ПРОБЛЕМА УТОМЛЕНИЯ В ШАХМАТАХ

ПРОБЛЕМА УТОМЛЕНИЯ В ШАХМАТАХ

Козлова О.В.,
аспирантка кафедры шахмат

Утомление - одна из наиболее трудных и сложных медико-биологических проблем, практическое значение которой весьма велико. Это вполне понятно, так как возникновение утомления определяет изменения психофизиологического состояния человека и приводит к снижению эффективности трудовой деятельности.

В соответствии с имеющимися литературными данными [3,4] , утомление может быть следствием как физической, так и умственной (интеллектуальной) работы. Очевидно, что в шахматах проблемы утомления связаны с процессом интеллектуальной деятельности, особенно богатой эвристическими элементами. Изучение развития утомления, возникающего у шахматиста во время тренировочных занятий или по ходу соревнований представляет большую трудность в связи с отсутствием стандартных методических подходов к регистрации этого процесса. Опыт многочисленных исследований свидетельствует о том, что основным подходом при изучении утомления во время интеллектуальной работы является продуктивность и качество самой работы, и появление при ее выполнение жалоб на усталость. В связи с этим является актуальным рассмотрение проблемы утомления в шахматах.

Цель исследования: определить формы проявления утомления в процессе соревновательной деятельности шахматиста.

Первые заметки о причинах утомления, как исключительно процессе истощения материальных ресурсов организма, оказались не вполне состоятельными после того, как было выявлено, что гипнотическое воздействие на утомленного человека способно восстанавливать нормальную работоспособность.

Важнейшим показателем развития утомления является падение работоспособности [2,3,4], в шахматах проявляется в снижении эффективности игры.

С психологической точки зрения утомление рассматривается как особое своеобразно переживаемое психическое состояние, в котором И. Левитов (1964) выделяет следующие компоненты (нами будут рассмотрены и приведены те, которые особенно характерны для шахматной борьбы):

1.Чувство слабосилия: субъективно переживается как ощущение снижения собственных и возможностей, чувство тягостного напряжения и неуверенности в правильности действий.

2. Расстройство внимания: происходит снижение объема внимания, нарушаются процессы переключения и перераспределения, снижается способность к концентрации внимания.

3. Нарушение памяти: утомление прежде всего приводит к затруднениям извлечения информации из долговременной памяти; в кратковременной памяти ухудшаются как процессы запоминания, так и процессы удержания информации.

4.Нарушение мышления: существенно снижается эффективность процессов мышления за счет стереотипности мышления, подмены поиска новых решений готовыми шаблонными ответами. Снижается скорость мыслительных процессов. Иногда наблюдается другая форма расстройства мышления - потеря целенаправленности интеллектуальных актов.

5. Трансформация мотивов деятельности: происходит смена мотивов деловой направленности на упрощение или уход от нее, развивается апатия.

6. Ослабление воли: снижается выдержка, решительность, настойчивость.

7. Сонливость.

Негативными последствиями утомления во время шахматной партии (как правило, на 5-6 часу игрового времени) или серии партий могут быть:

- грубые ошибки и просмотры;

- нерешительность и сомнения при выборе хода или плана действий;

- недоверие к интуитивному принятию решения;

- непоследовательное переключение внимания с одного варианта на другой при расчете, в итоге могут возникать ситуации недостаточно четкого представления конечной позиции и, как следствие, затруднение в ее оценке, так называемая ''слепота'';

- многократное пересчитывание и возвращение к одному и тому же варианту;

- излишние затраты времени на обдумывание ходов;

- упрощение позиций в ущерб имеющегося преимущества (неоправданная разгрузка позиции), так как уменьшение количества фигур на доске облегчает процесс оперирования логическими действиями;

- потеря адекватной оценки индивидуальных способностей соперника;

- отказ от продолжения борьбы при наличии игрового потенциала позиции;

Бесспорно, что это отражается не только на качестве самой игры, но и на спортивном результате. Поражение может быть обусловлено не только шахматными причинами (например, недостаточная дебютная подготовка, слабое видение тактических возможностей, отсутствие в понимании позиции и т. п.), но и низкой интеллектуальной выносливостью, т. е. способностью противостоять утомлению. Это очень важный фактор, который в спортивной деятельности шахматиста определяет его возможность успешно выступать в соревнованиях высшей категории и заниматься шахматной деятельностью профессионально.

Наиболее эмоционально напряженными и утомительными для шахматистов высокого класса безусловно являются матчи (как претендентов так и за звание чемпиона мира). Практика показывает множество примеров доказательства причин поражения как следствия развития утомления.

Начиная с первого официального матча 1886 года за звание чемпиона мира между В.Стейницем и И.Цукертортом, дискутировался вопрос о целесообразном количестве игровых партий. После поражения в матче Цукерторт чувствовал себя больным и переутомленным. Он категорически настаивал на уменьшении и лимитировании количества партий (матч игрался до 10 побед без учета ничьих). Его мотивация была проста- результат должен определяться классом игры партнера, талантом, а не выносливостью. Подобное высказывание Цукерторта впоследствии прозвучало при оценке и других результатов на первенство мира. Так, например, после убедительной победы А.Алехина в матче 1927 года Х.-Р.Капабланка сделал предложение о сокращение количества партий до 16 (т. к. определение победителя при 6 победах без ограничения общего числа партий, представлялось для него чрезвычайно утомительным).Алехин был более вынослив, чем Капабланка, и поэтому отказался на запрос играть матч из 16 партий. До начала матча Алехин продемонстрировал как бы парадоксальный метод подготовки, казавшийся многим сомнительным. Он давал сеансы одновременной игры вслепую(что как известно, является очень утомительным) незадолго до матчевой встречи. Вопреки предположениям, что он истощит свой организм и не сможет успешно выступить Алехин доказал обратное. Он добился положительного эффекта - повысил интеллектуальную шахматную выносливость и легче своего соперника преодолевал утомление в течение игрового времени.

Во время длительных шахматных соревнований после напряженной борьбы остается ''след'', который по мере увеличения игровых встреч неуклонно нарастает. Многие шахматисты знают свое число партий, которые они могут сыграть без выраженных признаков томления. Об этом писали Нимцович, М. Ботвинник, М. Таль и другие выдающиеся гроссмейстеры, которые указывали, что снижение уровня игры в результате усталости проявляется в диапазоне 10-12 партий. Объективное изучение этого вопроса (по результатам матчей на первенство мира) позволило установить, что именно интервал 10-12 партий является критическим. Поражение в этих партиях в ряде случаев приводило к потере способности продолжать борьбу и проигрышу матча. В 10,11,12 партиях часто случаются обидные промахи, о которых Р. Шпильман после матча Алехин-Капабланка (1927г.) скажет, что ''мой разум бессилен найти этому подходящее объяснение. Но если, что и может вообще пролить свет на эту странную историю, лишь то обстоятельство, что во всех когда-либо играных матчах на первенство в мире наблюдаются такие же грубые ошибки, какие допускал Капабланка…''

В таком сугубо интеллектуальном виде спорта как шахматы развитие утомления для достижения высоких спортивных результатов играет не меньшую роль, чем в традиционных ''мышечных'' видах спорта, связанных с высокой двигательной активностью.

Литература:

1. Алехин А.А. На пути к высшим шахматным достижениям -М.: Физкультура и спорт, 1991.- 448 с.

2. Егоров А. Психологические аспекты проблемы утомления //Теория и практика физической культуры, 1971.-№4. С.32-34.

3. Психология: Учеб. для ин-тов физической культуры. / Под ред. В.М. Мельникова.-М.: Физкультура и спорт, 1987.-367с.

4. Чернов К., Виленский М. Проблемы управления физической и умственной работоспособностью // Теория и практика физической культуры, 1968.-№5. С 54-58.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Козлова, О.В. Проблема утомления в шахматах // Юбилейн. сб. науч. тр. молодых учен. и студентов РГАФК. - М., 1998. - С. 59-62.