У ИСТОКОВ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

У ИСТОКОВ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ.
ИСТОРИЯ И ПОЛИТИКА.

В.К. Лагуткин,
кафедра истории цивилизации,
физической культуры и спорта.

Есть в истории человечества вопросы, на которые вряд ли когда-нибудь будут даны исчерпывающие ответы, и которые удовлетворяли бы всех.

В нашей истории - это, в первую очередь, вопрос о возникновении российской государственности. Вот уже три столетия ломают копья отечественные историки, пытаясь ответить на вопрос "Откуда есть пошла русская земля?"

Самым древним летописным рассказом, повествующим о начальном периоде древнерусского государства, является "Повесть временных лет", автором которой был монах Киево-Печерского монастыря- Нестор. Впоследствии эта летопись неоднократно переписывалась, дополнялась, редактировалась. На заключительном этапе русского летописания в конце ХVI I века была сформулирована каноническая версия начала русской истории, в которой, вероятно, мало что осталось от первоначального содержания летописи.(1)

Некоторые авторы идут еще дальше и утверждают, что эпизод с призванием варягов дело рук фальсификаторов, которые вклеили в летопись лист, ставший основой так называемой "норманнской теории". Сделано это было в угоду прозападной Романовской династии, которая была северо-западного, псковского, литовского происхождения.(2)

О чем же повествует летопись? Говорится о том, что ряд славянских племен, живших на северо-западе перестали платить дань варягам и изгнали их за море и начали сами собой владеть. Но у них началась усобица, и они стали воевать друг с другом. Тогда они пошли за море к варягам, которые назывались русью, как другие назывались шведы, норманны, англы и т.п. и пригласили их княжить и владеть ими. "И избрались трое братьев со своими родами и взяли с собой всю Русь, и пришли и сел старший Рюрик в Новгороде, а другой Синеус - на Белоозере, а третий Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась русская земля. "После смерти братьев вся власть перешла к Рюрику. После его кончины в 882 году другой варяжский конунг (князь)- Олег, обманом захватил Киев и объединил земли. Появилось древнерусское государство, которое принято называть Киевской Русью.

Это известие о Рюрике, его братьях, и их преемниках кочевало из летописи в летопись, постепенно обрастая новыми деталями и подробностями, не вызывая возражений у летописцев.

Впервые подлинную политическую остроту вопрос о происхождении русской государственности приобрел при преемниках Петра I .

Поскольку обобщающих трудов по русской истории не было ("История Российская с самых древнейших времен", написанная В.Н.Татищевым при его жизни так и не увидела света), широкое распространение получили работы приглашенных в Россию немецких историков Г.З.Байера и Г.Ф.Миллера. В соответствии с летописью и привлекая дополнительные доказательства они заявили, что имя Российской империи скандинавского происхождения. Они так же считали, что и само это государство было создано скандинавами-варягами.

Первым противником этой теории , получившей название "норманской", был М.В.Ломоносов. В этом споре первой половины ХVШ века отчетливо отражается память о ненавистной "бироновщине". Вместе с тем проблема, поднятая Ломоносовым, для других русских историков ХVШ - начала ХХ вв. практически не существовала. М.М.Щербаков и Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев и В.О.Ключевский, другие крупные историки без особых возражений принимали традиционную версию. Правда, некоторые авторы время от времени все же подвергали сомнению те или иные аспекты норманской теории, но работы эти в исторической науке не вызывали особого резонанса.

Действительную остроту в нашей исторической науке эта проблема приобрела в 30-е годы нашего столетия. С приходом нацистов к власти в Германии, многие немецкие историки, пытаясь доказать неполноценность славян, выдвигают тезис об организующей роли скандинавского (германского) начала в Польше, Чехии, на Руси. В связи с этим генеральной линией советской исторической науки становится воинствующий антинорманизм- теория, доказывающая абсолютную самобытность славянской государственности. Попытки подвергнуть сомнению те или иные элементы новой теории решительно пресекались. Их носители автоматически попадали в разряд пособников мирового империализма.

Сейчас предпринимаются попытки посмотреть на эту проблему без политических шор.

Краеугольным камнем аргументации против организующей роли немцев в истории России для Ломоносова стало отрицание скандинавского происхождения слова "Русь". Он и его последователи название Русь, выводили из названия реки Рось, на берегах которой жили славяне - росы. Однако исследователи давно указывали на то, что понятие "русь" встречается в документах довольно часто и безотносительно к славянам. Летопись называет русами варягов. Но в середине века варягами называли первоначально купцов норманского происхождения, затем наемных воинов. Наемные дружины приглашались для участия в войнах, для защиты городов. Одной из таких дружин и были, вероятно, варяги - русы, приглашенные славянами. Сейчас одни историки считают, согласно традиционной версии, варягов скандинавами. Другие больше склоняются к тому, что варяги это племя с берегов Южной Балтики. Особо подчеркивается близость балтов и славян, которые жили рядом и имели много общего. Известный историк Л.Н.Гумилев, сын не менее известного поэта Н.С.Гумилева, высказывал мнение, что русы - это скорее племя южных германцев. Этот спор вряд ли удастся разрешить. Круг источников узок. Речь идет о гипотезах. Сейчас в некоторых работах для обозначения населения Киевской Руси употребляется термин славяно - русы (3).

С принятием христианства на Руси создалась широкая основа для формирования единого народа на почве общих духовных и нравственных принципов. Исчезла граница между русами и славянами, между различными племенами славян. Всех объединила общая духовная основа.

Еще в 70-е гг. н.в. археолог М.Х.Алешковский, участник новгородских раскопок, высказал мысль о том, что призвание варяжского князя именно в Приильменье явилось следствием довольно сложной этнической ситуации в этом регионе, где проживало несколько племен разного происхождения - славяне, угры, финны, балты, ни одно из них не желало бы установления верховной власти представителя соседнего племени, следовательно, логично было пригласить чужеземца. Участие скандинавских дружин и князей, издавно облюбовавших путь из варяг в греки, в политической жизни славянских племен легко объяснимо. Приглашение опытных военачальников варяжских конунгов с их дружинами обеспечивало местным славянским племенам более сильные позиции в отношении с соседями.

В оценке реальной роли варягов в истории России важное значение имеют достижения отечественной археологии. Находки скандинавского инвентаря:"молоточки Тора", мечи, застежки-фибулы, дают материал, который трудно игнорировать, хотя под давлением антинорманистов иногда свертывались раскопки, предпринимались попытки искусственно снизить "чрезмерно высокий процент" варяжских погребений. К 80-м годам н.в. споры несколько смягчились. Даже признанный глава отечественных антинорманистов, академик Б.А.Рыбаков, автор многих солидных монографий по истории Древней Руси, стал склоняться к мнению об историчности фигуры Рюрика, отождествляя его с Рюриком Фрисландским - датским конунгом, участвовавшим в некоторых набегах, а затем словно исчезнувшим с исторической арены (4). По "реконструкции" же В.Г.Носовского и А.Т.Фоменко, реальный русский князь - хан Рюрик не имеет никакого отношения к Скандинавии. Рюрик- это великий князь Георгий Данилович, он же Чингисхан, он же Юрий Долгорукий, объединивший Русь, и создавший затем огромную Великую (= Монгольскую) империю. (5)

В ранней русской истории отчетливо обозначилось противостояние двух полюсов формирующейся государственности, а именно Новгорода и Киева. Как северный, так и южный центры были самостоятельными и независимыми друг от друга. Однако, только их объединение означало рождение древнерусского государства. Нельзя не отметить при этом довольно легкое утверждение власти Олега в Приднепровье.

Этот факт является лишним доказательством того, что к концу IХ века на Руси созрели все необходимые внутренние условия для объединения русских земель или, во всяком случае, в это время отсутствовали серьезные препятствия для возникновения единого государства, которое стало своеобразной федерацией славянских земель.

Варяги на этом этапе играли не последнюю роль. Речь не идет о каких-то особых организационно-государственных качествах скандинавов. Период с конца VШ по IХ век - время викингов в Европе. Походы скандинавов в Западную Европу захватили весь континент. Хотя в Западной Европе существовали более развитые, чем у скандинавов, формы общественной и политической жизни, демократия викингов становится организующим элементом для появления европейской государственности. Викинги стимулировали процесс образования государств в Западной Европе.

Но предоставленные самим себе, потомки норманнов поселившиеся в Исландии, Гренландии в средние века, государства не создали вовсе.

Но здесь, в Восточной Европе, появление варяжских дружин безусловно ускорило процесс образования государства.

Славянское, в своей основе, древнерусское государство было создано не только, и даже может быть не столько варягами; но без этого динамичного и воинственного элемента, вновь увлекшего восточных славян в походы на Византию, возможно, объединение севера и юга совершилось бы значительно позже или ( как это произошло у западных славян) на месте Киевской Руси возникли бы соперничающие друг с другом королевства (6).

Литература:

1. Думин С.В., Турилов А.А. "Откуда есть пошла русская земля?" - История Отечества. Люди, идеи, решения. Очерки истории России. IХ - начало ХХ века. М.: Издательство политической литературы, 1991, с.12.

2. Носовский Г.В., Фоменко А.Т. Империя. Русь, Турция, Китай, Европа, Египет. Новая математическая хронология древности. М.: Издательство "Факториал", 1996, с. 89.

3. Семенникова Л.Н. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Учебное пособие для вузов. М.: Интерпракс, 1994, с. 113.

4. Думин С.В., Турилов А.А. Указ. соч., с 18.

5. Носовский Г.В., Фоменко А.Т. Указ. соч., с 90.

6. Думин С.В., Турилов А.А. Указ. соч., с 27-28.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Лагуткин, В.К. У истоков российской государственности. История и политика // Юбилейн. сб. тр. учен. РГАФК, посвящ. 80-летию акад. - М., 1997. - Т. 1. - С. 19-23.