СПОРТ, КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО

Спорт, культура и искусство*

Хуан Антонио Самаранч

Мне доставляет удовольствие обратиться к участникам I Шведского Форума по международному туризму. Во-первых, потому, что у меня много друзей в области туризма и культуры. Во-вторых, тема форума: "Современный туризм - способствует или мешает культуре?" может звучать и так: "Современный спорт - способствует или мешает культуре?"

Известно, что любое явление, любая деятельность может подрывать ценности, с трудом завоеванные человечеством, приводить к насилию, наносить серьезный вред природе, разрушительно воздействовать на культуру. И мы хорошо знаем, что у туризма, как и у спорта, есть такие возможности.

Вместе с тем мы знаем, что туризм, как и спорт, может быть замечательным средством воздействия на цивилизацию и культуру, объединять людей, способствовать культурному обмену, новым знакомствам, открывать новые горизонты, внося освежающую струю кислорода человечеству, подверженному стольким отрицательным воздействиям.

В конечном итоге туризм, как и спорт, является тем, что из него делают руководители. Это накладывает на нас большую ответственность.

Я не буду углубляться в серьезную дискуссию по поводу точного определения культуры. Подчеркну лишь, что неплодотворная почва - та, на которой ничего не растет. Человек же, напротив, должен процветать.

Таким образом, основной вопрос состоит в следующем: "Каким образом олимпизм может содействовать развитию культуры?" или "Что олимпизм делает для развития культуры?"

Для ответа на эти вопросы приведу несколько примеров.

Прежде всего упомяну Олимпийские игры Древней Греции, где искусство и культура играли огромную роль. Наиболее известное произведение искусства в этой области - "Дискобол" Мирона. Эта скульптура, созданная в период между 460 и 450 гг. до н.э., изображает атлета во время наивысшего усилия. Олимпия была местом встреч не только атлетов, но и артистов, создававших картины или статуи. Статуи из золота и слоновой кости в Храме Зевса в Олимпии отнесены к семи чудесам света. Олимпийские игры древности вдохновляли поэтов, писателей, философов и историков. Игры были поводом для встреч этих столпов культуры в Олимпии на форумах, слава о которых не угасает до сих пор.

Для барона Пьера де Кубертена - основоположника современных Олимпийских игр - они не сводились к простым спортивным соревнованиям, а были средством развития интеллектуальной и художественной культуры. Кубертен настоял на проведении на Олимпийских играх конкурсов искусств в области архитектуры, литературы, живописи, музыки и скульптуры. Тем самым он хотел подчеркнуть связь между спортом, культурой и искусством. Одна из золотых медалей была вручена лозаннскому архитектору Лаверьеру за план олимпийского города в заливе Толошеназ около Моргеса. Сам Кубертен, выступая в конкурсе под псевдонимом, завоевал золотую медаль за поэму "Ода спорту".

Художественные конкурсы искусств перестали проводиться на Олимпийских играх, так как артисты отказывались анонимно участвовать в них. Сейчас мы пытаемся возродить награждение деятелей искусства на Олимпийских играх.

Хорошо известно также, что Олимпийские игры дают повод для проведения широкого круга культурных мероприятий в той стране, которая их организует. Торжественные церемонии открытия и закрытия Игр благодаря телевидению собирают огромную аудиторию зрителей. В 1968 г. в Мексике странам-участникам Игр было предложено сделать культурный вклад в их проведение. Воздействие этой "культурной Олимпиады" было значительным как во время Игр, так и в предшествующие месяцы.

Экспонаты олимпийского музея МОК, о котором я скажу позже, включают огромное количество визуальной, аудиовизуальной и письменной документации о роли искусства и культуры в рамках Олимпийских игр.

Но культурная активность олимпизма не ограничивается только периодом Олимпийских игр. Она является постоянной и осуществляется под руководством комиссии по культуре, которую возглавляет известный мексиканский архитектор и член МОК Педро Рамирез Ваздиез. В частности, помимо Международной Олимпийской академии, активно работающей в сфере культуры под эгидой греческого Олимпийского комитета, расширяют свою активность в разных странах около 40 недавно созданных национальных Олимпийских академий, имеющих культурные центры.

Сам МОК постоянно пытается показывать пример в этом отношении. Необычайно богата олимпийская библиотека в олимпийском музее в Лозанне - ее коллекция книг, наверное, самая большая в мире. МОК регулярно публикует не только художественные книги, посвященные истории олимпизма, но также свои журналы, в частности, "Олимпийское ревью", которые являются важным средством информации в области культуры.

Упомяну также недавнюю фундаментальную публикацию в две тысячи страниц: "Избранные труды Пьера де Кубертена". Это три тома работ Пьера де Кубертена о спорте. Выпущена иллюстрированная брошюра, посвященная жизни Кубертена.

Вместе с тем совместно с парижским издательством Дарго МОК работает над выпуском четырехтомника, в картинках изображающего все Олимпийские игры - от античности до наших дней.

Не забыта и медицина, имеющая большое значение для спорта. МОК выпустил первый том медицинской энциклопедии, которая пользуется огромным успехом.

Многочисленны очень высокого качества художественные работы, созданные под влиянием спорта и олимпизма. Упомяну хотя бы великолепные произведения живописи великого шведского художника Ханса Эрни, создавшего по заказу МОК серию из 41 картины, иллюстрирующую олимпийские виды спорта. В Олимпийском парке установлены прекрасные скульптуры, подаренные МОК различными национальными Олимпийскими комитетами.

Нельзя не отметить и архитектурную деятельность олимпийского движения. По инициативе организаторов Олимпийских игр в сотрудничестве с национальными и региональными властями построены спортивные сооружения высокого класса. Вспомним, например, олимпийские стадионы в Мехико (1968), Мюнхене (1972), Монреале (1976), Сеуле (1988).

На собственные средства МОК построил штаб-квартиру в Лозанне, которая своей красотой привлекает многочисленных туристов Лозанны. Кубертен 100-летию МОК начато и строительство нового олимпийского музея в Лозанне, который обещает быть одним из самых престижных в мире.

Нельзя не отметить также ежегодно проводимые в Лозанне олимпийские недели - спортивные и культурные мероприятия, организуемые совместно МОК и Лозанной с 1982 г, выставки во время Олимпиад и т.д.

Надеюсь, даже этот краткий обзор показывает, что олимпийское движение стремится, несмотря на существенные трудности, быть проводником культуры, содействовать ее развитию. Я уверен, что все это верно и в отношении туризма. Я искренне желаю этого.


* Juan Antonio Samaranch. Sport, Culture and The Arts // Olympic message, N26, april 1990, pp. 7-13. Перевод В.И.Столярова.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Самаранч, Х.А. Спорт, культура и искусство = [Sport, Culture and The Arts] / Пер. Столярова В.И. // Спорт, дух. ценности, культура. - М., 1997. - Вып. 1. - С. 9-11.