5. Попов А.Л., Мельников В.М. Учебное пособие для студентов и слушателей РГАФК. - М., 1997.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Абалян, А.Г. Игровое взаимопонимание в гандболе // Юбилейн. сб. науч. тр. молодых учен. и студентов РГАФК. - М., 1998. - С. 3-4.