СПОРТ В МИРЕ КУЛЬТУРЫ (ПО ВЗГЛЯДАМ Х. ОРТЕГИ-И-ГАССЕТА И Й. ХЁЙЗИНГИ)

СПОРТ В МИРЕ КУЛЬТУРЫ (ПО ВЗГЛЯДАМ Х. ОРТЕГИ-И-ГАССЕТА И Й. ХЁЙЗИНГИ)

Михайлов В.В., кафедра культурологии, политологии и социальной антропологии

В ХХ веке спорт занял невиданно большое место в мире культуры. Он не только превратился в особый вид социальной деятельности и сформировал собственную социокультурную среду, но и заметно потеснил другие формы культуры, придав при этом многим из них специфически спортивную окраску.

Среди наиболее удачных попыток осмысления феномена спорта можно уверенно выделить труды Х. Ортеги-и-Гассета и Й.Хёйзинги - крупнейших культурологов и философов ХХ века. Рассмотрим их взгляды для лучшего понимания этой проблемы.

Источником возникновения спорта Х.Ортега-и-Гассет видел свободную игру жизненных сил, порождающих спонтанное, антиэкономическое, избыточное усилие. Спортивное усилие философ, следуя Ф.Ницше, ставит выше трудового, ибо в жизни " самое необходимое... то, что избыточно ", иное же "будет затоптано в землю". Соответственно, если вынужденное, неизбежное усилие называть трудом, "то лучший пример бесцельного усилия даёт спорт".(4, 138).

Философ усматривает развитие "спортивного" духа в обычаях первобытного общества, находящегося в социально-психологической стадии "подросткового коллективизма". Человек живёт там "как бы внутри команды, типа футбольной".(4, 141).

Тайные общества из "домов холостяков" организованные с целью похищения женщин и других варварских вылазок, были по Ортеге, прообразами спортивных клубов и даже государственной организации. "Именно это я имел в виду, когда заявил, что у истоков государственности стоит спорт"(4, 145),-сказал философ в одном из своих выступлений.

Причину бурного развития спорта в ХХ веке Ортега-и -Гассет усматривал в перемене социокультурного приоритета, которым в Х1Х веке была работа, а в ХХ веке- игра. В результате, в ХХ веке широко распространилось спортивно-праздничное, карнавальное ощущение жизни. Другую причину распространения физических игр философ видит в материализации и "бодицентризме" культурных установок, когда тело становится надзирателем для души. Именно такое действие и оказывает спорт по мере своего распространения среди молодёжи, отмечал Ортега-и-Гассет. Здесь философ подводит нас к пониманию роли спорта при тоталитаризме, где он выступает как инструмент духовного порабощения и подавления личности.

В работе "Дегуманизация искусства" философ демонстрирует роль спорта в инфантилизации культуры ХХ века. "За короткое время мы увидели, насколько поднялась на страницах газет волна спортивных игрищ, потопив почти все корабли серьёзности... Торжество спорта означает победу юношеских ценностей над ценностями старости... Европа вступает в эпоху ребячества (6, 257),-констатирует Ортега-и-Гассет.

Подобное ребячество проникает и в иные области культуры: так иной "Поэт уподобился футболисту, создавая свои стихи одной левой."(5, 43); для некоторых как "...для африканских

негров философствовать значит танцевать, а не задаваться вопросами о Бытии." (5, 309).

Таким, отчасти верным, отчасти спорным является в общих чертах мнение Ортеги-и-Гассета о происхождение и современном состоянии спорта.

Идеи голландского культуролога Й. Хёйзинги во многом противостоят Ортеге, а в чём то дополняют взгляды испанского философа.

Обратимся к его главному труду "Homo ludens". В этой фундаментальной работе, посвящённой всестороннему рассмотрению теории и истории игры, автор уделяет внимание и телесным играм, в том числе спорту. Хёйзинга справедливо отмечает, что Средневековье и Возрождение не признавали игру (которая старше культуры) и телесные упражнения в качестве культурных ценностей, что де-факто произошло в XX веке.

Автор отмечает, что хотя спортивные состязания по своей природе существуют очень давно в виде испытаний физической силы или быстроты - бег, плавание, гребля, "...эти формы состязания лишь в незначительной степени принимают характер организованных игр..."(11, 221). Однако, наряду с ними существуют и другие формы, развивающиеся сами собой в игры с системой правил: игра в мяч, горелки. Этим Хёйзинга опровергает спортивно- игровую теорию Х. Ортеги-и-Гассета.

В Х1Х веке, отмечает Хёйзинга, спортивные игры воспринимаются всё серьёзнее, правила ужесточаются и детализируются, результаты растут. Профессионализация спорта вытесняет из него спонтанность и беспечность, то есть игровой элемент. Профессионал уже не играет, он работает. В то же время, по Хёйзинге, в современной общественной жизни спорт стоит в стороне от собственно культурного процесса. Это связано с оторванностью современного спорта от высокой духовной культуры, ритуальных празднеств и религиозного культа. Современный спорт, в отличие от древности, уже не часть религиозного ритуала, он лишён былой одухотворённости, не имеет никакой органической связи со структурой общества, даже если и предписан правительством, а выражает скорее инстинкты... Несмотря на шумиху, пишет культуролог, ни одна из форм современного спорта не созидает стиль и культуру. "Несмотря на всё своё значение для участников и зрителей, он остаётся бесплодной функцией, в которой древний игровой фактор по большей части уже успел отмереть."(11, 223).

Как представляется, в этом пассаже Хёйзинга снова успешно опровергает испанского философа, который неоправданно поставил спорт впереди культуры, а не наоборот. Похоже, что именно за некоторые свои спортивно-праздничные пассажи Ортега-и-Гассет был обвинён испанскими неотомистами в "пьяной философии".

Зато Й. Хёйзинга демонстрирует нам на примере спортивных игр неизбежную внутреннюю деградацию любых десакрализованных форм культуры.

Современный спорт, по Хёйзинге, представляет собой застывшую, переходящую в серьёзное игру, а в другом случае - серьёзное занятие, вырождающееся в игру, но сохраняющее репутацию серьёзного.

Указывает культуролог и на внедрение спортивного элемента в экономику и деловую жизнь, где рекордомания, дух состязательности используются для получения прибыли.

Подводя итоги, мы уверенно можем сказать, что ознакомление с идеями Й. Хёйзинги и Х. Ортеги-и-Гассета во многом проясняет роль спорта в современной культуре, о которой, видимо, не слишком задумывается большинство спортсменов и зрителей. Конечно, взгляды рассмотренных здесь мыслителей не охватывают этой проблемы полностью, особенно, если учесть, что некоторые идеи Ортеги-и-Гассета в данной области, например, об изначально спортивной природе государства, носят явно односторонне- оригинальный характер. Вместе с тем, некоторые положения этих мыслителей достаточно отчётливо проецируются на развитие спорта в конце нашего века.

Среди особенностей современного спорта хотелось бы отметить его постоянное усложнение, рост социально- экономической обусловленности спортивных достижений , зависимости их от материально- технической базы и научно-педагогического обеспечения. Серьёзное значение имеет и всё больший отрыв спорта от физической культуры, отказ от древней традиции гармоничного духовно-телесного идеала и развития человека, всё большая зрелищность спорта, сближающая его с карнавально-цирковой зрелищной культурой...

Естественно, проблема спорта в мире культуры не может быть полностью раскрыта в одной статье. Этот вопрос нуждается в дальнейшей более глубокой и широкой разработке.

Литература:

1. Белова Т.В. Культура и власть. - М., 1991

2. Крамник В.В. Социально-психологический механизм политической власти. - Л., 1991

3. Лоренц К. Агрессия. (Так называемое "зло".) - М., 1994

4. Ортега-и-Гассет Х. О спортивно-праздничном чувстве жизни. - Философские науки, №12, 1991, с. 137-152.

5. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? - М., 1991

6. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. - М., 1991

7. Солоневич И.Л. Народная монархия. - М., 1991

8. Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. - М., 1994

9. Урбанизация и развлекательная культура. (Сб. Статей) - М., 1991

10. Философия культуры. Межвузовский сборник научных статей. - Самара, 1993

11. Хёйзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. - М., 1992

12. Чепик В.Д. Физическая культура в социальных процессах. М., 1995


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Михайлов, В.В. Спорт в мире культуры (по взглядам Х. Ортеги-и-Гассета и Й. Хейзинги) // Юбилейн. сб. науч. тр. молодых учен. и студентов РГАФК. - М., 1998. - С. 111-114.